Как повысить мотивацию школьников, связанную с общественной недооценкой значимости математического образования?

Срок поведения форума: 06.05.2015-08.05.2015

Модератор: Кравцова Светлана

Как повысить мотивацию школьников, связанную с общественной недооценкой значимости математического образования?

Сообщение Кравцова Светлана » 06 май 2015, 10:29

Уважаемые коллеги!
Проблемное поле нашего форума — реализация концепции математического образования на ступени начального общего образования.
В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральных мест, что несомненно, говорит об уникальности этой области знаний. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна? Эти и подобные им вопросы часто задают учителям дети. Особенностью содержания современного начального образования в условиях ФГОС является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
В рамках данного форума учителям начальных классов и всем заинтересованным специалистам предоставляется возможность обсудить проблемы математического образования.
Давайте вместе оценим возможности математического образования, его ближайшие и далекие перспективы.

Предлагаю вам в этой теме обсудить следующий вопрос:
Как повысить мотивацию школьников, связанную с общественной недооценкой значимости математического образования?
Кравцова Светлана Александровна, доцент кафедры педагогики и психологии, к.псх.н.
Аватар пользователя
Кравцова Светлана
 
Сообщений: 53
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 10:51

Re: Как повысить мотивацию школьников, связанную с общественной недооценкой значимости математического образования?

Сообщение galahova.mila » 06 май 2015, 12:55

Школа и семья должны создавать у ребенка определенную социальную установку, помогающую ребенку понимать общественную значимость учения, понимать, что знания ему нужны для будущего, чтобы он хотел быть умным, культурным и развитым. Такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для учения.
Математика должна привлекать детей точностью, строгой последовательностью действий, где от одного действия зависят остальные.
galahova.mila
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 06 май 2015, 12:50

Re: Как повысить мотивацию школьников, связанную с общественной недооценкой значимости математического образования?

Сообщение erosheina@yandex.ru » 06 май 2015, 13:17

Низкая учебная мотивация школьников связана:
– с общественной недооценкой значимости математического образования,
– с перегруженностью образовательных программ, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием,
– с отсутствием программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки.
erosheina@yandex.ru
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 06 май 2015, 13:00

Re: Как повысить мотивацию школьников, связанную с общественной недооценкой значимости математического образования?

Сообщение almazova » 06 май 2015, 13:34

Для повышения мотивации детей младшего школьного возраста считаю, необходимо изменить содержание учебных программ математического образования в начальных классах с учетом действительных потребностей учащихся.
almazova
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 06 май 2015, 13:10

Re: Как повысить мотивацию школьников, связанную с общественной недооценкой значимости математического образования?

Сообщение nika1970 » 06 май 2015, 13:53

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Важную роль в мотивации учения играет отбор содержания учебного материала и способы его предъявления. Иллюстрация, сопровождающая объяснение нового материала и подготовленная в режиме компьютерной презентации, обеспечивает высокую степень мотивации к изучению нового материала. Становлению мотивации учебной деятельности в значительной мере способствуют методы проблемно-развивающего обучения, в частности, постановка перед учащимися задач-проблем.
nika1970
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 06 май 2015, 13:40

Re: Как повысить мотивацию школьников, связанную с общественной недооценкой значимости математического образования?

Сообщение Шерстова Татьяна александровна » 06 май 2015, 14:16

Данная тема является актуальной, так как приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребенка. В связи с этим активизировался интерес и к проблеме развития математических способностей, к организации процесса обучения детей. Это связано прежде всего с тем, что успех развития общества зависит от количества входящих в его состав одаренных и талантливых людей, от наиболее полной реализации ими своих возможностей. Возможность полного и интенсивного развития математических способностей, как и способностей вообще, всецело зависит от уровня развития характерологических черт, особенно волевых черт характера.
Упорство, настойчивость, работоспособность, трудолюбие постоянно проявляются в математической деятельности одаренных учащихся. Впрочем, бывают и исключения. Некоторые школьники, обладающие математическими способностями, ошибочно считают, что в области математики им не надо особенно трудиться, так как способности их "вывезут". Учителя и родители должны постоянно убеждать их в том, что овладение математикой даже при наличии способностей требует трудолюбия, настойчивости, усидчивости, должны терпеливо воспитывать эти качества, побуждать школьников не отступать перед трудностями при решении математических задач, доводить дело до конца.
Решение проблемы я вижу в развитии внутренней мотивации, в умелом использовании собственных мотивах школьника, в первую очередь – познавательных, социальных (самоуважение, признание товарищей). Это не означает, что использование внешних стимулов, метод «кнута и пряника» не нужен совсем. Есть ученики с очень слабо развитыми мотивациями, в работе с ними без использования внешнего стимулирования не обойтись.
Поэтому развернутую схему структуры можно представить и в иной, чрезвычайно сжатой формуле: математическая одаренность характеризуется обобщенным, свернутым и гибким мышлением в сфере математических отношений, числовой и знаковой символики и математическим складом ума. Эта особенность математического мышления приводит к увеличению скорости переработки математической информации (что связано с заменой большого объема информации малым объемом — за счет обобщения и свертывания) и, следовательно, экономии нервно-психических сил. Указанные способности в разной степени выражены у способных, средних и неспособных учеников. У способных при некоторых условиях такие ассоциации образуются "с места", при минимальном количестве упражнений. У неспособных же они образуются с чрезвычайным трудом. Для средних же учащихся необходимым условием постепенного образования таких ассоциаций является система специально организованных упражнений, тренировка.
Таким образом, В.А. Крутецкий установил, что для успешного выполнения математической деятельности необходимо:
- активное, положительное отношение к предмету, склонность заниматься им, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность;
- ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, а также устойчивые интеллектуальные чувства;
- наличие во время деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний;
- определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области;
- отвечающие требованиям данной деятельности индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах.
При этом первые четыре категории перечисленных свойств следует рассматривать как общие свойства, необходимые для всякой деятельности, а не считать их компонентами способностей, так как иначе компонентами способностей должны считаться интересы и склонности, черты характера, психические состояния, а также умения и навыки.
Шерстова Татьяна александровна
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 06 май 2015, 13:06

Re: Как повысить мотивацию школьников, связанную с общественной недооценкой значимости математического образования?

Сообщение Ирина Петровна » 06 май 2015, 14:40

Повысить мотив...
Всегда в основе любопытства и интереса к рассматриваемому материалу лежал способ подачи этого материала, горящие глаза учителя. Вовлечение слушателя в поиск ответов на вопросы, добрая рабочая атмосфера, работа в зоне ближайшего развития, чтобы было над чем поразмыслить, чтобы результат давался трудом и доставлял радость. В основе качественного изучения математики всегда однозначно лежало развитие критического и логического мышления. Не давать готовых ответов, чтобы решал не через натаскивание, не через бездумное применение формул, а всегда мог поразмыслить над проблемой, предложить своё видение вопроса.
Повысить мотив... Сделать так, чтоб захотел изучать, а может быть даже полюбил предмет... "Полюбить можно только то, что знаешь..." - говорил кто-то из великих.
Грамотно построенная СИСТЕМА повторения изученного материала с постепенным усложнением заданий, адаптированных к жизни, считаю, могут послужить хорошим фундаментом для того, чтобы младший школьник смог твердо знать базовый материал, а значит любил себя проявлять на этих уроках, а значит, полюбил бы и предмет.

Получается, что все сводится к профессионализму педагога.
Ирина Петровна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 06 май 2015, 13:30

Re: Как повысить мотивацию школьников, связанную с общественной недооценкой значимости математического образования?

Сообщение Ольга Григоревская » 06 май 2015, 15:10

Здравствуйте. Данный предмет за годы моей работы вызывал у большинства учеников негативные эмоции. Ведь чтобы мотивировать на математику, надо организовать урок на основе механизма "надо - хочу - могу". А в силу разных причин во многих семьях понятие "надо" не является главным в воспитании. Вот и получаем на сегодняшний день "хочу ( а чаще "не хочу") - "могу" ( либо"так сойдёт"). И это идёт из семьи. Мотивация школьников может подняться и в результате платных услуг (занятия на базе школы). Но там занимаются смышлёные дети, а они составляют небольшой процент от численности класса. На областном, всероссийском уровнях проводятся олимпиады.И опять в них участвуют смышлёные дети. Есть же в современных УМК вариативная часть, так можно и разноуровневые олимпиады областные проводить. Стимул должен быть для всех учеников. Спасибо за внимание.
Ольга Григоревская
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 06 май 2015, 14:16

Re: Как повысить мотивацию школьников, связанную с общественной недооценкой значимости математического образования?

Сообщение Новак Галина » 06 май 2015, 15:40

Для того. чтобы повысить мотивацию необходимо:
1. На уроках и во внеурочной деятельности ежедневно детям объяснять для чего конкретно им в жизни пригодятся определённые математические знания.
2. В начальной школе детям нужно объяснять значимость математического образования на примерах конкретных людей, событий, ситуаций.
3. При составлении программы математического образования необходимо учитывать индивидуальные особенности СОВРЕМЕННОГО школьника.
4. В работе необходимо использовать большие возможности внеклассной деятельности для развития математического мышления и интереса к математике (составление различных проектов, мини - конференции, математические игры, олимпиады, решение логических задач). При этом обязательно уровень заданий должен соответствовать возрасту детей. Дабы неуспех ведёт к падению интереса у ребёнка к данной деятельности.
Новак Галина
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 06 май 2015, 13:47

Re: Как повысить мотивацию школьников, связанную с общественной недооценкой значимости математического образования?

Сообщение Мелихова Елена Валентиновна » 06 май 2015, 16:04

Если следовать концепции, то низкая учебная мотивация школьников и студентов связана с общественной недооценкой значимости математического образования , перегруженностью школьных и вузовских программ техническими элементами и устаревшим содержанием, отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям учащихся и их действительному уровню подготовки.У многих учащихся вырабатывается негативное отношение к математике как к непонятному и ненужному предмету, который невозможно освоить. Проблема усугубляется тем, что негативным отношением к математике
проникнуто уже два поколения, поэтому в значительной части семей родители не могут поддержать учебную мотивацию учащихся. Учитель вместе с родителями должны привить учащимся такие качества, как усидчивость и терпеливость, для того, чтобы ребенок смог решить любую задачу. Повысить вероятность интереса – создать необходимую атмосферу увлеченности. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работы. Ввиду этого можно применять специальные уроки: уроки в компьютерном классе, урок вычисления на счётных приборах, кино-урок, математический бой и другие. Математические эстафеты, турниры, конкурсы и др. дидактические игры хорошо уживаются с серьёзным учением. Включение в урок игр и игровых моментов помогает мне делать процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение. Все вместе мы должны сформировать у ребенка необходимость в знании предмета, так как без этого ему будет тяжело в современном мире.
Мелихова Елена Валентиновна
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 06 май 2015, 14:57

След.

Вернуться в Реализация концепции математического образования на ступени начального общего образования

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron