Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Срок проведения форума: 25.03.2015-28.03.2015

Модератор: Иванова Наталия

Re: Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Сообщение оксана пономаренко » 01 апр 2015, 19:59

В современной школе требуется особый подход в воспитании и обучении одаренных детей. Такие дети отличаются широтой восприятия, остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире, они чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее. При этом они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают таким детям накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее. Как правило они обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако необходимо помнить, что одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ. Их отличает продолжительный период концентрации внимания и упорство в решении той или иной задачи.
Педагогам, работающим с такими детьми необходимо помнить, что одаренные дети обнаруживают обострённое чувство справедливости. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия - характеризуют одаренных детей. При этом они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки, а еще они могут быть нетерпеливы и порывисты. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
У таких детей могут возникать и определенные проблемы:
- Неприязнь к школе:такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей;
- Игровые интересы:одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники, вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя;
- Конформность: одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами;
- Погружение в философские проблемы: для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы;
- Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием: одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами;
- Стремление к совершенству:для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка;
-Потребность во внимании взрослых:в силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Таким образом одаренные дети требуют особого индивидуального подхода в воспитании и обучении. Немаловажную роль играют классные часы с участием психолога, тренинговые занятия с одаренными детьми, в процессе которых развиваются интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности учащихся, исследуются структура и состояние межличностных отношений и психологического климата в классах, проводится коррекция конфликтных взаимоотношений и др.
На уроках по профориентации диагностируются способности, интересы, склонности учащихся с целью оказания им помощи в профессиональном и личностном самоопределении.
Роль психологической службы образовательного учреждения в данном процессе заключается в следующем:
1. Взаимодействуя со всем педагогическим коллективом, обеспечивать необходимые условия для личностного развития, укрепления и охраны психического здоровья детей,
2. Оказание психологической помощи одаренным детям в профессиональном и личностном самоопределении, адаптации к жизни в обществе.
Необходимо помнить и о тесной связи с родителями. При активном взаимодействии можно получить отличных помощников в их лице. Любовь, терпение, умение слушать и слышать - основные составляющие успеха в работе с одаренными детьми.
С уважением Пономаренко О.Г., социальный педагог МАОУ СОШ № 24 г. Тамбов
оксана пономаренко
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 01 апр 2015, 19:12

Re: Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Сообщение Копылова Наталья » 01 апр 2015, 22:43

Ранние проявления одаренности, независимо от того, что именно делает ребенок, обычно означают выдающиеся интеллектуальные способности. В этом случае отмечается быстрое развитие умственной одаренности и специальных способностей в области искусства и науки. Ребенок достигает успехов в каком-либо одном или нескольких видах деятельности, например, математике, музыке и др. Бывает, что одаренность ребенка не замечена в детском возрасте, а проявляется лишь в подростковом периоде. Часто под одаренностью понимается потенциал личности, характерные личностные свойства, которые при различных обстоятельствах могут остаться нереализованными.
Поэтому стремление к формированию и развитию качеств личности одаренного ребенка является одной из задач семейного воспитания. Так как одаренные дети проявляют повышенную активность в поиске новых знаний и ощущений, то родителям и другим членам семьи следует оказать им эту помощь, то есть способствовать их умственному и личностному развитию.
Копылова Наталья
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 01 апр 2015, 22:29

Re: Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Сообщение uchitel-psicholog » 02 апр 2015, 20:46

Одаренные дети – это особые дети, и наши обычные мерки к ним никак не подходят? Одаренность – не только дар, но и крест? Нужно ли создавать и лелеять тот климат, в котором расцветают способности?
Вокруг проблемы детской одаренности до сих пор не утихают споры. Как на эту проблему смотрит православие?
В трудах святых отцов вряд ли вы встретите разногласия по этому вопросу. Эта тема, с точки зрения православного подхода к пониманию личности, не является спорной, а принимается с благодарностью и ответственностью.
Что такое талант, дарование и зачем они человеку даются?
По словам Святых отцов, талант, данный нам от рождения, - поручение от Бога! «И от всякого, кому дано много, много и потребуется», - наставляет нас Господь. С бодростью, с молитвой и благой надеждой пусть идет каждый выбранной им дорогой скромного и самоотверженного труда. Какое бы призвание не избрал христианин для себя в качестве служения, он обязательно должен стремиться к совершенству – не ради честолюбия или корысти, а ради служения людям во славу имени Божия.
Кого можно считать одаренным, талантливым, с точки зрения православия?
Основной тезис религиозной антропологической мысли говорит нам о том, что человек сотворен как венец видимого материального мира, наделен свойствами и природой «образа» и «подобия» своего Творца, превосходит материальный мир своей красотой и возвышенностью. Каждого из нас – высшее творение, Господь наделил определенными талантами и способностями. И нет человека, совершенно лишенного дарований.
Почему люди имеют разные способности?
Никто никогда не сможет объяснить. Это тайна Божия.
Может ли человек утратить свой талант? В чем причина неудачи?
«Бойся, чтобы Господь не отнял дарованное за небрежение о нем или за неумение хранить, как должное, или за неправильное употребление. Строг и взыскателен суд над тем, кто получил, но не умножил дарование во славу Господа», - предостерегает нас священник Артемий Владимиров. Вот почему человек должен быть тружеником.
Необходимо обозначить еще одну опасность, которая подстерегает многоученого, - это обольщение знанием, собственным знанием, болезнь, называемая «гордостью ума». Избежать её можно и должно, поняв, что внешнее знание лишь только средство, инструмент для познания мира.
Какой дар православие выделяет среди различных талантов?
Любовь – высокий драгоценный дар. Он является самым великим талантом. Не существует конфликта между верой и наукой. Однако, знания без христианской жертвенной любви ничто.
В наш век, когда так сближены представления о мозге и автоматах, механизмах, особенно важно не упускать из виду человечности ума. Успехи наук и художеств минувшего столетия сделали специализм необходимой потребностью общества: но в то же время никогда не нуждались истинные специалисты так сильно в предварительном общечеловеческом образовании, как именно в наш век. Чего нам не хватает больше всего? Любви.
Что в первую очередь необходимо развивать в ребенке?
Главный источник русской веры и русской культуры – идея сердца.
«Ум – это только рабочая сила у сердца» (Алексей Мечев, московский старец). Укрепляйте веру, надежду и любовь в ребенке. Дети более других подвержены злу и соблазну. Дайте созреть и окрепнуть, дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми.
Мы всегда склонны верить в добродетель таланта. Мы всегда испытываем разочарование, когда узнаем что-нибудь безнравственное о гениальности.
Страшная мысль о совместимости гения и злодейства показана на современном этапе очень ясно. Вообще, надо заметить, что над изучением гениальности довлеет какой-то злой рок, то сводящий гениальность к психопатологии, то выводящий образ гениального злодея, то присоединяющего к гениальности всякие сомнительные или оккультные идеи. Не секрет, что многие из них имели столько душевных проблем, что жили и заканчивали свою жизнь весьма печально.
Обращу внимание еще на одну мысль: «Не все, что сверху, от Бога». Многочисленные православные издания, используя обширный фактический материал, раскрывают с научной и православно-церковной точки зрения сущность и происхождение различных аномальных явлений.
В чем состоит задача общеобразовательной школы по развитию личностных, интеллектуальных и творческих способностей детей на современном этапе?
Что мы хотим сделать из наших юношей? Всезнающих ученых мужей, управляемого «человека массы», «нового человека», «специалиста»? Увы, можно и весьма много знать, быть адаптированным, практичным, продвинутым и в то же время быть негодным человеком и вредным членом общества…
Основная задача школы, конечно, не в том, чтобы дать человеку навыки и информацию для решения частных практических задач, а в том, чтобы «наставить на путь». Школа должна быть «университетом» воспитания души, воспитания личности. Необходимо закладывать духовно-нравственный фундамент личности, остальные составляющие человека развиваются в зависимости от духа.
Не выросли бы наши дети высокоумными фарисеями.
Какова роль педагога, психолога, сопровождающего становление ребенка?
Особо значима в православии роль учителя, наставника, указывающего путь духовного делания. Учитель пусть помнит, что он делает великое дело, которое нельзя делать с небрежением. Учитель должен сознавать свой долг, быть верным ему, являть собой достойный пример. Воспитанник же должен ощущать себя делателем добра, осознающим свою ответственность за все, что может быть ему подвластно, и сообразно этому поступать.
Главное – не навредить, не ослабить детскую природную потенцию к творчеству, помочь ребенку понять, зачем он пришел на эту землю, каково его предназначение. Педагогу бы научиться со-присутствию, со-действию, со-чувствию, со-переживанию, со-страданию, со-участию, со-причастию.
От сердца к сердцу передается опыт и мастерство. Трудом и молитвой приумножаются и совершенствуются таланты. Подлинные гениальные произведения создаются на языке души и всегда направлены на созидание. В доброй и полезной деятельности раскрываются глубинные способности детей. Необходимо лишь искреннее стремление побудить и развить дар в ребёнке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности, пробуждать ответственность за поступки и помыслы, взращивать в человеке ЧЕЛОВЕКА.
С уважением, Попова Галина Александровна, педагог-психолог МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска
uchitel-psicholog
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 02 апр 2015, 19:50

Re: Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Сообщение Рязанова Ольга » 03 апр 2015, 23:58

Детская одаренность редко доживает до зрелого возраста, потому что подвержена многим рискам. Она может остаться незамеченной и невостребованной, может угаснуть в системе образования, ориентированной на среднего ученика. Одаренность может быть подавленной либо «вычерпанной до дна» по причине некомпетентного или корыстного к ней отношения взрослых, жаждущих поскорей получить «урожай» достижений в период, когда происходит медленное созревание личности.
Организатор ежегодного столичного фестиваля «Одарённому ребенку — одарённый педагог» А.П. Суходимцева пишет: «Такие методы развития детской одарённости, как олимпиады, фестивали, турниры, нацеливают внимание педагога на выстраивание своей работы с одарённым ребенком с ориентацией на определённый результат: победа любой ценой. Подавляющее большинство педагогов свидетельствуют о большой загруженности и усталости одарённых детей, участвующих в конкурсных мероприятиях. Кроме того, ожидание высоких результатов от одарённого ребенка со стороны родителей ставят его в ситуацию необходимости всеми средствами оправдать эти ожидания и поддержать свою репутацию не только в школе, но и в семье».
Астения переутомления, кризис утраты вдохновения, проблемы в поведении, общении, обучении — крайне распространённые явления в среде одарённых детей. Поэтому обеспечение «безопасности одаренности» с детского возраста, когда она выявляется, раскрывается и развивается – наиважнейшая задача психолого-педагогического сопровождения.
«Не навреди!», «Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили», - не осознав этого, не стоит начинать работать с одаренным ребенком, потому что таинство сопричастности рождению таланта мерками обычной педагогики не измеряется – измеряется оно понятиями высшего духовного порядка ценой на целую человеческую жизнь.
Рязанова Ольга
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 28 мар 2015, 15:28

Re: Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Сообщение Olga Jijova » 07 апр 2015, 13:05

Добрый день, коллеги!
Затронутая тема интересна, многогранна и сложна. Проблем у детей одаренных, творческих - достаточно, особенно внутриличностных. Одна из них - тревожность. Эти дети чаще переживают, т.к. хотят все сделать не только правильно, но и лучше остальных. Постоянное участие во всевозможных конкурсах, олимпиадах, проектной деятельности - чаще не снижает, а усиливает тревожность. Поэтому детей этой категории надо не только учить работать над собой, но и постоянно освежать в памяти методы, помогающие ребенку в нестандартной ситуации. Напомню, чтобы снизить тревожность, надо проделать целый комплекс мероприятий: повышение самооценки, обучение умению управлять собой в наиболее волнующих ситуациях, снятие мышечного напряжения...Упражнений очень много, но лучше предлагать те, которые можно использовать даже при большом скоплении людей, при этом не привлекая внимания к себе. Дети с удовольствием идут на контакт и искренне желают себе помочь.
Очень интересны мнения и методы работы коллег по затронутой проблеме. Спасибо за такую возможность общения!
Olga Jijova
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 19 фев 2014, 14:20

Re: Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Сообщение Дякина Лидия » 08 апр 2015, 19:37

Добрый день!
Тема: "Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка" очень актуальна и интересна, поскольку на мой взгляд одаренность есть в каждом ребенке, главное ее выявить, правильно и грамотно развивать. Несомненно это очень тяжелая работа. Педагогу просто необходимо поддерживать и развивать индивидуальные качества одаренных детей. На мой взгляд самым важным в работе с такими детьми является индивидуальный подход к каждому ребенку.
Дякина Лидия
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 26 мар 2015, 20:56

Re: Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Сообщение Марина Викторовна » 08 апр 2015, 21:43

Очень с Вами согласна. Конечно для успешности деятельности необходимы поддержка, благожелательная атмосфера. Но результаты деятельности должны оцениваться реально, объективно. Отмечено, что для формирования у ребенка оптимального способа самооценивания эффективно сотрудничество взрослых и детей. Данный фактор ведет к результативной деятельности, создает благоприятную почву для развития личностных особенностей, позволяющих и в будущем действовать эффективно и успешно.
Марина Викторовна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 06 апр 2015, 20:38

Re: Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Сообщение Гришина Елена » 14 апр 2015, 22:33

Выявление одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможно в принципе. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: от простого педагогического наблюдения до специально разработанных, стандартизированных и валидизированных тестов, а также игровых учебных и тренинговых заданий. Для педагогического наблюдения, например, можно использовать анкету способностей ребенка, которую можно найти в журнале «Школьный психолог» № 10 за 2002 год. С ее помощью можно получить представление о профиле способностей ребенка, определить, какие из них наиболее развиты (способности к занятию научной работой, музыкальные, технические, литературные, артистические или другие).
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200201001
Гришина Елена
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 14 апр 2015, 21:55

Re: Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Сообщение Алла Кривец » 14 апр 2015, 23:50

Здравствуйте! Согласна со всеми высказываниями. Но хочу напомнить, что в работе с одарёнными детьми необходимо помогать и педагогам. Потому что одарённый ребёнок "подобен флюсу" и поведение его бывает не всегда предсказуемым. И педагоги часто не могут это принять. Вот здесь психологу приходится играть роль буфера или громоотвода.
Алла Кривец
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 14 апр 2015, 23:31

Re: Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Сообщение Раева Ольга » 15 апр 2015, 17:39

Здравствуйте!Много полезной информации по данной проблеме приведено на форуме.Психолого-педагогическим сопровождением одаренных детей не один год занимаюсь и я в учреждении дополнительного образования детей, со многими высказываниями согласна, с некоторыми можно было бы и подискутировать. Хотела бы поделиться своим опытом работы по ведению портфолио одаренных детей в "Центре развития творчества детей и юношества Тамбовского района". Портфолио является одним из способов формирования мотивации достижения ребенка. Введение портфолио повысило образовательную активность обучающихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио дает возможность ребенка учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой и т.д.) и является важнейшим элементом в практике личностно-ориентированного подхода к образованию.
Система портфолио помогает обучающемуся, родителям и педагогам правильно выстроить индивидуальную программу обучения ребенка на третьей ступени обучения.
Основной смысл портфолио – «показать все, на что способен ребенок», а его педагогическая философия как форма оценки предполагает:
• смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает по данной теме, разделу, предмету;
• интеграцию количественной и качественной оценок;
• перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:
• поддерживать и стимулировать учебную мотивацию ребенка;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
• содействовать индивидуализации образования детей;
• создавать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
• формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Портфолио – это диалог ребенка с самим собой, со своими сверстниками, родителями. Необходимо отметить, что оформление портфолио – дело творческое. Можно посвятить его одному или нескольким учебным предметам, можно – одному из своих хобби или внеурочных увлечений, ведь отслеживание достижений в творческих делах не менее увлекательно и полезно. Личный портфель достижений отражает индивидуальность ребенка, в нем есть психологический мониторинг качества образовательной деятельности и индивидуальная программа интеллектуального развития ребенка.
На первой ступени обучения портфолио служит для сбора информации о продвижении в образовательной деятельности ребенка, для подготовки карты представления обучающегося при переходе на вторую ступень обучения.
На второй ступени обучения - для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося, для повышения образовательной активности ребенка, уровня осознания своих целей и возможностей.
На третьей ступени обучения портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной траектории обучающегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, содержит информацию об изучаемых предметах, о проектно-исследовательской деятельности.
В нашей организации разработано положение о портфолио ребенка, имеются методические рекомендации по разработки индивидуальных образовательных маршрутов детей. Педагоги, педагог-психолог систематически принимают участие в мероприятиях различных уровней (муниципального, регионального, всероссийского), имеются публикации, посвященные проблеме одаренности. Трое детей нашей организации внесены в выпуски Международной энциклопедии одаренных детей, в течение последних пяти лет наши дети награждены грантами по поддержки одаренных детей на региональном уровне и один ребенок в 2011 году был награжден президентским грантом. Есть чем гордиться и есть к чему стремиться...
Раева Ольга
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 14 апр 2015, 18:33

Пред.След.

Вернуться в Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron