Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации

Модератор: Иванова Наталия

Re: Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации

Сообщение Нина Раннева » 10 окт 2014, 14:23

Добрый день, участники форума!
Я, педагог –психолог, Центра « Приют надежда» г. Моршанска. На базе центра с 2006 года функционирует Служба по семейным формам устройства детей сирот – и детей оставшихся без попечения родителей в семью. Служба работает по нескольким направлениям: информационный блок, подготовка кандидатов в замещающие семьи и детей, сопровождение замещающих семей. Опыт работы с замещающими семьями показывает, родители нередко сталкиваются с проблемами, связанными с воспитанием приемных детей, независимо от их возраста, образовательного уровня, жизненного опыта.
Одной из наиболее эффективных и доступных форм сопровождения замещающих семей является родительский клуб «Надежда» . Клуб начал свою работу с 2007 года. Он организован для состоявшихся замещающих семей с целью повышения компетентности у родителей в вопросах воспитания и обучения приемных детей и осуществляется с использованием интерактивных методов обучения ( презентации, игры, упражнения. дискуссии, круглые столы). На занятиях замещающие родители не только получают информацию от специалистов Службы, но и могут обсудить проблемы воспитания приемных детей, поделиться собственным опытом выхода из сложных ситуаций, пересмотреть свою родительскую позицию, ощутить эмоциональную поддержку со стороны других родителей. В дальнейшем была разработана программа «Как правильно общаться»
-эффективность активных методов обучения в несколько раз превышает эффективность теоретического обучения, лучше усваиваются знания,, когда применяем их на практике;
-активное участие родителей в выполнении упражнений, обсуждениях позволяет специалистам получить дополнительную информацию о семье;
-активное общение специалистов и родителей позволяет построить доверительные партнерские отношения, что является очень важным для сопровождения замещающих семей;
-общение участников между собой приводит к сплочению группы, способствует установлению отношений между семьями, в будущем семьи продолжают общаться,оказывая друг другу взаимную поддержку и помощь.
Нина Раннева
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 12 сен 2013, 12:09

Re: Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации

Сообщение Елена Косолапова » 10 окт 2014, 14:53

Добрый день, уважаемые участники форума!Я педагог-психолог МБДОУ Пичаевского детского сада "Березка".Работаю в данном учреждении с 2011 года. В нашем учреждении большое внимание уделяется коррекционной работе. Созданы центр игровой поддержки ребенка, логопедический пункт,семейная группа. С сентября 2014 года функционирует консультационный центр в целях оказания диагностической и консультативной помощи родителям, дети которых получают дошкольное образование в форме семейного образования.Разработан пакет документов по открытию данного центра, подобраны дидактические материалы для консультирования родителей.Нами разработаны оптимальные педагогические маршруты для детей с ОВЗ, совместно с воспитателем обеспечиваю индивидуальное сопровождение данных детей,оказываю консультативную помощь родителям семейной группы.
Елена Косолапова
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 14:08

Re: Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации

Сообщение Елена Царёва » 10 окт 2014, 21:39

Здравствуйте, участники форума! Хочу отметить, что в связи с реализацией ФГОС, деятельность педагога-психолога по отношению к родителям видится в создании социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменяется форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.
Особенностями работы с родителями являются:
-родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий (например, проектной, исследовательской и игровой);
- родители выступают в роли тьюторов:
• присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям;
• активно участвуют в организации подвижных игр на переменах;
• помогают детям в осуществлении самообслуживания.
- родители осуществляют выбор курса вместе с детьми (школа согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время) с родителями);
- родители присутствуют на уроках по собственному желанию (организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся);
- осуществляется партнерство "учитель – родитель – ребенок";
- родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника;
- общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече;
- взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта);
- работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы.
Родители — важные участники образовательного процесса, они являются заказчиками, и в то же время создают в семье среду, благоприятствующую обучению и воспитанию детей. Родители — именно те люди, которые во взаимодействии со школой берут на себя роль по поддержке молодого поколения, важно, чтобы их усилия согласовывались с работой педагогов, это одна из задач новых ФГОС.
Социально партнерство, как известно, объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования. Рассмотрим, каковы же механизмы построения полноценных отношений между школой и родителями, под которыми будем понимать такие отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования. В построении партнерских отношений можно выделить три этапа.
Первый этап — ЗНАКОМСТВО
На этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. На первом этапе также больше значение имеет определение взаимной полезности участников — то есть, изучение возможностей (ресурсов) друг друга. От этого зависит распределение усилий сторон для достижения желаемого эффекта. Психологическое сопровождение на этом этапе осуществляется в форме диагностики обучающихся и родителей (исследование ожидаемых результатов, детско-родительских отношений и т.д.).
Второй этап — ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы (планирование дальнейшей работы с ребенком и его семьей).
Третий этап — собственно ПАРТНЕРСТВО.
В целом работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей. Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или инициативе психолога, может выполнять различные функции. Прежде всего, информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Родители не всегда имеют о них достаточно полное и объективное представление. Далее, это консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения, если с таким запросом обратились сами родители или психолог считает, что именно в этой области кроются причины школьных проблем ребенка. Поводом для консультации может быть также необходимость получения дополнительной диагностической информации от родителей. Например, на этапе углубленной диагностики психолог может попросить родителей помочь ему выявить влияние семейной ситуации на психологическое благополучие ребенка в школе. Наконец, целью консультирования может быть психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.
Консультирование родителей направлено на создание условий, обеспечивающих успешную адаптацию подростков к средней школе, на знакомство с психологическими особенностями того или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме – групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети. В данный момент ведется работа в сети Дневник.ру, что позволяет проводить дистанционное консультирование, а также сделать образовательный процесс открытым для всех его участников.
Профилактическая работа с родителями проводится с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми. В результате чего становится возможным формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в профилактической деятельности.
Проведение бесед, лекций предоставляет возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей, учитывая возрастные особенности.
Работа с родителями учащихся всегда была и остается одним из важнейших направлений работы педагогического коллектива МАОУ ЦО № 13 с углубленным изучением отдельных предметов. Особую окраску приобретает взаимодействие с родительским сообществом в свете введения ФГОС.

Для достижения положительного результата в работе, педагогам-психологам необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей. Чтобы в любой семье с помощью педагога, происходило формирование здоровой личности ребенка.
Елена Царёва
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 15 ноя 2011, 19:13

Re: Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации

Сообщение Лариса Свиридова » 11 окт 2014, 14:40

Добрый день, уважаемые коллеги!
Год от года увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав, растет число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,неблагополучных семей;физическое и нравственное здоровье детей ежедневно подвергается риску. Эти и другие факты свидетельствуют о том, что организация работы с семьей требует переосмысления и обновления ресурсов, внедрение инновационных технологий, форм и методов социально-психологической работы. В связи с этим реализация программ для работы с детьми группы риска является актуальной.
На мой взгляд, работая с семьей, педагог- психолог делает установку на повышение психологической компетентности родителей, развитие воспитательного ресурса, старается оптимизировать детско-родительские отношения. В своей школе при взаимодействии с родителями используем приемы семейного консультирования и обучения родителей элементам психологической культуры в общении с детьми, что способствует опосредованному влиянию на процесс социализации детей.
Работа с родителями включает несколько направлений:
- создание условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка;
- просвещение и консультирование по актуальным проблемам детей (классные собрания, тренинги);
- консультирование по вопросам детско-родительского общения по запросу родителей;
- психологическая поддержка родителей.
Лариса Свиридова
 
Сообщений: 6
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 09:25

Re: Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации

Сообщение Калугина » 11 окт 2014, 20:09

Всё труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникновения проблем в воспитании ребёнка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из сложной ситуации и всё-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает, к сожалению, уже слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и администрации. Поэтому сегодня важным является в школах психолого-педагогическая поддержка в лице педагога-психолога. Находясь рядом с проблемным ребёнком педагог-психолог может , даже должен найти выход из сложной ситуации. Если психолого-педагогическое просвещение родителей в классном коллективе организовано плохо, классному руководителю нельзя рассчитывать на то, что родители будут посещать родительские собрания и обращаться за советом и помощью.
Надо отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомендациями и консультациями по интересующим их вопросам. Психолого-педагогическое просвещение необходимо ещё и для того, чтобы родителям можно было увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к её решению и сделать соответствующие выводы.
Калугина
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 11 окт 2014, 19:31

Re: Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации

Сообщение Маркова Людмила Викторовна » 11 окт 2014, 21:25

Здравствуйте, участники форума!
Для успешного взаимодействия с семьями воспитанников, мы стараемся гармонично сочетать и интегрировать традиционные формы взаимодействия с родителями (посещение семьи, индивидуальные беседы, консультации, анкетирование, диагностирование, родительские собрания и др.) с инновационными:
1. изучение особенностей семьи и ребёнка, запросов родителей через опрос, интервьюирование, проведения родительского эссе,
2. фронтальные встречи с родителями: вечера интересных встреч, родительские посиделки, круглые столы,
3. интерактивные методы взаимодействия с семьями воспитанников (общение на сайте школы),
4. торжественное вручение благодарственных писем наиболее активным родителям.
Доминирующим принципом взаимодействия с семьей является индивидуальный подход к каждой семье и каждому родителю, изучение особенностей семьи и ребёнка, их проблем, которые порой могут быть в семье, беспокойства, которое вызывает поведение ребенка, информирование об успехах, выработка общих принципов и подходов к воспитанию ребенка. Результатом осуществления взаимодействия с семьей является установление доверительного делового контакта, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов, что особенно необходимо при успешном психолого-педагогическом сопровождении детей.
Маркова Людмила Викторовна
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 09:59

Re: Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации

Сообщение Григорьева Елена » 14 окт 2014, 18:42

Я считаю инновационным подходом в своей деятельности организацию круглых столов среди родителей 6-8 классов. Как правило по параллелям. Цель таких круглых столов: дать возможность родителям рассказать об общих проблемах с ребенком-подростком, поискать общие пути решения сложных проблем, поделиться опытом личного взаимодействия с ребенком, который вышел из под контроля. Умело направляемая педагогом-психологом дискуссия, позволяет родителям увидеть свои проблемы со стороны, взять что-то из опыта других родителей и получить консультацию педагога психолога в необычной ненавязчивой форме.
Григорьева Елена
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 14 окт 2014, 18:22

Re: Инновационные формы работы педагога- психолога с родителями в образовательной организации

Сообщение Лаптева Елена Федоровна » 16 окт 2014, 16:33

Добрый день, уважаемые участники форума.
Известно, что нравственной основой семьи является признание индивидуальности каждого, осознание того, что любой человек заслуживает высокой оценки и уважения со всеми его достоинствами и недостатками.
Рождение детей в семье – самый важный период, когда супругов объединяют любовь и забота о них. Только дружная семья может оказать благотворное влияние на личность ребёнка. Напротив, плохой микроклимат в семье, разлады, разводы порождают у детей нравственную дисгармонию, негативные черты характера и особенности поведения.
Психолого-педагогическая поддержка родителей в воспитании детей – это целенаправленная система мер психолого-педагогического характера, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи и тем самым обеспечивающих условия для полноценного развития личности и социализации ребёнка.
Психологическое сопровождение семьи – это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных различными психологическими методами и приёмами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для развития родительских чувств и родительской ответственности, становления родителей полноценными субъектами семейного воспитания.
В нашем ОУ мы ставим следующие задачи сотрудничества школы и семьи:
 формирование психолого-педагогической культуры родителей (лиц, их замещающих);
 изучение детско-родительских отношений и определение факторов, препятствующих развитию личности ребенка;
 оказание помощи в решении конкретных проблем.
Взаимодействие с родителями в нашей школе осуществляется посредством индивидуальных консультаций, выступлений на родительских собраниях, семинарах, посещений открытых уроков, праздников, методических недель и т. д. Информацию о результатах диагностических исследований, о достижениях ребёнка на занятиях сообщаем родителям в процессе индивидуальных консультаций.
Проводим диагностику семейных отношений в течение учебного года по запросу учителей, родителей, администрации.
Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися проводим только с согласия родителей, с учётом их пожеланий.
Родители вместе с детьми посещают комнату психологической разгрузки.
В школе оформлен стенд, на котором размещены рекомендации для родителей. Информация на стенде постоянно обновляется в зависимости от запросов родителей обучающихся и существующих проблем.
Лаптева Елена Федоровна
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 16 окт 2014, 16:24

Пред.

Вернуться в Инновационные формы работы педагога-психолога с родителями в образовательной организации

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron