Страница 2 из 2

Re: Проблемы организации коррекционно- профилактической работы с аддиктивными подростками

СообщениеДобавлено: 27 апр 2016, 15:21
Лаптева Елена Фёдоровна
Добрый день, уважаемые участники форума! Считаю, очень актуальную тему мы обсуждаем!
Аддиктивное поведение является одной из форм отклоняющегося поведения. Не обладая жизненным опытом, не умея выбирать эффективные способы снятия психоэмоционального напряжения, подростки не справляются с многочисленными проблемами. Это часто приводит к злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами, а также, как наблюдается в последнее время – суицидам.
При проведении профилактических работ по устранению аддиктивного поведения большая роль отводится учебным заведениям.
Используем следующие направления работы по профилактике аддиктивного поведения в нашей школе:
-анкетирование обучающихся с целью выявления их отношения к проблемам наркомании, алкоголизма, табакокурения;
- выявление наклонностей, интересов учащихся «группы риска»;
-индивидуальная работа с обучающимися, состоящими на учете в школе, КДН;
- вовлечение обучающихся «группы риска» в участие в кружках, секциях, объединениях по интересам;
- работа с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
-проведение классных часов на тему профилактики вредных привычек;
-создание системы спортивных секций, кружков;
-проведение Дней здоровья;
-проведение родительских собраний по проблемам подросткового и молодежного алкоголизма, наркомании;
-обсуждение проблем профилактики на заседаниях родительского комитета;
-оказание психолого- педагогической помощи родителям в вопросах воспитания детей;
-посещение семей «проблемных» обучающихся с целью выявления жилищно- бытовых условий, психологического климата в семье;
-обсуждение вопросов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения на заседаниях методического объединения классных руководителей и т. д.
С уважением, педагог-психолог МАОУ "ЦО №13" Лаптева Е. Ф.

Re: Проблемы организации коррекционно- профилактической работы с аддиктивными подростками

СообщениеДобавлено: 27 апр 2016, 15:43
Гуськова Марина Анатольевна
Тема для обсуждения очень важная. А начинать профилактику аддиктивного и суицидального поведения среди обучающихся необходимо очень рано.
Работая в ДОУ, мы педагоги-психологи часто наблюдаем у наших воспитанников отклоняющееся поведение. Так как в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, то и наиболее эффективной технологией по коррекции отклоняющегося поведения будут игровые технологии:
Игры с правилами, игры-соревнования. Игры с правилами хороши тем, что в них чётко предусмотрены требования к поведению детей. Ребёнок вынужден подчиняться этим правилам, если он желает играть и не хочет разрушить игру. В играх соревнованиях правила отличаются не только чёткостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребёнок правила или нарушает – это сразу же замечают другие игроки, что создаёт наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил.
Игры-соревнования – наиболее сильное «испытание» для гиперактивного ребёнка. Особенно поначалу, когда только зарождающиеся выдержка и самообладание вытесняются безудержным стремлением ребёнка к выигрышу. Постепенно в процессе коррекционно-развивающей работы нетерпимость и импульсивность ослабевают. В основе этих изменений лежат факторы осознания и усвоения правил игры, а также приобретение ребёнком навыков саморегуляции поведения. Вместе с детьми с гиперактивным поведением к играм с правилами целесообразно привлекать детей с социальной дезориентацией: в заданных игрой обстоятельствах социально дезориентированные дети получают навыки социального поведения и знакомятся с правилами поведения в обществе.
Игры драматизации, образно – ролевые игры, раскрепощающие психотехнические игры, проводимые для профилактики и коррекции комфортного поведения детей. Игры-драматизации целесообразно использовать на заключительном этапе коррекционно-развивающей работы с конформными детьми. Предшествовать игре-драматизации должны образно-ролевые и психотехнические раскрепощающие игры, в которых комформный ребёнок первоначально преодолевает присущие ему неуверенность, застенчивость, тревожность, трусость.
Раскрепощающие психотехнические игры – это специальные игровые упражнения, в которых содержатся явная или скрытая формула поведения, отношения к себе или окружающим. Коррекционно-развивающий эффект таких игр может быть усилен, если ребёнок воплощает два противоположных образа какого-либо персонажа. Это позволяет ребёнку осознавать и оценивать себя, своё поведение посредством нахождения у самого себя похожих черт с одним из образов. Важно ещё и то, что в образно-ролевых играх все дети успешны: правильно все, что они делают, по-своему разыгрывая тот или иной образ. При этом они чувствуют себя хозяевами своего поведения, получая от этого неизбежное удовлетворение собой, что формирует и поддерживает их положительную самооценку.
Коллективные дидактические игры в работе по профилактике и коррекции протестного поведения детей. Как показывает практика, дети с протестным поведением из-за присущего им упрямства и эгоизма не владеют в достаточной степени навыками совместного взаимодействия со сверстниками. Преодолеть эти сдерживающие и искажающие личностное развитие ребёнка недостатки возможно, если включить его в совместную дидактическую игру с другими детьми. Участвуя в серии игр, прежде упрямые, эгоистичные дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнёром. Важно и то, что найденная в игре атмосфера сотрудничества и взаимопонимания становится личностно значимой для ребёнка и в дальнейшем.
Сюжетно-ролевая игра в профилактике и коррекции демонстративного поведения детей. Преимущество сюжетно-ролевых игр в коррекции демонстративного поведения (по сравнению с другими типами игр) прежде всего в том, что сюжетно-ролевая игра является активной формой экспериментального поведения и, следовательно, обладает мощным социализирующим эффектом. Ребёнку предоставляется возможность сопоставить самого себя с двумя образцами поведения – положительным и отрицательным. В игре ребёнку проще отделить свои негативные действия, черты характера от самого себя, сделать их определённой внешней моделью, оценить их в контексте игровой ситуации, понять их смысл и значение, наконец отказаться от них.
Психотехнические освобождающие игры и режиссёрские игры, проводимые для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей.
Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряжённости ребёнка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры типа всевозможных (бросалок), (кричалок) – это своеобразный канал для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии в социально приемлемой форме. После игры-освобождения полезно предложить ребёнку игровое упражнение, позволяющее ему осознать своё поведение или состояние.
В режиссёрской игре ребёнку необходимо предоставить возможность самостоятельно организовать игровую ситуацию: выбрать сюжет, отрегулировать взаимоотношения между персонажами, мотивируя их поступки и создавая характеры. Таким образом, в режиссёрской игре ребёнок с агрессивным поведением постепенно приобретает навык оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить различные варианты. Поведения в ней и выбирать приемлемый, а также у ребёнка развивается способность координировать свою точку зрения с другими возможны, своё поведение – с поступками других людей.
Таким образом, сформированные устойчивые навыки адекватного и конструктивного поведения в дошкольном возрасте будут залогом отсутствия суицидальных и аддиктивных наклонностей у подростков.

Re: Проблемы организации коррекционно- профилактической работы с аддиктивными подростками

СообщениеДобавлено: 27 апр 2016, 16:58
Елена Анатольевна Миленко
Добрый день, уважаемые коллеги!
Приоритетным в профилактике аддиктивного и суицидального поведения среди учащихся, на мой взгляд, является позитивная профилактика, опирающаяся на возрастные особенности детей, которая предполагает воспитание гармоничной, успешно социализированной личности, формирование положительного образа «Я» ребенка, а также навыков ответственного принятия решения, эффективного общения, стрессоустойчивых личностных установок, навыков быть успешным, значимым, способности к саморегуляции, ценности и навыков укрепления здоровья, регулирование эмоций, разрешение конфликтов, сопротивления наркогенному давлению со стороны сверстников, взрослых и рекламных компаний в СМИ, освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, помощь в самореализации собственного жизненного предназначения, воспитание психически здорового личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами. Позитивная профилактика аддиктивного поведения – это пропаганда позитивного отношения к жизни, создание ситуации успешности, благополучия, включение ученика в ту деятельность, где он сможет проявить себя, почувствовать себя значимым для других, поверить в себя, испытать радость проявления собственной активности. В профилактической работе использую следующие игры и упражнения практического характера:
 рисунок «Я - ТЫ - МЫ»
 упражнение «Поиск общего»
 упражнение «Зависимость»
 упражнение «Марионетка»
 упражнение «Что вы действительно думаете?»
 упражнение «Интервью с партнером»;
 игра «Волшебный магазин»
 упражнение «Аргументы «за» и «против»
 игра «Последствия»
В ходе выполнения упражнения детям предлагаются ситуации, поиск выхода из которых происходит в ходе игры.
Педагог-психолог МАОУ СОШ № 33(II корпус) г. Тамбов
Миленко Елена Анатольевна

Re: Проблемы организации коррекционно- профилактической работы с аддиктивными подростками

СообщениеДобавлено: 28 апр 2016, 11:20
Кондратьева Екатерина
Добрый день уважаемые коллеги! Хотелось бы поделиться опытом работы по организации коррекционно- профилактической работы с аддиктивными подростками в "Центре внешкольной работы".
Как всем известно "аддиктивное поведение" – «саморазрушающее» поведение, при котором человек стремится «убежать» от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояние путем употребления различных веществ с целью развития интенсивных эмоций.
Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, то есть химические аддикции, и нехимические аддикции — компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции кеде (переедание, голодание) и др.
К особенностям подросткового периода, входящих в группу риска при формировании аддиктивного поведения, относятся: повышенный эгоцентризм; тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов; амбивалентность и парадоксальность характера; стремление к неизвестному, рискованному; обостренная страсть к взрослению; стремление к независимости и отрыву от семьи; незрелость нравственных убеждений и т.д.
В рамках профилактики аддикивного поведения у подростков и молодежи в Центре внешкольной работы ведется работа по нескольким основным направлениям:
1. Спортивное:
. Спортивное:
– «Территория мужества» городская военно-спортивная игра;
– Соревнования по мини-футболу «Кожаный мяч»;
- «Золотая ракетка»- городские соревнования по настольному теннису;
– «Спортивные вершины» - городская спартакиада среди воспитанников подростковых клубов;
– "Тур-экстрим"- спортивно- игровая программа.
2. Творческое:
– «Созвездие талантов» - конкурс;
– «Главное в жизни - дружная семья» цикл мероприятий посвященных Международному Дню семьи;
– «Мы вместе!» фестиваль подростковых клубов;
– «Книга старого мастера»- развлекательная программа;
– Литературный квест.
3. Социально-психологическое:
– занятия функционального биоуправления;
- дискуссионный киноклуб «Свободный разговор» ;
- правовой клуб «Подросток и закон»;
- профориентационный клуб«Дороги, которые мы выбираем»;
- индивидуальное консультирование.
С уважением, Кондратьева Екатерина социальный педагог "Центр внешкольной работы"

Re: Проблемы организации коррекционно- профилактической работы с аддиктивными подростками

СообщениеДобавлено: 28 апр 2016, 18:13
Галина Сорокина
Одним из предметов аддикции является проблема игромании и компьютерной зависимости среди детей и подростков. Как педагогов, так и родителей беспокоит чрезмерное увлечение детей комьютерными играми, интернет-технологиями, гаджетами. Игромания – увлечение или болезнь? Психиатры утверждают – игромания лечится, но бороться с зависимостью нужно на ранней стадии. Болезнь начинается с привязанности к компьютерным играм, которая превращается в патологию. Игра – это взаимодействие с людьми, компьютером, или же с самим собой. Как игровая зависимость влияет на детский организм?
Критерии, определяющие начало компьютерной зависимости: беспричинные частые и резкие перепады настроения от подавленного до эйфорически - приподнятого;
-болезненная и неадекватная реакция на критику;
-нарастающая оппозиционность к родителям, друзьям, значительное эмоциональное отчуждение;
-ухудшение памяти, внимания;
-снижение успеваемости, прогулы занятий;
-уход от участия в делах, которые ранее были
интересны, отказ от хобби, любимого дела;
-пропажа из дома ценностей или денег, проявление чужих вещей, денежные долги ребенка,
-появляющаяся изворотливость, лживость;
-неопрятность, неряшливость, не характерные ранее;
-приступы депрессии, страха, тревоги.
В плане профилактической работы по игровой зависимости ребёнка в помощь родителям мы разработали памятку с рекомендациями по осуществлению контроля за детьми.
Для того, чтобы родители могли контролировать использование ребенком компьютера, они сами должны хотя бы на элементарном уровне уметь им пользоваться.
Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном.
Через каждые 20-30 минут работы на компьютере необходимо делать перерыв.
Ребенок не должен работать на компьютере не более 1,5-2 часов в сутки.
Если ребенок посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе (зале) он бывает и с кем там общается.
Родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике.
Если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителей.
Контролируйте, какие именно Интернет - сайты посещает ваш ребенок.
В воспитательном блоке внеурочной деятельности регулярно проводятся разъяснительные беседы с подростками о пользе и вреде Интернета, а также - тематические уроки «Безопасный Интернет».