Предоставление равного доступа к получению знаний, для представителей разных культурных общностей и этносов

Срок проведения форума: 03.11.2015-05.11.2015

Модераторы: Mihail Malashonok, Балашова Светлана Викторовна

Re: Предоставление равного доступа к получению знаний, для представителей разных культурных общностей и этносов

Сообщение Полунин Сергей » 05 ноя 2015, 15:49

Несколько лет назад многие европейские лидеры, начиная с Ангелы Меркель, признали, что политика мультикультурализма провалилась. Педагогическая общественность начала искать новые подходы и выдвинула идею межкультурализма, который не только призывает к толерантности, но подчеркивает взаимодействие и диалог между культурами. ЮНЕСКО разработала Руководство по межкультурному образованию. http://www.ug.ru/archive/58493
Полунин Сергей
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 05 ноя 2015, 14:52

Re: Предоставление равного доступа к получению знаний, для представителей разных культурных общностей и этносов

Сообщение ирина сибилева » 06 ноя 2015, 00:28

я считаю, что в России для представителей разных культурных общностей и этносов в полной мере предоставлен равный доступ к получению знаний, о чем говорит стратегия государственной национальной политики РФ. Все народы, проживающие в России, их культурное и языковое многообразие охраняются государством. В системе государственного образования используется 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения.
ирина сибилева
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 05 ноя 2015, 23:25

Концепция поликультурного образования Карла Гранта (США)

Сообщение Mihail Malashonok » 06 ноя 2015, 15:53

Важным источником реализации идей поликультурного образования в российских образовательных учреждениях является творческое использование зарубежного опыта подготовки молодежи к жизни в многокультурной среде. Изучение этого опыта позволяет полнее осознать приоритеты в этой сфере, эффективнее разрабатывать стратегии и способы поликультурного образования. Исследователи США одними из первых в мире обратились к изучению возможностей образования в решении проблем, связанных с культурным многообразием общества, что обусловлено историческими и социокультурными факторами. Поэтому знакомство с опытом мультикультурного образования в школах США дает возможность уточнить теоретические и прикладные аспекты этой проблемы, а также предложить российскому педагогическому сообществу эффективные способы подготовки школьников к жизни в многокультурной среде с учетом сложившихся в нашей стране образовательных традиций, научных достижений и позитивного опыта США.

Одним из наиболее известных в США теоретиков мультикультурного образования является профессор Висконсинского университета Карл Грант. Методологической основой концепции поликультурного образования К. Г ранта является культурный плюрализм, учение, рассматривающее культурное многообразие общества как источник развития личности и общества. Мультикультурное образование К. Грант трактует прежде всего как важное средство повышения качества обучения детей, имеющих расовые, этнические, тендерные, социальные и другие культурные особенности.

В понятие «качество обучения» с позиции культурного плюрализма, К. Грант включает несколько аспектов:
- соответствие содержания обучения потребностям и интересам учащихся;
- организацию образовательного процесса как самостоятельного поиска истины;
- овладение всеми школьниками базовыми умениями чтения, письма, счета, коммуникации для успешной интеграции в доминируюшую культуру общества, сформированность знаний, умений, ценностей, отношений, необходимых для культурной идентификации индивида и успешной жизнедеятельности в многокультурной среде.

К. Грант имеет опыт практической работы в школе, поэтому в своих работах он уделяет особое внимание теоретическому анализу и научному обоснованию технологических подходов к внедрению идей мультикультурного образования в школьную практику. В теории и практике мультикультурного образования в школе К. Грант и его последователи М. Гомез, К. Слитер выделяют следующие модели.

1. Обучение детей, имеющих культурные отличия от основной массы учащихся.
2. Установка на гармонизацию взаимоотношений между участниками образовательного процесса.
3. Введение в содержание образования учебных курсов, раскрывающих культуру определенной труппы, изучение школьниками монопредметных курсов.
4. Мультикультурное образование.
5. Мультикультурное и социально-преобразующее образование

По своей сущности названные модели имеют определенное сходство с контрибутивным, дополняющим, трансформационным подходом принятия решений сформулированными Дж. Бэнксом. Однако в концепции К. Гранта особое внимание уделяется реализации средств мультикультурного образования принципа социальной справедливости по отношению к школьникам, отличающимся от представителей доминирующей в американском обществе культуры. Так, модель мультикультурного образования К. Г ранта основана двух методологических положениях: равные возможности и культурный плюрализм.

Реализация первого положения предполагает, что каждый ученик обладает равными возможностями в получении образования и шансы преуспеть в будущем при абсолютном признании расовой принадлежности, пола, социального происхождения, сексуальной ориентации, физических и умственных особенностей. Равенство возможностей, по мнению К. Ґранта, нельзя установить, только декларируя их средствами образовательной политики. Внедрение принципа равных возможностей требует усердной и целенаправленной работы школы, учителя. Другой пример демонстрирует невозможность реализации принципа равенства возможностей для ученика-латиноамериканца, изучающего материал, в котором представители его этнической группы изображены, как несушественная и незначимая общность, не имеющая оснований считаться частью американской нации. "Принцип равенства возможностей, подчеркивает К. Грант, означает нивелирование существующих различий, наоборот, направленность на их принятие в качестве нормального и даже желательного явления, которое не должно ни в какой степени мешать развитию ребенка и достижению поставленных им целей.

Второе методологическое положение концепции К. Гранта: культурный плюрализм означает, что культуры всех общностей, населяющих США, вносят свой вклад в американскую культуру: все они значимы и ценны для каждого человека и общества. Грант убежден, что не существует определенного стандарта для американского гражданина или универсальных способов. Чтобы считаться типичным американцам, ребенок не обязательно должен быть светлокожим, жить в обеспеченной квартире, есть тосты и кашу на завтрак. Его темнокожий соотечественник из многодетной семьи, который привык к рису, имеет такое же право считаться типичным представителем американской нации.
Mihail :evil: Valashonok и гости
Mihail Malashonok
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 02 ноя 2015, 14:43

Концепция поликультурного образования Карла Гранта (США)

Сообщение Mihail Malashonok » 06 ноя 2015, 17:31

Культурное многообразие, по К. Гранту, это результат взаимопонимания культур и их носителей. Чтобы стать признанными гражданами США и активно участвовать в жизни страны, носители культур, отличающихся доминирующей культуры общества, не должны отказываться от своих культурных ценностей, традиций, происхождения и чувства солидарности со своей общностью.

В рамках своей концепции, К. Грант формулирует следующие задачи мультикультурного образования:

- развитие у школьников понимания и способности ценить культурное многообразие общества;
- предоставление права альтернативного выбора культурной идентичности для всех учащихся с учетом их расовой, половой принадлежности, языка, сексуальной ориентации и социального происхождения;
- оказание школьникам помощи в достижении академических успехов;
- развитие у школьников способности к осознанию проблем, связанных с неравномерным распределением власти и привилегий, ограничивающих возможности людей, не принадлежащих к доминирующему большинству.

Решение названных задач предусматривает системные изменения в содержании образования по всем предметам, включая математику, естественные науки, технологии, с позиции культурного плюрализма; разработку соответствующих учебно-методических материалов, а также введение в образовательный процесс методов обучения, позволяющих школьникам развивать свою культурную идентичность. Большое внимание в рамках этой модели уделяется созданию условий для овладения учащимися двумя языками (родным и государственным), развитию у них умений работать в культурно разнородной группе. По сути, речь идет о развитии у школьников межкультурной компетенции.

Мультикультурному образованию учащихся способствует вовлечение их в разнообразную внеклассную культурную деятельность, установление сотрудничества школы с семьями учащихся и культурными общинами, в которых они вращаются. При этом важное значение придается использованию в школе и классе наглядности, раскрывающей культурное многообразие общества. «Плакаты и афиши должны отражать представителей различных рас и пола, людей с ограниченными возможностями, семей геев и лесбиянок. В школе следует использовать языки, на которых учащиеся говорят в семье и в культурной общине. Важно, чтобы цитаты и изречения на плакатах поощряли критическое мышление учащихся по проблемам, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни». Это позволяет создать в школе атмосферу дружелюбия и искренности, утверждает К. Грант.

Наиболее приемлема для школы и окружающей ее среды, по К. Гранту, модель мультикультурного и социально-преобразуюшего образования, так как она, во-первых, углубляет и расширяет предыдущие модели, во-вторых, создает наиболее благоприятные условия для обеспечения качественного образования каждому учащемуся, независимо от его расовой и этнической принадлежности, религии, пола, социального статуса и сексуальной ориентации. Решение названных задач достигается, когда особое внимание уделяется развитию у учащихся критического мышления, которое представляет собой эффективный механизм социальных преобразований в обществе, направленных на реализацию демократических принципов американского государства, в том числе по отношению к людям, по каким-либо причинам не включенным в доминирующую культуру общества.

К. Грант утверждает, что мультикультурное и социально-преобразуюшее образование создает условия, для того чтобы учащиеся с уважением относились к образу жизни людей, отличающемуся от их собственного, осознавали важность обеспечения равных возможностей в обществе для всех его членов, независимо от культурных предпочтений и развивали умения, необходимые для того, чтобы принимать участие в утверждении принципов социального равноправия и культурного плюрализма в реальной жизни.

Содержание образования, отвечающее принципам социальной справедливости и культурного плюрализма, должно включать в себя изучение источников возникающих проблем, связанных с ущемлением прав людей по расовому, половому признаку, социальному происхождению, сексуальной ориентации и т.д. В учебные курсы включаются сведения из истории и культуры многообразных этнических и других культурных групп, населяющих США, широко привлекается личный опыт самих учеников.

К. Грант подчеркивает необходимость обучения школьников критическому анализу условий дискриминации той или иной культурной труппы, а также признает важность побуждения учеников к действиям социального характера. Перспективой обучения в рамках характеризуемой модели является усиление политической активности молодежи и ее участие в принятии демократических решений на уровне государства. Данный подход предполагает активное включение родителей и членов культурной общины в процесс обучения, оценку успехов, достигнутых детьми в школе и за ее пределами.

В решении задач мультикультурного образования используются следующие образовательные формы и технологии: компенсаторные программы и переходные курсы, билингвальное обучение, монопредметные курсы, раскрывающие культуру отдельных групп, методы рассказа, беседы, диспута, кооперированное обучение. Вместе с тем основной акцент сделан на изучение с различных точек зрения материала, отражающего историю и культуру разнообразных культурных сообществ, населяющих США. При этом в образовательном процессе наибольшую значимость приобретают методы критического мышления, анализа проблемных ситуаций, рефлексии, а также готовности к социальным действиям, к разработке и осуществлению на практике социально полезных дел, направленных на утверждение в обществе социального равенства и культурного многообразия.

Так, младшие школьники после изучения темы «Стереотипы» могут прийти к заключению о том, что следует отказаться от оскорбительных прозвищ по отношению к носителям афроамериканской культуры. Учащиеся средних классов принимают решение об оказании помощи в организации предвыборной кампании кандидату от политической партии, выступающей против социального неравенства. Старшеклассникам по силам реализовать проект по изучению социокультурных проблем в ближайшем районе и предложить муниципальным органам управления конкретные способы их решения.

В целом К. Грант, так же как и Дж. Бэнкс, рассматривает в качестве ведущей цели мультикультурного образования создание условий для развития у школьников межкультурной компетенции. Однако при этом особое значение в его концепции уделено формированию у взрослеющего человека готовности к утверждению в обществе принципа социальной справедливости по отношению к культурным меньшинствам.
Mihail :evil: Valashonok и гости
Mihail Malashonok
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 02 ноя 2015, 14:43

Re: Предоставление равного доступа к получению знаний, для представителей разных культурных общностей и этносов

Сообщение Наталия Сысоева » 07 ноя 2015, 22:50

Исторически сложившееся национальное и культурное многообразие в нашей стране сказывается на системе основных ценностей отечественного образования, в частности его доступности для представителей разных культурных общностей и этносов. Опыт зарубежных стран показывает, что учебные заведения являются главными структурами, где проводится целенаправленная объединяющая и миротворческая политика. Следовательно, образование может помочь обществу воспитать молодежь в духе гуманного отношения к представителям иных культур и найти эффективные способы снижения межнациональной вражды, которые могут быть применимы в социальной среде.
Наталия Сысоева
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 07 ноя 2015, 22:01

Re: Предоставление равного доступа к получению знаний, для представителей разных культурных общностей и этносов

Сообщение Дарья Яковлева » 10 ноя 2015, 18:17

Россия представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по экономическим и социальным характеристикам, по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру.Российский ребенок воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры. Общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность.Поэтому постановка проблемы толерантного воспитания в условиях современной России является особенно актуальной, имеющей социокультурную и политическую значимость.
Дарья Яковлева
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 10 ноя 2015, 18:08

Re: Предоставление равного доступа к получению знаний, для представителей разных культурных общностей и этносов

Сообщение Mihail Malashonok » 12 ноя 2015, 14:24

http://www.kinopoisk.ru/film/81705 Американское оружие (2005)
http://www.kinopoisk.ru/film/382 Американская история X (1998)

В этих знаменитых фильмах режиссеров Арико Авелино (Американское оружие, 2005) и Тони Кея (Американская история X, 1998) показана сейсмоопасная, маргинальная среда в которой сталкиваются взаимоуничтожаются, выживают подростки выходцы из различных этнических групп, с разным цветом кожи, религиозными убеждениями. В этом кино, показана и красота силы, и сила красоты, которая спасает и возносит вырождающийся человеческий мир к звездам. В этом кино мы также видим как оживают в ювенальной, молодежной среде умершие политические лозунги, религиозный фанатизм. На примерах этих фильмов можно видеть как оружие, политические радикальные течения и теории - взаимосвязаны с постоянно меняющимся миром подростка, молодого мира - неполноценного без оружия, без войны, без конфликта. И в "Американском оружии", и в "Американской истории X" внимание обращают на себя фигуры учителей, директоров школ, в которых происходят события, вспышки межконфессионального, между расового насилия, которые пытаются общаться с учащимися, переживающими возрастную ломку
Mihail :evil: Valashonok и гости
Mihail Malashonok
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 02 ноя 2015, 14:43

Пред.

Вернуться в Проблемы межкультурной коммуникации и формирование толерантности

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron