Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Срок проведения форума: 25.03.2015-28.03.2015

Модератор: Иванова Наталия

Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Сообщение Иванова Наталия » 23 мар 2015, 14:24

Кто из педагогов не мечтал работать с детьми, наделенными определенными способностями, кто из родителей не желает, чтобы его ребенок вырос умным и талантливым человеком? Мудрость гласит: "Гениями не рождаются, ими становятся", Лев Озеров писал «Жизнь убеждает нас опять: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами!..", а Корней Чуковский подчеркивал, что если бы мы не утратили детской любознательности, то каждый из нас смог бы стать гением, а модераторы данного форума считают, что здесь прямая зависимость от психолого-педагогического сопровождения... Если родители, воспитатели и учителя нивелируют детскую "гениальность", то изначально талантливый ребенок становится "как все!" Следовательно, детская одаренность это работа родителей, воспитателей, учителей и, в первую очередь, педагога- психолога. К примеру: стихи школьницы печатаются в местной газете не первый раз, если бы не учитель литературы, то о поэтических способностях девочки никто не узнал, а если еще и грамотное психологическое сопровождение дальнейшего развития одаренности данного ребенка, то результат был бы более значительным…
Проблема детской одаренности остается насущной, многие родители перегружены рутиной забот, им попросту не хватает времени на своих чад. Распространено мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве, но, в силу личностных особенностей, такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Цель нашего форума: повысить качество психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в работе с одаренными детьми, в рамках проблемного поля поделиться новыми техниками, методиками, обсудить вопросы:
как достигаются планируемые результаты, при осуществлении системно-деятельностного подхода в практике психолого- педагогического сопровождения детей с признаками одаренности?
каким образом обеспечивается преемственность дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования при организации работы с талантливыми (одаренными) детьми?
какими методами обеспечивается рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми детей с признаками одаренности?
какие методы и технологии используете для выявления и интеграции одаренных детей в образовательное пространство?
Психологическое сопровождение - целостный, и непрерывный комплекс мер, предусматривающий реализацию адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательных отношений. Мы приглашаем всех участников образовательных отношений к конструктивному диалогу, обмену мнениями и разрешению стоящей перед современным образованием проблемой психологического сопровождения одаренного ребенка.
Иванова Наталия Викторовна, доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО
Аватар пользователя
Иванова Наталия
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 15:42

Re: Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Сообщение Надежда Максимова » 24 мар 2015, 16:56

Добрый день, уважаемые коллеги!Я работаю педагогом-психологом в системе дополнительного образования детей. Из опыта работы хочу поделиться способами психолого-педагогическое сопровождения детей групп предшкольной подготовки. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Дополнительное образование – процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии деятельности в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности нашего учреждения позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Проблема развития одаренных детей актуальна и привлекает внимание психологов, педагогов, родителей. Педагогическому коллективу студии развивающего обучения детей «Гармония» данная проблема также актуальна и интересна для работы. Дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Детской возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации.
Одной из задач студии «Гармония» является:
- развитие творческой личности;
- развитие общих и специальных способностей ребенка.
Задачи реализуются в следующих направлениях:
1. Развитие личности ребенка посредством приобщения его различным видам деятельности.
2. Выявление и развитие общих специальных способностей детей дошкольного возраста.
3. Создание оптимальных условий для эмоционального, интеллектуального и нравственного развития детей, удовлетворение их интересов, склонностей и дарований с учетом их возрастных особенностей.
4. Осуществление диспетчерской функций, т.е. предоставление возможности детям, проявившим свои способности. Продолжить обучение в творческих детских объединения Центра дополнительного образования детей, в других специализированных художественно-эстетических учебных заведениях.
Организационную структуру студии можно представить в виде схемы

Азбука почемучек Интеллектуальная сфера
Развитие математических способностей Сфера академических достижений
Речевая подготовка к чтению Сфера академических достижений
Играем в английский Сфера общения
Мастерская Самоделкина Сфера художественной деятельности
Музыка Креативная сфера
Оздоровительная гимнастика Двигательная сфера

Программа студии включает в себя 7 видов занятий, непосредственно относящихся к сферам одаренности:
- интеллектуальная (характеризуется высоким уровнем развития мышления)
- сфера академических достижений (быстрое продвижение в различных областях знаний)
- креативная сфера (стремление к творческим, нестандартным решениям, гибкость в решении проблем)
- Сфера общения (легкость в общении, умение устанавливать контакты со сверстниками)
- сфера художественной деятельности.

Алгоритм работы с одаренными детьми.

Учебная → Диагностическая →Профиль → Программа
группа работа одаренности «Утренняя звезда" → Диспетчерская функция

Пояснения:
Учебная группа : на начальном этапе всем детям создаются одинаковые условия, т.к. способности ребенка могут проявляться только в деятельности, ребенку предлагают попробовать себя во всем (ребенок посещает все занятия).
Диагностическая работа: на начальном этапе диагностики богатый материал психологу и педагогам дают наблюдения за поведением детей в процессе занятий, свободной самостоятельной деятельностью.
Затем диагностическая работа строится следующим образом:
- использование диагностических методик;
- анализ детских работ, проводимый педагогами;
- анкетирование и беседы с родителями, т. к. они могут наблюдать ребенка в самых различных ситуациях, следить за динамикой его развития.
С целью ознакомления педагогов с диагностическими методиками по выявлению и развитию общих и специальных способностей детей проводятся семинары-практикумы, круглые столы, дискуссионные встречи по вопросам:
- характеристика одаренных детей и особенности работы с ними;
- анализ различных видов одаренности;
- возможности выявления детской одаренности;
- разработка специальных общеобразовательных программ.
Профиль одаренности: после диагностической работы формируются группы детей по видам одаренности: изобразительная, вокальная, художественная, интеллектуальная– формируется активный банк данных способных детей.
Программа "Утренняя звезда" осуществляет обучение одарённых детей через индивидуальный образовательный маршрут.
Диспетчерская функция осуществляется в нацеливании родителей на продолжении развития способностей их детей в творческих объединениях Центра: вокальной студии, хореографических ансамбле, в детских объединениях прикладного направления, кукольном театре "Ручеек", изостудии, шахматном кружке или других специализированных художественно-эстетических учебных заведениях города.
Данный алгоритм сопровождения одаренных детей считаю наиболее приемлемым в системе дополнительного образования детей, но буду рада Вашему видению этой проблемы.
Надежда Максимова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 24 мар 2015, 15:35

Re: Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Сообщение Иванова Наталия » 25 мар 2015, 13:30

С большим интересом познакомилась с Вашими материалами по проблеме развития одарённости детей предшкольного возраста.
Используемые Вами технологии, методы, формы, средства развития детской одарённости, безусловно, способствуют формированию определённых качеств одарённости, удовлетворению поисковых потребностей детей.
Как Вы считаете, связана ли напрямую творческая одарённость с интеллектуальной одарённостью?
Иванова Наталия Викторовна, доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО
Аватар пользователя
Иванова Наталия
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 15:42

Re: Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Сообщение Чекалина Людмила Сергеевна » 25 мар 2015, 14:57

Конечно очень важно как можно раньше заметить одаренного ребенка... Я считаю, что одним из важнейших условий современной психологии одаренности является тот факт, что ее развитие не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и социального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем. В школе можно выделить следующие категории детей:
- учащиеся с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (выявляются уже в младшем школьном возрасте);
учащиеся с признаками специальной, умственной одаренности в определенной области науки или деятельности (выявляются в младшем школьном и подростковом возрасте);
учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, умственных резервов (ярко проявляют себя в старшем школьном возрасте).

Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.

У одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте двух-пяти лет они не могут четко развести реальность и фантазии: одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора, постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока "не по зубам"; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, так как они не понимают, что восприятие мира у всех разное.

По мере взросления основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она, по - моему мнению, обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности. А вот можем мы этому ребенку дать возможность действительно разиваться, сами- то мы соответствуем?...
Чекалина Людмила Сергеевна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 25 мар 2015, 14:42

Re: Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Сообщение Шиняев Михаил » 25 мар 2015, 15:07

В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества опираясь на индивидуальные, возрастные, психологические и физиологических особенностей обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника»).
Составление, изучение психологического портрета школьника в условиях реализации ФГОС очень важно, это помогает лучше узнать ребенка, выявить преобладающие способности и черты характера, помочь в определении индивидуального маршрута обучения, выяснить аспекты индивидуальности, которые необходимо развивать, реализовывать, совершенствовать.
В качестве инструмента для осуществления мониторинга личностных качеств воспитанников ДОУ и учащихся ОО можно использовать технология портфолио. В пособии «Портрет личности обучающегося: составление психолого-педагогического портфолио» /сост.: Н.В. Иванова, М.И. Шиняев представлены материалы, раскрывающие понятия «личность» и «психологический портрет личности» в рамках современного научного знания и развития системы образования в России, а также рекомендации по составлению психолого-педагогического портфолио обучающегося осваивающего образовательные программы различных уровней.
Аватар пользователя
Шиняев Михаил
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 26 май 2014, 09:45

Re: Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Сообщение Иванова Наталия » 25 мар 2015, 15:59

Каким же должен быть педагог одаренного ребенка? Однозначного и односложного ответа на этот вопрос до сих пор не найдено, несмотря на многочисленные исследования, эксперименты и научные изыскания. Попробуем обобщить личный опыт и знания, накопленные коллегами...
Иванова Наталия Викторовна, доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО
Аватар пользователя
Иванова Наталия
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 15:42

Re: Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Сообщение Паршукова С.В. » 26 мар 2015, 14:59

Уважаемые коллеги! Хотелось бы дать рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком — индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Учителю-предметнику в работе необходимо:
1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его
самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно-научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.
2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и
запутанным вопросам.
3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и
т.д.) за определенные промежутки времени.
4. Ребенку предоставить:
1) название темы.
2) план изучения темы
3) основные вопросы
4) понятия и термины, которые он должен усвоить
5) практические работы
6) список необходимой литературы
7) формы контроля
8) задания для самопроверки
5. Для анализа результатов работы оформить таблицу:
1) предмет
2) дата и время консультаций
3) главные рассматриваемые вопросы
4) время работы с темой по программе
5) фактическое затраченное время
6) дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
7) невыясненные вопросы
8) причины отклонений от сроков.
5. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
Паршукова Софья Викторовна, к.псх.н., доцент кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
Паршукова С.В.
 
Сообщений: 9
Зарегистрирован: 11 сен 2013, 10:53

Re: Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Сообщение Светлана » 26 мар 2015, 15:50

На мой взгляд, дети рождаются все одаренные и с жаждой знаний. С течением времени они станут теми, кого мы называем гениями.Чтобы развивать интеллект ребенка, важно понять, что он собой представляет и каким потенциалом обладает. Кругозор современных детей значительно шире, чем был у их сверстников 15 - 20 лет назад.Поддержание познавательного интереса требует использования разных форм и приемов работы, методических разработок и внедрений различных образовательных технологий в том числе и для музейной педагогики. В атмосфере музея у детей возникает интерес к историческим сюжетам; их привлекают необычные размеры, персонажи, композиция картин и скульптур, предметы культа и искусства древних народов.
Очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались понимающие люди, готовые прийти на помощь, вооруженные необходимыми знаниями и умениями, способные поддержать возникший интерес, озадачивая маленького философа вечными вопросами: «Что такое искусство, как и почему оно возникло?», «В чем секрет красоты?», «Почему все люди и народы на планете Земля разные?» и т.п.
Недостаточное использование потенциала музейно-педагогического пространства как интегрированной среды нового типа для детей дошкольного возраста является одной из актуальнейших проблем современного образования. Одним из направлений развития ребенка, его познавательного интереса и всестороннего развития в музейно-педагогической деятельности является создание мини-музеев. Мини-музей выступает как развивающая среда. Дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, пополняют экспозиции своими творческими работами. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его семья.
Светлана
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 26 мар 2015, 15:07

Re: Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Сообщение Иванова Н.Ю. » 26 мар 2015, 20:09

Педагог-психолог Иванова Н.Ю.
Работа с одаренными учащимися в нашей школе решает одну из задач современной школы — задачу индивидуализации и дифференциации обучения школьников. Она включает несколько направлений:
• работа непосредственно с одаренными учащимися (внедрение практики ранней диагностики учащихся с целью выявления уровня интеллекта и творческого развития; создание и ежегодное обновление базы данных «Одаренные дети»; реализация развивающих программ; участие обучающихся в школьном научно-исследовательском обществе; реализация коррекционных программ и индивидуальных консультаций, направленных на решение социально-психологических проблем одаренных детей);
• работа с родителями и педагогами (подготовка учителей для работы с одаренными учащимися; организация лектория для педагогов и родителей по проблеме развития одаренности).
В реализации способностей одаренных детей школьного возраста существует много проблем. Часто мы сталкиваемся с причинами несоответствия между конкретными достижениями и потенциальными способностями обучающихся. Главная причина – это психологические предпосылки, мешающие реализации способностей.
Хочется остановиться на одной из главных, на мой взгляд, проблем одаренности – проблеме несформированности у школьника средств продуктивного общения. Как правило, одаренные дети не умеют и/или не хотят общаться. Талантливый ребенок осознает скорее не свою одаренность, а свое отличие от других. Переживание этого отличия самим ребенком и его окружением может перерасти в отдельность, отчужденность и породить серьезные внутриличностные конфликты. В связи с этим особую актуальность приобретают тренинги общения. Хочется порекомендовать тренинговые занятия Н.П.Слободяник, разработанные как для младших школьников, так и для подростков. Они уже несколько лет успешно реализуются в нашей школе для коррекции и развития коммуникативных компетенций.
Иванова Н.Ю.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 26 мар 2015, 20:03

Re: Психолого- педагогическое сопровoждение одаренного ребенка

Сообщение kompriz » 27 мар 2015, 13:45

Добрый день, уважаемые коллеги!
Я работаю педагогом дополнительного образования ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им.А.В.Луначарского» г. Рассказово. Одно из основных направлений моей деятельности – работа с одаренными детьми.

Подход в выявлении одаренных воспитанников опирается на использование разнообразных методик предварительного отбора детей и непрерывное наблюдение за их успехами с моментами поступления в учреждение. Подобная работа ведется совместно с педагогом-психологом.
На каждого одаренного воспитанника оформляется портфолио, которое состоит из «Карты одаренного воспитанника», результатов исследования по методике «Карта одаренности», планов индивидуальной работы, копий наград (дипломов, грамот). С целью развития творческого потенциала и личностных качеств детей активизирую воспитанников для участия в конкурсах и соревнованиях разного уровня. Участие в социально признаваемой и одобряемой деятельности, позволяет воспитанникам осознать и оценить себя, приобрести уверенность в своих силах и значимости своей деятельности, способствует формированию у ребят общественно направленной мотивации.

Мной были апробированы и внедрены в образовательный процесс методы и технологии, позволяющие эффективно использовать возможности сервисов веб 2.0 для развития творческих способностей воспитанников. Подробно с разработкой можно ознакомиться здесь http://go-url.ru/hrjp
ТОГБУ "Центр поддержки семьи и помощи детям им.А.В.Луначарского".
Аватар пользователя
kompriz
 
Сообщений: 7
Зарегистрирован: 20 окт 2010, 16:31

След.

Вернуться в Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1