Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Срок проведения форума: с 13.04.2015 по 15.04.2015

Модераторы: vera_subcheva, Паршукова С.В.

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Черкасова Татьяна » 20 апр 2015, 12:17

Родителям не стоит забывать, что в школу ребенок идет не в одиночку,всей семьей.
Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от настроения родителей. Поэтому, если родители паникуют, боятся, то и ребенок будет вести себя не менее спокойно.
Как следует себя вести родителям будущего школьника?
• Никогда не запугивайте ребенка перед школой. Фразы вроде «Таких детей не берут в школу», «Ты будешь получать одни двойки» прочно оседают в памяти, программируя на отрицательный результат.
• Читайте вместе с дошкольником художественную литературу о школе, смотрите и обсуждайте мультфильмы.
• Не возлагать непосильные задачи для ребенка, не говорить: «Ты будешь лучшим».
• Общайтесь с ребенком на равных, обращайтесь к нему за советом, обсуждайте насущные дела. Ежедневными беседами на взрослом уровне вы дадите понять ребенку, что видите в нем равноценного собеседника, готового принимать самостоятельные решения.
• Чаще хвалите ребенка, формируя ситуацию успеха. Это придаст ему сил.
Интересно то, как родители воспринимают свою миссию перед ребенком.

Занятия, включающие активную работу руки (рисование, письмо, штриховка) специалисты советуют ограничить по времени 7-10 минутами. При этом, взрослый должен обеспечить условия, в которых ребенку было бы удобно трудиться: мебель должна четко соответствовать росту, свет — падать слева. Кисти и локти должны лежать на столе. Ребенок должен сидеть прямо: не наваливаться на стол, не подкладывать под себя ноги, не скрещивать их.
Рекомендации для родителей:
Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и сажать его за стол, а постараться увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание.
Черкасова Татьяна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 20 апр 2015, 12:04

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Белевитина Наталия Анатольевна » 20 апр 2015, 12:44

Для того чтобы ребенок успешно пошел в школу, благополучно учился необходимо заранее готовиться к этому. Совместно с ребенком выполнять различные игры и упражнения направленные на развитие всех компонентов школьной готовности.Залогом успешной учебы школьника должно стать его желание учиться в школе. Очень трудно научить ребенка чему - то если он этого не хочет.
Белевитина Наталия Анатольевна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 20 апр 2015, 12:21

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Евгения Ветрова » 20 апр 2015, 14:14

Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению - понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности.
Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку.
Евгения Ветрова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 20 апр 2015, 14:04

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Сердюкова Ольга Владимировна » 20 апр 2015, 16:29

Здравствуйте, уважаемые форумчане!
В нашем детском саду проводилось достаточно глубокое исследование того, на сколько существующие в настоящее время методики и тесты позволяют изучить уровень и особенности готовности к школе старших дошкольников. Хочу поделиться полученными результатами. Возможно, они помогут педагогам и специалистам в организации работы в ДОУ. Итак:
- существующие методики определения психологической готовности к обучению в школе имеют серьезные различия, и ни одна из методик не охватывает весь комплекс компонентов, которые необходимы ребенку в ходе первоначального обучения. Наиболее часто при диагностике школьной зрелости диагностируется восприятие, мышление и мелкая моторика. Можно сказать, что изучение этих познавательных функций составляет «ядро» в диагностике готовности к школьному обучению. Достаточно редко в содержание заданий методик включаются задания, изучающие сформированность речи, особенно ее импрессивных компонентов. Практически не исследуется и специально не оценивается, в качестве самостоятельного познавательного процесса, воображение. Изучение памяти, как правило, ограничивается каким-нибудь одним ее видом. Кроме того, качественный анализ представленных методик и тестов показал, что с определенной долей условности их можно разделить на три группы:
1) программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности (Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека; программа Х. Бройер и М. Войффен; тест Г. Витцлака; тест школьной зрелости П.Я. Кеэса);
2) программы, диагностирующие уровень развития мелкой моторики и сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью (методика «Узор» Л.И. Цеханской; методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина; методика «Рисование по точкам» А.Л. Венгера)
3) смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции, и предпосылки учебной деятельности (диагностическая программа Н.И. Гуткиной);
- наибольший уровень прогностической валидности показала Программа Н.И.Гуткиной (80%); средним уровнем характеризуются методики "Узор" Л.И.Цеханской, "Графический диктант" Д.Б.Эльконина, "Рисование по точкам" А.Л.Венгера; тест Керна-Йирасека, к сожалению, показал наименьший уровень (данные были получены на основе результатов отслеживания успеваемости наших выпускников в 1 классе школы).
Поэтому считаю, что каждый специалист при изучении уровня готовности к школе должен подробно изучить имеющийся у него диагностический инструментарий и подбирать комплекс методик с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.
Сердюкова Ольга Владимировна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 20 апр 2015, 15:53

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Мария » 20 апр 2015, 20:31

Еще одной актуальной проблемой социально-психологической готовности ребенка является проблема формирования у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, в которых дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение отступать и защищаться.

Таким образом, социально-психологическая готовность к обучению предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умением подчиняться интересам и обычаям детской группы развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. :)))
Мария
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 14 апр 2015, 09:47

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение МаринаМарина » 20 апр 2015, 21:54

Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности. В связи в этим ученые выделяют интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению в школе.
Последняя требует наличия известного уровня развития социальных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств личности.
Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению проявляется в сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом.
МаринаМарина
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 20 апр 2015, 21:37

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Карпухина » 21 апр 2015, 18:47

Психика ребенка-дошкольника развивается в игре, поскольку в дошкольном детстве именно игра создает зоны ближайшего развития. Исчерпав все возможности по созданию зон ближайшего развития, игра как ведущая деятельность уступает место учению. Но это происходит только в том случае, если в игре возникли предпосылки будущих новообразований младшего школьного возраста. «Путь от игры к внутренним процессам в школьном возрасте – внутренняя речь, логическая память, абстрактное мышление – есть главный путь развития, кто поймет эту связь, тот поймет главное, в переходе от дошкольного к школьному возрасту» (Л.С.Выготский).
В игре благодаря игровой мотивации, развивается: функция обобщения, символическая и семантическая функции, воображение и фантазия, идеальный план, умение соотносить свои действия с образцом, умение подчиняться правилу. В игре начинает развиваться произвольное управление психическими процессами. Все это, возникнув в дошкольном возрасте в игре в зоне ближайшего развития, в младшем школьном возрасте будет способствовать дальнейшему интеллектуальному росту ребенка и станет уровнем его актуального развития.
На сегодняшний день дошкольники явно недоигрывают в игры, необходимые для их нормального психического развития. Исчезли из жизни многих детей такие развивающие игры, как мозаика, кубики, сюжетное лото, конструкторы. Их вытеснили дорогие электронные игрушки, которые очень привлекательны на первых порах, но вскоре надоедают из-за невозможности использовать их многофункционально. Оскудели и сюжеты ролевых игр дошкольника. Малыши в основном обучаются игре по нескольким стандартным сюжетам, для которых существуют шаблонные наборы игрушек. И здесь игрушки в виде точных копий предметов окружающего мира препятствуют развитию функций обозначения и замещения, что опять-таки отрицательно сказывается на развитие интеллекта детей.
Под психологической готовностью мы в данной программе понимаем прежде всего существование у ребенка мотивации учения, позволяющей ему адекватно воспринимать и старательно выполнять учебные задания. Учебная мотивация, складывающаяся из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения, обеспечивает необходимый уровень произвольной организации поведения и деятельности. Если при выполнении заданий проявляется слабое развитие произвольности, то обычно этому сопутствует отсутствие учебной мотивации. Уровень интеллекта должен быть таким, чтобы ребенок мог осуществлять обобщение. Речевое развитие должно позволять будущему первокласснику свободно выражать свои мысли и понимать другого, что возможно при наличии необходимого словарного запаса и способности грамотно строить фразы. Очень важной характеристикой является развитие фонематического слуха.
Все указанные компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии дошкольника, подразумевающем. Что малыш много играет сам, со сверстниками и взрослыми. В арсенале игр должны быть и сюжетно-ролевые, и дидактические, и игры с правилами. Кроме того, он рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит самоделки, делает аппликации, складывает узоры из мозаики и собирает кубики по картинкам образцам, занимается с разнообразными конструкторами, пытается играть на игрушечных инструментах, слушает сказки, повести, рассказы.
Карпухина
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 21 апр 2015, 18:23

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Фараджова » 23 апр 2015, 12:11

При организации предшкольной подготовки должны быть соблюдены общие принципы работы с дошкольниками: адекватность требований возможностям ребёнка, учёт индивидуальных особенностей развития, постепенное формирование всех направлений развития, создание ситуации успеха эмоцио-нально благополучного общения с ребёнком. Ребёнка к школе могут подгото-вить и родители, но эта система работы должна обязательно предусмотреть предварительное обучение родителей или возможность получать квалифициро-ванные систематические консультации.
Фараджова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 23 апр 2015, 12:05

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Надежда Сайфутдинова » 25 апр 2015, 00:24

Трудности готовности ребенка с нарушением слуха к школе
Готовность к обучению в школе предполагает необходимый уровень физического развития ребенка, позволяющий ему быстро адаптироваться к школьным нагрузкам: увеличению продолжительности уроков и их количеству, отсутствию дневного сна, иному режиму питания и т. д.
Физическое воспитание в семье рассматривается как одно из важнейших направлений развития ребенка. Обучение основным движениям, выполнение общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, развитие пространственной ориентировки и координации движений, формирование правильной осанки — таково содержание работы по физическому воспитанию в семье.
В семье должно проводиться и трудовое воспитание. На различных этапах дошкольного периода она включает в себя воспитание гигиенических навыков и поведения в быту; хозяйственно-бытовой труд, направленный на выполнение некоторых обязанностей в семье; расширение представлений о труде взрослых; труд в природе, предполагающий участие ребенка в работе на участке, уходе за комнатными растениями; ручной труд, в процессе которого дети учатся изготовлять поделки из бумаги, картона, природного материала.
Ознакомление с окружающим миром позволяет сформировать представления об окружающих ребенка предметах, их свойствах и назначении; явлениях живой природы (растениях, животных), временные представления.
Познавательное развитие ребенка также связано с проведением игр и упражнений по развитию зрительного восприятия (зрительное внимание, запоминание, формирование целостного образа предмета, развитие восприятия цвета, формы, величины, пространственных отношений), развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления, развитию воображения.
Формирование элементарных математических представлений дошкольников: дети в семье, как и в детском саду, должны уметь считать в пределах двадцати; освоить прямой и обратный счет, счет группами; знать состав числа в пределах десяти; уметь решать примеры в пределах десяти; понимать и решать простые задачи при условии наглядно представленного условия.
Игровая деятельность ребенка направлена на формирование сюжетно-ролевой игры, участие ребенка в ней наряду с другими детьми, изготовление атрибутов и элементов костюмов. Важно учить детей передавать свои впечатления в играх,отражать отношения между людьми и взрослыми, использовать предметы- заместители, воображаемые ситуации и др.
Развитие изобразительной деятельности дошкольников в семье связано с продолжением обучения рисованию, лепке, аппликации, которое было начато на предыдущих этапах развития ребенка.
Обучение произношению строится на основе развивающегося слухо-зрительного восприятия ребенка при систематическом использовании фонетической ритмики.
Обучение чтению. В работе с дошкольниками в семье оно имеет большое значение. При обучении чтению используется методика послогового чтения, которая подкрепляется работой с разрезной азбукой, собственным письмом ребенка чтения первоначально в процессе разных видов деятельности, в быту, в играх широко используются таблички с написанными печатным шрифтом словами и фразами, которые вначале ребенок воспринимает целостно, а постепенно, по мере овладения чтением, начинает прочитывать по слогам.
Для закрепления структуры слова, уточнения звукобуквенного состава используется письмо печатными буквами, сначала в виде списывания слов с табличек и запоминания их, а затем и письмо слов и фраз по памяти.
В дошкольный период продолжается поэтапное формирование слухового восприятия речи, начатое в ранний период развития ребенка. Детей учат различать и опознавать знакомый (на слух) речевой материал, т. е. воспринимать его сразу на слух, без наглядной основы. Опознавание детьми знакомого речевого материала способствует формированию в долговременной слуховой памяти акустических образов, оперированию ими в процессе восприятия речи.
Все виды деятельности ребенка носят развивающий характер и являются основой для формирования речи: накопления словаря, уточнения значений слов и фраз, понимания и развития самостоятельной речи. Работа по речевому развитию детей с нарушением слуха в семье требует также и организации специальных занятий, где проводится планомерная работа по развитию устной и письменной речи детей.
Условиями эффективности воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом в семье является постоянная помощь и контроль за развитием ребенка со стороны сурдопедагогов сурдокабинетов, групп кратковременного пребывания, Центров реабилитации слуха и речи, где консультируют родителей по вопросам воспитания детей в семье.
Аватар пользователя
Надежда Сайфутдинова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 24 апр 2015, 23:52

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Рязанова Ольга » 26 апр 2015, 21:03

Я. Йирасек провёл исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста «Школьной зрелости» и успешностью ребенка в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе, но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать. Йирасек подчёркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (иногда способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном им суммарном балле). Автор теста отмечает также ограниченность методики в связи с тем, что она в большей степени позволяет судить о развитии сенсомоторики.
Тест Керна-Йирасека психологи часто используют для скрининговой диагностики большого количества детей и первичного выявления детей «группы риска».
Для углубленной диагностики детей «группы риска» можно рекомендовать комплекты методик определения готовности к школе Н.И. Гуткиной или Л.А. Ясюковой. Эти комплекты объемные и требуют больших временных затрат, но полученные результаты помогут психологу качественно разработать программу коррекционно-развивающей помощи ребенку.
Рязанова Ольга
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 28 мар 2015, 15:28

Пред.След.

Вернуться в Предшкольное образование: способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron