Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Срок проведения форума: 27.05.2015-29.05.2015

Модератор: Самородова Антонина

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Камнева Светлана » 27 май 2015, 15:48

Логико-математическое и физическое развитие дошкольников
В результате исследований было доказано, что освоение систем отсчета в пространственных ориентировках связано с изменением опыта движений у дошкольников. Освоение «пространства — карты» и «пространства — движения», различение правой и левой рук, основных направлений, дифференцированное восприятие расположения предметов в пространстве основаны на опыте передвижения и движений.
В данном аспекте интегративную направленность имеют некоторые игры и упражнения, традиционно используемые в непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию:
•составление планов пространства игрушечной и групповой комнат и осуществление ориентировки по ним (определение расположения спрятанного предмета, движение по заданному маршруту и т. п.);
•освоение временных интервалов и некоторых показателей (например, скорости (быстрее — медленнее)) в процессе наблюдения и участия в соревнованиях (бег, прыжки и т. п.); использование секундомера и обсуждение временных эталонов; определение удаленности (дальше — ближе), расчет длины маршрута и т. п.;
•упражнения, обеспечивающие накопление тактильно-двигательного опыта, необходимого для освоения счета, измерения (счет движений, выполняемых ребенком);
•игры типа «Пляшущие человечки» (Л. А. Венгер), предусматривающие декодирование схемы и воспроизведение заданного движения или кодирование, схематичную запись придуманной интересной позы.
Камнева Светлана
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 27 май 2015, 15:35

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Серяпина Ольга » 27 май 2015, 15:52

Развитию математических способностей старших дошкольников необходимо уделять особое внимание, особенно в связи с реализацией ФГОС ДО. Как же это сделать? Начнем с того, что необходимо наличие профессионально компетентных педагогов, затем -наличие развивающей предметной среды, которая будет способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания и т.д. Не последнее место занимают и дидактические средства, используемые непосредственно педагогом. Но вернемся к педагогу. Какие формы он использует для развития уровня математических способностей? Это и непосредственно-образовательная деятельность, обучение в режимных моментах (в различных ситуациях), театрализация с математическим содержанием, демонстративные опыты и самостоятельная детская исследовательская деятельность, беседы в свободное время о математике, дидактические , пальчиковые игры, физкультминутки с математическим содержанием, познавательные игры и так далее. Педагогом используются различные приемы и методы: игровой (практический), экспериментирование, моделирование, конструирование, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация. Кроме того, проводя математические развлечения педагогом могут использоваться загадки, кроссворды, ребусы, задачи-шутки. Особое внимание нужно уделить использованию развивающих игр, способствующих развитию умственных способностей. Также необходимо взаимодействие с родителями по вопросу развития математических способностей старших дошкольников.
Серяпина О.В. МБДОУ "Детский сад "Ромашка", г. Кирсанов
Серяпина Ольга
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 27 май 2015, 15:18

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Катерина » 27 май 2015, 17:50

Рябова Екатерина Александровна,воспитатель МАДОУ д/с "Планета детства",Тамбовский район, р.п.Новая Ляда

Понятие "развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектной. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка "жизненных" и "научных" понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математический развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика - это сложная наука, может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и имеют математический склад ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Последний раз редактировалось Катерина 28 май 2015, 21:20, всего редактировалось 1 раз.
Катерина
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 27 май 2015, 17:06

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Светлана Савельева » 27 май 2015, 18:07

Для повышения уровня работоспособности и эффективности на занятиях по математике, с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, в детском саду проводятся физкультминутки.
Они повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Если деятельность детей на занятиях связана с однообразными движениями, статическими положениями тела, напряженным вниманием, то может возникнуть нарушение кровообращения в области живота, таза, нижних конечностей, утомление мышц и нервной системы. В таких случаях проводятся комбинированные упражнения, вовлекающие в работу одновременно крупные и мелкие мышцы.
Савельева С.А. инструктор по физической культуре
д/с комбинированного вида «Машенька»
Тамбовского района
Светлана Савельева
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 27 май 2015, 18:00

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Москалева Людмила » 27 май 2015, 18:30

Математика является универсальным методом познания окружающего и предметного мира.
Повышение уровня развития математических способностей и логико-математических компетенций старших дошкольников в первую очередь должно происходить через игровую деятельность. Появление в игре сюжета и ролей создают условия для освоения дошкольниками вычислительных действий, пространства и времени.
Математические операции, такие как классификация, сравнение, анализ, оказываются востребованными в процессе речевого развития детей, когда используются игры и упражнения, предусматривающие установление родовидовых отношений (игрушки, овощи, фрукты и т.п.) и последовательности событий, отгадываются загадки, составляются рассказы и пр.
Также повышение уровня развития способностей возможно через поисково-исследовательскую, трудовую, а также музыкально-художественную деятельности.
В процессе организации поисково-исследовательской деятельности происходит знакомство с понятиями величины и множества, пространства и времени, многообразием геометрических форм на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей.
Через трудовую деятельность, при организации совместных трудовых действий, дежурств, поручений, происходит освоение детьми временных и количественных характеристик и зависимостей, логических связей, отношений и зависимостей; различных средств и способов познания.
В музыкально-художественной деятельности логико-математическое развитие детей осуществляется за счет использования временных интервалов, освоения таких категорий, как длительность, последовательность, продолжительность, темп, ритм, скорость, высота звука и т.п.; использования счета для определения количества движений, отсчитывания ритма и т.п.
Логико-математическому развитию детей дошкольного возраста способствует чтение (восприятие) художественной литературы, прежде всего математического содержания «Мальчик с пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г.X. Андерсена и др.), а также произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (сказка «Волк и семеро козлят» и др.)
Использование информации в символизированной форме способствует развитию умения действовать в мысленном плане, развивает логическое и творческое мышление, воображение.
Москалева Людмила
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 27 май 2015, 17:05

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Людмила Дедешко » 27 май 2015, 19:25

Задача, стоящая перед воспитателем дошкольного учреждения, несомненно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, развивающему воображение, затрагивающую не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.
Мышление ребенка формируется под целенаправленным воздействием. Основное требование, которое необходимо соблюдать воспитателю при выборе формы организации обучения и воспитания - сделать занятия максимально эффективными, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребенку максимально доступный ему объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие. Воспитатель должен строить занятия по формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на основе практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами. Воспитатель должен грамотно организовать педагогический процесс для успешного усвоения математического содержания детьми дошкольного возраста.
К традиционным средствам формирования элементар­ных математических представлений относят: оборудование для игр и занятий, комплекты наглядно­го дидактического материала, литературу.
Роль игровых средств в современном обучении возрастает. Психологически доказано, что игровые упражнения помогают адаптироваться в воспитательно-образовательном процессе и овладевать основами математики.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении.
Людмила Дедешко
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 27 май 2015, 19:11

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Анжелина Хабарова » 27 май 2015, 20:05

Физическое воспитание и обучение неразрывно связано со всеми остальными видами воспитательной деятельности. Физическое воспитание - неотъемлемая часть и основа всестороннего развития личности; физическое здоровье - предпосылка полноценной умственной деятельности. Занятия физической культурой повышают работоспособность, увеличивается объем и интенсивность внимания и памяти. В ходе занятий физической культурой осуществляется процесс интеллектуального воспитания, происходит формирование тактического, логического, математического мышления, складывается способность принимать решения в различных ситуациях. Следовательно, на занятиях физической культурой возможно и должно повышать уровень развития математических способностей и логической компетенции. Пример:предоставлять детям самостоятельно решать деление на группы, команды в играх, определять, какое количество спортивных снарядов взять для игры, игровых упражнений в парах и т.п.
Кроме того, снять напряжение (мышечное, глазное) и предупредить переутомление и застойные явления в организме помогут на занятиях математикой физкультминутки и динамические паузы. Примеры:
К нам комарик прилетел, поиграть он захотел! (дети зрительно следят за "полетом комара")
Если прыгнет детвора, то поймает комара!.. (дети выполняют прыжки, прихлопывая "комара").

"Вперед четыре шага..." (выполнение движений со счетом), "Зайка серенький сидит..." и др.

Тамбов, детский сад № 48 "Пчёлка"
Последний раз редактировалось Анжелина Хабарова 27 май 2015, 20:11, всего редактировалось 2 раз(а).
Анжелина Хабарова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 25 май 2015, 19:52

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Зинаида » 27 май 2015, 20:09

Патрина Зинаида Александровна г. Рассказово МБДОУ ЦРР

Физкультминутки -это кратковременные физические упражнения. Цель проведения физкультминуток — способствовать оздоровлению детей.

А теперь ребята, быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели, вновь за дело.( В соответствии с текстом дети показывают движения).
Видишь, бабочка летает (машем руками)
На лугу цветы считает. ( Считаем пальчиком)
1,2,3,4,5 (хлопки в ладоши)
Ох не сосчитать! (прыжки на месте)
6, 7, 8, 9,10 (хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (машем руками) сосчитать бы не смогла!(считаем пальчиком)
Зинаида
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 27 май 2015, 20:00

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение головина лариса викторовна » 27 май 2015, 20:32

Головина Лариса Викторовна ЧДОУ "Детский сад№106"Уровень развития математических способностей старших дошкольников можно повысить, используя пальчиковую гимнастику. например:

Пальчиковая гимнастика "Грибы"

Много мы грибов набрали,
Их потом пересчитали:
Один - лисичка,
Два - свинушки,
Три - опята,
Четыре - чернушки,
Пять - пузатый боровик,
Шесть - малышка моховик,
Семь - как шляпа чёрный груздь,
Восемь - я назад вернусь.
Подберёзовик хорош.
Подосиновик пригож.
А десятым будет белый -
Всей корзины нашей гвоздь!
вы внимательно искали,
Много все грибов набрали.
А теперь домой пойдём
И корзины понесём.
головина лариса викторовна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 25 май 2015, 21:11

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Егорова Людмила » 27 май 2015, 20:55

Егорова Людмила Ивановна
воспитатель МБДОУ детский сад № 59 "Ягодка" г. Тамбов
В процессе деятельности с целью развития математических способностей дошкольников я использую современную технологию"Сказочные лабиринты" В.В.Воскобовича. Данная технология представляет собой систему поэтапного включения авторских развивающих игр в деятельность детей и постепенного усложнения образовательного материала.
Её принципиальными особенностями являются эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
Широкий возрастной диапазон участников игр.
Многофункциональность развивающих игр. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.
Творческий потенциал каждой игры.- проявить творчество и педагога и детей.
Игровое обучение.Незаметно для себя воспитанники осваивают цифры и буквы, узнают и запоминают цвет, форму; тренируют мелкую моторику рук; совершенствуют речь, мышление, внимание, память, воображение.
Предложенная система игр в учебно - воспитательной деятельности помогает не только сформировать у детей знания, умения, навыки, но, прежде всего способствуют творческому развитию личности ребёнка - дошкольника.
Развивающие игры этого автора - яркий, сказочный, необычный мир со своими героями и персонажами:мальчик ГЕО, ворон МЕТР и Я (автор)- зашифрованное слово ГЕОМЕТРИЯ.Эти герои сопровождают детей на разных видах деятельности.
Приведу несколько примеров.
Так, например,"Нетающие льдинки озера АЙС или Сказка о прозрачном квадрате" развивают у детей память, внимание, логическое мышление, сенсорные и творческие возможности.
"Прозрачный квадрат"- игра, обучение, семейное развлечение."Нетающие льдинки"- это прозрачные пластинки(30 штук), внутри которых помещены синие геометрические фигуры( только одна пластинка закрашена в синий цвет, а в других закрашена только часть квадрата), превращающиеся в разные фигурки. Играя в прозрачный квадрат, дети знакомятся с формой, величиной, соотношением целого и части.Перед ребёнком есть игровое задание от Хранителя Озера - НЕЗРИМКИ: "Загадки пластинок разгадаешь, Незримку обыграешь- Льдинки твои" и здесь начинаются превращения, когда на основе 11 сказок из частей можно собрать различных животных; из частей собрать целое.
Вместе с мудрым Вороном Метром по ходу сказочного сюжета, ребёнок выполнит задания Хранителя Озера Айс и получит в награду волшебные нетающие льдинки, из которых можно будет сложить различные забавные фигуры, предметы, использую альбом- схемы.
Игра есть игра, и в ней необходимо соблюдать два правила:
1. При складывании квадрата(целого) пластинки накладываются друг на друга всей плоскостью.
2.При наложении пластинок друг на друга не допускается совмещение (пересечение) цветных синих элементов.
Методом воспитания сенсорной культуры дошкольников является организация практической деятельности детей с предметами и материалами(обследование и сравнение). И здесь воспитанникам потребуются кораблики, которые разработал Вячеслав Вадимович.
Кораблик "Плюх - Плюх"(с пятью мачтами для малышей), кораблик "Брызг - Брызг"- универсальный, кораблик "Буль -Буль" - дошкольники, школьники.Все кораблики имеют мачты, разноцветные флажки.Путешествие на корабликах происходит с Гусем - капитаном и лягушатами: Речкиным, Озёркиным, Моречкиным..
Дошкольники старшего возраста, сравнивая флажки на мачтах, поясняют последовательность натурального ряда, объясняют способ получения нового числа по результатам практической деятельности, определяя их как меньшие( большие) на единицу.
"Игровизор" (игровой графический тренажёр)
Работая с ним дети знакомятся с пространственными направлениями на основе сказки. На начальном этапе благодаря четырём предметным картинкам: "ЛЕВ" (левый верхний угол), ПАВЛИН (правый верхний угол), ЛАНЬ (левый нижний угол), "ПОНИ" (правый нижний угол), дети могут ориентироваться в поле, разбитым на клеточки. Картонное поле находится под прозрачным экраном.Прослеживая изменения направления движения по прозрачному экрану с помощью маркера, дошкольники отсчитывают клетки(вверх, вниз, направо- налево,и т. д.)- умение ориентироваться в дальнейшем в тетрадях в клетку. Такой графический тренажёр развивает математические представления, процессы аналитического восприятия, интеллектуальную культуру, готовит руку(правую, левую) к письму.
Играя, дети узнают что - то новое, сами открывают определённые знания, объясняют взрослым последовательность решения познавательных задач.
Егорова Людмила
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 27 май 2015, 19:31

Пред.След.

Вернуться в Реализация концепции математического образования на ступени дошкольного образования

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron