От чего зависит эффективность выбранной технологии для развития математического развития дошкольников?

Срок проведения форума: 27.05.2015-29.05.2015

Модератор: Самородова Антонина

От чего зависит эффективность выбранной технологии для развития математического развития дошкольников?

Сообщение Самородова Антонина » 27 май 2015, 09:48

Уважаемые коллеги!
Проблемное поле нашего форума - реализация концепции математического образования на ступени дошкольного образования.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к. компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Математическая подготовка всегда считалась одним из критериев оценки образованности человека. Сегодня горизонты математического образования расширяются. В связи с переходом к развивающему и личностно-ориентированному обучению, математика как предмет должна формировать интеллектуальную гибкость, исследовательские способности; воспитывать самостоятельность и ответственность личности.
Математическое развитие дошкольников – это изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Основная цель развития элементарных математических представлений – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и полное развитие ребенка: развитие мотивационной сферы интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Специфика дошкольной математики заключается в том, что воспитатель не только закладывает у детей элементарные представления, но и первым воспитывает у них отношение к математике как науке. Важно, чтобы, предпонятия, формируемые у детей с трех до семи лет, были бы изначально грамотными, и не перегружались и сохраняли познавательный интерес.
Усвоение математических представлений связано с усвоением и воспитанием мыслительных процессов. Ребенок постоянно учится объяснять ход выполнения заданий и свои действия. Полученные умения они имеют возможность закреплять в повседневной жизни, как в детском саду, так и в семье. Центральное место при этом отводится обогащению сенсорного опыта у детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством. Обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному. Немаловажное значение в развитии математических способностей и логико-математических компетенций имеет организованная предметно-развивающая математическая среда в дошкольной организации.
Воспитатели в процессе образовательной деятельности с целью развития математических способностей и математических компетенций дошкольников используют информационные ресурсы, разнообразные технологии, но не каждая технология или методический прием является эффективным. Какие же технологии приемлемы для детского сада? Воспитатели должны учитывать возрастные и индивидуальные возможности ребенка, доступность материала, содержание информационного ресурса.

В рамках данного форума педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций и всем заинтересованным специалистам предоставляется возможность обсудить роль математического образования дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Самородова Антонина Петровна, к.п.н, доцент кафедры педагогики и психологии
Аватар пользователя
Самородова Антонина
 
Сообщений: 18
Зарегистрирован: 23 июн 2010, 15:04

Re: От чего зависит эффективность выбранной технологии для развития математического развития дошкольников?

Сообщение Сигаева Людмила » 28 май 2015, 14:51

Несколько лет назад я поставила перед собой задачу: организовать работу по математическому развитию детей на основе игр, развивающих мышление до такого уровня, что ребёнок смог бы успешно обучаться в дальнейшем математике и другим наукам. Главным для достижения результата своей работы считаю: создание РППС; умение педагога преподнести материал детям; учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Организованная в русле игровых технологий работа по математическому развитию детей отвечает интересам самих малышей, способствует развитию их интереса к интеллектуальной деятельности, соответствует нынешним требованиям к организации образовательного процесса для дошкольников и стимулирует педагогов к дальнейшему творчеству в совместной деятельности с детьми.
Сигаева Людмила
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 28 май 2015, 14:38

Re: От чего зависит эффективность выбранной технологии для развития математического развития дошкольников?

Сообщение Попкова Лариса Валерьевна » 29 май 2015, 10:26

Дошкольники осваивают содержание математической направленности, которое обеспечивает развитие мышления, освоение логико - математических представлений и способов познания.
Эффективность данной работы зависит от выбранных методов и технологий, которые в свою очередь должны быть адекватные возрасту, индивидуальным особенностям личности ребенка, а также носить практико - ориентированный характер, т.е. соответствовать цели формируемого свойства или качества.
Например, при формировании у детей представлений о величине следует учитывать, что освоение величин только на сенсорной основе не обеспечит развития у детей умения обобщать признаки и понимать отношения величин. Это возможно при сочетании обследования, сравнения и количественной оценки величины в результате измерения. Подготовка детей 4 - 5 лет к измерению с помощью условной мерки будет результативным, если использовать технологию моделирования. Установить соответствие между меркой и выполненными измерительными действиями позволит использование фишек - эквивалентов.
Нередко у дошкольников возникают трудности при ознакомлении с временными интервалами. В данном случае хорошо зарекомендовала себя методика, разработанная Т.Д.Рихтерман, которая предполагает использование песочных часов, выполнение определенных действий в течение 1, 2 или 3 минут и использование интервалов в качестве мерок.
Попкова Лариса Валерьевна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 29 май 2015, 09:42

Re: От чего зависит эффективность выбранной технологии для развития математического развития дошкольников?

Сообщение Н.А. Иванова » 29 май 2015, 11:34

Наталья Иванова, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида" г. Мичуринска
Использование современных технологий, информационных ресурсов открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. На мой взгляд, использование информационных ресурсов оказывает эффективное воздействие прежде всего на математическое развитие дошкольников.
Использование интерактивных способов объяснения и актуализации знаний, особенно в игровых проблемных ситуациях, способствует развитию произвольного внимания детей. Мультимедиа презентации позволяют представить образовательный и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить в память детей информацию о величинах, множествах и числах не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде.
Использование мультимедиа презентаций позволяют сделать занятия математикой эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес. Мультимедиа презентация в организации математической деятельности обеспечивает активность детей в восприятии и зрительном выделении ими признаков и свойства предметов (величины, формы); формируются способы восприятия, выделения качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и память
Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
Таким образом, использование информационных технологий в организации математического развития старших дошкольников позволяет: рационализировать формы преподнесения информации; повысить степень наглядности абстрактного материала; получить быструю обратную связь; создать эмоциональное отношение к математической информации; активизировать познавательную математическую деятельность детей; реализовать принципы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Н.А. Иванова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 29 май 2015, 11:29

Re: От чего зависит эффективность выбранной технологии для развития математического развития дошкольников?

Сообщение Snow12332 » 30 май 2015, 16:33

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета, создать необходимые условия к овладению. Для более восприимчивого овладения математическими компетенциями, не следует забывать здоровье сберегающие технологии, как важнейшее условие при обучении и воспитании дошкольника.
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра.
Веселая и увлекательная пальчиковая гимнастика для детей поможет развить подвижность кистей, гибкость пальцев рук ребенка. А это, в свою очередь, даст возможность малышу освоить основы математических знаний, без проблем овладеть устной и письменной речью. Кроме того, правильно подобранный комплекс упражнений и игр с пальчиками позволит привести в равновесие эмоциональный фон, окажет положительное психологическое воздействие.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки. Рука, пальцы, ладони — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное — развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка.

Комплексы Пальчиковой гимнастика для детей старшей группы
Комплекс 1:
- «Ф л а ж о к». Большой палец вытянуть вверх, остальные со¬единить вместе.
- «Птички». Поочередно большой палец соединяется с ос¬тальными.
- «Г нездо». Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.
- «Ц в е т о к». То же, но пальцы разъединить.
- «К о р н и растений». Прижать кисти рук тыльной сторо¬ной друг к другу, опустить пальцы вниз.
- Игра-потешка «Дружные пальчики». Пальцы одной ру¬ки сжаты в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с ми¬зинца. В конце игры пальцы сжимаются в кулак, но большой палец кладется сверху.
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький,
Безымянный - кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну, а этот - средний, длинный,
Он как раз посередине.
Комплекс 2:
1. «Двое разговаривают». Сжать обе руки в кулаки,
2. большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу.
3. «Стол». Правую руку сжать в кулак, на нее сверху поло¬жить горизонтально левую руку.
4. «Кресло». Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.
5. «Ворота». Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.
6. «Мост». Поднять руки вверх ладонями друг к другу, распо¬ложить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и бе¬зымянного пальцев обеих рук.
7. Потешка «По грибы». Попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца:
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы грибы идем искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот веток натаскал,
Этот пальчик все поел,
Оттого и потолстел.


Инструктор физического воспитания детского сада « Светлячок» Тамбовского района Тебякина Татьяна Викторовна.
Snow12332
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 25 май 2015, 21:47

Re: От чего зависит эффективность выбранной технологии для развития математического развития дошкольников?

Сообщение Валюша04 » 30 май 2015, 23:55

Воспитатель детского сада общеразвивающего вида "Василёк", п.Строитель, Крутицкая Валентина Вячеславовна.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком.

Добиться успешного усвоения учебного материала позволяет использование различных методов, приемов и средств обучения. Выбор методов обучения зависит от поставленных целей и задач, возраста детей, содержания изучаемого материала и этапа занятия.
В дошкольном возрасте непосредственно - образовательная деятельность начинает развиваться в процессе игры, поэтому ребёнок должен обучаться играя.

В нашем д/с в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников мы используем разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные. Это способствует тому, что у детей появляется интерес к учению, развивается творческое начало, инициатива, настойчивость, самоконтроль, которые, в дополнение к интеллекту и приобретенным умениям и навыкам, составляют творческую направленность личности.

Заинтересованность часто вызывается повышенной трудностью, нестандартностью игры, необходимостью решить поставленную задачу.

В игре наши воспитатели моделируют такие логические и математические конструкции, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников логических структур мышления. В процессе игры мы создаём благоприятные условия для применения математических знаний, их активного и самостоятельного использования. У детей развивается интерес к математическому содержанию.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Воспитатели выбрали место в группе, где расположили игротеку. Это светлое место, рядом есть столы, за которыми можно удобно расположиться с интересной игрой.
Много ярких развивающих игр привлекают к себе внимание детей. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке. Наши воспитатели изготовили пособия, дидактические игры математического содержания, картотеки игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Составили серию конспектов по работе с детьми на занятиях. В них включили игры и упражнения для развития внимания, фантазии, воображения и речи ребенка; игры на классификацию предметов по назначению. Например: «Четвёртый лишний», «Волшебный мешок», «Геометрическое лото» и многие другие. Для развития внимания, умения делать логические выводы, в работе с детьми мы используем логические таблицы. Математическое содержание работы мы направили на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого мы вовлекали детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях.
Валюша04
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 30 май 2015, 23:30

Re: От чего зависит эффективность выбранной технологии для развития математического развития дошкольников?

Сообщение Ольга Александровна » 06 июн 2015, 22:07

Петрова Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ д/с №59 "Ягодка" г.Тамбов
В настоящее время активно разрабатываются теоретические и методические основы применения информационных технологий в образовательной работе дошкольных учреждений, создаются компьютерные образовательные программы для дошкольников.
Значимость использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей(С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). По мнению многих исследователей, важными показателями умственного развития ребёнка к концу дошкольного возраста являются: сформированность образного и основ словесно-логического мышления, воображения, творчества, овладение умениями классифицировать, обобщать, схематизировать, моделировать, отражая и контролируя результаты познавательной деятельности в диалоге и монологе.
Следует помнить, что содержание деятельности по математическому развитию ребёнка при любом подходе должно соответствовать его возрастным особенностям и требованиям к подготовке, обеспечивающим дальнейшее развитие; учитывать возможности современных информационных технологий. В настоящее время широко используются мультимедиа презентации, которые в математическом развитии дошкольников имеют ряд преимуществ: 1. возможность демонстрации различных математических объектов (цифр, математических знаков, геометрических фигур и пр.) с помощью мультимедиа проектора и проекционного экрана в увеличенном виде; 2. компенсация объёма математической информации, получаемого детьми из различных источников за счёт объединения аудио, видео и анимационных эффектов в единую презентацию; 3. активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребёнка.
Благодаря мультимедийному способу подачи информации в организации математической деятельности легче усваиваются понятия формы, цвета и величины; глубже постигаются понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться в пространстве; активно пополняется словарный запас; уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора в решении математический проблемных ситуаций и задач; воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность; развивается воображение и творческие математические способности; развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Для успешного внедрения этих технологий мы должны иметь навыки пользователя ПК, владеть умениями планировать структуру действий для достижения цели, исходя из фиксированного набора средств; описывать объекты и явления путём построения информационных структур; чётко формулировать проблему, задачу и др.
Ольга Александровна
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 02 июн 2015, 11:17

Re: От чего зависит эффективность выбранной технологии для развития математического развития дошкольников?

Сообщение Катаранова Татьяна » 06 июн 2015, 22:49

От профессиональной компетенции педагога. Грамотное использование технических средств, правильная организация образовательного процесса позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

Катаранова Татьяна, воспитатель МБДОУ д/с №69 "Мальвина"
Катаранова Татьяна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 06 июн 2015, 21:10

Re: От чего зависит эффективность выбранной технологии для развития математического развития дошкольников?

Сообщение elizarova_olga » 07 июн 2015, 23:16

В ДОУ используются те технологии развития математических представлений у детей, которые реализуют воспитательную, развивающую направленность обучения и «прежде всего активность обучающегося». Это технологии поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования, познания и оценки ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей. • Эффективность выбранных технологий, я считаю, зависит от созданных педагогических условий и психологической комфортности, при которых обеспечивается единство познавательно-творческого и личностного развития ребенка.
Когда математические представления формируется в условиях их практической востребованности, тогда они усваиваются в разы легче и прочнее, нежели в условиях стандарта организованного занятия, сидя за рабочими столами и действуя с привычным дидактическим материалом.
Необходимо стимулирование проявлений субъектности ребенка (самостоятельности, инициативности, творческих начал, рефлексии) в играх, упражнениях, игровых обучающих ситуациях. Важнейшее условие развития прежде всего заключается в организации обогащенной предметно-игровой среды (эффективные развивающие игры, учебно-игровые пособия и материалы) и положительном взаимодействии между взрослыми и воспитанниками. Также на мой взгляд необходим дифференцированный подход, и несомненно , соглашусь с коллегами, учет возрастных особенностей.

Елизарова О.Б. - воспитатель МБДОУ "Детский сад №25 "Журавлик", г. Тамбов
elizarova_olga
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 07 июн 2015, 23:09

Re: От чего зависит эффективность выбранной технологии для развития математического развития дошкольников?

Сообщение СветланаТолстова » 10 июн 2015, 20:25

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений ,связанных с ними логических операций.
Задача воспитателя детского сада: включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала .Для этого он должен знать индивидуальные особенности детей ,отношение их к таким занятиям ,уровень их математического развития.
По содержанию математическая подготовка не должна исчерпывать формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах ,обучению счету, сложению, вычитанию. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
Обучение математическим представлениям должно проходить через игру так, как игра это не только удовольствие для ребенка, что само по себе очень важно ,с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение.
Играя ,ребенок может приобретать новые знания. Умение развивать способности, не догадываясь об этом .В игре дети достигают высокий уровень активности почти всегда добровольно, без принуждения.
СветланаТолстова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 10 июн 2015, 20:12

След.

Вернуться в Реализация концепции математического образования на ступени дошкольного образования

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron