Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Срок проведения форума: 27.05.2015-29.05.2015

Модератор: Самородова Антонина

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Ирэн 1978 » 30 май 2015, 15:43

Ирина Анашкина
инструктор по физической культуре
г. Моршанск МБДОУ №2 "Березка"

Чтобы повысить уровень развития у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте на занятиях необходимо использовать здоровьесберегающие технологии.Одна из таких технологий – физкультминутки. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме, через использование логических игр, поможет ребенку с одной стороны легче усваивать школьную программу, а с другой способствовать развитию математических способностей.
Математическая способность - сложное структурное психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны и развившееся в процессе математической деятельности.
При соблюдении последовательности при выполнении игровых и учебных (математических заданий) действий дети с удовольствием будут принимать участие в решении. Они будут развивать воображение, наблюдательность. В них будет присутствовать дух соревновательности (кто быстрее, кто правильнее, кто больше знает). Организовать награждение (появиться стимул к игре). В результате дошкольники учатся быстро и логично рассуждать. А главное – в процессе игры дети получают приобретают, формируют знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияет на развитие личности.
В условиях систематического обучения ребенок может выделять единичное из общего, способен познавать не только общие свойства отдельных предметов и явлений, но и простейшие связи взаимосвязи между ними. Овладение простейшими умственными операциями ведет к более высокому уровню обобщения предметов и явлений по их существенным признакам.
Таким образом, старший дошкольник подходит к осознанию математических отношений.
Пальчиковая гимнастика» - это замечательный материал для формирования элементарных математических представлений ( начиная от счёта и заканчивая такими категориями: вправо- влево, выше – ниже, дальше - ближе, длиннее-короче, больше – меньше, день - ночь и т. д. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами. Поэтому они наглядны и доступны малышу.В ДОУ на занятиях по математике используются здоровьесберегающие технологии.
Ирэн 1978
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 30 май 2015, 15:35

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение мари1970 » 30 май 2015, 18:16

Луткова Марина
Воспитатель МБДОУ №2 «Берёзка» г. Моршанск
Повысить уровень развития математических способностей и логико- математических компетенций старших дошкольников в условиях реализации ФГОС на занятиях необходимо использовать здоровьесберегающие технологии. Например, динамические паузы (Физкультминутки) – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).
Значение: улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.Длительность: 2-5 мин.; рекомендуется проводить во время занятий, по мере утомляемости детей во всех возрастных группах. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12-16-я минуты) «Физкультминутка» может сопровождаться текстом связанным или не связанным с содержанием занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить чтобы выдох выполнялся при произнесении слов данной строки, а до начала следующей – глубокий и спокойный выдох, тогда после физкультминутки дыхание у ребенка остается спокойным и ритмичным». Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Интересно и эмоционально проходят физкультминутки с музыкальным сопровождением.
мари1970
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 30 май 2015, 17:09

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Валюша04 » 30 май 2015, 23:46

Воспитатель МАДОУ детский сад общеразвивающего вида "Василёк", п.Строитель, Крутицкая Валентина Вячеславовна
Уровень развития математических способностей старших дошкольников можно повысить, используя в своей работе, информационные ресурсы и современные технологии.
Использование мультимедийных технологий активизирует познавательную деятельность детей, повышает их мотивацию, совершенствует формы и методы организации математических занятий.Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Сегодня же, при минимальной оснащенности групп, довольно сложно удерживать постоянный интерес детей. Оказать значительную помощь в решении этой проблемы могут мультимедийные технологии, которые дают возможность оживить занятия, вызвать интерес у детей. И что очень важно: математические занятия с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала.
При использовании мультимедийных технологий в математическом образовании детей дошкольного возраста, согласно образовательному стандарту, методика обучения должна быть дифференцированной, с учетом возможностей и способностей дошкольников и направлена на организацию самостоятельной практической и творческой деятельности детей по применению изучаемого материала.
Использование мультимедийных технологий в формировании счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в демонстрационном варианте при объяснении нового материала или при решении задач помогает повысить у детей интерес и мотивацию к изучению предмета.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты в математическом образовании детей дошкольного возраста:
- детьми глубже постигаются понятия числа и множества;
- у детей тренируется элективность внимания и память;
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
- развивается воображение и творческие способности;
- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Опыт организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях с использованием мультимедийных технологий позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки дошкольников. Мультимедийные технологии обогащают процесс образования, позволяют сделать обучение более эффективным.
Валюша04
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 30 май 2015, 23:30

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Щербинина Татьяна Александровна » 31 май 2015, 12:14

Щербинина Татьяна Александровна
МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад
р.п. Умет
Свою роль в развитии математических способностей старших дошкольников педагог образовательного учреждения должен видеть не в навязывании знаний в готовом виде, а в создании условий для развития их через познавательно-исследовательскую деятельность, через решение поисковых задач и проблемных ситуаций. В условиях введения ФГОС ДО возникла необходимость внедрения современных развивающих технологий, которые позволяют осуществлять принципы интеграции, развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, активизировать в речи детей новые математические понятия.
Ребенок развивается в деятельности. Деятельность - единственный способ самореализации, самораскрытия ребенка. Дошкольник стремится к активной деятельности и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать, используя эффективные методы и приемы, его дальнейшему развитию.
Игра и мышление - эти два понятия стали основополагающими в системе математического развития дошкольников. В технологии развивающих игр Б.Н. Никитина НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей) - ключевое слово методики, то есть, если соответствующие способности не развиваются, то эти возможности начинают утрачиваться. Поэтому нужно предлагать новое игровое действие тогда, когда видно, что ребенок проявляет к этому действию интерес, даже если по возрастным показателям рано. И предлагать набор задач в различных формах: в виде модели, плоского рисунка, схемы или устной инструкции. Необходимо уделять большое внимание моделированию игровых ситуаций, стараться подбирать игры с учетом различных направлений детской деятельности. На мой взгляд, универсальным материалом для
развития детей через игру являются и развивающие игры Воскобовича. Сказки-задания, сопровождая малыша по игре, учат его не только математике, логике, развитию речи, но и человеческим взаимоотношениям, помогают ему найти общий язык со сверстниками и взрослым. Построенные на образности, доступности, новизне восприятия - игры Воскобовича мобилизуют внимание, интерес, и постепенно втягивают ребенка в процесс решения задачи, требующий от него четкого алгоритма, последовательности действий, анализа, поисков вариантов решений. При этом роль взрослого - роль равноправного играющего партнера, тогда как обучением занимается игра.
Щербинина Татьяна Александровна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 27 май 2015, 22:06

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Oksanaubogdanova35 » 01 июн 2015, 12:55

Богданова О.А., воспитатель, МБДОО "Детский сад №13 "Родничок", г. Мичуринск
Уважаемые коллеги! Рада, что представилась возможность пообщаться, обсудить накопившиеся проблемы, поделиться своим мнением.
В соответствии с требованиями ФГОС Дошкольное образования стало ступенью общего образования наряду с начальным, средним, общим образованием. Это не может не радовать нас, поскольку теперь дошкольному образованию стали уделять больше внимание.
Тема для обсуждения на форуме "Как повысить уровень математических способностей старших дошкольников" на мой взгляд является наиболее актуальной. К ребенку, поступающему в школу, предъявляются большие требования, в т.ч. уметь считать, выполнять простейшие арифметические действия. Поэтому наша с Вами задача помочь ребенку вступить в "мир математики", привить любовь к этой науке.
Просматривая сообщения на форуме, я почерпнула для себя много полезного. Считаю, что данное общение будет способствовать повышению уровня компетенций педагога.
В нашей работе мы используем различные методические приемы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций. Они способствуют формированию элементарных математических представлений. Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения.
Последний раз редактировалось Oksanaubogdanova35 01 июн 2015, 16:21, всего редактировалось 1 раз.
Oksanaubogdanova35
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 29 май 2015, 11:48

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Успенская Е.В. » 01 июн 2015, 13:05

Личностно-ориентированное взаимодействие с дошкольниками в процессе познавательной деятельности, построение интеллектуально-творческой среды силами педагогов и при участии родителей и детей, организация математической деятельности с использованием разнообразных методов и форм, стимулируют проявление познавательной активности и способствуют развитию интеллектуальных способностей у детей.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Педагог должен постоянно создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставить перед ними все более сложные задачи, развивал их волю, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливать на поиск новых, творческих решений. Создавая интеллектуально-творческую среду в группе, педагог должен стимулировать умственную деятельность детей, которая достигается наличием математических, логических, развивающих, интеллектуальных игр.
Необходимый ассортимент игр, учебно-игровых материалов, должен постоянно обновляться, дополняться и трансформироваться, быть доступным для восприятия и использования детьми как в совместной деятельности с воспитателем, так и в самостоятельной детской деятельности. Это позволит развить у детей интерес к головоломкам, кроссвордам, занимательным задачам, шашкам, шахматам и другому познавательному материалу. Такие образовательные мероприятия значительно повысят уровень развития интеллектуальных способностей детей.
Успенская Е.В.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 29 май 2015, 12:05

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Фомина И.А. » 01 июн 2015, 13:16

Развитию у детей математических способностей определяется стилем современной жизни. Особая роль математики заключается в умственном воспитании, в развитии интеллекта, а в целом в развитии математических способностей.
Одним из средств повышения уровня развития математических способностей старших дошкольников являются разнообразные дидактические средства. К таким дидактическим средствам относится занимательный материал математического характера. Его ценность возрастает в последнее время в связи с запросами общества в ускорении интеллектуального развития детей. (А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, А.А.Столяр). Через использование занимательного материала можно выработать у детей умение считать, решать арифметические задачи, развивать желание заниматься, возможности использования его с целью подготовки детей к обучению в школе, развитие смекалки, воображения, творческих способностей, логичности и гибкости ума. Характером материала определяется его назначение развивать у детей общие, умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать.
Занимательный материал даёт возможность каждому ребёнку на основе индивидуальных особенностей (склонностей, интересов, уровня развития) проявить самостоятельность, инициативу, творчество.
Фомина И.А.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 29 май 2015, 12:13

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Зоткина О.А. » 01 июн 2015, 13:29

Вовлечение родителей в деятельность по развитию математических способностей
В игровой форме родители могут привить малышу знания из области математики, информатики, русского языка, научить его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Кроме того, стоит до школы научить ребенка различать пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.), узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Важно также, чтобы малыш различал величину предметов, понимал, что значит больше, меньше, часть, целое. Если ребенок посещает детский сад или школу дошколят, всему этому он обучается на специальных занятиях. Но знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома.
Счет в дороге. Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше?
Сколько вокруг машин? Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.
Мячи и пуговицы. Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
Далеко ли это? Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.
Угадай, сколько в какой руке. В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке.
Счет на кухне. Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.
Сложи квадрат. Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
Зоткина О.А.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 29 май 2015, 12:18

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Медведева Л.В. » 01 июн 2015, 13:50

Одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей — развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. А главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, правильно ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, принимать самостоятельные решения.
Математика дает огромные возможности для развития мышления ребенка. В дошкольном возрасте дети должны не только прочно усвоить математические понятия и отношения, предусмотренные программой, но и научиться самостоятельности, умению делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, доводить дело до конца.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Дидактические игры по математике:
"Часть и целое",
"Дроби",
"Волшебные квадраты",
"Лото - Сосчитай",
"Геометрическая мозаика",
"Модели временных интервалов" и др.
Медведева Л.В.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 29 май 2015, 12:27

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Собетова О.В. » 01 июн 2015, 13:59

Интерес к математике является одним из условий развития математических способностей. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Использование логических игр, направленных на решение логических задач, организованных по форме выбора одного ответа (правильного) из нескольких, развивает также и такое важное качество, как критичность, обоснованность мышления, поскольку любой выбор всегда содержит требование к его обоснованию, к объяснению того, почему выбран один, а не другой ответ. Происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Использование задач разной сложности позволяет почувствовать уверенность в своих силах слабым детям. Самостоятельное решение детьми поисковых задач является условием для развития у детей характерологических черт личности таких, как самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.
В коллективном обсуждении решения задачи формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
Следовательно, логические задачи создают благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.
Логические задачи развивают у детей познавательные интересы. Их решение близко к игре, поэтому они дают возможность для создания интересной, увлекательной деятельности. Логические игры создают благоприятные условия для развития творческих способностей, творческого мышления детей т.к. включают детей в поисковую деятельность. Стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Логические задачи заключают соотношение деятельности по усвоению знаний, умений, творческо-поисковой и интересной для детей деятельности.
При использовании игр необходимо соблюдать некоторые условия: свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
Использование логических игр в образовательном процессе оказывает огромное влияние на познавательное развитие ребенка в целом. В работе по развитию математических способностей старших дошкольников можно использоваь следующие игры:
• «Найди отличия между двумя картинками» (цель: учить на основе зрительного сопоставления находить отличия между предметами);
• «Найди два одинаковых предмета» (цель: учить рассматривать и сравнивать предметы, находить одинаковые)
• «Какой предмет здесь лишний» (цель: на основе зрительного анализа, сопоставления находить предмет, которого не должно быть на таблице);
• «Лабиринты» (цель: тренировать в прослеживании ходов);
• «Продолжи ряд» (цель: учить улавливать закономерность расположения фигур, определять какая должна быть следующая);
• «Найди недостающую в ряду фигуру» (цель: учить на основе зрительного анализа рядов фигур находить недостающую фигуру).
Собетова О.В.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 29 май 2015, 14:17

Пред.След.

Вернуться в Реализация концепции математического образования на ступени дошкольного образования

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron