Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Срок проведения форума: 27.05.2015-29.05.2015

Модератор: Самородова Антонина

Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Самородова Антонина » 27 май 2015, 09:50

Уважаемые коллеги!
Проблемное поле нашего форума - реализация концепции математического образования на ступени дошкольного образования.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к. компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Математическая подготовка всегда считалась одним из критериев оценки образованности человека. Сегодня горизонты математического образования расширяются. В связи с переходом к развивающему и личностно-ориентированному обучению, математика как предмет должна формировать интеллектуальную гибкость, исследовательские способности; воспитывать самостоятельность и ответственность личности.
Математическое развитие дошкольников – это изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Основная цель развития элементарных математических представлений – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и полное развитие ребенка: развитие мотивационной сферы интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Специфика дошкольной математики заключается в том, что воспитатель не только закладывает у детей элементарные представления, но и первым воспитывает у них отношение к математике как науке. Важно, чтобы, предпонятия, формируемые у детей с трех до семи лет, были бы изначально грамотными, и не перегружались и сохраняли познавательный интерес.
Усвоение математических представлений связано с усвоением и воспитанием мыслительных процессов. Ребенок постоянно учится объяснять ход выполнения заданий и свои действия. Полученные умения они имеют возможность закреплять в повседневной жизни, как в детском саду, так и в семье. Центральное место при этом отводится обогащению сенсорного опыта у детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством. Обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному. Немаловажное значение в развитии математических способностей и логико-математических компетенций имеет организованная предметно-развивающая математическая среда в дошкольной организации.
Воспитатели в процессе образовательной деятельности с целью развития математических способностей и математических компетенций дошкольников используют информационные ресурсы, разнообразные технологии, но не каждая технология или методический прием является эффективным. Какие же технологии приемлемы для детского сада? Воспитатели должны учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребенка, доступность материала, содержание информационного ресурса.

В рамках данного форума педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций и всем заинтересованным специалистам предоставляется возможность обсудить роль математического образования дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Самородова Антонина Петровна, к.п.н, доцент кафедры педагогики и психологии
Аватар пользователя
Самородова Антонина
 
Сообщений: 18
Зарегистрирован: 23 июн 2010, 15:04

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Надежда Сорокина » 27 май 2015, 11:04

Значение дидактических игр в формировании
элементарных математических представлений дошкольников

Математическое развитие детей дошкольного возраста – это качественные изменения в познавательной сфере детей, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и логических операций, связанных с ними.
Самым эффективным приемом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений считаю использование в процессе обучения в дошкольном учреждении различных дидактических игр.
Дидактические игры помогают детям разобраться в сложных математических понятиях, в формировании представлений о соотношениях цифр и чисел, количества и цифр, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы. Дидактические игры интересуют детей намного больше, чем традиционные задания, игры привлекают детей и тем самым становятся толчком для развития внимания, памяти, мышления и т.д.
Игры, которые развивают восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности, направлены на умственное развитие дошкольников в целом. Дидактические игры можно включать непосредственно в структуру занятий для повышения эффективности реализации программных задач.
В процессе дидактической игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений дети приобретают новые знания, умения, навыки.
При определении игрового математического материала учитываются возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития и воспитания: активизация умственной деятельности, повышение интереса средствами математического материала, увлечение и развлечение детей, развитие ума, расширение, углубление математических представлений, закрепление полученных знаний и умений, формирование навыков их применения в других видах деятельности. Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление.
Таким образом, приобщение детей к математике в игровой и занимательной форме может помочь ребенку в будущем быстрее и легче осваивать школьную программу.
Надежда Сорокина
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 25 май 2015, 13:41

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Строкова Наталия » 27 май 2015, 11:52

Строкова Наталия МБДОУ №7 комбинированного вида "Золотая рыбка". Инструктор.
В дошкольном образовательном учреждении на занятиях по математике могут использоваться игры и упражнения пальчиковой гимнастики .Уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук - движений, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект. Пальчиковые игры доставляют ребенку удовольствие и радость.Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития.
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли в садик погулять
Ходим-ходим мы по лугу,
Там цветы растут по кругу
Лепесточков ровно пять,
Можно взять и посчитать
1–2 строчки – пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки.
3–4 строчки – указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой.
5–6 строчки – считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их.
Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.
Последний раз редактировалось Строкова Наталия 28 май 2015, 09:43, всего редактировалось 1 раз.
Строкова Наталия
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 25 май 2015, 19:20

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение ваня новиков » 27 май 2015, 12:35

Развитие математических способностей у дошкольника


Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний.

В процессе обучения у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, интерпретировать наблюдаемое; формируются мыслительные действия, приемы умственной деятельности, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения.

Между обучением и развитием существует взаимная связь. Обучение активно содействует развитию ребенка, но и само значительно опирается на его уровень развития.

Известно, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности?

В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей.

Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).

Однако при обучении математике эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой".

В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).

Школьная программа построена таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.


Тренировка логического мышления


Логическое мышление формируется, на основе образного является высшей стадией развития детского мышления.

Достижение этой стадии – деятельный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.

Приблизительно к 14 годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако, начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.
ваня новиков
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 27 май 2015, 11:11

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Минина Е. В. » 27 май 2015, 12:51

Минина Е.В. инструктор по физической культуре г. Рассказово МБДОУ детский сад №6.
Для повышения уровня развития математических способностей, на занятиях необходимо использовать здоровьесберегающие технологии, к которым относятся физкультминутки. Физкультминутки – это эффективный методический прием на занятиях по математике. Они проводятся, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия.Вот пример физкультминутки:
Котик
Котик спал, затем проснулся, /Выполняются движения в соответствии с текстом/
Выгнул спинку, потянулся,
Нос налево повернул,
Шкурку серую встряхнул,
Повернул направо нос,
Посмотрел на черный хвост,
Прыгнул вверх, еще разок
И уселся в уголок.
Последний раз редактировалось Минина Е. В. 28 май 2015, 11:32, всего редактировалось 3 раз(а).
Минина Е. В.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 26 май 2015, 20:37

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Надежда Евгеньевна Миронова » 27 май 2015, 13:19

Инструктор по физической культуре
Миронова Н.Е. г Рассказово

Вопрос: как повысить уровень развития математических способностей и логико – математических компетенций старших дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования?

В ДОУ на занятиях по математике используются здоровьесберегающие технологии. Одна из таких технологий – физкультминутки.
Физкультминутки
– это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности. Физкультминутки создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
На занятиях по формированию математических представлений с помощью физкультминуток можно решать такие задачи, как закрепление счета, геометрических фигур, умение ориентироваться в пространстве.
Физкультминутки на закрепление умения считать предметы и воспроизводить их количество в движениях (с использование карточек с картинками).
Задания:
1. Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.
2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас.
3. Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков.
4. В ладоши хлопни столько раз, сколько кружечек у нас.
5. Сколько пылесосов, столько сделай упражнений «насосы».
6. Вправо повернись сейчас столько раз, сколько корзиночек у нас.
7. Ты подпрыгнешь столько раз, сколько книжечек у нас.
8. Наклонитесь столько раз, сколько пар сапог у нас.
9. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас.
10. Сколько очков, столько язычком щелчков.
11. Сколько видишь телефонов, столько сделай вперед наклонов.
12. Ты присядешь столько раз, сколько домиков сейчас.
13. На картине сколько зайчиков? Загни столько пальчиков.
14. Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки.
15. Столько глазками моргни, сколько машинок впереди.
Надежда Евгеньевна Миронова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 27 май 2015, 13:13

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Сторожилова Светлана Николаевна » 27 май 2015, 13:39

Сторожилова Светлана Николаевна
Инструктор по физической культуре детский сад присмотра и оздоровления "Белочка" г. Тамбов
Пальчиковая гимнастика - это замечательный материал для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП, начиная от счёта и заканчивая такими категориями: вправо- влево, выше – ниже, дальше - ближе, длиннее-короче, больше – меньше, день - ночь и т. д. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами. Поэтому они наглядны и доступны малышу.
Дружба
- Дружат в нашей группе девочки и мальчики
пальцы рук соединяются в "замок"
- Мы с тобой подружим маленькие пальчики
ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук
- Раз, два, три, четыре, пять
поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев
- Начинай считать опять.
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Мы закончили считать
руки вниз, встряхнуть кистями
Последний раз редактировалось Сторожилова Светлана Николаевна 31 май 2015, 17:01, всего редактировалось 2 раз(а).
Сторожилова Светлана Николаевна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 27 май 2015, 13:35

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Ирина Федорова » 27 май 2015, 14:00

Федорова Ирина Юрьевна г.Мичуринск МБДОУ"ЦРР детский сад "Лучик"

Одна из основных задач дошкольного образования — математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Дети старшего возраста все больше времени проводят на занятиях. Воспитателям важно помнить, что скука, утомительное однообразие, ограничение физической активности, невозможность заняться тем, чем хочется пусть в течение десяти-пятнадцати минут не принесут детям пользы, а наоборот вызовут утомление, безразличие к происходящему.

Усвоение программного материала доступнее всего происходит в игре. А игра в свою очередь – это движение. А «Движение — это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку.
Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель».
Поэтому не следует пренебрегать при проведении занятий физкультминутками.
Физкультминутки– это кратковременные упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности ( возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).
В детских садах педагогами используются следующие виды физкультминуток:
1. Общеразвивающие упражнения- подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
2. В форме подвижной игры- подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными. Хорошо знакомыми детям правилами;

3. В форме дидактической игры с движениями- хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой. По звуковой ( фонетической) культуре речи, по математике;
4. В форме танцевальных движений- используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные;
5. В форме выполнения движений под текст стихотворения - при подборе стихотворений обращается внимание на следующее:
-текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;
- преимущество отдается стихам с четким ритмом;
- содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программой и задачей;
6. В форме любого двигательного действия и задания
- отгадывание загадок не словами, а движениями;
-использование различных имитационных движений: спортсменов , отдельных трудовых действий.
Таким образом, все виды двигательной активности детей на занятиях и паузах между занятиями выполняют следующие функции:
1. Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
2. Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
3. Коммуникативную – объединяют детей в группы, способствуют их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
4. Воспитательную – формируют моральные и нравственные качества
5. Обучающую – дают новые знания, умения, навыки, и закрепляют их
6. Развивающую – развивают речь, внимание, память, мышление и другие психологические процессы
7. Коррекционную – «исправляют» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
8. Профилактическую – предупреждают появление психологических заболеваний
9. Лечебную – способствуют выздоровлению.
Ирина Федорова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 26 май 2015, 18:55

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение Ванюшкина Мария Викторовна » 27 май 2015, 14:27

Одной из наиболее важных задач является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме, через использование логических игр, поможет ребенку с одной стороны легче усваивать школьную программу, а с другой способствовать развитию математических способностей.
Математическая способность - сложное структурное психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны и развившееся в процессе математической деятельности.
При соблюдении последовательности при выполнении игровых и учебных (математических заданий) действий дети с удовольствием будут принимать участие в решении. Они будут развивать воображение, наблюдательность. В них будет присутствовать дух соревновательности (кто быстрее, кто правильнее, кто больше знает). Организовать награждение (появиться стимул к игре). В результате дошкольники учатся быстро и логично рассуждать. А главное – в процессе игры дети получают приобретают, формируют знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияет на развитие личности.
В условиях систематического обучения ребенок может выделять единичное из общего, способен познавать не только общие свойства отдельных предметов и явлений, но и простейшие связи взаимосвязи между ними. Овладение простейшими умственными операциями ведет к более высокому уровню обобщения предметов и явлений по их существенным признакам.
Таким образом, старший дошкольник подходит к осознанию математических отношений.
Пальчиковая гимнастика» - это замечательный материал для формирования элементарных математических представлений ( начиная от счёта и заканчивая такими категориями: вправо- влево, выше – ниже, дальше - ближе, длиннее-короче, больше – меньше, день - ночь и т. д. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами. Поэтому они наглядны и доступны малышу.В ДОУ на занятиях по математике используются здоровьесберегающие технологии. Одна из таких технологий – физкультминутки.

– это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности.
Ванюшкина Мария Викторовна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 27 май 2015, 11:57

Re: Как повысить уровень развития математических способностей старших дошкольников?

Сообщение nikolaevain9341 » 27 май 2015, 15:28

Николаева Ирина Александровна
МБДОУ «Инжавинский д/с «Березка».
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Чтобы повысить уровень развития математических способностей, на занятиях по математике следует использовать здоровьесберегающие технологии.
Для снятия умственной усталости во время занятий часто используются физкультминутки.
Цель проведения физкультурной минутки – повысить умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящейся в статическом состоянии; мышцы кистей рук. Умственное утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания.
Математическая физкультминутка:
1,2,3,4,5 – начинаем все считать.
Ты сначала посчитай, потом движенье выполняй.
Сколько на доске кружков – столько сделайте прыжков.(8)
Сколько раз ногою топну – над головой в ладоши хлопни. (7)
Сколько раз ударю в бубен – столько раз присядьте дружно. (5)
Сколько на поляне кленов – столько сделайте наклонов. (4)
Сколько там росло цветков – столько сделайте хлопков.(6)

Физкультурная физкультминутка:
Крутим мельницу вперед, а потом наоборот.
(вращение руками вперед и назад)
Наклоняться будем все, будто прыгаем в бассейн.
(наклоны вперед, руки назад)
А потом прогнемся, хорошенько разомнемся.
(Наклоны назад, руки на пояс)
И попрыгать нам пора, мы не прыгали с утра.
(прыжки на месте)
Шаг на месте в заключенье. Это тоже упражненье.
(ходьба на месте)
Руки к верху потянули, вот как славно отдохнули.
(Руки вверх – вдох, руки опустить - выдох).
nikolaevain9341
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 25 май 2015, 19:10

След.

Вернуться в Реализация концепции математического образования на ступени дошкольного образования

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron