Иновационный подход развития сенсорных способностей у детей.

С каждым годом расширяется конкурсная среда в региональной системе образования.
Конкурсы мобилизуют педагогов, заставляют их творчески развиваться, придумывать и заново осмысливать свою деятельность. Иными словами, конкурс оказывается хорошим стимулом повышать качество работы. С каждым годом растет уровень требований к участникам конкурса, поскольку на первом плане - профессиональное мастерство педагога.
Участие в конкурсных соревнованиях требует тщательной подготовки, в процессе которой педагог становится исследователем собственного педагогического опыта, ориентируется в тенденциях развития современного образования, учится себя позиционировать.
Проблемы, возникающие в ходе подготовки к конкурсам профессионального мастерства у конкурсантов и специалистов, осуществляющих конкурсное сопровождение, пути их преодоления, впечатления от участия в конкурсах – все это станет темой обсуждения на форуме.

Re: Иновационный подход развития сенсорных способностей у детей.

Сообщение valentina belyaeva » 15 янв 2012, 19:04

Актуальность данного вопроса на современном этапе обусловлена необходимостью творческого развития ребенка в детском саду, но существует ряд проблем, которые мешают воспитателю детского сада решать должным образом поставленные перед собой педагогические задачи:
- объективной потребностью общества в высоком качестве образования и невозможностью традиционными средствами решить проблему формирования креативного потенциала дошкольников;
- требованиями воспитательно-образовательных программ и отсутствием системы в практической деятельности по развитию креативных качеств у детей старшего дошкольного возраста;
-низкой педагогической "подкованностью" родителей и их запросом к воспитанию и развитию ребенка.

Оновная цель работы воспитателя - создание условий для рационального использования игровой системы сенсорного обучения и развития креативных способностей ребенка. Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок.
Процесс познания происходит через развитие психических процессов: восприятие, память, внимание, которые в свою очередь, способствуют развитию логического мышления, ассоциативного мышления и воображения (создания образа).
Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подличать особенности предметов и явлений, детали, которые не заметит взрослый, восприятие в процессе обучения и игры совершаются, и главное, оттачивается в согласованной работе с мышлением, воображением, речью.
Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойства в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. Наиболее часто используются такие дидактические игры, как "Собери капельки в стакан", "Собери в листочки", "Зажги огоньки на елочке", "Покажи на рисунке, какой предмет горячий, холодный, теплый", "Подбери пару".
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) детям помогают осваивать приемы познания свойства предмета, прикладывания предметов друг к другу, измерение и др. В процессе активного познания дети знакомятся с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, качества поверхности. Они учатся воспринимать их проявления, осваивают способы обнаружения, названия, учатся различать их оттенки и особенности. В этот период используется большая подборка дидактических игр и пособий, такие как "Угадай на ощупь", "Какие события были в начале?", "Какие потом?", "Что мальчик делает утром, днем, вечером, ночью?", "Построй ворота, гараж, беседку и т.д.", "Какая кукла выше?", "Сложи узор из кружков и квадратов".

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) детей учат различать разновидности вышеперечисленных свойств, обнаруживать их сочетание в целостных предметах ("Из каких фигур нарисованы флажки?", "Найди похожие предметы"), обучают и словесному описанию. (Например, дети очень любят игры типа "Расскажи о предмете так, чтобы я угадала его"). В это время знания о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью ребенка в разных сферах окружающей действительности: искусстве, природе, общении с людьми. Он осваивает приемы восприятия более сложных явлений.
Задача воспитателей, заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Главным условием является обучение ребенка действиям с этими предметами, и не любые действия, а такие, которые помогают ребенку обнаружить основные свойства предмета, его назначения, особенности. Эти действия называются перцептивными или воспринимающимися, обследовательскими. Если ребенок знает, что надо делать, как надо знакомиться с новым для него предметом, то у него появляется познавательная активность, любознательность. В дальнейшем развитии ребенок осваивает сложные перцептивные действия, которые помогают ему выделять свойства предметов, количество таких обследовании с предметами увеличивается. Дети начинают разглядывать предметы, ощупывать их руками, останавливаясь на отличительных деталях.

Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада - адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для уголка.

Беляева Валентина Ивановна, воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Берёзка" г. Тамбов
valentina belyaeva
 

Re: Иновационный подход развития сенсорных способностей у детей.

Сообщение Мачихина Татьяна » 16 янв 2012, 18:13

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значительное место в сенсорно-интегрированной деятельности раннего возраста занимает дидактическая игра. Главная цель дидактической игры – обучающая. В раннем возрасте ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свой обучающий характер и является для ребенка яркой, увлеченной, динамичной игрой.
При проведении дидактических игр педагоги выбирают яркие и привлекательные пособия, предметы, игрушки, предоставляют детям возможность обследовать их, совершать разнообразные действия. В раннем возрасте наглядно-действенный метод является ведущим. Организуя дидактические игры с детьми, воспитатели, музыкальные руководители учитывают следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения.
В сенсорной деятельности почетное и нужное место занимает совместное экспериментирование детей и педагогов (с клеем, тестом, водой, красками и т.д.), которое развивает у детей интерес действовать с различными материалами, доводить начатое дело до конца.

Мачихина Татьяна Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Берёзка" г. Тамбов
Мачихина Татьяна
 

Пред.

Вернуться в Подготовка к конкурсу профессионального мастерства

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron