Проблемы организации коррекционно- профилактической работы с аддиктивными подростками

Форум проводится с целью актуализации работы образовательных организаций по профилактике аддиктивного и суицидального поведения среди обучающихся.
Срок проведения форума с с 25.04.2016г. по 27.04.2016 г.

Модератор: Любовь Цаплина

Проблемы организации коррекционно- профилактической работы с аддиктивными подростками

Сообщение Любовь Цаплина » 14 апр 2016, 11:04

Среди многих проблем одно из первых мест сегодня занимает проблема возникновения деструктивных зависимостей, особенно среди детей, как глобальная угроза здоровью населения страны. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что с каждым годом происходит снижение возрастной планки людей, употребляющих алкоголь, табак, наркотики. Кроме того, участились случаи инвалидизации и летальных исходов среди детей и подростков от употребления психоактивных веществ.
Основной особенностью подростка со склонностью к аддиктивным формам поведения является рассогласование психологической устойчивости в обыденных и кризисных ситуациях. Изучая мотивацию употребления наркотиков, большинство исследователей сходятся во мнении о взаимном влиянии внутренних (биологических, характерологических) и внешних (социальных) факторов. Стоит отметить, что, как правило, аддиктивное поведение является результатом воздействия не одного, а целого ряда факторов: от личностных особенностей и неблагоприятных детско-родительских отношений до влияния неформальных молодежных сообществ.
В рамках данного форума педагогическим работникам и всем заинтересованным специалистам предоставляется возможность обсудить проблемы организации коррекционно-профилактической работы с аддиктивными подростками.
С какими трудностями Вам приходится сталкиваться при работе с аддиктивными подростками?
Каковы, на Ваш взгляд, основные причины формирования аддикций и проявления девиантного поведения среди обучающихся вашей образовательной организации?
Какие формы и методы работы являются, на ваш взгляд, самыми действенными в профилактике аддиктивного поведения среди несовершеннолетних?
Какой отклик среди родителей(законных представителей) обучающихся находит Ваша деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья обучающихся?
Аватар пользователя
Любовь Цаплина
 
Сообщений: 48
Зарегистрирован: 10 фев 2014, 13:45

Re: Проблемы организации коррекционно- профилактической работы с аддиктивными подростками

Сообщение Марина Жданова » 25 апр 2016, 19:22

Добрый день, уважаемые коллеги!
По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». В процессе обучения дети, подростки, юноши и девушки очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых. Один из травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. Отсюда стремительно ухудшаются показатели психологического и физического здоровья учащихся. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается дисциплина, усиливается состояние тревожности. Все это обуславливает необходимость в формировании особой, здоровьесберегающей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения, и предлагается квалифицированная психолого-педагогическая поддержка. Для нашей школы характерна непрямая профилактика, так как по данным социально-психологического исследования среди учащихся нет употребляющих психоактивные вещества, но уже появились знакомые пробовавшие наркотики. Поэтому активно ведется профилактическая работа с подростками и старшими школьниками в рамках проекта «Разумный выбор», целью которого является формирование здоровьесберегающей среды и профилактика злоупотребления психоактивных веществ. Наиболее эффективными формами является: организация спортивно-массовой работы в рамках спортивного клуба на базе МБОУ Шпикуловской СОШ, досуговой деятельности в рамках ДОД и социально-психологических тренингах «Нет наркотикам», участие в акциях и областных мероприятиях «Мы за здоровый образ жизни».
С уважением М.А. Жданова педагог-психолог МБОУ Шпикуловской СОШ
Марина Жданова
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 14 ноя 2011, 22:41

Re: Проблемы организации коррекционно- профилактической работы с аддиктивными подростками

Сообщение Татьяна Горбачева » 26 апр 2016, 10:46

Добрый день, уважаемые коллеги!
Поведение аддиктов в межличностных отношениях характеризует ряд основных общих особенностей:
Сниженная переносимость трудностей (стремление к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Если желания аддиктов не удовлетворяются, они реагируют либо вспышками негативных эмоций, либо уходом от появившихся проблем.
Стремление говорить неправду. Аддикты часто не сдерживают своих обещаний, отличаются необязательностью, несоблюдением договоров.
Уход от ответственности в принятии решений и взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент.
Стереотипность, повторяемость поведения. Сложивший стереотип поведения легко предсказуем, но его трудно изменить.
Зависимость проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью. Иногда наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получению поддержки.
Тревожность у аддиктов тесно связана с комплексом неполноценности, зависимости. Особенность состоит в том, что в кризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время как в обычной жизни она может возникать без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний.
Татьяна Горбачева
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 26 апр 2016, 10:29

Re: Проблемы организации коррекционно- профилактической работы с аддиктивными подростками

Сообщение Василенко Елена Серафимовна » 26 апр 2016, 10:56

В последние годы в России в условиях нестабильности социально-экономической жизни наблюдается рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наибольшую опасность представляет такое явление, как социальное сиротство, когда родители не обеспечивают детей необходимым вниманием и заботой, не оказывают помощь в обучении. устраняются от воспитания. В результате, они оказываются вне семьи и школы, ищут поддержки в ассоциальных компаниях, попадают в криминальные ситуации. Такие дети являются сиротами при живых родителях. В Тамбовской области проблеме социального сиротства уделяется значительное внимание. С 2010 года в рамках реализации программы "Право ребёгка на семью" в образовательных организациях внедрена профилактическая услуга "Социальная гостиная", являющаяся успешной моделью социализации, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Целью услуги "Социальная гостиная" является создание в школе безопасного реабилитационного пространства, которое позволяет детям находиться в школе после учебных занятий, получать комплексную педагогическую, психологическую и социальную помощь. Специалисты службы "Социальная гостиная" помогают ребёнку выйти из зоны повышенного риска, вернуть внимание и любовь ролдителей, наладить отношения со сверстниками, повысить школьную успеваемость. Принимая участие как специалист-психолог в работе "Социальной гостиной" могу отметить, что у детей. охваченных услугой, выявлена позитивная динамика реабилитационного процесса: повышение самоооценки, мотивации к учению, сокращение пропусков учебных занятий, снижение агрессивности и тревожности. Её следует считать одной из эффективных технологий. направленных на решение проблем социализации и реабилитации несовершеннолетних группы риска.
Василенко Елена Серафимовна
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 26 апр 2016, 09:36

Re: Проблемы организации коррекционно- профилактической работы с аддиктивными подростками

Сообщение Любовь Цаплина » 26 апр 2016, 11:11

Татьяна Горбачева писал(а): Поведение аддиктов в межличностных отношениях характеризует ряд основных общих особенностей:
Сниженная переносимость трудностей (стремление к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Стремление говорить неправду.
Уход от ответственности в принятии решений и взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент.
Стереотипность, повторяемость поведения. Сложивший стереотип поведения легко предсказуем, но его трудно изменить. Тревожность у аддиктов тесно связана с комплексом неполноценности, зависимости.


Уважаемые коллеги, хотелось бы в продолжении разговора узнать о конкретных технологиях, которые вы применяете для коррекции вышеназванных состояний детей и подростков. Какие ситуации представляют собой наибольшую сложность?

С уважением, Любовь Цаплина
Аватар пользователя
Любовь Цаплина
 
Сообщений: 48
Зарегистрирован: 10 фев 2014, 13:45

Re: Проблемы организации коррекционно- профилактической работы с аддиктивными подростками

Сообщение Калугина Елена Александровна » 26 апр 2016, 20:52

Добрый вечер! Уважаемые коллеги!
Говоря о профилактике аддиктивного поведения подростков, можно сказать следующее. Планируя и организуя работу в данном направлении, следует учитывать, что большинство наркозависимых начинают употреблять наркотические средства в подростковом и юношеском возрасте; употреблению наркотиков часто предшествуют табакокурение и употребление алкоголя. По данным социально-психологического исследования среди учащихся нет употребляющих психоактивные вещества, но уже знают о том, что это за вещества и на что они могут влиять. Поэтому в нашей школе активно ведется профилактическая работа с подростками и старшими школьниками. Наиболее эффективными формами является:
выпуск информационных бюллетеней, памяток, пропагандирующих ЗОЖ;
отражение проблем здорового образа жизни в школьной газете «Молодежный калейдоскоп» (постоянная рубрика «Здоровому все здорово»);
оказание психолого - педагогической помощи родителям в вопросах воспитания детей;
участие в городском конкурсе агитбригад «Новое поколение выбирает».
С уважением Е.А. Калугина педагог-психолог МБОУ СОШ №19 г. Мичуринск.
Калугина Елена Александровна
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 18 апр 2016, 20:27

Re: Проблемы организации коррекционно- профилактической работы с аддиктивными подростками

Сообщение Лариса Свиридова » 26 апр 2016, 22:38

Доброго времени суток, уважаемые коллеги!
Разрешите поделиться своими размышлениями по данной тематике. Профилактику аддиктивного поведения необходимо проводить, начиная с младшего школьного возраста. В своей образовательной организации используем программу «Все цвета, кроме черного», которая представлена УМК «Все цвета, кроме черного» М.М. Безруких, А.Г.Макеевой, Т.А. Филипповой.
Модифицировав данную программу, применяю в своей школе в рамках дополнительного образования с учащимися 2-4 классов уже более десяти лет! «Все цвета, кроме черного» могут использовать как педагоги- психологи, так и учителя во внеклассной работе.
Цель программы «Все цвета, кроме черного» -формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» направлен на реализацию следующих задач:
•формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
•расширить знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
•формировать умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;
•формировать представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
• развивать коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
•формировать умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
Коллеги, могу поделиться своими разработками программы «Все цвета, кроме черного» для 2-4 класса и возможно, от тех, кто работает в данном направлении, услышать отзывы и обменяться Программой для обучающихся среднего звена!
С уважением, Свиридова Лариса Васильевна,
педагог- психолог МБОУ Заворонежской СОШ
Мичуринского района
Лариса Свиридова
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 09:25

Re: Проблемы организации коррекционно- профилактической работы с аддиктивными подростками

Сообщение Татьяна Ефимова » 27 апр 2016, 11:13

Жердевский район, Пичаевская Сош им. Героя Советского Союза В. П. Беляева
Социальный педагог: Т. П. Ефимова.
Добрый день, уважаемые коллеги!
В нашей школе педагоги оказывают помощь подросткам в самоутверждении, поддерживают веру в себя, помогают найти деятельность, в которой ребенок чувствует себя значимым, создают ситуацию успеха.
В целях профилактики суицидальных намерений подростков педагог-психолог школы проводит профилактические занятия и тренинги, направленные на:
-развитие коммуникативных навыков,
-формирование адекватной самооценки,
-снятие тревожности,
-улучшение микроклимата в классном коллективе,
-обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций,
-разрешение конфликтов, регуляцию эмоционального состояния,
-формирование ценностных ориентаций, ценностного отношения к жизни и здоровью,
-формирование навыков преодоления стрессов.
В подростковом возрасте формируется мировоззрение, идет поиск смыслов жизни. Педагоги проводят классные часы, беседы, дискуссии по этим темам. Главным итогом таких встреч должно быть то, что смысл жизни - в творческой созидательной деятельности.
Также педагогами проводятся с родителями групповые тренинги по коррекции детско-родительских отношений.
На родительских собраниях и классных часах дети и их родители получают информацию о правилах поведения в кризисной ситуации, службах и специалистах, способных оказать срочную квалифицированную помощь. Данная информация размещена на общешкольных стендах.
Татьяна Ефимова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 26 апр 2016, 16:09

Re: Проблемы организации коррекционно- профилактической работы с аддиктивными подростками

Сообщение Елена Костяева » 27 апр 2016, 11:56

Добрый день, уважаемые коллеги. Свою работу в данном направлении начинаю с начала учебного года. Особое внимание уделяется учащимся 1, 5, 10 классов, данная категория детей проходит процесс школьной адаптации. На основании плана работы проводится совместное с классным руководителем наблюдение за течением адаптационного периода, оказывается психологическая поддержка, помощь. Все учащиеся проходят психологическую диагностику, по результатам проведенного исследования определяется: тревожность: "Школьная тревожность Филлипса", "Тест для определения тревожности у детей" ; эмоциональное состояние учащихся, настроение: (САН (Самочувствие-Активность-Настроение), Цветовой тест Люшера; уровень мотивации; социальный статус в группе, межличностные отношения, мини-группы. В ходе данной работы выявляются дети «группы риска», с этими детьми проводится индивидуальная работа: беседы, коррекционно-развивающие занятия, наблюдения.
С уважением педагог-психолог МБОУ Пичаевской СОШ им. В.П. Беляева Жердевкого района Костяева Е.В.
Елена Костяева
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 26 авг 2015, 22:53

Re: Проблемы организации коррекционно- профилактической работы с аддиктивными подростками

Сообщение Эктова Ирина » 27 апр 2016, 13:44

Добрый день, уважаемые коллеги!
Ежегодно с целью профилактики аддиктивного поведения обучающихся в нашей школе проводится акция «Мы за здоровый образ жизни!», включающая в себя огромное количество профилактических мероприятий с обучающимися и родителями, с обязательным привлечением специалистов всех заинтересованных ведомств и структур (органов здравоохранения, КДН, ПДН, сотрудников наркоконтроля и т.д). Главная роль в проведении этой акции принадлежит волонтерской группе «Здоровая смена», целью работы которой является пропаганда здорового образа жизни и профилактика употребления несовершеннолетними ПАВ не только базовой школы, но и всего района. В число волонтеров входят обучающиеся 9-11 классов, в том числе несовершеннолетние группы риска. Волонтеры, под руководством педагогов-психологов, не только сами проводят различные внеклассные мероприятия по данной теме, но и оказывают помощь классным руководителям в проведении классных часов по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек среди детей и подростков, принимают активное участие в исследовательской и проектной деятельности по проблеме профилактики психоактивных веществ, разрабатывают и распространяют информационные памятки и буклеты.
Отрадно, что данные ежегодного психологического мониторинга свидетельствуют о том, что за последние три года обучающихся, употребляющих наркотические и токсические вещества в нашей школе не выявлено и в этом во многом заслуга профилактической работы.
С уважением И.А.Эктова, педагог-психолог МБОУ «Уваровщинская сош» Кирсановского района.
Эктова Ирина
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 26 апр 2016, 08:16

След.

Вернуться в Профилактика аддиктивного и суицидального поведения среди обучающихся образовательных организаций

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1