Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Срок проведения форума: 27.05.2015-29.05.2015

Модераторы: Самородова Антонина, Самородова Антонина

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Elena Kruchkova » 03 июн 2015, 19:57

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
Математика – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Математика для них – учеба, математика для них – труд, математика для них – серьезная форма воспитания. Математика для дошкольников – способ познания окружающего. Занимаясь математикой, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения. Важное значение для повышения качества воспитательно – образовательной работы в детских учреждениях имеет формирование у детей познавательной деятельности.
Для успешного обучения математике посредством игровых упражнений необходимо применять как предметы, окружающие ребенка, так и модели изучаемого материала. Математические развлечения: задачи-шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на пространственное преобразование, подвижные игры. Я предлагаю вашему вниманию подвижные игры с использованием цифр и чисел.
"Классики"

На асфальте рисуется поле, состоящее из квадратов примерно 40 на 40 см, возможны варианты, это зависит от возраста играющих. Квадраты структурируются по следующему принципу: первые два выстраиваются в вертикальный ряд, следующие два – в горизонтальный, так, чтобы линия, их разделяющая, оказалась посредине предыдущих двух. Пятый квадрат рисуется посередине горизонтального ряда и так далее. Всего должно быть 10 квадратов. Нумеруются они по порядку снизу вверх и справа налево.
Кидаем биту на квадрат с номером 1 так, чтобы она не выходила за поле и не касалась пограничной черты. Начинаем прыгать – на одной ноге через квадраты 1 и 2, двумя ногами на квадраты 3 и 4, снова одной на квадрат 5 и так далее до конца. В конце поля разворачиваемся на 180 ⁰ и аналогичным образом прыгаем назад, по пути подбираем биту. Если она оказывается на клетке, на которой нужно стоять на одной ноге, то подбираем прямо так – стоя на одной. Далее бита кидается на квадрат с номером 2 – это второй «класс». Если она не попадает на нужное поле, то ход переходит к другому игроку. Выигрывает тот, кто первым пройдет все «классы».
"Кто куда"
Перед началом игры все участники получают листочки с номерами, которые не должны повторятся. Игроки образуют круг. Ведущий встает в центр круга и называет 2 абсолютно любых номера. Игроки, чьи номера были названы, должны как можно быстрее поменяться местами. В то же самое время ведущий, как можно быстрее должен занять место на стуле одного из игроков. Если это получилось, то ведущим становится тот игрок, чье место теперь занято. Если нет, то игра продолжается дальше.

Крючкова Е.О. МАДОУ д/с комбинированного вида «Колосок»
Elena Kruchkova
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 01 июн 2015, 16:04

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение xodakovaen9847 » 03 июн 2015, 22:54

Ходакова Елена Николаевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №54 «Аленький цветочек»
Особое значение для математического развития дошкольника имеет его ведущая деятельность – игровая. Компьютер же воспринимается ребёнком, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, интересная и управляемая игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи. Ни в коем случае нельзя заменять обычные игры компьютерными, правильно будет использовать их в сочетании с традиционными играми и образовательной деятельностью, дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. В компьютерных играх предлагаются те элементы знаний, которые в обычных условиях с помощью традиционных средств дидактики понять или усвоить трудно или невозможно. В компьютерных играх дети оперируют в основном символами и знаками, поэтому особую значимость приобретает подготовленность детей. Компьютерным играм должны предшествовать игры с обычными игрушками и предметами – заместителями. Поэтапное формирование разных видов традиционных игр создаёт базу для приобщения детей к компьютерным играм. Наилучшим возрастом для овладения компьютерной грамотностью является старший дошкольный возраст.
xodakovaen9847
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 24 май 2015, 21:55

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение loginatv6293 » 03 июн 2015, 23:11

Логина Татьяна Викторовна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 54 «Аленький цветочек»

Рассматривая проблему формирования элементарных математических представлений, можно отметить, что для возникновения мыслительной деятельности ребенка необходимо подвести его к осознанию способов выполнения какого-либо задания. Это возможно при условии логико-математического развития детей, которое предполагает развитие умения анализировать (выделять признаки), сопоставлять (видеть отличия), обобщать (выделять закономерности). Следовательно, под логико-математическим развитием следует понимать подготовку мышления детей к применяемым в математике способам рассуждений.

В педагогической литературе выделяются следующие актуальные задачи курса предматематической подготовки, ориентированной на развитие мышления и познавательных способностей старших дошкольников:

- обучение ребенка доступным ему видам моделирования и формирование на этой основе начальных математических представлений (число, величина, геометрическая фигура и т.д.);
- формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т.д.);
- формирование и развитие пространственного мышления;
- формирование конструктивных умений и развитие на этой основе конструктивного мышления;
- формирование простейших графических умений и навыков;
- подготовка к изучению математики в начальной школе.
loginatv6293
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 03 июн 2015, 23:07

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Катаранова Татьяна » 06 июн 2015, 22:02

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной работы должно обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (материале, форме, цвете, размере, звучании, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняющих направлениях развития и образования детей.
Необходимыми педагогическими условиями математического развития старших дошкольников на основе интегрированного подхода являются:
• система организованной образовательной деятельности, включающая интегрированные занятия;
• рациональное совмещение различных видов деятельности (игровой, конструктивной, познавательной, исследовательской и др.) с вовлечением детей в решение проблемно-игровых ситуаций;
• активизация познавательного интереса к математике у старших дошкольников и стремления к усвоению новых знаний.
Развитие у ребенка умения анализировать, обобщать, сравнивать подготавливает его мышление к способам рассуждений, которые применяются в математике.
При постановке и реализации задач математического развития дошкольников учитывают:
• закономерности становления и развития познавательной деятельности, умственных процессов и способностей, личности ребенка в целом;
• возрастные возможности дошкольников в усвоении знаний и связанных с ними навыков и умений;
• принцип преемственности в работе детского сада и школы.

Катаранова Татьяна, воспитатель МБДОУ д/с №69 "Мальвина"
Катаранова Татьяна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 06 июн 2015, 21:10

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Надежда Михайловна » 07 июн 2015, 20:08

[b][/b]Евдокимова Надежда Михайловна,
воспитатель ГДО МБОУ "Инжавинская СОШ
"
Повышению уровня развития математических способностей старших дошкольников способствует такая организация деятельности, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.
Увязать приобретенные знания с окружающей детей действительностью помогают задачи со сказочным сюжетом. Своим конкретным содержанием они способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: “Маша испекла пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами-2. Сколько всего пирожков испекла девочка?” Выполняя решение задачи, ребенок должен воспользоваться знаниями таблицы сложения для случаев вида а+2.
Для знакомства с некоторыми математическими понятиями исходным материалом служат загадки и задачи в стихотворной форме. В результате решения задач-шуток у детей расширяется кругозор о величинах и взаимосвязях, существующих между ними. Такие задачи содействуют воспитанию у детей наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения к применению аналогий при решении задач.
Работа над задачами-шутками содействует развитию логического мышления, приучает детей рассматривать и объяснять явления в соответствии с логикой жизни.
Задачи-шутки:
1. На столе стоят три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни и поставил пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (3 стакана).
2. На берёзе сидели две вороны и смотрели в разные стороны, одна – на юг, другая на север.
- У тебя, - говорит первая, - лапки в грязи.
-А у тебя, - отвечает вторая – клюв в земле.
- Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Они смотрят друг на друга)
3. На грядке сидело 7 воробьев. К ним подкрался, кот и схватил одного. Сколько воробьев осталось на грядке? (0)
Простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади) помогают запомнить фольклорные сказки («Три медведя», «Колобок» и т.д.). Они воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации.
Целесообразно использование пословиц и поговорок, загадок, задач в стихотворной форме.
Занимательный математический материал активизирует умственную деятельность, помогает заинтересовать детей, расширяет математические представления.
Надежда Михайловна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 07 июн 2015, 19:58

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Галина Михайловна » 14 июн 2015, 12:45

понятие "повышение уровня развития математических способностей и логико-математических компетенций" является довольно сложным и многоаспектным. Формированию у ребенка математических представлений способствуют разнообразные игры. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Дети увлекаются игрой и не замечают, что учатся: познают,запоминают новое,ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию.
Для детей дошкольного возраста игра - учеба, игра - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. При использовании дидактических игр необходимо широко применять различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что математическая деятельность проходит в веселой, занимательной и доступной форме.
Игры:" Курочка и цыплята". цель: упражнять в устном счете в пределах 20.( подготовительная к школе группа)
" Составим поезд". цель: сравнение группы предметов.
" Найди спрятанную карточку с цифрой". цель: формирование у детей пространственных представлений.

Для выработки определенных умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников.Логические игры математического содержания, воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску. желание и умение учиться. Дети начинают понимать. что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задача содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Помимо активизации интереса, они развивают у детей сообразительность,находчивость и смекалку.
1. " У бабушки Даши внучка Маша,кот Пушок,собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? ( одна внучка Маша)
2. " В каждом из четырех углов комнаты сидит кошка.Напротив каждой из кошек сидят 3 кошки. Сколько всего в этой комнате кошек? ( 4 кошки )
3. " У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет сестру. Сколько всего детей у отца ? ( 7 детей)
Обычные загадки,созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:
1. "Два конца, два кольца, а посередине гвоздик" ( ножницы )
2. " 5 братьев: годами равные. а ростом разные" ( пальцы на одной руке)
Необходимо оформление уголка в группе,где возможно одновременное включение в познавательную творческую деятельность всех детей.Ребенок играет не по воле взрослого, а по собственному замыслу, используя простые,знакомые ребенку геометрические фигуры: " Танграм", "Колумбово яйцо", "Монгольская игра" и другие.
Самым высоким уровнем интеллектуального общения можно считать работу всей группы над общим заданием, когда деятельность каждого ребенка строиться им самим с ориентировкой на всю группу.Ребенок должен проявлять как можно больше активности, рассуждать, делать "открытия" , высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться. И каждый ошибочный ответ должен рассматриваться не как неудача, а как поиск правильного ответа,решения.



С УВАЖЕНИЕМ Бокарева Галина Михайловна.
Галина Михайловна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 14 июн 2015, 11:44

Пред.

Вернуться в Реализация концепции математического образования на ступени дошкольного образования

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron