Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Срок проведения форума: 27.05.2015-29.05.2015

Модератор: Самородова Антонина

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Сазонова Т.М. » 01 июн 2015, 14:15

Развитие математических представлений по средствам информационных технологий

Использование компьютеров в образовании уже давно стало повсеместным явлением. Высшие учебные заведения России, большинство общеобразовательных школ, дошкольные образовательные учреждения оснащены компьютерной техникой. Быстро происходит смена поколений персональных компьютеров, их характеристики и возможности используемого программного обеспечения постоянно улучшаются. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет человеку решать разнообразные задачи своей деятельности.

Дошкольный уровень образования переживает время перемен, вызванных общественным осознанием самооценки детства. Научная психология (З. Фрейд, А.В. Запорожец) сегодня уже ясно говорит о зависимости будущего каждого человека от качества, прожитого детства. Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана, прежде всего, с обновлением научной, методической и материальной базы воспитания и обучения на всех уровнях образования, и на дошкольном в первую очередь.

Важнейшим условием такого обновления является использование новых информационных технологий (НИТ). Большинство специалистов и неспециалистов понимают под НИТ в первую очередь компьютеры и всё, что с ним связано: программное обеспечение, инструкции, другие технические устройства, основанные на микропроцессорной технике и пр. НИТ еще определяют как «программно-технические системы. Обеспечивающие сбор, накопление, хранение, обработку и передачу в закодированном виде информации различного характера, а также способы (методы) использования таких систем». Эти определения – общего характера и не относятся к какой-либо области применения.
НИТ в отношении образования детей, и в частности дошкольников, используются для совершенствования методов и форм работы специалистов учреждений образования (администрации, педагогов, методистов, воспитателей), а также для образования (развития, обучения, диагностики, коррекции) детей.
НИТ в дошкольном образовании в органическом сочетании с традиционными средствами воспитания входят в жизнь уже в дошкольном детстве, повышая качество воспитания, способствуя развитию ребёнка как творческой личности. Каждый человек должен освоить в процессе непрерывного образования не только традиционные, но и новейшие средства для осуществления своей деятельности.
Сазонова Т.М.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 29 май 2015, 14:32

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Парусова Е.П. » 01 июн 2015, 14:32

Развитие математических способностей старших дошкольников с использованием экспериментальной работы
Формирование первичных математических представлений является мощным средством развития познавательных процессов дошкольника, его творческих способностей. Поэтому формирование познавательных процессов старших дошкольников будет эффективно при условии специально разработанной системы обучения в дошкольном учреждении, а именно:
1. Сочетание различных видов (счетная, вычислительная и измерительная деятельность) и форм организации математической деятельности (непосредственно образовательная деятельность; совместная работа педагога с детьми; самостоятельная математическая деятельность детей).
2. Использование методов и средств обучения, направленных на повышение мотивации старших дошкольников к математике (с включением вариативных, проблемных, творческих заданий).
3. Создание в ДОУ специальной предметно-развивающей среды (Создание «Уголка занимательной математики», в котором находится разнообразный занимательный материал, с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру).
4. Разработка содержания совместной деятельности воспитателей с родителями и педагогов с детьми.
Всё это будет способствовать проведению экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию познавательных процессов в различных формах организации математической деятельности. Главной целью данной работы можно считать развитие внимания и мышления старших дошкольников с помощью разнообразных игр и упражнений математического содержания.
Основные задачи:
- формирование логического мышления старших дошкольников;
- формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- увеличение объёма внимания;
- развитие умения сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете; переводить свое внимание с одного объекта на другой; параллельно выполнять несколько видов деятельности;
- выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. А воспитатель подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Парусова Е.П.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 29 май 2015, 14:37

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Oksanaubogdanova35 » 01 июн 2015, 16:29

Богданова О.А., МБДОО "Детский сад №13 "Родничок", г. Мичуринск
Как повысить интерес дошкольников к математике? Этот вопрос задает себе каждый воспитатель. Для себя нашла ответ. Только с помощью ИГРЫ. В своей работе используем арифметические игры.
Вот одна из них:
АРИФМЕТИЧЕСКОЕ ДОМИНО - 10
Эта игра поможет Вашему ребенку закрепить навык быстрого устного счета.
Она напоминает игру в обычное домино, только здесь вместо точек на карточках записаны несложные примеры. Выстраивая цепочку, надо "прикладывать друг к другу" примеры с одинаковым ответом, например, "2+4" можно приложить "7-1" или "9-3", а "5-5" - к "1-1", "2-2" и т.д.
Играть могут два или четыре человека. Дети сами самостоятельно следят за правильностью ходов. Выложив длинную цепочку из карточек, дети с удовольствием демонстрируют её взрослым
Oksanaubogdanova35
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 29 май 2015, 11:48

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Анна Лоева » 02 июн 2015, 11:57

Лоева Анна Александровна МБДОУ "Детский сад №53 "Елочка"

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Формирование элементарных математических представлений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математики).

Математическое развитие детей дошкольного возраста – это качественные изменения в познавательной сфере детей, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и логических операций, связанных с ними.
Самым эффективным приемом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений считаю использование в процессе обучения в дошкольном учреждении различных дидактических игр.

Самым эффективным приемом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений считаю использование в процессе обучения в дошкольном учреждении различных дидактических игр.
Дидактические игры помогают детям разобраться в сложных математических понятиях, в формировании представлений о соотношениях цифр и чисел, количества и цифр, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы. Дидактические игры интересуют детей намного больше, чем традиционные задания, игры привлекают детей и тем самым становятся толчком для развития внимания, памяти, мышления и т.д.
Игры, которые развивают восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности, направлены на умственное развитие дошкольников в целом. Дидактические игры можно включать непосредственно в структуру занятий для повышения эффективности реализации программных задач.
В процессе дидактической игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений дети приобретают новые знания, умения, навыки.
При определении игрового математического материала учитываются возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития и воспитания: активизация умственной деятельности, повышение интереса средствами математического материала, увлечение и развлечение детей, развитие ума, расширение, углубление математических представлений, закрепление полученных знаний и умений, формирование навыков их применения в других видах деятельности. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление.
Таким образом, приобщение детей к математике в игровой и занимательной форме может помочь ребенку в будущем быстрее и легче осваивать школьную программу.
Анна Лоева
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 02 июн 2015, 11:27

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Елена Илларионова » 02 июн 2015, 14:03

Илларионова Елена Егоровна с.Саюкино МБДОУ Детский сад «Лучик» Плановского филиала Саюкинского детского сада
Палочки Кюизенера — это замечательное средство для развития математических способностей старших дошкольников.
Дидактические средства «Палочки Кюизенера» являются комплексным средством для развития математических способностей.
Общая характеристика дидактического средства «Палочки Кюизенера», направленного на развитие математических представлений дошкольников.
Набор содержит 241 палочку; каждая папочка делается из дерева или пластмассы и представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину - от 1 до 10 см. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету, палочки объединяются в одно "семейство", или класс. Наименьшая палочка в наборе является кубиком. 9. Познакомив детей со счетными палочками, дав детям рассмотреть их, уточнив материал, из которого они изготовлены, их количество, цвет и размер, на первом этапе предлагали игры на построение простых фигур.
На этом этапе дети играли с палочками, строя различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение; они с удовольствием выкладывали узоры, картинки, сюжеты, здесь детям была представлена полная свобода действий и фантазии.
В ходе свободного манипулирования мальчики, в основном, строили дороги, гаражи, машины и поезда, башни, лесенки, а девочки увлекались составлением лесенок, мозаики, узоров.
Следующим этапом в работе со счетными палочками было построение фигур по схемам и самостоятельное творчество.
Отсюда следует, что «Палочки Кюизенера» просты и понятны, работу с ними любой ребенок воспринимает как игру, а ребенок как известно развивается в игре.
Елена Илларионова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 02 июн 2015, 13:38

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Ольга Александровна » 02 июн 2015, 14:08

Петрова Ольга Александровна МБДОУ д/с №59 "Ягодка" г.Тамбов

Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Значимость использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей(С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научно-исследовательская работа по внедрению мультимедиа ресурсов в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с восьмидесятых годов прошлого века на базе центра им. А.В. Запорожца под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой.

В настоящее время активно разрабатываются теоретические и методические основы применения информационных технологий в образовательной работе дошкольных учреждений, создаются компьютерные образовательные программы для дошкольников.

На мой взгляд, использование мультимедиа ресурсов оказывает эффективное воздействие прежде всего на познавательное, а в частности на математическое развитие детей.Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций.В настоящее время делаются попытки разработки и внедрения в образовательную среду детского сада математических компьютерных игр и программ, которые облегчают процесс восприятия детьми количественных, геометрических, пространственных, временных и числовых представлений.

Использование интерактивных способов объяснения и актуализации знаний, особенно в игровых проблемных ситуациях, способствует развитию произвольного внимания детей. Мультимедиа презентации позволяют представить образовательный и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить в память детей информацию о величинах, множествах и числах не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде.

Применение мультимедиа презентаций в математическом образовании детей дошкольного возраста имеет следующие преимущества:
• возможность демонстрации различных математических объектов (цифр, математических знаков, геометрических фигур и пр.), с помощью мультимедиа проектора и проекционного экрана в увеличенном виде;
• компенсация объема математической информации, получаемого детьми из различных источников за счет объединения аудио, видео и анимационных эффектов в единую презентацию;
• активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка.

Использование мультимедиа презентаций позволяют сделать занятия математикой эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес. Мультимедиа презентация в организации математической деятельности обеспечивает активность детей в восприятии и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов (величины, формы); формируются способы восприятия, выделения качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и память.С помощью мультимедиа презентаций с детьми разучиваются комплексы упражнений для снятия зрительного утомления.

Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что благодаря мультимедийному способу подачи информации в организации математической деятельности детей достигаются следующие результаты:
• легче усваиваются понятия формы, цвета и величины;
• глубже постигаются понятия числа и множества;
• быстрее возникает умение ориентироваться в пространстве;
• активно пополняется словарный запас;
• формируется координация движений глаз;
• уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора в решении математических проблемных ситуаций и задач;
• воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
• развивается воображение и творческие математические способности;
• развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Для успешного внедрения этих технологий педагог должен иметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путем построения информационных структур; четко формулировать проблему, задачу и др.
Последний раз редактировалось Ольга Александровна 06 июн 2015, 12:53, всего редактировалось 1 раз.
Ольга Александровна
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 02 июн 2015, 11:17

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Ольга Александровна » 02 июн 2015, 14:41

Петрова Ольга Александровна МБДОУ д/с №59 "Ягодка" г.Тамбов

Развивающие игры
Игры и занятия с палочками Кюизенера

1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.

2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.

3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.

4. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для недостающих палочек.

6. Можно строить из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.

7. Раскладываем палочки по цвету, длине.

8. "Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"

9. "Положи столько же палочек, сколько и у меня".

10. "Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, желтая, красная, желтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).

11. Выложите несколько счетных палочек Кюизенера, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.

12. Выложите несколько палочек, предложите ребенку запомнить их взаиморасположение

и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.

13. Выложите перед ребенком две палочки: "Какая палочка длиннее? Какая короче?" Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.

14. Выложите перед ребенком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»

15. "Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной".

16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.

17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.

18. "Покажи палочку, чтобы она была не желтой".

19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: "Какие они по длине? Какого они цвета?"

20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

21. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».

22. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.

23. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.

24. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.

25. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?

26. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.

27. "Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе".

28. "Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом".

29. "Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?"

30. "Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу".

31. Положите параллельно друг другу три бордовые счетные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.

32. "Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке". (Получится квадрат).

33. "Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной".

34. "С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет" (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).

35." С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?"

36. "С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?"

37. "У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет".

38. "Назови все палочки длиннее красной, короче синей", - и т.д.

39. "Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке".

40. Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.

41. "Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая", - и т.д.

42. "Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке".

43. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)

44. У нас лежит белая счетная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.

45. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)

46. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.

47. "Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной".

48. "Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон".

49. "Составь поезд из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек"

50. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?

51. Выложите четыре белые счетные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - ¼ или 2/4?

52. "Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20".

53. Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).

54. Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: "Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую," - и т.д.

55. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой "а" или в квадрат.

56. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.


Развивающие игры Воскабовича
(Геовизор. Игровое пособие для простейшего программирования. Развитие логики и воображения )
Геовизор представляет собой блокнот на пружине и состоит из двух листов: подложки – картона и пленки ПВХ.
На пленке имеются отверстия на направляющих стрелках. Это своеобразная система координат. Ребенок может рисовать маркером на водной основе на листе, который можно положить под пленку. Получившееся изображение по координатам без труда выкладывается на Геоконте. Когда ребенок освоит данную систему координат, взрослый сможет проводить графические диктанты, ведь у каждой направляющей есть буквенное и цифровое обозначение.

Линии, которые ребенок проводит маркером из этого комплекта, легко стираются бумажной салфеткой. Поэтому это пособие можно использовать многократно.

В комплекте ребенок найдет цветную инструкцию с играми и альбом фигурок в черно-белом изображении. Малышу представлена 21 фигурка от простой к более сложной (метла, рыбка, зонт, мельница и другие).

Благодаря этому пособию у ребенка будет развиваться память, мышление, внимание, речь, мелкая моторика рук. Малыш получит представления о симметрии, пространственных отношениях, научится решать логико-математические задачи.

"ВОЛШЕБНАЯ ВОСЬМЕРКА"
Познакомьте своего малыша с цифрами с помощью этого необычного пособия. Оно представляет из себя основу-дощечку, на которую с помощью резинок крепятся разноцветные детали цифр, также выполненные из фанеры.
Складывать цифры от 0 до 9 малыш сможет используя особую считалку, обозначающую названия цветов. Она звучит так: «Кохле-Охле-Желе-Зеле-Геле-Селе-Фи», начальные буквы в ней – начальные буквы цветов радуги. Самое основное правило – цвета должны идти в строго определенном порядке. Это позволит ребенку составлять цифры не только из палочек, но и мысленно.

Вы можете давать ему задания на поиск ошибок в составленных вами цифрах, в устранении неверной последовательности цветов, а так же придумывать свои собственные задания.

В начале занятий можно воспользоваться прилагающейся к игре инструкцией, в которой описаны некоторые варианты игр. Например, игра Зашифруй цифру: перед малышом выложена цифра «восемь». Предложите из нее сделать цифру «девять» и произнести считалку, которая в результате получится (Кохле-Охле-Желе-Зеле-Селе-Фи). А теперь вы произнесите ребенку шифр-пословицу (Кохле-Желе-Зеле-Фи), а малыш выложит получившуюся цифру («четыре»).

Это пособие поможет развить у ребенка память, внимание, воображение, мелкую моторику рук, пространственное и логическое мышление, умение составлять цифры и образные фигуры.



"Веселый кораблик Брызг-Брызг"
Перед вами веселый кораблик, который ищет попутчиков для путешествия. Капитан у нас сегодня Гусь, а матросы – Лягушки. У корабля есть семь мачт разной высоты, на которые с помощью липучек крепятся разноцветные флажки (на флажках есть пластмассовые гвоздики, за которые очень удобно их брать).
Детям в зависимости от возраста предлагаются игры, задачи и загадки разной сложности (все это вы сможете найти в инструкции, которая входит в набор). Вот одна из игр «Флажки»: на палубе кораблика лежат разноцветные флажки. Гусь-капитан командует: «Разобрать флажки по цветам!» Флажков какого цвета больше всего? Какого – меньше всего? Сколько флажков голубого цвета? Сколько – желтого цвета? Детям старшего возраста предлагается назвать общее количество флажков, сделать количество флажков красного и фиолетового цветов одинаковым.

Игра с корабликом будет способствовать развитию внимания, памяти, речи, мелкой моторики рук, математических представлений (количественный и порядковый счет, высота предмета, пространственных представлениях, составе числа), умения решать логико-математические задачи.

На игровом поле имеются специальные отверстия, с помощью которых его можно подвесить на вертикальную поверхность.


Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша для детей 4-5 лет

После первого знакомства с блоками Дьенеша (рассмотри, поиграй, сделай постройку) дети получают следующие задания:

Найди все фигуры такого же цвета (не такого же цвета), как эта (покажите, например жёлтую фигуру). Затем можно попросить ребёнка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).

Дай мишке все синие фигуры, зайчику — жёлтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.

Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?

Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Также можно все фигурки охарактеризовать по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: красный, желтый, красный, желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине).

Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д...).

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д. Или выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Выложить три фигуры. Детям нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

Найди все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.

Игра «Поиск»
Усложняя задание, предложите ребенку найти фигуры такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера.

Игра «Змейка»
Положите любую фигуру. От нее выстраивайте длинный ряд, словно змейку. Варианты построений могут быть такие:
Строим, чтобы соседние фигуры не повторялись (по цвету, размеру, толщине).
Соседние фигуры не должны повторяться по двум признакам – цвету и размеру,

Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша для детей 5-7 лет

С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4.
Вопрос: где блоков больше и как их уравнять?

Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Дети должны подобрать недостающие блоки.

Детям предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.

Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

Один ребенок убирает в коробку только прямоугольные блоки, а второй все красные, затем первый убирает только тонкие фигуры, а второй – большие и т.д.

Распределить между двумя детьми за столом фигуры таким образом, чтобы одному достались все круглые, а второму все желтые блоки.

Блоки складываются в два или три обруча. На пересечении двух кругов будут находиться блоки с пересекающимися свойствами. Например, сложите в первый обруч треугольные блоки, во второй – красные, в третий – квадратные. Дети убеждаются, что красные треугольные блоки нужно расположить на пересечении первого и второго обруча.

Подобрать блоки по карточкам, где изображены их свойства:
цвет обозначается пятном
величина - силуэт домика (большой, маленький).
форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Показать карточку с изображенным на ней одним свойством или несколькими. Например, если показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д.


Игра «Найди клад»
Выкладываются 8 блоков, под одним из них ведущий (один из детей) прячет «клад» (монетку). Дети задают наводящие вопросы, а ведущий может отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (дети делают вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивают дальше про размер, форму и толщину). По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.


Игра «Сколько?»
Материал: логические фигуры.
Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.
Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько...». За каждый правильный вопрос - фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т. д.

Игра «Найди пару»
Материал: 2 комплекта карточек с символами свойств (без отрицания) 22 шт.
Цель: Ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти.
Описание игры: Карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6 карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки.
Правила: Первый игрок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берет их себе и делает еще один ход. Если разные - показывает всем и кладет на свои места «рубашками» вверх стараясь запомнить, что изображено на карточках. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берет две карточки... и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше чем остальные парных карточек.


Игра «Садовники»
Блоки Дьенеша - прекрасный материал для замещения любых предметов. Пусть, например, мы решили поиграть в «садовников» и посадить красивые цветы на клумбах. Каждый «садовник» выбирает себе клумбу большой цветной круг и по очереди подбрасывает логические кубики. На клумбе у него будут расти: 3 больших, красных, не треугольных цветка. Возможно, клумба будет выглядеть так: большой красный круг, большой красный квадрат, большой красный прямоугольник. А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории... Не обязательно подбрасывать все кубики, то есть выбирать блоки по 4-ем признакам и в определенном количестве. Сколько кубиков подбрасывать и какие, договариваемся с детьми заранее. В игре используются логические фигуры (3 свойства) и логические блоки (4 свойства).

Игра «Угощение для медвежат»
Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.
Цель игры:
развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам
понимание слов: «разные», «одинаковые»
подведение к пониманию отрицания свойств.
Описание игры:
1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в печенье. Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат. Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры - отличие печенья по двум признакам - цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. В работе с детьми старшего возраста возможно отличие «печенья» по 3-4 свойствам. В этом случаеиспользуются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

2 вариант с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры.
Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх
Ребенок вынимает из стопки любую карточку
Находит «печенье» с таким же свойством
Ищет еще одно печенье, отличающееся только этим свойством
Угощает мишку
«Записывает», как угощал мишку. Ребенок выбрал. Например: выбрана карточка «большой» ребёнок выбрал логическую фигуру: большой, красный треугольник; второе печенье: маленький красный треугольник. Печенье отличается по размеру. Усложнение: отличие не только по одному, а по двум, трем и четырем свойствам.
В играх с нахождением отличия по 4 свойствам используются блоки Дьенеша
В играх можно использовать логические кубики, кроме цифровых
В играх могут быть элементы соревнований, чья команда быстрее угостит мишек.

Игра «Художники»
Материал: «Эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков.
Цель игры:
развитие умения анализировать форму предметов
развитие умения сравнивать по их свойствам
развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).
Описание игры: Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.


Игра «Этажи»
Выкладываем в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).
Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).
Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Игра «Домино»
В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.
Как ходить?
Фигурами другого размера (цвета, формы).
Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.
Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).
Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.
Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

Игра «Делимся»
Возьмите несколько игрушек ребенка. Пусть блоки у вас будут угощением. Предложите ребенку раздать фигуры гостям так, чтобы у куклы оказались только круглые фигуры (она любит кушать блины). Можно угощать игрушки по-разному: чтобы заяц получил все большие «морковки», обезьянке все желтые «бананы». Усложняем игру – нужно разделить фигуры так, чтобы у кошечки были все синие детали, а у мышки – все треугольные.

Игра «Обобщенная цепочка». На листе бумаги нарисовано несколько кругов, соединенных линиями. Требуется в каждый круг положить по фигурке из набора так, чтобы в кругах, соединенных линией, лежали фигуры, отличающиеся в точности одним признаком (а в кругах, не соединенных линией, неважно).
Последний раз редактировалось Ольга Александровна 06 июн 2015, 12:55, всего редактировалось 1 раз.
Ольга Александровна
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 02 июн 2015, 11:17

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Соловьева Ольга » 02 июн 2015, 19:29

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и формировали в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно формироваться, в том числе и ключевые компетентности. А для создания такой развивающей среды необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс ДОУ игровые педагогические технологии, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка.

В современном образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

После введения ФГОС в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Соловьёва Ольга Владиславовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №47", Тамбов.
Соловьева Ольга
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 23 май 2015, 17:49

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение pinchuklv2264 » 02 июн 2015, 22:15

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Не так важно научиться правильно держать ручку, писать, считать, как думать и творить. Овладение ребенком такими компетенциями, как самостоятельность, целеполагание, креативность, умение находить ресурсы для достижения цели, применять полученные знания в иных ситуациях, работать в команде формируются в ходе проектной деятельности.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Формирование и развитие данных качеств способствуют дальнейшему успешному обучению детей в школе. В средней группе нами был реализован проект «Страна квадратиков и треугольников». Во время проекта дети получали такие задания:
- сравни треугольник (квадрат) с другими фигурами;
- вырежи фигуры из бумаги;
- построй фигуры из счетных палочек;
- преобразуй одну фигуру в другую путем удаления нескольких палочек;
- сложи три треугольника из семи палочек;
- сложи геометрическую фигуру из частей (головоломки «Пифагор», «Танграм»);
Родители совместно с детьми выполняли домашние творческие задания: аппликации из геометрических фигур, презентации «Моделирование сказки Колобок с помощью кругов».
pinchuklv2264
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 02 июн 2015, 21:09

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Юлианна » 03 июн 2015, 13:42

Воротилина Юлия Николаевна г. Рассказово МБДОУ ЦРР – детский сад №7
Сегодня «математика – это больше, чем наука, это – язык». Изучение математики совершенствует культуру мышления, приучает логически рассуждать, воспитывает у них точность высказываний. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Особая роль отводится технологии ТРИЗ.
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ – важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС.
Усвоение программного материала доступнее всего происходит в игре.
Игры по технологии ТРИЗ в ДОУ, по формированию математических представлений, увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая мышление и математические способности.
К концу дошкольного периода формируется логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Формирование логического мышления является важным как для общего развития ребенка, так и для дальнейшей адаптации в социуме.
Юлианна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 03 июн 2015, 11:41

Пред.След.

Вернуться в Реализация концепции математического образования на ступени дошкольного образования

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron