О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Модератор: Нехорошева Оксана Николаевна

Re: О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Сообщение КТОПИС » 24 апр 2015, 16:31

Климушкина Светлана Игоревна ТОГБОУ СПО "Колледж торговли, общественного питания и сервиса" При современном развитии кулинарии и кондитерского искусства необходимо видеть важные моменты в создании шоколадных изделий и декора. Приняв во внимание актуальность этой темы, мы нашли вариант дополнения профессиональных компетенций по профессии 19.01.17 "Повар, кондитер" компетенцией "Моделирование шоколада" в рамках темы "Инновационные технологии приготовления отделочных полуфабрикатов и кондитерских изделий" ПМ.08 "Приготовление хлебобулочных. мучных и кондитерских изделий", что позволило обучающимся колледжа занимать призовые места в конкурсе World Skills Russia компетенция "Кондитер"
КТОПИС
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 15:54

Re: О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Сообщение Воронцов Евгений Борисович » 24 апр 2015, 17:35

Примерами разработки дополнительных профессиональных компетенций является взаимодействие специалистов колледжа с представителями предприятий-работодателей могут быть следующие изменения в реализуемых ОПОП.
В 2014 г. по профессии 210401.02 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов по заявке ОАО «Тамбовский завод «Революционный труд» профессиональный модуль – ПМ.01 «Выполнение монтажа и сборки средней сложности и сложных узлов, блоков, приборов радиоэлектронной аппаратуры проводной связи, элементов узлов импульсной и вычислительной техники» дополнен темами, нацеленными на формирование дополнительных профессиональных компетенций, которые отражают требования работодателя, но не зафиксированы во ФГОС:
ПК 1.6 Производить монтаж печатных плат поверхностного монтажа SMD компонентов на автоматах Essemtes SP 150-SV; Essemtes FLX2011V.
ПК 1.7 Выполнять контроль SMD компонентов на рентгеновском оборудовании Phoenix x/aminer и на оборудовании визуального контроля Vision Linx.

Другим примером является начало подготовки выпускников по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) к требованиям регионального рынка труда, а именно ОАО «ЗАВКОМ». Профессиональный модуль – ПМ.02 «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях» дополнен профессиональными компетенциями, которые отражают требования работодателя, но также не отражены в ФГОС. Выделение часов на их формирование происходило за счет вариативной части общего объема времени, отводимого на профессиональные модули.

Дополнительная профессиональная компетенция ПК 2.7. «Выполнять настройку режимов сварки сварочных инверторных аппаратов для изготовления ёмкостей из алюминия и его сплавов» формируется в рамках профессионального модуля ПМ.02 «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях» (МДК 02. 01. Оборудование, техника и технология электросварки). На Тему 1.1. Источники питания сварочной дуги - Раздел 4. Инверторные источники питания сварочной дуги – выделяется 4 часа. На производственную практику по теме «Настройка сварочных инверторных аппаратов на заданные режимы сварки» выделяется 12 часов.

Дополнительная профессиональная компетенция ПК 2.8. «Выполнять ручную аргонодуговую сварку неплавящимся электродом ёмкостей из алюминия и его сплавов» формируется в рамках того же ПМ (МДК 02. 01. Оборудование, техника и технология электросварки). На Тему 1.2. Технология электрической сварки плавлением - Раздел 4. Ручная аргонодуговая сварка неплавящимся электродом алюминия и алюминиевых сплавов выделяется – 2 часа. Также в МДК 02. 05. Технология производства сварных конструкций на Тему 5.2. Технология изготовления сварных конструкций - Раздел 1. Основные способы изготовления сварных конструкций – выделяется 2 часа.
Производственной практике по теме «Выполнение ручной дуговой сварки в среде аргона и смесей ёмкостей из алюминия и его сплавов» отводится 12 часов.

Дополнительная профессиональная компетенция ПК 2.9. «Выполнять механизированную дуговую сварку плавящимся электродом в защитных газах ёмкостей из алюминия и его сплавов»» формируется в том же ПМ.02 (МДК 02. 03. Электросварочные работы на автоматических и полуавтоматических машинах). На Тему 3.1. Технология автоматической и полуавтоматической сварки - Раздел 5. Технология механизированной дуговой сварки плавящимся электродом в защитных газах алюминия и алюминиевых сплавов- выделяется 2 часа. Производственная практика по теме «Выполнение механизированной дуговой сварки плавящимся электродом в защитных газах ёмкостей из алюминия и его сплавов» составляет 12 часов.

В ожидании появления ФГОС 4, вероятно, было бы полезно проводить тренинги по разработке дополнительных профессиональных компетенций.
Воронцов Евгений Борисович
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 23 апр 2015, 13:10

Re: О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Сообщение Анастасия Меркулова » 25 апр 2015, 12:43

Хочу поделиться опытом ТОГАОУ СПО "Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева".
Начиная с 2014-2015 учебного года нами было принято решение внедрить в рабочие программы междисциплинарных курсов на 1 курсе темы "Знакомство с международными требованиями WS" (в соответствии с компетенциями). Это первый шаг в работе по подготовке конкурсантов, который имеет и немаловажное профориентационное значение. Первокурсники узнают о профессии, ее востребованности во всем мире. Видеоролики и фотоматериалы, демонстрируемые преподавателями, создают позитивное представление, мотивируют студентов.
Следующим шагом является обязательное внедрение в тематические планы и программы учебной практики 12 часов перед зачетом (в рамках соответствующих профессиональных модулей) на проведение внутригруппового конкурса профессионального мастерства в соответствии с требованиями WoridSkills. На 2-3 курсе конкурсные задания максимально приближены к реальным, на 1 курсе задания составляются с учетом сформированности профессиональных компетенций. Мастера производственного обучения совместно с преподавателями и администрацией колледжа создают условия, приближенные к конкурсу регионального уровня, приглашаются эксперты из числа работодателей. Внутригрупповые конкурсы позволяют студентам почувствовать атмосферу чемпионата WoridSkills, а педагогом - выявить наиболее способных студентов.
В сборнике материалов Технических чтений 2014 опубликованы результаты такой работы по компетенции "Парикмахерское искусство". На предстоящей августовской конференции будет представлен подобный опыт в контексте компетенций "Облицовка плиткой", "Сухое строительство", "Кузовной ремонт" и др.
Аватар пользователя
Анастасия Меркулова
 
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 25 апр 2015, 11:56

Re: О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Сообщение Галина Александровна Долгая » 25 апр 2015, 13:01

В практике деятельности профессиональной образовательной организации зачастую возникают несоответствия между требованиями ФГОС, запросом регионального рынка труда и профессиональными стандартами (или отсутствием профессионального стандарта как такового). Это противоречие может быть разрешимо путем внедрения в образовательную программу инновационных профессиональных модулей в рамках вариативной части ОПОП.
В ТОГАОУ СПО "Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева" разработаны и реализуются следующие инновационные модули:
1. ПМ "Сборка и монтаж светопрозрачных конструкций". Модуль реализуется в рамках программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 08.01.06 Мастер сухого строительства в части освоения основного вида профессиональной деятельности: Сборка и монтаж светопрозрачных конструкций - и соответствующих профессиональных компетенций:1. Выполнять сборку светопрозрачных конструкций из ПВХ профилей. 2. Выполнять монтаж светопрозрачных конструкций из ПВХ профилей. В 2015 году осуществлен первый выпуск студентов, освоивших данный модуль. Организации, занимающиеся изготовлением и монтажем пластиковых окон охотно принимают выпускников на работу.
2. С 2012 года в ОПОП по профессии 19.01.17 Повар, кондитер внедрены инновационные профессиональные модули в соответствии в региональными профстандартами "Приготовление блюд школьного меню", "Эксплуатация современного технологического оборудования предприятий общественного питания". Дополнительные профессиональные компетенции повышают конкурентоспособность выпускников.
Галина Александровна Долгая
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 25 апр 2015, 12:47

Re: О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Сообщение Эктова Марина Васильевна » 25 апр 2015, 13:07

Добрый день, коллеги!
Не могу не поделиться своими не совсем радужными мыслями по поводу того резонанса, который внесло движение WRS в наше профессиональное образование на примере компетенции "Поварское дело".
Техническое описание конкурсного задания WRS по компетенции "Поварское дело"в 2014 и 2015 годах, думаю привело в глубокие раздумья многих педагогов данной профессии, как мастеров п/о, так и преподавателей. К сожалению наше профессиональное обучение отстает от мировых стандартов. Это касается не только технологий приготовления, но и сырья, которое применяют современные повара. Я имею ввиду крупу Кеноа, с которой мы работали на прошлогоднем чемпионате WRS. В этом году пришлось осваивать блюда из рациона ово-лакто. Соответствовать современным стандартам - это в первую очередь постоянно учиться самому. Учиться всегда и везде. Только тогда можно реально сделать вклад в разработку программ модулей и дисциплин.
В ТОГАПОУ "Аграрно-промышленный колледж" педагоги всерьез задумались о дополнении программ профессиональных модулей в части МДК и УП технологией приготовления блюд европейской кухни (итальянской, венгерской, испанской), как наиболее близкой российскому потребителю. В частности мы планируем познакомить студентов с технологией приготовления артишоков, спаржи, брюссельской капусты. В то же время мы отчетливо понимаем, что многим нашим студентам данные знания могут не пригодиться на тех предприятиях общественного питания, куда они трудоустроятся. Но для развития профессионального потенциала эти знания и умения просто необходимы.
Эктова Марина Васильевна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 25 апр 2015, 12:35

Re: О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 25 апр 2015, 18:21

Барсукова писал(а):Для профессий и специальностей СПО необходима реализация образовательных модулей WSI. Источниками для разработки образовательных модулей WSI могут стать документы WSR (Техническое описание конкурсного задания, инфраструктурный лист, конкурсное задание, критерии оценивания). Данные документы описывают требования к компетенциям, реализацию которых можно проверить во время региональных чемпионатов.


В 2013 году разработаны в рамках государственного контракта № 06.041.11.0039 от 07 октября 2013 года «Предложения по разработке дополнительных образовательных модулей в основные профессиональные образовательные программы СПО» по направлениям: мехатроника, окраска автомобилей, информационные технологии, кузовной ремонт и т.д.
В этих документах представлены описание профессии (общая характеристика профессиональной деятельности, описание компетенций WSI, требования к результатам освоения компетенций), сопоставительный анализ профессий WSI и действующих ФГОС, требования к условиям реализации образовательного модуля и др. Даются хорошие предложения по гармонизации стандартов WorldSkills и содержания ОПОП с конкретными рекомендациями по дополнительным компетенциям, профессиональным модулям, дополнениям в содержание дисциплин и модулей, реализуемых в соответствии с ФГОС.
Рекомендую воспользоваться этими материалами как настоящим практическим руководством, и они есть в свободном доступе.
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Re: О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 25 апр 2015, 19:40

Галина Александровна Долгая писал(а):В практике деятельности профессиональной образовательной организации зачастую возникают несоответствия между требованиями ФГОС, запросом регионального рынка труда и профессиональными стандартами (или отсутствием профессионального стандарта как такового). Это противоречие может быть разрешимо путем внедрения в образовательную программу инновационных профессиональных модулей в рамках вариативной части ОПОП.


Хочу привести небольшую справку на основе анализа информации о инновационных профессиональных модулях/курсах/дисциплин, разработанных и реализуемых в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций и профильных предприятий Тамбовской области.
В профессиональных образовательных организациях реализуется около 100 модулей в рамках профессий и специальностей 6 кластерных групп:
промышленный кластер – 6 ед. (среди них: «Техника и технология переработки отходов», «Ведение технологического процесса переработки полимерных материалов и эластомеров, изготовление и применение высокомолекулярных и высокоэффективных соединений и устройств», «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях» и др.);
стройиндустрия и ЖКХ – 7 ед. (среди них: «Наноматериалы и нанотехнологии в строительстве», «Декоративная отделка поверхностей», «Сборка и монтаж светопрозрачных конструкций» и др.);
транспортный кластер – 6 ед. (среди них: «Техническое обслуживание и ремонт зарубежной дорожно-строительной техники», «Применение информационных технологий в системе эксплуатации автомобильного транспорта», «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей зарубежных фирм» и др.);
кластер «Социальная сфера» - 10 ед. (среди них: «Подготовка педагога в области организации собственной предпринимательской деятельности», «Подготовка педагога в области социально-педагогической деятельности духовно-нравственной направленности», «Информационные технологии управления бизнес-процессами в розничной торговле» и др.);
кластер «Агропромышленный комплекс» - 68 ед. (среди них: «Энергосбережение и новые сетевые технологии «Smart Grid» в сельском хозяйстве», «Техническое обслуживание и ремонт прицепной иностранной техники (сеялки производства AMAZON, JHON DEER, RAPID, MONOPIL, GASPARDO), «Информационные технологии при изучении энергонасыщенной техники», «Основы предпринимательства и организации агробизнеса» и др.);
кластер «Информационные технологии» - 3 ед. (среди них: «Прикладное программное обеспечение», «Проектирование и техническое сопровождение компьютерных сетей» и др.).
Объемы модулей варьируют от 36 до 400 часов.
За счет вариативной составляющей в содержание рабочих образовательных программ были внесены дополнительные компетенции с учетом международных стандартов подготовки квалифицированных кадров с учетом передового международного опыта WorldSkillsInternational, определены новые знания и умения. Результатом проделанной работы стали рабочие программы инновационных профессиональных модулей, например:
«Проектирование и техническое сопровождение компьютерных сетей» и «Компьютерные сети» в рамках освоения специальности «Информационные системы (по отраслям)»;
«Кузовной ремонт автомобиля» (формируемые компетенции: осуществление кузовного ремонта автомобиля с заменой структурных элементов, используя несколько видов сварки; выполнение рихтовочных и арматурных работ);
«Покраска автомобилей» (формируемые компетенции: осуществление стандартного нанесения лакокрасочных материалов; выполнение подбора цвета; ремонт поврежденных деталей с помощью техники «точечного ремонта»);
«Инновационные технологии приготовления отделочных полуфабрикатов в кондитерском производстве» в рамках освоения профессии «Повар, кондитер» (формируемые компетенции: темперирование шоколада; моделирование шоколада; изготовление новых видов шоколадных конфет ручной работы) и др.
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Re: О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Сообщение Барсукова » 27 апр 2015, 13:20

ФГОС СПО дает возможность использовать вариативную часть для расширения подготовки, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника.
В целях повышения эффективности и качества подготовки выпускников в ТОГБОУ СПО "Строительный колледж" в
программы профессиональных модулей вводят дополнительные компетенции, которые обеспечивают более высокую степень трудоустройства выпускников колледжа.
Так ПМ 01. «Выполнение каменных работ» (профессия 08.01.07 "Мастер общестроительных работ") дополнили ПК 1.8. и ПК 1.9.:
ПК 1.8. Выполнять каменные работы при каркасно-монолитном строительстве.
ПК 1.9. Использовать инновационные методы при реконструкции каменной кладки.
Первая дополнительная компетенция служит для развития способности студентов совмещать технологии.
Каркасно-монолитное строительство сейчас широко применяется в регионе, примером может служить строительство жилых микрорайонов в северной части города Тамбова. Данная технология тесно связана с возведением самонесущих стен из кирпича.
Краткое содержание раздела: Монолитное строительство. Общие сведения. Преимущества строительства домов из монолитного железобетона. Монолитно-кирпичное строительство. Технологии возведения монолитных каркасов зданий. Кладка наружных самонесущих стен при каркасно-монолитном строительстве.
Вторая дополнительная компетенция носит развивающий характер и дает потенциал для исследовательской деятельности студентов. Инновационные методы и способы производства того или иного вида работ – это та тема, которая интересует студентов и дает толчок к саморазвитию, исследованию, анализу и, как итог, изобретательству.
Краткое содержание раздела: Причины обрушений зданий. Реконструкция зданий и необходимость повышения устойчивости и монолитности кладки. Увеличение прочностных характеристик элементов кладки. Реконструкция кирпичных зданий при изменении его функционального назначения.Замена некоторых участков ослабленной кладки. Использование инновационных методов при реконструкции каменной кладки. Инъекционные технологии. Инструменты и материалы. Технология выполнения водонепроницаемых швов с помощью специальных разбухающих шнуров. Создание гидроизоляции нанесением тонких мастичных составов (жидкой резины).
Особенности организации производства работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах с обеспечением безопасности строительства и качества работ. Нанотехнологические приемы при производстве цементного клинкера, легирование цементных, гипсовых, известковых и смешанных композиций. Получение строительной воздушной извести с применением нанотехнологий. Технология производства высокоэффективных теплоизоляционных ячеистых бетонов на основе комплексного порообразователя и нанодисперсных модификаторов. Изучение свойств теплоизоляционных материалов на основе структурированного вяжущего.
Внедрение дополнительных профессиональных модулей и компетенций в программы подготовки кадров будет способствовать повышению качества образования в соответствии с международными требованиями.
Барсукова
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 23 апр 2015, 09:23

Re: О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Сообщение Шаталова О А » 27 апр 2015, 14:19

Хотелось бы продолжить обсуждение проблемы, которую затронула А.А. Прохорова. А именно, несовершенство ПС педагога. Анализ содержания принятого недавно профессионального стандарта педагога показывает, что в нем практически не отражены личностные и профессиональные компетенции, дающие возможность педагогу эффективно осуществлять духовно-нравственное обучение и воспитание. Учитывая необходимость подготовки педагогов для реализации программ духовно-нравственного воспитания в современной школе в ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж г. Тамбова» разработаны «Требования к результатам освоения дополнительной образовательной программы в области социально-педагогической деятельности духовно-нравственной направленности», отражающие специфику региональной политики в сфере образования. На наш взгляд, некоторые компетенции, отражённые в данных требованиях, могли бы стать частью регионального дополнения к профессиональному стандарту, учитывающие особенности реализации данного направления в регионе.
Возможны следующие региональные дополнения:
1. Обучение
Педагог должен:
ПК 1.1. Формировать представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности, и месте человека в современном обществе.
ПК 1. 2. Определять цели содержания и методику проведения занятий в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования на основе анализа и оценки поведения и нравственного развития детей.
ПК 1.3. Осуществлять профессиональную деятельность на основе православной педагогической культуры.
ПК 1.4. Приобщать обучающихся к православным ценностям через различные виды и формы духовно-просветительской работы.
ПК 1.5. Анализировать проблемы православного образования и воспитания в системе общего и дополнительного образования.
ПК 1. 6. Создавать образовательную среду, способствующую развитию духовно-нравственных качеств личности учащихся.
2. Воспитание
Педагог должен:
ПК 2.1. Способствовать развитию мотивации к духовному совершенствованию обучающихся.
ПК 2.2. Формировать у учащихся ценностное отношение к личности другого человека.
ПК 2.3. Организовывать и проводить мероприятия духовно-нравственной направленности, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки и т.п.
П.К. 2.4. Проводить консультационную работу с родителями (лицами их заменяющими) по проблемам духовно-нравственного воспитания детей, мотивировать их к участию в мероприятиях духовно-нравственной направленности.
Шаталова О А
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 27 апр 2015, 14:16

Re: О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Сообщение Шаталова АВ » 27 апр 2015, 14:46

Продолжая данную тему, хотелось бы отметить, что в педагогическом колледже ведется большая работа по подготовке специалистов, которые смогут преподавать в школах комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики», учебный предмет «Основы православной культуры», осуществлять образовательную и воспитательную деятельность в учреждениях дополнительного образования, воскресных школах. Вариативная часть образовательной программы колледжа по специальностям Преподавание в начальных классах, Педагогика дополнительного образования (30% учебного времени) направлена на реализацию дополнительного профессионального модуля «Подготовка педагога в области социально-педагогической деятельности духовно-нравственной направленности», представленного двумя междисциплинарными курсами: МДК.01 Основы православной культуры (с изучением разделов «Библеистика», «История Церкви», «Литургика», «Иконоведение», «Православные основы воспитания», «Обиход» и т.д.) и МДК.02 Народные художественные промыслы и монастырские ремёсла (с изучением разделов «Бисероплетение», «Монастырское шитье», «Вязание», «Художественная вышивка», «Кружевоплетение», «Ковроткачество», «Резьба по дереву», «Батик», «Роспись по дереву» и т.д.). Освоенные компетенции в рамках реализации данного модуля, являются востребованными в современной школе. Колледж единственное в Центральном федеральном округе образовательное учреждение, которое готовит подобных специалистов.
Шаталова АВ
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 27 апр 2015, 14:45

Пред.След.

Вернуться в Разработка основных профессиональных образовательных программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron