Как должно быть организованно постинтернатное сопровождение выпускников

Форум проводится с 23 июня по 26 июня 2014 года

Модератор: vera_subcheva

Как должно быть организованно постинтернатное сопровождение выпускников

Сообщение vera_subcheva » 12 авг 2014, 09:54

Уважаемые коллеги! Проблемное поле нашего форума – особенности социально – педагогической сопровождения выпускников интернатных учреждений.
Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Законы федерального и регионального уровней гарантируют права этих детей на материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку.
Сложилась система содержания, воспитания и обучения детей в детских государственных учреждениях интернатного типа. Разработаны механизмы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Тем не менее, выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, чаще теряют работу или жилье, с трудом создают семью.
Развитие технологий постинтернатного сопровождения в Тамбовской области началось в 2010 году с принятием комплексной программы области «Право ребенка на семью» на 2010-2013 годы (Постановление администрации Тамбовской области от 23.04.2010 №470 «Об утверждении Программы Тамбовской области «Право ребенка на семью»
на 2010-2013 годы). По данной программе было открыто 5 центров постинтернатного сопровождения. С целью создания эффективной системы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей управлением образования и науки Тамбовкой области в 2011 году принята программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ – интернатов на 2011 –2014 годы «Протяни руку помощи» (Приказ управления образования и науки и области от 13.05.2011№1128). На сегодняшний день в области работают 15 Центров постинтернатного сопровождения выпускников, созданных на базе интернатных учреждений области.
Основная цель работы Центров – это поддержка выпускников в процессе жизнеустройства и комплексное их сопровождение. Для достижения поставленной цели специалисты Центров создают социально-педагогические условия, обеспечивающие психологическую комфортность и социальную поддержку выпускников, оказывают содействие в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций, содействуют в исполнении социальных гарантий выпускников, решении вопросов их жизнеустройства. Сопровождение выпускников строится на договорной основе.
Направления работы Центров постинтернатного сопровождения: содействие в образовательном и интеллектуальном развитии, создание среды позитивного общения, юридическая защита, психологическая помощь, защита социальных прав, трудовая адаптация, профориентация, поддержка молодых родителей и матерей-одиночек. В Центрах созданы родительские клубы «В семье растет ребенок», «Школа молодых родителей», «Клуб молодых мам», «Растем вместе» и др., которые способствуют формированию осознанного чувства материнства и отцовства. В рамках их работы оказывается дифференцированная и индивидуальная консультативная помощь молодым семьям с детьми.
Создана автоматизированная система управления базой данных «Постинтернатное сопровождение выпускников». Разработана анкета по сбору данных о выпускниках, которая включает в себя разделы: образование, проживание, занятость, а также психологические особенности выпускников, факторы риска, зависимости. Куда уходят выпускники, где получают профессиональное образование, где работают, удовлетворены ли сделанным выбором, как устраивают свою жизнь, создают семью, добиваются успехов в жизни, делают карьеру? Специалистам важно знать, как выпускники востребованы в социуме, как они адаптировались в жизни. Работа по заполнению банка продолжается и контролируется специалистами Центра постинтернтного сопровождения.
На сегодняшний день Центры сопровождают 561 выпускника.
На базе двух Центров функционируют социальные гостиные: ТОГБООУ «Красносвободненская школа - интернат» - блок постинтернатной адаптации (4 жилых комнаты, кухня, хозяйственный блок); «Детский дом им. А.В. Луначарского» г. Рассказово - социальная гостиная (благоустроенная двухкомнатная квартира). Выпускникам предоставляется временное место жительства до приобретения жилого помещения, а также оказывается необходимая социально-педагогическая, психологическая, правовая, медицинская и другие виды помощи.
Система сопровождения выпускников направлена на создание условий для нормального развития личности ребенка-сироты, формирования активной позиции выпускников, навыков самостоятельного решения вопросов и обеспечения успешности в постинтернатный период.
Однако мы не можем утверждать, что выпускники интернатных учреждений успешно адаптировались в обществе. Наш форум нацелен на обсуждение путей создания эффективной системы подготовки выпускников к самостоятельной жизни. В результате обмена мнениями, опытом и предложениями мы сможем выделить наиболее актуальные точки по совершенствованию работы в этом направлении.


Предлагаем вопрос для дискуссии:

Как на Ваш взгляд должно быть организованно постинтернатное сопровождение выпускников?
Субчева Вера Павловна, заведующий лабораторией "Коррекционная педагогика и социальная адаптация" кафедры психологии и педагогики ТОИПКРО
Аватар пользователя
vera_subcheva
 
Сообщений: 15
Зарегистрирован: 19 фев 2014, 13:01

Re: Как должно быть организованно постинтернатное сопровождение выпускников

Сообщение Урбан Ирина Георгиевна » 18 авг 2014, 12:56

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Основной задачей центров постинтернатного сопровождения, считаю не просто посредничество между выпускником интернатного учреждения и властью, а реальной помощью выпускникам интернатных учреждений в вопросах взаимоотношения власти и общества. Контроля за выполнением постановлений правительства, областными и муниципальными структурами. А главной целью воспитание успешной, социально-адптированной в современном обществе личностью, готовой самостоятельно конкурировать во всех сферах деятельности. В настоящее время центры несут на себе функции мам и пап, протягивая выпускникам руку помощи и защищая их от бюрократической машины, бездушия общества и безразличия чиновников к проблемам данной категории детей. А, чтобы это все работало, центры должны быть наделены определенными полномочиями, или имели какой - нибудь статус, или были бы прикреплены к какой-то федеральной структуре. Тогда с ними стали бы считаться, и эта деятельность действительно давала бы плоды и решала вопросы выпускников интернатных учреждений, при этом повысился и статус работников центров.
Урбан Ирина Георгиевна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 14 авг 2014, 12:58


Вернуться в Особенности социально-педагогического сопровождения выпускников интернатных учреждений

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron