Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации

Модератор: Иванова Наталия

Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации

Сообщение Иванова Наталия » 06 окт 2014, 09:57

В педагогической литературе существуют различные виды инновационной работы педагога-психолога с родителями. Почему же они не приживаются на практике в нашей работе?
Родители являются самыми значимыми людьми для своих детей, на их поведение и слова ребенок ориентируется в процессе своего развития. Однако, вовлечение родителей в разрешение детских психологических проблем сопровождается рядом трудностей. Педагоги-психологи сталкиваются с нежеланием родителей идти на контакт, неуверенностью, боязнью показать свою некомпетентность в вопросах воспитания, а часто, просто непониманием необходимости такой работы.
При выраженной ориентации на образование, интеллектуальное развитие ребенка, родители часто не удовлетворяют его психологические потребности: в безопасности, принятии, любви, общении. Несмотря на понимание эмоционального состояния своего ребенка, родители часто не считают нужным учитывать его.
Среди взрослого населения велика доля позиционной нейтральности к происходящим вокруг негативным явлениям, реальные проблемы продолжают быть незамеченными; одни родители уклоняются или вообще отказываются принимать участие в жизни образовательной организации, другие страдают от отсутствия знания о социально адаптированных стратегиях поведения, что не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям. А какие инновационные формы работы может еще не освещенные в методической литературе, но Вы, применяя их в своей деятельности, достигаете поставленных результатов, поделитесь, пожалуйста, примером из своего опыта работы.
Проблемы детей часто являются отражением проблем взрослых, для достижения результативности психологического сопровождения работа с родителями занимает одно из ведущих направлений. Педагог-психолог планирует работу с детьми, стараясь разнообразить формы: тренинги, психологические занятия, часы общения. А что же остается родителям?!–им, в лучшем случае, в трудной ситуации можно пообщаться с психологом только на консультации, куда, его направляет классный руководитель…
Как современному педагогу-психологу удается привлекать родителей к воспитанию собственных детей?
Расскажите, какие инновационные формы работы психолога с родителями в рамках реализации ФГОС представляются Вам наиболее эффективными?
Какие инновационные формы Вашей деятельности, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся нашли отклик среди родителей обучающихся?
В рамках данного форума педагогическим работникам и всем заинтересованным специалистам предлагаем обсудить инновационные формы работы педагога-психолога с родителями в образовательных организациях Тамбовской области, их плюсы и минусы или просто поделиться теми методами и приемами, которые имеют положительный результат. Вы можете задавать вопросы непосредственно доценту кафедры педагогики и психологии на территории Тамбовской области Ивановой Наталии Викторовне.
Иванова Наталия Викторовна, доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО
Аватар пользователя
Иванова Наталия
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 15:42

Re: Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации

Сообщение Попова » 07 окт 2014, 15:16

В последнее время достаточно эффективной формой нетрадиционной работы с родителями по формированию культуры родителей стали родительские тренинги, тематические консультации, родительские ринги.
Это активные формы работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным, понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.
Избираемые темы для родительских тренингов обусловлены конкретными проблемами детско-родительских отношений в семье, а также учитываются пожелания родителей. Обязательным элементом при подготовке является проведение микроисследования среди детей и родителей. Чаще всего использую методику А.Я. Варга и В.В. Столина, методику межличностных отношений Т.Лири и др. Тренинг провожу с группой, состоящей из 12—15 человек. Родительские тренинги бывают успешными, если все приглашенные родители в них активно участвуют и регулярно посещают. Тренинги показывают результат при проведении 5—8 занятий.
В ходе занятий родители на себе примеряют роль ребенка, переживают эмоционально еще раз детские впечатления. Полученный в ходе общения опыт помогает родителям вычленять проблему и находить конструктивные способы разрешения ситуации.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как ролевая игра «Наоборот», обыгрывание ситуаций, «детские гримасы», «воспоминание детства».
В тематической консультации участвуют специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т. д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует.
Родительские ринги — одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.
Попова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 07 окт 2014, 14:46

Re: Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации

Сообщение Иванова Наталия » 08 окт 2014, 11:16

Для нас не секрет, что в большей степени причина конфликтов между родителями и детьми - «неустойчивость родительского восприятия». Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже и не ребенок. Вместе с тем подросток ведет себя иногда как взрослый (критикует, требует уважения) и в то же время, как ребенок- все забывает, разбрасывает вещи.

В результате положительные качества недооцениваются, зато на первый план выступают несовершенства. Для педагога- психолога важно, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства и пытались гасить в себе недовольство и раздражение, объективно оценили достоинства и недостатки подростка, сбалансировали систему обязанностей и прав и, конечно же, он работает над изобретением инновационных форм работы с родителями.

Само по себе название мероприятия «Родительский ринг» как бы находится в несогласии с психологией, но в настоящее время данная форма может быть интересна, ведь педагог- психолог всякий раз мягко сглаживает наносимые «удары» противоборствующих сторон, часто предоставляя возможность прочувствовать ситуацию с разных сторон.
Коллеги, а какие инновационные формы работы с родителями используете Вы? В чем их методическая изюминка?
Иванова Наталия Викторовна, доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО
Аватар пользователя
Иванова Наталия
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 15:42

Re: Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации

Сообщение Савельева » 08 окт 2014, 14:25

Основная идея организации работы с родителями заключается в следующем:
помочь развитию личности ребенка и родителей путем снятия ограничений и освобождения потенциала.
Разработка оптимальных методов и форм развития самосознания родителей в условиях учебного заведения является частью общей задачи организации работы с родителями. Терапевтический эффект будет проявляться в той мере, в какой организуемый процесс работы будет укреплять или достраивать структуры самосознания и тем самым активизировать и оптимизировать процессы самоорганизации и саморазвития.
Через сплочение и мобилизацию совместных усилий родителей, детей, учителя и психолога будут эффективнее решаться задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей.
Что можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнерами школы в деле воспитания детей?
- Верить в важность и необходимость совместных действий, поднимать авторитет семьи;
- воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития;
- учитывать интересы родителей;
- опираться на жизненный опыт родителей;
- отказаться от модели "тушения пожара в семье", когда проблема носит явно выраженный или хуже того - хронический характер, ориентироваться на профилактическую работу;
- обращаться к ресурсам семьи, не концентрироваться на ее недостатках;.
- верить, что любая семья имеет сильные стороны.

К наиболее важным предпосылкам организации работы с родителями относятся:
- поддержка со стороны руководства (предполагает правильную аргументацию необходимости);
- сотрудничество с классными руководителями (позволяет снять возможную напряженность);
- мотивация родителей (необходимы аргументы для соответствующих действий);
- умение вовлечь в работу родителей для достижения согласованных целей (через организацию обсуждения и планирование);
- хороший контакт и эффективное взаимодействие с родителями (через создание доверительной рабочей обстановки, устраняющей неопределенность и неуверенность в отношениях);
- инновационный климат в работе, который допускал бы свободу действий (в определенных пределах), инициативу, свободное высказывание идей, возможность экспериментирования и творчества.
- Все перечисленные предпосылки, от которых зависит динамика взаимодействия с семьей, тесно связаны.

"Совместная деятельность разных людей - это проблема, напоминающая эффект Вавилонской башни" (Г. П. Щедровицкий), с попыткой выстроить систему взаимопонимания и продуктивного взаимодействия. А это требует если не прямого совпадения мотивов, то хотя бы их гармонии.
Обратим внимание на несколько важных моментов взаимодействия психолога с родителями, учёт которых позволяет повысить заинтересованность родителей в совместной работе.

РАВНОПРАВНЫЕ ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Когда и та и другая стороны исследуют проблему ребенка и каждое мнение имеет право на существование.
Основная функция психолога в работе с семьей - поддержка и помощь. Преобладание контрольно-оценочных действий психолога может оттолкнуть родителей от взаимодействия с психологом.

ПОЗИТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Практически каждый из родителей имеет свою точку зрения. Он рассчитывает на то, что его услышат, а предложения встретят заинтересованно. Любой из родителей, внесший свой вклад в осуществление какого-либо проекта или идеи, имеет право на признание и поощрение. Родителям требуется информация о качестве вложенного труда, к тому же она должна быть своевременной и оперативной.
Психолог может дать родителям достоверную информацию о позитивных изменениях в поведении ребенка, об улучшении его взаимоотношений с классом, педагогом... Именно такая позитивная информация стимулирует родителей на дальнейшее улучшение отношений с ребенком и психологом. Непосредственно видимые результаты действий повышают интерес к совместной работе.

НОВИЗНА ИНФОРМАЦИИ Родители остро реагируют, если их старания и полученные результаты приводят к тому, что их больше загружают. Так "убивают" инициативу. Свобода выбора (пространство для инициативы) - необходимое условие успешного общения с педагогом и психологом. Большинство родителей стремится в процессе взаимодействия с психологом приобрести новые знания. Повышенные требования, дающие шанс дальнейшего развития, принимаются охотнее, чем заниженные. Если информация примитивна, ниже возможностей или уровня развития родителей, интерес пропадает.
Савельева
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 06 окт 2014, 10:52

Re: Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации

Сообщение Троицкая Оксана » 09 окт 2014, 07:32

Вот несколько рекомендаций, которые мы стараемся использовать при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в классах адаптированного обучения. Эти рекомендации мы разместили на своем сайте МАОУ СОШ № 24 в разделе "Доступная среда", мне думается, они должны оказать отличную помощь родителям в их нелегком деле воспитания такого ребеночка. Общие рекомендации родителям по оказанию помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья
1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.

2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило реабилитации”.

(использованы материалы сайта http://www.prodlenka.org/psikhologiia-s ... s-ovz.html)
Троицкая Оксана
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 09 окт 2014, 07:22

Re: Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации

Сообщение Оксана Анатольевна Алиханова » 09 окт 2014, 10:19

Я, педагог-психолог, Центра по профилактике социального сиротства на базе ТОГБОУ Центр "Приют надежды" г. Моршанска. Сохранение ребенка в кровной семье - основная миссия нашего Центра. Наша целевая группа - семьи с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Работа с семьей предусматривает различные формы взаимоотношений.
Наиболее действенной формой работы с нашей категорией семей является организация работы родительского факультета "Возрождение", суть которого - организация тематических встреч по повышению родительской компетентности. По моему мнению, подобная форма достаточно эффективна по сравнению с "сухими" нравоучениями и поучениями, здесь родители, может быть впервые слышат не про то, что они делают плохо, а как это можно сделать лучше. В данной атмосфере специалист и родитель воспринимаются по-новому, как союзники, у которых общая проблема и общая цель. Исходя из опыта работы, такие встречи, посвященные особенностям детской психологии, эффективным приемам родительского воспитания, способам саморегуляции, насыщенные различными практическими упражнениями, тренингами, разбором и разыгрыванием проблемных ситуаций, разработкой памяток, разнообразными методами работы: арттерапевтическими методами, методами самопознания, творческой деятельности и т.п., доказали свою эффективность и целесообразность, показав положительную динамику на пути реабилитации семей.
Постепенно родители убеждаются в том, что они нужны своим детям. К ним приходит понимание состояния своих детей, их переживания.
Традиционными стали совместные с родителями праздничные мероприятия в рамках детско-родительской группы "Мы вместе", посвященные Дню матери, Дню семьи, Международному Дню защиты ребенка, а также другие досуговые мероприятия, например, экскурсии. Данные мероприятия позволяют:
- укрепить отношения между родителями и детьми;
- научить родителей относиться к собственным детям с пониманием, принятием, разделять их интересы;
- научить родителей и детей эффективно взаимодействовать друг с другом, общаться, поддерживать и доверять,
- сформировать у членов семьи гордость за свою семью, сплотить семью, повысить ценность семьи как самого главного и необходимого в жизни каждого человека.
В одном из таких мероприятий приняли совместное участие дети и родители из замещающих семей и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Такое соучастие позволило нашим родителям перенять опыт успешного взаимодействия с детьми, наладить эмоциональный контакт, улучшить детско-родительские отношения, наглядно увидеть пример любящих, заботливых, ответственных родителей из приемных семей.
С целью психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания разрабатываем серию тематических буклетов "Секреты семейного благополучия". За последний год нами были выпущены следующие буклеты: "Воспитание нежностью", "Семья для счастья, семья без боли", "В здоровой семье - здоровые дети" и др.
Мы тесно взаимодействуем с представителями системы профилактики детской безнадзорности: с органами опеки и попечительства, сотрудниками школ, инспекторами по делам несовершеннолетних. Главная цель, которую мы преследует - найти тех людей, которые могут реально повлиять на ситуацию в семье и помочь ей найти скрытые резервы, ресурсы, которые помогут найти выход из сложившейся ситуации.
Оксана Анатольевна Алиханова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 29 сен 2014, 11:53

Re: Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации

Сообщение Галина Александровна Нестерова » 09 окт 2014, 13:48

Добрый день, участники форума. Узнала много полезной, интересной информации. Хочется поделиться своим опытом работы. Главная проблема трудных семей (среди прочих других) заключается в нарушении эмоционального контакта между детьми и родителями. Работа с детьми «группы риска», и трудными семьями в образовательном учреждении стараемся выстраивать таким образом, чтобы преодолеть эти трудности. Это сложная задача. Осуществить ее возможно в несколько этапов.
На первом этапе индивидуальной работы с трудными подростками педагогическая диагностика помогает выявить воспитательные возможности семьи, детского коллектива, причины возникновения трудновоспитуемости, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании, и пр.
На втором этапе - все результаты исследований заносятся в индивидуальные диагностические карты психологического развития, что позволяет помочь сформировать индивидуальный подход к детям «группы риска», трудным семьям.
На третьем этапе делаются выводы, выстраиваются стратегии работы с семьями, детьми, составляются характеристики, даются рекомендации специалистам, работающим с детьми группы риска, что дает возможность педагогам подобрать индивидуальный подход и учесть индивидуальные особенности психики ребенка.
Разработана программа психолого – педагогического сопровождения воспитательной работы с детьми «группы риска» "Проблемные дети и семьи", которая используется совместно с педагогическим коллективом школы. В программе отражены психолого-педагогические подходы к формированию воспитательной работы с проблемными детьми и семьями. Предложен комплекс учебно-методического инструментария, способного оказать практическую помощь специалистам в работе с проблемными детьми.
Психологической службой проводятся тренинговые занятия для родителей на темы.
1. Методы перевоспитания «педагогически запущенных» детей.
2. Проблемы «переходного возраста» и их преодоление.
3. Виды наказаний и их последствия.
4. Стили семейного воспитания.
5. Позитивная психология в общении с ребенком в семье.
"Педагогически запущенные" дети, так называемые трудные подростки требуют к себе особого внимания. Поэтому, для перевоспитательной работы привлекаются специалисты-педагоги. Совместная работа дает возможность оказать положительное влияние на детско-родительские отношения, и выйти на другой, более позитивный уровень общения, а значит стать счастливее.
Галина Александровна Нестерова
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 09 окт 2014, 11:40

Re: Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации

Сообщение Наталья Плыкина » 09 окт 2014, 20:35

Здравствуйте, уважаемые участники форума!
Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы школьной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей.
Для реализации целей психолого-педагогического сопровождения родителей в нашей школе проводится работа по следующим направлениям:
1.Работа с родителями будущих первоклассников, начинается почти за год до поступления ребенка в 1 класс. Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова, по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки. Поэтому многое зависит от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье.
Для результативности работы с родителями в рамках предшкольной подготовки помимо традиционных форм работы используются нетрадиционные.
Примерная тематика встреч с родителями будущих первоклассников:
1. Как эмоционально поддержать ребенка в новой социальной роли школьника.
2. О пользе игры для социального взросления ребенка
3. Разговорная речь взрослого как средство общения с ребенком
4. Игры в семье на познавательные темы
Популярностью у родителей пользуются различные практикумы, тренинги, дискуссии.
2. Анкетирование родителей с целью оценки степени успешности прохождения адаптационного периода детей в 1, 5, 10 классах, особенностей их поведения дома и реакции на изменение учебной нагрузки;
-мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса , включающий сбор пожеланий администрации и всему педагогическому коллективу по организации учебно-воспитательного процесса школы.
- мониторинг уровня воспитанности.
3. Консультирование семей учащихся по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей.
4. Информационно-просветительская и развивающая работа через:
- проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого-педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей;
- эффективна коррекционно-развивающая работа родительских групп. Проходят они чаще всего в форме родительских собраний или в рамках своеобразного «Родительского всеобуча», организует который администрация школы, классный руководитель и психолог. Данная форма взаимодействия с родительской общественностью позволяет использовать интерактивные методы психологического воздействия.
Хочется сказать слова благодарности организаторам и участникам данного форума. Спасибо, что поднимаете такие важные темы и делитесь своим опытом.
Наталья Плыкина
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 08 окт 2014, 09:54

Re: Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации

Сообщение Ольга П. » 09 окт 2014, 22:06

Я считаю, что главной задачей в работе любого педагога является сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Добиться больших успехов в воспитании детей можно только при согласованном взаимодействии образовательного учреждения и семьи. Чтобы родители стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится. Поэтому целью своей работы я ставлю не только просвещать родителей, но и обучать их способам эффективного общения с детьми. Обучаться, естественно, нужно на практике в живом общении. Считаю одной из эффективных форм работы с родителями - тренинги.
На тренинге проговариваются трудности во взаимодействии и конфликтах с детьми; о самих родителях; о стилях общения; о целях, которые родители ставят в воспитании; о средствах, которыми можно их достигнуть; об эффективности этих средств.
Если выбрать правильный подход, то родители из «зрителей» и «наблюдателей» превратятся в активных участников и помощников педагога.
Ольга П.
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 08 окт 2014, 11:30

Re: Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации

Сообщение Иванова Наталия » 10 окт 2014, 13:40

Конечно, работа в психолого- педагогической службы должна предусматривать инновационные формы с различными категориями обучающихся и их родителей, коллеги, но не показалось ли Вам, что участникам форума знакомы формы, принципы и особенности психолого- педагогического сопровождения семьи, но в чем прослеживается эффект инноваций ?
Иванова Наталия Викторовна, доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО
Аватар пользователя
Иванова Наталия
 
Сообщений: 14
Зарегистрирован: 19 апр 2013, 15:42

След.

Вернуться в Инновационные формы работы педагога-психолога с родителями в образовательной организации

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron