Страница 5 из 9

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

СообщениеДобавлено: 28 май 2015, 12:24
Щугорева Наталья
Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что в мире всё закономерно. Математика дает возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребенка и его интеллект. Основная цель занятий математикой - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

СообщениеДобавлено: 28 май 2015, 12:35
Бучанова Наталия Валерьевна
Действительно эффективное развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста одна из актуальных проблем современности. Но раннее обучение в дошкольном возрасте не должно разрушать естественность жизни детей. Основной вид деятельности в дошкольном возрасте ̶ это игра. В игре развиваются физические силы ребёнка, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Поэтому для развития математических способностей детей на мой взгляд целесообразно и эффективно использовать игру.
С помощью игры можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка, т. е. те качест¬ва, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, он мо¬жет приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способ¬ности, подчас не догадываясь об этом. Родители порой сами пред¬лагают ребенку поиграть в школу, чтобы закрепить навыки чтения; в магазин, чтобы проверить умение считать, и т. д.
Игры, направленные на умствен¬ное развитие ребенка-дошкольника, можно разделить на отно¬сительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприя¬тие, внимание, память, мышление и творческие способности, которые являются компонентами математического мышления. Для детей каж¬дой возрастной группы (от 3 до 7 лет) предлагаются все эти виды игр.
Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. К концу дошкольного возраста дети могут свободно ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и тре-угольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определенной формы. Знание такого признака предмета, как вели¬чина, выражается в том, что ребенок может расположить 8—10 па¬лочек, кружков или других одинаковых предметов разной величины в порядке ее убывания или возрастания, назвать основные града¬ции величины предметов по 3 измерениям (длина, ширина, высота).
Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую про¬стую работу.)
Основные свойства внимания, которые формируются уже в до-школьном возрасте, — это его устойчивость, переключение и распре-деление. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на каком – либо объекте.
Следующая группа игр направлена на развитие памяти, кото¬рая так же, как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель — запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом под¬бирать средства для выполнения этой цели, т. е. средства, облегча¬ющие процесс запоминания.
Развитие мышления ребенка происходит при условии овла¬дения им тремя основными формами мышления: наглядно-действен¬ным, наглядно-образным и логическим. Ребенок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться эле¬менты логического мышления, т. е. формируются умения рассуж¬дать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
Каждая игра — это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радовать¬ся успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброже¬лательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фанта¬зии — только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка.

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

СообщениеДобавлено: 28 май 2015, 14:04
Вераника
воспитатель МБДОУ д/с "Тополек"
ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА» – СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Данной проблемой занимались: Я. А. Коменский, Дж. Локк, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, М. Монтессори Б. М. Теплов, Ф. Гальтон, А. М. Леушина, А. А. Венгер, Л. С. Выготский, З. А. Михайлова, А. А. Смоленцева, С. Л. Рубинштейн и мн. др.
Набор содержит 241 палочку; каждая палочка делается из дерева или пластмассы и представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину - от 1 до 10 см. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету, палочки объединяются в одно "семейство", или класс. Наименьшая палочка в наборе является кубиком. Познакомив детей со счетными палочками, дав детям рассмотреть их, уточнив материал, из которого они изготовлены, их количество, цвет и размер, на первом этапе предлагаем игры на построение простых фигур.
На этом этапе дети играют с палочками, строя различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение; они с удовольствием выкладывают узоры, картинки, сюжеты, здесь детям представляется полная свобода действий и фантазии.
В ходе свободного манипулирования дети, в основном, строят дороги, гаражи, машины и поезда, башни, лесенки, а также составляют лесенки, мозаики, узоры.
Следующим этапом в работе со счетными палочками предлагаем построение фигур по схемам и самостоятельное творчество.
«Составь число 5».
Цель: выявить уровень развития активности детей (интерес к деятельности, целеполагание, планирование деятельности, вариативность поиска способов решения задачи) в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера.
Материал: цветные счётные палочки Кюизенера, 2 схемы.
Методика предъявления: 2 мальчика решили составить число 5 разными способами, а главное, чтобы не получился ковёр. Один построил так (предъявление схемы №1, другой так (предъявление схемы №2, а как построишь ты?
«Двусторонняя лесенка»
Цель: выявить уровень развития активности детей (целеполагание, планирование деятельности, самооценка, вариативность, адекватность решения задачи) в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера.
Материал: цветные счётные палочки Кюизенера
Методика предъявления: Составь лесенку, чтобы с самой верхней ступеньки могли спуститься 2 человечка, но в разные стороны (один направо, другой налево)
«Помоги малышу»
Цель: выявить умения детей в принятии на себя ведущей роли в играх и упражнениях с цветными счётными палочками Кюизенера.
Материал: цветные счётные палочки Кюизенера
Методика предъявления: Смог бы ты, ребёнку 4 лет помочь научиться считать, пользуясь цветными счётными палочками. Как? Расскажи и покажи.
«Придумай игру»
Цель: выявить уровень развития творческой инициативы у детей в конструировании игровых упражнений.
Материал: цветные счётные палочки Кюизенера
Методика предъявления: Придумай игру, в которую ты смог бы поиграть с детьми группы.
Полученные данные свидетельствуют о том, что дидактические средства «Палочки Кюизенера» являются комплексным средством для развития математических способностей и можно говорить о целесообразности дальнейшего использования палочек в учебно – воспитательном процессе, может быть использовано как отдельно, так и в сочетании с другими средствами дополняя их. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
С помощью цветных палочек детей также легко развить у детей представление о числе на основе счета и измерения, подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из… », «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. «Палочки Кюизенера» просты и понятны, работу с ними любой ребенок воспринимает как игру, а ребенок как известно развивается в игре.

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

СообщениеДобавлено: 28 май 2015, 14:42
Анна Калачева
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что развивать математические способности детей следует не только в том случае, когда эти способности уже заметно выражены или когда ребенка готовят к поступлению в математический вуз. Знание математики нужно для очень многих профессий, а способности могут развиться и позже на основе систематических занятий математикой, овладения знаниями, умениями и навыками в этой области.

Развитие способностей неразрывно связано с формированием интереса к математике. Заметив у ребенка интерес к математике, склонность заниматься ею, необходимо всемерно развивать эти интересы и склонности, поощрять детей в этом отношении. Если таких интересов и склонностей нет, следует попытаться пробудить их.

Надо помнить, что математические способности должны сочетаться с глубокими и действенными интересами и склонностями к математике. Способности формируются и развиваются в деятельности. Интересующийся математикой ребенок, склонный заниматься ею, настойчиво изучает математику и тем самым энергично упражняет и развивает свои способности.

Для пробуждения и развития интереса к математике важно популярно показать (не просто сказать об этом, а именно показать) ее значение для техники, физики и других отраслей науки, промышленности и сельского хозяйства. Хорошее средство формирования интереса к математике - постановка и решение практически значимых для ребенка задач (вычислить площадь участка довольно сложной формы, объем стога сена, произвести расчеты модели корабля или планера и т. п.).

Очень полезно (и это многократно проверено на практике) учащимся читать научно-популярную математическую литературу, решать интересные задачи на смекалку.

Замечательные математические пособия - книги:

Я. И. Перельмана «Занимательная арифметика», «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия», «Живая математика»;
Е. И. Игнатьева «В царстве смекалки»,
И. Я. Депмана «Рассказы о математике»;
Б. А. Кордемского «Математическая смекалка»;
Ф. Ф. Нагибина «Математическая шкатулка»;
А. И. Островского и Б. А. Кордемского «Геометрия помогает арифметике»

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

СообщениеДобавлено: 28 май 2015, 15:09
Ступникова Татьяна
Методы и приёмы обучения в старшей группе
Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на занятиях по математике в старшей группе в основном используются в комплексе. Пятилетние дети способны понять познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи позволяет возбудить их познавательную активность. Создаются такие ситуации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, и возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому.
Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить какую-либо игровую или практическую задачу.
Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, педагог также ставит перед ними задачи (проверить, научиться, узнать новое и т. п.)
Развитию операций умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в старшей группе уделяют большое внимание. Все эти операции дети выполняют с опорой на наглядность. Так в старшей группе детям предъявляются предметы, имеющие уже 2--3 признака различия.
Выделение и усвоение математических свойств, связей, отношений достигается выполнением разнообразных действий. Большое значение в обучении детей 5 лет по-прежнему имеет активное включение в работу разных анализаторов.
В старшей группе расширяют виды наглядных пособий и несколько изменяют их характер. В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи. Но теперь большое место занимает работа с картинками, цветными и силуэтными изображениями предметов, причем рисунки предметов могут быть схематичными.
С середины учебного года вводятся простейшие схемы, например «числовые фигуры», «числовая лесенка», «схема пути» (картинки, на которых в определенной последовательности размещены изображения предметов).
В работе с детьми 5--6 лет повышается роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи.
Усложнение и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют их мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования.
На основе всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование различных методов и приемов при формировании элементарных математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более эффективного обучения детей математике необходимо интегрирование всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

СообщениеДобавлено: 28 май 2015, 16:01
Людмила Дедешко
Подстрахова Олеся Анатольевна, инструктор физо МБДОУ "Детский сад комбинированного вида" г. Мичуринска

Математическое развитие детей дошкольников осуществляется в основном в процессе обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений, а также проводится работа с детьми в повседневной жизни (на прогулке, во время режимных моментов, в игровой и трудовой деятельности) и на других занятиях ( конструированию, изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим и т.п.).

Одной из задач математического развития детей в младшей группе является ознакомление их с множеством. Работа с детьми этого возраста направлена в основном на формирование представлений о границах множества и его элементах, о равенстве и неравенстве групп по количеству элементов, умений и навыков в поэлементном сравнении контрастных и смежных множеств, на овладение приемами накладывания и прикладывания.
На первых занятиях по ознакомлению с величиной, для удобства и лучшей ориентировки детей, предметы подбирают так, чтобы они отличались по размеру и цвету. После того как у малышей будут сформированы навыки сравнения предметов по величине, отличие в предметах по этому признаку постепенно уменьшается. Используя прием накладывания или прикладывания, дети сравнивают предметы, которые мало отличаются по размеру.
Организуя работу по ознакомлению с формой предмета, воспитатель значительное место уделяет показу (демонстрации) самой фигуры, а также способов ее обследования. Модели следует сравнивать попарно: шар и куб, круг и квадрат, куб и квадрат; с целью - чтобы ребята лучше выделяли особенности геометрических фигур, Фигуры обязательно нужно брать разные по размеру, цвету и фактуре материалов, чтобы их легче было воспринимать на ощупь, находить по заданному образцу, а в заключение – правильно называть их отличительные признаки.
Реальные представления об окружающем мире необходимы ребенку для лучшего понимания смысла арифметических задач и расширения математических представлений. Однако только в результате целенаправленной систематической работы у них формируются достаточно прочные и осознанные знания и навыки в вычислительной деятельности, а это важная предпосылка в овладении математикой в школе.

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

СообщениеДобавлено: 28 май 2015, 16:21
Овсянникова Татьяна
Педагог дополнительного образования по информатике Овсянникова Т.В. сад "Изумрудный город" г. Тамбов
Дорогие коллеги!
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие мыслительных, творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича решают самую главную проблему при изучении математики в дошкольных учреждениях и в начальных классах общеобразовательных учреждениях - экономию энергии при запоминании детьми чисел и действий, производимых с ними. Все это идет в игровой форме, а дети очень любят играть. Это их качество на все 100% работает в изучении математики. Много писать об этом не вижу смысла. Просто начните применять эту технологию и вы сами увидите потрясающие результаты!

Игры разработаны для детей
 Раннего возраста;
 Дошкольного возраста;
 Младшего школьного возраста;
 Детей с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Технология интеллектуально-творческого развития
 Проверенная временем сказочно-игровая модель образовательного процесса
 Игровое обеспечение детских видов деятельности и их интеграция
Сказочные лабиринты игры
1. Полноценное развитие личности ребенка во всех образовательных областях
2. Оборудование, необходимое для выполнения ФГОС
3. Развитие познавательно-интеллектуальной активности детей через игровую деятельность
4. Учет особенностей и коррекции недостатков развития детей
5. Сотворчество педагогов, родителей и детей
Математические корзинки - 5
Складывая "грибки" в "корзинки" и заполняя "корзинками" ячейки игрового поля, ребенок учится основным математическим операциям, устному счету, развивает мелкую моторику. 5 корзинок и 21 грибок. Рекомендованный возраст: 3-5 лет.
Математические корзинки - 10
Усложненный вариант игры "Математические корзинки - 5", позволяющий работать с числами второго десятка и предназначенный для детей более старшего возраста. 11 корзинок и 34 грибка
Планета умножения
Особенность "Планеты умножения" заключается в том, что это коллективная игра, а потому, благодаря соревновательному элементу, изучение умножения становится поистине захватывающим. Рекомендованный возраст: 5-9 лет.
Счетовозик
Продевая шнурок сквозь отверстия, закрепляя его вокруг определенной кнопки, ребенок выделяет, таким образом, нужные для решения математических задач цифры и знаки. Рекомендованный возраст: 3-7 лет.

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

СообщениеДобавлено: 28 май 2015, 20:06
Ольга Куртасова
Куртасова О.В. МБДОУ детский сад "Изумрудный город" - воспитатель

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников– способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности.
Венгер Л.А., Никитин Б.П., Михайлова З.А. и многие другие педагоги доказывают влияние игр, в которых решаются различные задачи, на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления.
Мышление человека осуществляется тремя способами, имеет три вида: наглядно-действенное, наглядно - образное, словесно-логическое. Последний вид мышления характеризуется как более высокий уровень. Для его развития можно использовать логические задачи и игры, которые тренируют не только логическое мышление, но и служит надежной основой умственного развития, формированием интереса к математической деятельности.
Интерес к математике является одним из условий развития математических способностей. Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Использование логических игр, направленных на решение логических задач, организованных по форме выбора одного ответа (правильного) из нескольких, развивает также и такое важное качество, как критичность, обоснованность мышления, поскольку любой выбор всегда содержит требование к его обоснованию, к объяснению того, почему выбран один, а не другой ответ. Происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

СообщениеДобавлено: 28 май 2015, 20:34
Елена Улимова
Улимова Елена Александровна, МБДОУ"Детский сад комбинированного вида" г. Мичуринск
Влияние современных информационных ресурсов и технологий на математическое развитие дошкольников.
Использование компьютеров в учебной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.

На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне.

Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета, композиции.

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и другие, которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.

Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

СообщениеДобавлено: 28 май 2015, 20:54
Ольга Васильевна Кудинова
Кудинова О.В. МАДОУ детский сад "Планета детства" - воспитатель

Предметно-развивающая среда как условие эффективного математического развития ребенка.
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно - творческую деятельность всех детей группы. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Модель предметно-пространственной развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени. К предметному содержанию относятся:
игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы);
учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).
Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является реализация идей развивающего образования. Развивающее образование направлено прежде всего на развитие личности ребенка и осуществляется через решение задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет ребенку проявлять максимальную самостоятельность и активность; предполагает перспективу саморазвития ребенка на основе познавательно - творческой деятельности. Важно учитывать, особенности организации среды для развития логико - математических представлений у детей разного возраста.
Например: малыши с увлечением занимаются с геометрической мозаикой. Можно использовать настольную, напольную, крупную магнитную мозаики, разнообразные мягкие конструкторы.
Организуя игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и способствует освоению представлений о цвете, форме, величине,
развивает мелкую моторику ребенка.
Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же материалу. Поэтому все имеющиеся игры, игровые материалы нежелательно держать в групповой комнате.
Лучше время от времени заменять одни материалы на другие.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Это находит отражение в среде группы, в которую вносится содержание, расширяющее личный опыт ребенка. В группе специальное место и оборудование выделяется для игротеки. В ней находятся игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»); на следование и чередование и др.
Интерес к головоломкам может поддерживаться за счет размещения в игротеке веревочных головоломок, игр на передвижение, а также за счет использования игр-головоломок с палочками (спичками). Для индивидуальной работы с детьми, уточнения и расширения их математических представлений используются дидактические пособия и игры: «Самолеты», «Пляшущие человечки», «Постройка города», «Маленький дизайнер», «Цифра-домино», «Прозрачная цифра» и др. Эти игры должны быть представлены в достаточном количестве и по мере снижения у детей интереса к ним заменяться аналогичными.
Необходима организация опыта описания предметов, практикования в выполнении математических действий, рассуждения, экспериментирования. С этой целью используются наборы материалов для классификации, сериации, взвешивания, измерения.