Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Срок проведения форума: с 13.04.2015 по 15.04.2015

Модераторы: vera_subcheva, Паршукова С.В.

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Киселева Е.С.,Трегуб С.В. » 20 апр 2015, 11:42

Исследования различных авторов представляют картину значительного отставания шестилетних детей с ОВЗ от их нормативно развивающихся сверстников, раскрывающую недостаточную готовность этой категории детей к обучению в школе. У этих детей замедлен процесс формирования общей способности к учению: для них характерны снижение интереса к занятиям, трудности в осознании предъявляемых требований, в прогнозировании характера выполнения задания, тяготение к «бездумному» стилю работы, низкая самокритичность в оценке своих действий и результатов работы. Для них характерно неумение планомерно анализировать объект, планировать предстоящую работу, аккуратно и последовательно ее выполнять, регулировать речью свою деятельность. Их отличает недостаточная по сравнению со сверстниками ориентировка в речевой действительности.
Такие проявления можно встретить и у детей с нормативным развитием психики, однако у детей с ограниченными возможностями здоровья они выражены более резко и без специальной работы преодолеваются с большим трудом, ведут впоследствии к стойкой неуспеваемости в школе.
Вместе с тем целенаправленная коррекционная работа, поэтапная помощь взрослого позволяют детям реализовать их потенциальные возможности и постепенно преодолеть имеющееся отставание.
Некоторые из них достигают такого уровня, при котором в семилетнем возрасте могут приступать к обучению в массовой школе наравне с нормативно развивающимися сверстниками.
Другие, и их большинство, на основе приобретенных в ходе коррекционной работы необходимых знаний и умений становятся готовыми к продолжению занятий в условиях специальных школ и классов выравнивания для детей с особыми возможностями здоровья, а возможно и в условиях массового образовательного учреждения, но с обязательным сопровождением специалистов – дефектолога, логопеда, психолога, невролога.
При работе, необходимо учитывать ресурс ребенка (сохранные функции, социально-экономические условия семьи, благоприятная семейная обстановка и т.д.)
В настоящее время в ДОО организуются группы по подготовке к школе детей с ОВЗ. Цель программы занятий – это комплексная подготовка к школе детей с ОВЗ. Основной задачей является повышение психического, интеллектуального, эмоционального, социального уровней развития ребенка. С учетом особенностей структуры нарушений организуется комплексное сопровождение детей: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, учителем-логопедом, врачем-неврологом.
Целевая группа – дети 6-7 лет, имеющие нарушения в познавательном развитии, и их родители. Программа может варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей участников группы. Кроме общей программы, на основании диагностических данных, для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план комплексного сопровождения.
Киселева Е.С.,Трегуб С.В.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 20 апр 2015, 11:16

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Войнова » 20 апр 2015, 11:44

Одной из главных проблем педагогической психологии является проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению. Решая её, необходимо не только точно определить, что фактически означает готовность к обучению и воспитанию, но так же выяснить в каком смысле слова следует эту готовность понимать: то ли в смысле наличия у ребёнка задатков или уже развитых способностей к обучению, то ли в смысле наличного уровня развития и «зоны ближайшего развития» ребёнка, то ли в смысле достижения определённой ступени интеллектуальной и личностной зрелости.
Думаю, что психологическая готовность ребенка к систематическому обучению – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и, главное, не приведут к нарушению здоровья ребенка.
Причинами слабой готовности могут быть: 1) сниженный уровень интеллекта, когда недоразвитость понятийного мышления маскируется разговорчивостью и хорошей памятью; 2) резкая дисгармоничность развития интеллекта ребёнка с недостаточным развитием его вербальных подструктур; 3) наличие отклонений в эмоциональном и личностном развитии (элементы невротизма, аутичности, психопатии и пр.); 4)неврологические осложнения, лёгкая органика, функциональные отклонения в работе мозга, снижающие внимание, работоспособность и зрительно-моторную координацию.
Каковы же пути формирования школьной готовности?
Это зависит от того, какую программу диагностики школьной готовности мы берём за основу. Так, например, методика  Л.А.Ясюковой, позволяет определить возможные трудности в обучении у детей задолго до того, как они могут с ними столкнуться (до начала обучения в школе, в детском саду). Это позволяет психологу организовать индивидуальные и групповые, коррекционные и развивающие занятия с этими детьми, а так же дать соответствующие консультации родителям и педагогам по работе с ними. Кроме того, на мой взгляд важна своевременная диагностика сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью, которая основывается на положении Д.Б.Эльконина о том, что в переходном возрасте следует оценивать: сформированность новообразований предыдущего возрастного этапа (игровой деятельности, наглядно-образного мышления); появление симптомов, характеризующих переход к следующему возрастному этапу (учебная мотивация, самоконтроль, отдельные психические функции –восприятие, моторика, речь, отдельные элементы учебной деятельности).
Войнова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 20 апр 2015, 11:27

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение rebenok2015 » 20 апр 2015, 11:52

Развивающая среда, наличие квалифицированных специалистов, материально - техническая база, системно - деятельностный подход в обучении, психолого - педагогическое сопровождение, преемственность со школой, сотрудничество с родителями являются необходимыми условиями для успешного удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка. Предшкольная подготовка дает возможность всестороннего развития личности ребенка в целом,социализирует его, дает возможность подняться на новую ступеньку школьной деятельности.
Индивидуально образовательный маршрут позволяет развить и скорректировать пробелы в развитии ребенка и его потребностей.
rebenok2015
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 20 апр 2015, 11:02

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Аншукова Н.В. » 20 апр 2015, 11:57

Предшкольное образование является одним из звеньев системы непрерывного образования, которое находится на стыке двух его подсистем: дошкольного и начального. Цель пред­школьного образования – создание благоприятных условий для развития у ребенка качеств, необходимых для учебной деятельности (любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности), фантазии, воображения, творческого самовыражения, интереса, а также положительной мотивации к встрече со школьным миром, умений самостоятельно добывать и применять знания.
специфика дошкольного образования такова, что достижения детей определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Именно интегративные качества личности дошкольника являются основой для формирования универсальных учебных действий младшего школьника. Развитие этих качеств личности дошкольника обеспечит плавный переход из дошкольного детства в начальную школу, будет способствовать благополучной адаптации ребенка в 1 классе, развитию его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности. приоритетным направлением ФГОС ДО, является развитие потенциала личности ребенка.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психологического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Аншукова Н.В.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 20 апр 2015, 11:32

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Надежда Максимова » 20 апр 2015, 11:58

Наряду с компонентами психологической готовности ребенка к школьному обучению, нельзя оставлять без внимания духовно-нравственный аспект.
Это формирование моральных принципов, то есть нравственное и духовное воспитание ребенка. У детей еще не сформированы способности анализировать последствия своих поступков, поэтому ведут они себя так, как, по их мнению, повели бы взрослые, которые являются для них авторитетом. Поэтому очень многое в этом вопросе зависит от родителей и педагогов.
Важно, чтобы у ребенка к моменту поступления в первый класс сформировались представления о справедливости, заботе, доброте, вежливости. Все эти знания должны подкрепляться соответствующими поступками и поведением. Кроме того, стоит уделить внимание и развитию самостоятельности, ответственности, настойчивости, организованности – то есть таким качествам, которые также помогут ребенку успешно учиться в школе.
Что могут сделать родители?
• Много общаться с ребенком, стараться его выслушать, объяснять, почему плох тот или иной поступок;
• Читая книги и просматривая фильмы, задавать ребенку вопросы, вместе анализировать героев и их поступки: «А какой герой тебе больше нравится? Как ты считаешь, хорошо он поступил или нет? А как бы поступил ты в этой ситуации?»;
• Уважать достоинство ребенка, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, открытые доверительные отношения. Ведь чувство собственного достоинства помогает ребенку более правильно и адекватно оценивать свои и чужие поступки. Если в семье, например, позволяют грубить ребенку, унижать его, то нормы вежливости и нравственности для него искажаются;
• Поощрять самостоятельность и инициативность, давать простые задания (например, по дому), учить преодолевать трудности (вместо того, чтобы решать все проблемы за него, можно вместе сесть и обсудить: а как бы мы могли вместе исправить эту ситуацию?), побуждать к самообслуживанию.
Что может сделать педагог?
• Проводить тематические беседы, интегрированные занятия.
К нравственному воспитанию также можно отнести формирование вкуса, интерес к искусству и т.д. Для этого хорошо посещать интересные ребенку выставки, детские спектакли, больше читать книг.
Надежда Максимова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 24 мар 2015, 15:35

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Екатерина Винокурова » 20 апр 2015, 12:02

Психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам.
Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися, и это вполне закономерно, нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу и т. д. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением.
Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течение установленного учителем времени. Вот почему так важно воспитывать и развивать волю у ребенка. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.
Залогом успешной учебы школьника должно стать его стремление к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Ведь очень трудно научить ребенка чему-то, если он сам этого не хочет. Желание учиться появляется под влиянием взрослых, которые определяют школьное обучение, как новый этап в жизни ребенка, этап взросления. Стремление ребенка стать более взрослым, школьником, способствует постепенному развитию ответственного отношения к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу.
Екатерина Винокурова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 20 апр 2015, 11:40

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Екатерина Винокурова » 20 апр 2015, 12:02

Психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам.
Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Между учащимися, и это вполне закономерно, нередко возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Дети, избалованные родительской лаской, болезненно реагируют на замечания учителей, отказываются идти в школу и т. д. Во всех подобных случаях ребенок должен уметь сдерживать себя, управлять своим поведением.
Чрезвычайно важна в школе и способность к волевым усилиям. Ребенок вместо «хочу это» должен заставить себя делать то, что «надо», причем в течение установленного учителем времени. Вот почему так важно воспитывать и развивать волю у ребенка. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.
Залогом успешной учебы школьника должно стать его стремление к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Ведь очень трудно научить ребенка чему-то, если он сам этого не хочет. Желание учиться появляется под влиянием взрослых, которые определяют школьное обучение, как новый этап в жизни ребенка, этап взросления. Стремление ребенка стать более взрослым, школьником, способствует постепенному развитию ответственного отношения к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу.
Екатерина Винокурова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 20 апр 2015, 11:40

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Галина Поленкова » 20 апр 2015, 12:05

Перед ступенью предшкольного образования стоят различные задачи, такие как: формирование различных знаний, мотивации и готовности (личностной, эмоциональной, психологической, физической) к обучению, социализация детей в новом образовательном пространстве. Ключевым моментом является обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

Уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий детей старшего дошкольного возраста можно оценивать, опираясь на критерии. В результате целенаправленной работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в процессе предшкольного образования ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь:
оценивать собственную речь и речевое поведение, а так же речь и речевое поведение другого человека;
ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;
владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко и тихо, быстро и медленно, с какой интонацией;
внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего;
соотносить вербальные и невербальные средства общения»
Таким образом, формирование коммуникативных универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте является залогом дальнейшего успешного обучения в школе, а так же отвечает требованиям системы образования.
Галина Поленкова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 20 апр 2015, 11:57

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Войнова » 20 апр 2015, 12:06

Современные методы дифференциальной диагностики позволяют выявить нарушения в дошкольном возрасте и своевременно обеспечить ребёнку коррекционно-педагогическую помощь, направленную на преодоление имеющихся недостатков в развитии, на предупреждение и профилактику вторичных отклонений.
Психолого-педагогическая готовность детей с ЗПР к школьному обучению характеризуется средним уровнем планирования, деятельность ребенка соотносится с целью лишь частично; низким уровнем самоконтроля; несформированностью мотивации; недоразвитием интеллектуальной деятельности, когда ребенок способен к выполнению элементарных логических операций, но выполнение сложных (анализ и синтез, установление причинно-следственных связей) затруднено.
Динамика психического развития ребенка с ЗПР зависит от варианта дефекта, уровня интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности, своевременной коррекции.
Задержка психического развития поддаётся психолого-педагогической коррекции при правильно организованной развивающей среде в пределах психофизических возможностей детей. В связи с этим очень важно не только проведение ранних диагностик, но и построение индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, занятия с логопедом, дефектологом, врачом- психоневрологом. Важна работа с родителями, которые должны стать союзниками психолога детского сада.
Войнова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 20 апр 2015, 11:27

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Ира Шилова » 20 апр 2015, 12:12

Давайте запомним, что один из самых важных для взрослых и самый важный для детишек признак психологической готовности к школе – это смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Обычно это происходит как раз к семи годам. А что такое ведущая деятельность? Это не просто детская прихоть или «элемент роста». Это деятельность, в которой ребенок растет и развивается, и для каждого возраста она своя, для младенцев это – эмоциональное общение с близкими, для дошкольников – игра, для школьников - обучение. Эта деятельность жизненно необходима малышу, чтобы расти, именно в ней он проходит все необходимые этапы роста и получает все необходимые навыки и умения.
Приблизительно (в среднем) к 7 годам малыш «вырастает» из игры как ведущей деятельности. Она перестает удовлетворять все его интеллектуальные, эмоциональные потребности. Он начинает чувствовать некий «интеллектуальный голод», жажду узнавать новое, увеличивать и систематизировать свои знания о мире и находить свое место в этом мире. Вот и произошла смена ведущей деятельности. И где, как не в школе, можно начинать удовлетворять новую жажду?
Ира Шилова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 20 апр 2015, 11:53

Пред.След.

Вернуться в Предшкольное образование: способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron