Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Срок проведения форума: с 13.04.2015 по 15.04.2015

Модераторы: vera_subcheva, Паршукова С.В.

Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение vera_subcheva » 13 апр 2015, 08:58

Уважаемые коллеги! Проблемное поле нашего форума — способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе.
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования.
Организация групп предшкольной подготовки рассматривается как способ и средство психологической и интеллектуальной подготовки детей к школе, а также создания условий для получения образования максимально большим количеством детей.
Готовность ребенка к школе, согласно ФГОС ДО, предполагает, что он овладел основными культурными способами деятельности. Ребенок должен обладать воображением, владеть разными формами и видами игры, устной речью, выражать свои мысли и желания, у него должна быть развита крупная и мелкая моторика.
Начало обучения 6-7 летних детей и подготовка к этому процессу связаны с необходимостью учета ряда важных психологических закономерностей развития детей этого возраста. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфическими “дошкольными” способами их удовлетворения. По мнению А.Л. Венгера, интеллектуальная сфера ребенка не только в определенной мере уже готова к систематическому обучению, но и требует его. Это противоречие распространяется и на личностную сферу.
В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку. Говоря словами Л.С. Выготского, в этот период осуществляется переход от учения по его собственной программе к учению по программе, заданной взрослыми. Можно сказать, что в этот период возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Сензитивность этого периода четко проявляется. Если мы упустим момент, запоздаем с обучением, то оно будет проходить с большими трудностями.
Из сказанного можно заключить, что целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период определяющим фактором психического развития детей.
В связи с этим возрастает потребность в проведении качественной психолого-педагогической диагностики готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Результаты такой диагностики приобретают особое значение при проектировании индивидуальных образовательных маршрутов детей (в том числе для детей с ОВЗ), которые становятся ориентирами для разработки адаптированных программ.

В рамках данного форума педагогическим работникам и всем заинтересованным специалистам предлагается обсудить проблемы выбора оптимальных способов и средств формирования психологической готовности детей к обучению в школе.

Предлагаем вопрос для дискуссии:


Как создать условия для удовлетворения особых образовательных потребностей детей? Какова роль индивидуального образовательного маршрута в формировании готовности детей к обучению в школе?




С уважением,
Паршукова С.В., доцент кафедры
педагогики и психологии;
Субчева В. П., зав. лабораторией
коррекционной педагогики
и социальной адаптации
ТОИПКРО
Субчева Вера Павловна, заведующий лабораторией "Коррекционная педагогика и социальная адаптация" кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
vera_subcheva
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 19 фев 2014, 13:01

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Иванова Наталия » 13 апр 2015, 16:16

Утверждённые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты к структуре основной образовательной программы дошкольного образования были введены в связи с пониманием важности именно до- школьного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого ребёнка, доступности для каждого качественного образования.

Для обеспечения ребёнку того самого старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определённым образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы учреждении (или в семье) ребёнок его не получал.
Поэтому организация предшкольного образования стала весьма актуальной в настоящее время. Главная задача, которую должна решить предшкольная подготовка – формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности, восприимчивости к миру, инициативности, формирование разносторонних знаний. Дети обязательно должны перед школой иметь опыт систематических занятий и социального общения со сверстниками и взрослыми. Такой опыт дети могут получать не только в дошкольном образовательном учреждении, но и в группах кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста по подготовке к школе. В связи с ФГОС, очень важно, чтобы образовательная деятельность не свелась к развитию учебных навыков и действий: письму, счёту, чтению, не превратилась в подобие школьных уроков. Не должно быть механической тренировки, а должна присутствовать постоянная, осознанная творческая работа ребёнка под руководством и при помощи взрослого. В контексте вопроса очень актуальна разработка индивидуального образовательного маршрута.При организации которого должны быть соблюдены общие принципы работы с дошкольниками: адекватность требований возможностям ребёнка, учёт индивидуальных особенностей развития, постепенное формирование всех направлений развития, создание ситуации успеха эмоционально благополучного общения с ребёнком.
Иванова Наталия Викторовна, доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО
Аватар пользователя
Иванова Наталия
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 15:42

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Vera_ras » 13 апр 2015, 21:33

Уважаемые коллеги! Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой: ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.
Гарантом формирования полноценной психологической готовности ребенка к систематическому обучению в школе служит насыщение дошкольного образования творчески развивающими и обязательно многообразными формами "специфически детской", по выражению А.В. Запорожца, деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, коммуникативной и т.п.).Поскольку все компоненты психологической готовности детей к обучению в школе, несмотря на их разнообразие, в совокупности характеризует единое целое — психологическое новообразование кризиса семи лет, — можно назвать и единое средство, используемое при коррекции психологической неподготовленности к школе: это игровая деятельность. Действительно, если понимать психологическую готовность к школе как уровень психического развития, то сроки ее возникновения прямо и непосредственно связаны с условиями предыдущего развития и, конечно, не могут не касаться ведущей деятельности дошкольного возраста — игры. Но, поскольку игра неоднородна, да и сами компоненты психологической готовности к школе весьма разнообразны, можно выделить разные виды игр, способствующих возникновению и развитию в недрах дошкольного возраста отдельных компонентов психологической готовности детей к школе.
Vera_ras
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 13 апр 2015, 19:26

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Галина Вениаминовна » 14 апр 2015, 09:36

Готовность ребёнка к школе определяется прежде всего его физическим и психическим развитием. Любые отклонения в здоровье могут стать помехой в учёбе. Главным в укреплении здоровья должно быть чёткое выполнение режима дня : ребёнок должен вовремя ложиться спать, уметь рано просыпаться, делать зарядку, в любую погоду обязательно бывать на воздухе, причём не просто гулять, а активно двигаться.
Особое внимание надо обратить на состояние нервной системы ребёнка. К моменту поступления в школу у ребёнка ещё недостаточно развиты процессы возбуждения и торможения, он уже способен подчиняться требованиям, сдерживать себя, но быстро утомляется. Ребёнок не должен перенапрягаться. От долгого сидения за столом, особенно при неправильной посадке, от длительных упражнений в письме возможны переутомление мышц, искривления позвоночника и мелких пальцев и кистей рук.
Очень полезно до школы развивать у детей моторику рук ,путём рисования, лепки, конструирования, эти дети успешно овладевают навыками письма. По математике должны уметь считать до 20 и обратно, знать предыдущие и последующие числа в пределах десятка, сравнивать предметы по размеру, знать геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, круг.
Галина Вениаминовна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 14 апр 2015, 07:32

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Галина Вениаминовна » 14 апр 2015, 09:36

Готовность ребёнка к школе определяется прежде всего его физическим и психическим развитием. Любые отклонения в здоровье могут стать помехой в учёбе. Главным в укреплении здоровья должно быть чёткое выполнение режима дня : ребёнок должен вовремя ложиться спать, уметь рано просыпаться, делать зарядку, в любую погоду обязательно бывать на воздухе, причём не просто гулять, а активно двигаться.
Особое внимание надо обратить на состояние нервной системы ребёнка. К моменту поступления в школу у ребёнка ещё недостаточно развиты процессы возбуждения и торможения, он уже способен подчиняться требованиям, сдерживать себя, но быстро утомляется. Ребёнок не должен перенапрягаться. От долгого сидения за столом, особенно при неправильной посадке, от длительных упражнений в письме возможны переутомление мышц, искривления позвоночника и мелких пальцев и кистей рук.
Очень полезно до школы развивать у детей моторику рук ,путём рисования, лепки, конструирования, эти дети успешно овладевают навыками письма. По математике должны уметь считать до 20 и обратно, знать предыдущие и последующие числа в пределах десятка, сравнивать предметы по размеру, знать геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, круг.
Галина Вениаминовна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 14 апр 2015, 07:32

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение antonova » 14 апр 2015, 09:38

С момента рождения и до поступления в школу ребенок проходит довольно сложный, но интересный путь первого познания мира. Школа становится новым этапом развития, от готовности к которому, однако, зависит успешность его прохождения. Есть ли у ребенка жажда знаний и открытий, хочет ли он учиться или его трудно чем-либо заинтересовать, умеет ли он читать и хорошо ли физически подготовлен для своего возраста, как общается с другими людьми – со сверстниками и взрослыми, имеет ли свои принципы и понимание добра и зла, некоторых нравственных вопросов? Все это напрямую будет влиять на интерес к учебе и умению его адаптироваться в коллективе.В группах дошкольной подготовки – не более восьми детей, что позволяет создавать благоприятную атмосферу и уделять достаточно внимания каждому ребенку. Опытные психологи и преподаватели проводят занятия в игровой увлекательной форме. Каждое занятие состоит из трех или четырех блоков.
Среди основных задач дошкольного образования – не только обучение детей элементарным навыкам, грамоте и счету, но также правильному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, умению самостоятельно разрешать сложные ситуации, легко адаптироваться в новых условиях. Поэтому для полноценной подготовки ребенка к школе важно участие психолога.
Психологическая готовность ребенка к систематическому обучению (школьная зрелость) – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.
Стандартность требований заключается в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определённого объёма знаний в определённые сроки и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися.
С первого класса могут возникнуть сложности не только у слабо подготовленных, но и у одаренных детей. За время обучения в начальной школе они, если не получают дополнительной нагрузки, практически не продвигаются в интеллектуальном развитии, и их постепенно начинают догонять остальные учащиеся. Это связано с тем, у этих учащихся происходит снижение темпов развития, что приводит к снижению потенциала развития.
Таким образом, школьные рамки порождают различные проблемы у разных детей (у слабо подготовленных и одарённых детей). Психологическую готовность необходимо рассматривать не только как возможность обучаться в первом классе, но и как возможность обучаться и развиваться в рамках современной школы.
antonova
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 13 апр 2015, 19:21

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Ирина Альбицкая » 14 апр 2015, 09:47

В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:
— развитие эмоционально-волевой сферы;
— развитие коммуникативных навыков;
— формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
— сохранение здоровья дошкольников.
Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.
Л. С. Выготский подчеркивал, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном представлении об окружающем мире, сколько в уровне развития психических, ориентированных действий, в уровне развития мотивационной сферы.
Подготовка к школе нацелена на охрану психического и соматического здоровья детей, на устранение разноуровневой подготовки к школе, исключение дублирования школьной программы.
Переход от дошкольного к школьному возрасту определяет смену ведущей деятельности. Закономерности движения от игры к учебе определяются основными новообразованиями, которые возникают при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.
Многие родители так же нуждаются в конкретной помощи. Источником этой помощи может стать сам педагог при условии установления доверительного сотрудничества и взаимодействия. Назрела острая необходимость в соответствующем просвещении родителей, в осуществлении идивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье.
Ирина Альбицкая
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 13 апр 2015, 21:29

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Екатерина Савосткина » 14 апр 2015, 09:51

Преемственность выполняет роль связующего механизма между стадиями развития. Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему гармоничному развитию на школьной ступени общего образования. Одной из основных целей осуществления преемственности является создание условий для безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу. Эта цель достигается на основе проведения совместных мероприятий и тесного сотрудничества ОУ.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными. Одной из наиболее эффективных коллективных форм работы является экскурсия в школу.
Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи знаний детям, способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на ребенка. Главным признаком экскурсии является обязательное использование при ее проведении показа и рассказа, при первичной и определяющей роли показа.
Экскурсии в школу помогают педагогам более образно, ярко познакомить детей с той обстановкой и атмосферой в которую попадут будущие первоклассники уже совсем скоро.
Екатерина Савосткина
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 14 апр 2015, 09:30

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Рейценштейн Тамара » 14 апр 2015, 09:57

Главная задача, которую должно решать предшкольное образование – формирование у детей
мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как
самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и
восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Необходимо также, чтобы
у будущего первоклассника были достаточно развиты познавательные психические процессы:
внимание, память, мышление, воображение.
Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом его жизни. С целью
обеспечения адаптивности образовательного процесса, при организации работы в группах
предшкольного обучения необходимо учитывать: уровень его эмоционального и познавательного
развития, а также посещал ли ребенок детский сад на протяжении всего дошкольного детства или
только с пяти лет
Рейценштейн Тамара
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 14 апр 2015, 09:21

Re: Предшкольное образование:способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Сообщение Вера Гавриловна » 14 апр 2015, 09:59

Главная задача, которую должна решить предшкольная подготовка – формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоцио-нальной готовности к нему, умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности, восприимчивости к миру, инициативности, формирование разносторонних знаний. Дети обязательно должны перед школой иметь опыт систематических занятий и социального общения со сверстниками и взрослыми. Такой опыт дети могут получать не только в дошкольном образовательном учреждении, но и в группах кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста по подготовке к школе. Такие группы актуально создавать в системе дополнительного образования, или в системе учреждений культуры, или в системе дошкольных образовательных учреждений.
одним из главных критериев выбора педагогами форм образовательной деятельности является адекватность возрасту, то в основе предшкольного обучения ведущим видом детской деятельности и основной формой работы является продуктивно-игровая деятельность. Образование детей должно быть направленно на обогащение, а не на искусственное ускорение развития. Ведь именно в игровой форме может быть реализована большая часть содержания образовательных областей, именно в игре происходит перестройка всех по-знавательных процессов ребёнка, включая его поведение, появляются учебные мотивы. В недрах игровой мотивации зарождаются предпосылки учебной дея-тельности, имеющие результат в виде конкретных знаний, умений и навыков, развития психических процессов, а формирование предпосылок учебной дея-тельности – один из планируемых итоговых результатов освоения программы предшкольного образования.
Вера Гавриловна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 14 апр 2015, 09:37

След.

Вернуться в Предшкольное образование: способы и средства формирования психологической готовности к обучению в школе

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron