О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Модератор: Нехорошева Оксана Николаевна

О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 22 апр 2015, 08:58

Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в обсуждении возможностей включения отдельных тем, дисциплин, модулей в основные профессиональные образовательные программы СПО с целью формирования у обучающихся дополнительных профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и конкурсного движения WorldSkills Russia.
В настоящее время действующее законодательство в области образования позволяет обеспечить учет позиции работодателей путем их прямого участия в разработке, экспертизе и реализации федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 года зафиксировал роль профессиональных стандартов в системе образования:
учет положений профессиональных стандартов при формировании соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (часть 7 статьи 11 Федерального закона);
разработка и утверждение программ профессионального обучения на основе установленных профессиональных стандартов (часть 8 статьи 73 Федерального закона), а также проведение соответствующего квалификационного экзамена в пределах требований, указанных в профессиональных стандартах по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих (часть 3 статьи 74 Федерального закона);
учет профессиональных стандартов при формировании содержания дополнительных профессиональных программ (часть 9 статьи 76 Федерального закона), при этом программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (часть 10 статьи 76);
использование требований профессиональных стандартов к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля при проведении профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ (часть 4 статьи 96 Федерального закона);
установление требований на основе профессиональных стандартов в отношении руководителей образовательных организаций, лиц, занимающихся педагогической деятельностью, иных работников образовательных организаций (инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции) (часть 2 статьи 51, часть 1 статьи 46, часть 2 статьи 52 Федерального закона).
Согласно Правилам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23) профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
В поручениях Президента Российской Федерации четко определена задача по актуализации ФГОС и образовательных программ с учётом профессиональных стандартов. На сегодняшний день сформирована правовая база профессиональных стандартов, разработаны методические материалы по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, с которыми можно ознакомиться на сайтах:
http://prof-mayak.ru/ в разделе «Нормативные документы»;
http://profstandart.rosmintrud.ru/;
http://www.profstandart-kadry.ru/ и др.

В рамках форума хотелось бы обсудить следующие вопросы:
Какие проблемы могут возникнуть при разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов и возможные пути их решения?
Каким образом могут быть внесены изменения и дополнения в образовательные программы среднего профессионального образования с учетом профессиональных стандартов и передового международного опыта Worldskills international (WSI)?
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Re: О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Сообщение ras-tech » 23 апр 2015, 09:57

Новые подходы в процессе образования, ориентированные на результат и оценку потребителей требуют увеличения ресурсоемкости профессиональных образовательных программ.
Решение проблемы: Выдерживая ФГОС, увеличить ресурсоемкость образовательных программ в соответствии с требованиями реального сектора путем введения соответствующих дополнительных МДК в профессиональные модули за счет вариативной части, предусмотренной ФГОС.
Системообразующим компонентом ФГОС СПО является характеристика профессиональной деятельности и требования к результатам деятельности образовательного процесса. Профессиональные стандарты, международные требования к специалистам в рамках конкурсного движения WSR необходимо учесть при разработке профессиональных модулей. Модульное построение образовательного процесса даст возможность обновления или замены конкретных модулей при изменении требований в соответствии с международными установками.
ras-tech
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 23 апр 2015, 09:03

Re: О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Сообщение Барсукова » 23 апр 2015, 11:32

Для профессий и специальностей СПО необходима реализация образовательных модулей WSI. Источниками для разработки образовательных модулей WSI могут стать документы WSR (Техническое описание конкурсного задания, инфраструктурный лист, конкурсное задание, критерии оценивания). Данные документы описывают требования к компетенциям, реализацию которых можно проверить во время региональных чемпионатов.
Барсукова
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 23 апр 2015, 09:23

Re: О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Сообщение Дородько Оксана Николаевна » 23 апр 2015, 12:57

При разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов необходимо проводить сравнительный анализ профессиональных стандартов и ФГОС. В профессиональных стандартах трудовые функции представлены намного шире, чем виды профессиональной деятельности во ФГОС, поэтому при разработке ОПОП необходимо вводить дополнительные профессиональные компетенции.
Образовательные программы среднего профессионального образования должны обновляться ежегодно, а соответственно с учетом профессиональных стандартов добавляются дополнительные компетенции, которые чаще всего отражаются в изменениях и дополнениях программ практики. Изменения с учетом передового международного опыта Worldskills international (WSI) отражаются в образовательных программах среднего профессионального образования путем введения новых общепрофессиональных дисциплин или междисциплинарных курсов за счет часов вариативной части.
Дородько Оксана Николаевна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 23 апр 2015, 12:53

Re: О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Сообщение Воронцов Евгений Борисович » 23 апр 2015, 13:14

ОПОП среднего профессионального образования не могут разрабатываться на основе профессиональных стандартов. «Железной» основой разработки ППКРиС и ППССЗ являются соответствующие ФГОС. Речь может идти о доработке ОПОП СПО с учетом содержания профессиональных стандартов.
Отсюда вытекают две взаимосвязанные проблемы.
Первая – организационно-техническая: переработка уже сложившихся в каждой ОО ОПОП с переоформлением всей соответствующей части УМК для реализации содержания профессиональных стандартов в полном объеме соответствующем уровню квалификации выпускников колледжей по ФГОС. Такие ОПОП можно по отдаленной аналогии с нынешней практиков разработки ОПОП ВПО назвать ОПОП СПО «3+». Дело в том, что в период внедрения ФГОС СПО участие работодателей реально было самым минимальным. Практически распределение вариативной части ФГОС было дано на «усмотрение» педагогических работников колледжей, как бывших производственников.
Теперь предстоит выход на полноту реализации заложенного во ФГОС модульного потенциала за счет вариативной части стандарта, в данном случае с учетом содержания профессионального стандарта.
Вторая проблема – содержательно-методическая. Необходимо осуществление сопоставительного анализа содержания ФГОС и профессионального стандарта по соответствующей профессии с целью выявления возможных дополнений в ОПОП СПО по несоответствию этих двух видов стандартов, путем внедрения дополнительных модулей или междисциплинарных курсов, разделов или тем МДК и соответствующих общепрофессиональных дисциплин за счет временного объема вариативной части ФГОС СПО.
Аналогичным образом будут внесены изменения в ОПОП СПО с учетом содержания стандартов Worldskills international.
Воронцов Евгений Борисович
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 23 апр 2015, 13:10

Re: О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Сообщение Чернокозинская Светлана Васильевна » 23 апр 2015, 17:30

Профессиональные стандарты способны сделать существенный вклад в формирование качественных образовательных программ и программ профессионального обучения, способны стать основой для создания систем сертификации и аттестации различных категорий персонала, для разработки и реализации программ развития человеческих ресурсов, а также для создания и внедрения согласованных программ подготовки и переподготовки кадров.
Тандем профессиональных стандартов с образовательным стандартом позволит сформировать достойную базу качественных образовательных программ, учебных модулей, а также программ профессионального обучения, отвечающих современным тенденциям.
Решение данной задачи видется в введении учебных дисциплин и профессиональных модулей за счет вариативной части ФГОС.
Чернокозинская Светлана Васильевна
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 23 апр 2015, 16:47

О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Сообщение Анжелика Александровна Прохорова » 24 апр 2015, 01:06

В некотором роде согласна с Евгением Борисовичем! Сегодня разработать хорошие модульные программы на основе ФГОСов и профессиональных стандартов не возможно! ФГОСы разрабатывались образовательными организациями в авральном режиме: много недоработок, разночтений даже в результатах обучения в системе образования (не говоря о работодателе)! Разработчики профессиональных стандартов (ПС) работодатели, которые должны договориться о трудовых действиях под ту или иную квалификацию и об их оценке. В 2014 году утверждено около 400 ПС, однако большинство из них низкого качества. В хорошем ПС результат для рынка труда и системы образования трактуется одинаково и не возникает проблем с его оценкой - она однозначна. ПС педагога утвердили, но что-то Минобрнауки РФ не спешит с его применением, приказа нет! В 2015 году начали обучающие семинары для разработчиков ПС, чтобы заявленные 200 ПС были соответствующего качества. Но модульные программы нужны сейчас. Думаю, что их надо разрабатывать под конкретного заказчика. Результаты ФГОСа конкретизировать, а за счет вариатива ввести новые трудовые действия. Затем прописать "как" их выполнить (желательно на соответствие нормативным актам, чтобы не было разночтений в оценке результатов), тем самым получим умения и что для этого необходимо знать. У кого возникнут проблемы с разработкой, советую воспользоваться пособием "Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ" 2010 года, но до этих пор актуально.
Движение WSR только еще "примеряет" международные стандарты и нарабатывает материал для модернизации содержания программ. Но вот форматом оценки результата грех не воспользоваться уже сейчас, тем более что в области есть высококвалифицированное экспертное сообщество федерального уровня!
Анжелика Александровна Прохорова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 23 апр 2015, 15:31

Re: О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 24 апр 2015, 07:19

Уважаемые коллеги, спасибо за отклики!
Хотелось бы услышать конкретные примеры по расширению содержания образовательных программ различных профессии и специальностей. Например, какие дополнительные компетенции были выделены в программах, за счет каких дисциплин, курсов, модулей осваиваются эти компетенции, какой объем часов выделен и др.?
Это было бы интересно и полезно для всех участников форума.
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Re: О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Сообщение Нехорошева Оксана Николаевна » 24 апр 2015, 07:21

Согласна с Евгением Борисовичем, что на сегодняшний день речь может только идти о доработке рабочих основных профессиональных образовательных программ СПО на основе профессиональных стандартов. Но это делают далеко не все.
Искать точки сопряжения и вносить изменения в программы начинать надо уже сейчас, не ждать ФГОС четвертого поколения, которые будут опираться на трудовые функции, действия, умения и знания профессиональных стандартов.
Такой подход выведет качество образовательных программ на более высокий уровень, в них будут детально проработаны модули сначала в соответствии с задачами профессиональной деятельности, а затем и уровнем квалификации.
Если говорить о программах профессионального обучения, то мы довольно часто видим ошибки и при их разработке, в их содержании лежит что-то иное, но только не профессиональные стандарты.
Нехорошева Оксана Николаевна, зав. отделом развития начального и среднего проф. образования
Аватар пользователя
Нехорошева Оксана Николаевна
 
Сообщений: 75
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 05:27

Re: О разработке программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Сообщение Чернокозинская Светлана Васильевна » 24 апр 2015, 15:25

Хочется поделиться опытов в данном направлении. Так, в Тамбовском бизнес-колледже Программа учебной дисциплины является вариативной частью ОПОП и может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации и переподготовке) по информатике и вычислительной технике, а также для получения дополнительных компетенций с учетом международных стандартов подготовки квалифицированных кадров с учетом передового международного опыта WorldSkills International.
Профессиональные модули: Проектирование и техническое сопровождение компьютерных сетей и Компьютерные сети встроены в специальность Информационные системы (по отраслям).
На базе базового учреждения кластера открыта академия Cisco. Академии Cisco являют собой пример взаимовыгодного сотрудничества между ИТ-индустрией и учебными заведениями. Программа Сетевой академии Cisco обеспечивает жизненно важную технологическую поддержку и средства, служащие существенным дополнением к ограниченным ресурсам образовательных учреждений. Слушатели же академий Cisco получают возможность приобрести знания и навыки, необходимые для работы в условиях все более технологически зависимой экономики.
Обучение по курсам «Основы ИТ: аппаратное и программное обеспечение ПК» (IT Essentials) и CCNA Discovery доступно как студентам колледжа, так и всем желающим повысить свою квалификацию в области информационных технологий.
Слушатели учебного курса IT Essentials получат фундаментальные знания об устройстве и компонентах компьютера, стационарных и мобильных платформах, операционных системах, работе с принтерами, сканерами и другими периферийными устройствами, а также начальные навыки работы с компьютерными сетями и базовые знания в области информационной безопасности.
В ходе обучения по курсу CCNA Discovery слушатели познакомятся с общей теорией проектирования сетей и приобретут практические навыки по построению и администрированию сетей — от небольших офисных и домашних (SOHO) до более сложных корпоративных сред и теоретических моделей.
Эти курсы были включены в качестве модулей в специальность «Информационные технологии» (по отраслям), что позволило готовить специалистов на уровне международных стандартов.
Чернокозинская Светлана Васильевна
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 23 апр 2015, 16:47

След.

Вернуться в Разработка основных профессиональных образовательных программ на основе профессиональных стандартов и международных требований к специалистам

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron