Иновационный подход развития сенсорных способностей у детей.

С каждым годом расширяется конкурсная среда в региональной системе образования.
Конкурсы мобилизуют педагогов, заставляют их творчески развиваться, придумывать и заново осмысливать свою деятельность. Иными словами, конкурс оказывается хорошим стимулом повышать качество работы. С каждым годом растет уровень требований к участникам конкурса, поскольку на первом плане - профессиональное мастерство педагога.
Участие в конкурсных соревнованиях требует тщательной подготовки, в процессе которой педагог становится исследователем собственного педагогического опыта, ориентируется в тенденциях развития современного образования, учится себя позиционировать.
Проблемы, возникающие в ходе подготовки к конкурсам профессионального мастерства у конкурсантов и специалистов, осуществляющих конкурсное сопровождение, пути их преодоления, впечатления от участия в конкурсах – все это станет темой обсуждения на форуме.

Иновационный подход развития сенсорных способностей у детей.

Сообщение Фатеева Елена » 24 июн 2010, 17:13

Интегрированное занятие:
«Невидимка – воздух»
(старшая группа)







Выполнила: Фатеева Е.С.
Воспитатель МДОУ д/с №8
г. Рассказово




Цели:
Образовательные.
- формирование знания о значении воздуха в жизни человека;
-воздух необходим для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека;
- познакомить со свойствами воздуха (отсутствие формы, прозрачность, движение и очищение воздуха.)
- развивать навыки проведения лабораторных опытов (умение работать с прозрачной стеклянной посудой).
Воспитательные.
-развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера;
-развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;
- формировать бережное отношение к воздуху.
Развивающие.
- активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Ход занятия.
- Руки кверху поднимаем
А потом их опускаем
А потом к себе прижмем
А потом друг другу улыбнемся
И занятие начнем.
- Ребята, к нам сегодня пришел Буратино за помощью.
-Здравствуйте дети, помогите мне, пожалуйста, отгадать загадку, которую Мальвина загадала.
Есть невидимка
В дом не просится,
А прежде людей
Бежит, торопиться.
И к ней еще подсказка: что в комнате не видно.
- это воздух.
- Что за воздух. Я не знаю, что это такое
- Не огорчайся Буратино, а послушай, что знают дети.
-Ребята, посмотрите на нашу группу. Что в ней находится?
- у нас в группе есть столы, стулья, шкафы. Еще есть игрушки, ковер, цветы, Мы – дети.
- Группа наша большая, просторная. А что же находится между полом, потолком, стенами, там, где пусто?
- Вокруг нас находится воздух.
- Где? Почему я его невижу?
- Я тоже невижу, но мы с ребятами знаем, что он всегда вокруг нас. Воздух ни кто не видит, поэтому его называют «невидимка». Почему мы его не видим?
- Потому что воздух прозрачный, и мы видим через него окружающие предметы.
- А что еще в нашей группе прозрачное?
- В нашей группе прозрачное окно, лампочка, стекло.
- Воздух имеет цвет?
- Воздух бесцветен. У нас в группе желтые и салатовые шкафы, белые столы, коричневая доска. Воздух не имеет ни этих цветов, ни какого другого цвета.
- Воздух имеет запах?
- Воздух не имеет запаха, но в разных местах пахнет по-разному, так как частицы пахучих веществ смешиваются с воздухом, и мы ощущаем разные запахи.
- Может человек обойтись без воздуха?
- Нет. Человеку и другим живым существам для дыхания нужен воздух. Человек без воздуха умрет и все живое тоже.
- Как вы интересно рассказываете, но я хочу увидеть воздух. Это возможно?
- Да, Буратино, это возможно. Ребята давайте мы отправимся с вами в нашу лабораторию и покажем Буратино воздух.
(звучит спокойная музыка с пением птиц и дети идут по лабиринту в лабораторию: по следам, змейкой между кеглей, перепрыгиваем через ручей.)
- Вот мы и пришли.
на столах стоят стеклянные небольшие стаканы, тазики с водой, лежат соломки по количеству детей, воздушные шарики, губка. На другом столе заготовки цветной бумаги квадраты 8*8, палочки, гвоздики – кнопки, клей, ножницы.
- Дети, что в стакане?
- Да ничего здесь нет. Пусто.
- Ты не прав, Буратино.
- Ребята, переверните стаканы вверх дном и медленно опускаем его в воду. Стакан не наполняется водой. (Нет)
- Что же не пускает воздух?
- Воду в стакан не пускает воздух.
- А теперь наклоните стаканчики, что появляется в воде?
- Пузырьки воздуха.
- Откуда они взялись?
- Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.
- Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. А почему это происходит?
- Потому что воздух легче воды.
- Буратино, хочешь еще увидеть воздух? (Да.)
- Дети возьмите соломки, налейте в стаканы воды, подуйте в соломинку. Почему появляются пузырьки?
- Воздух выходит из воды.
- А теперь подуйте сильнее. Смотри, Буратино, чем больше воздуха, тем больше пузырей.
- Воздух есть везде: в группе, у нас дома, на улице и даже в этой губке. Возьмите губку, что видите
- Мы видим дырочки, отверстия.
-.Что в этих дырочках?
- В них воздух.
-Что случится, если губку погрузить в воду7
- В воде появятся пузырьки - воздух из дырочек будет выходить в воду.
- Как интересно. А вы говорили, что воздух не имеет определенной форы. Распространяется во всех направлениях, и не имеет собственного запаха, и это вы мне докажите.
- Ребята, вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого он вкуса?
- Воздух безвкусный.
- Вдохните носом воздух. Какого он запаха?
- Он без запаха.
- Дети закройте глаза (очищаю апельсин) и вдохните носом воздух, чем сейчас пахнет и почему?
- Пахнет апельсином, по тому, что вы почистили апельсин.
- Правильно, ароматические частицы апельсина, смешались с частицами воздуха, и мы почувствовали аромат апельсина.
- Буратино, а воздух еще бывает и упругим. Вот смотри. Возьмите шарики, какие они?
- Шарики мягкие бесформенные, резиновые.
- А если их надуть? (Надувают) Какими они стали?
- Шарики приобрели форму, стали упругими и ими можно играть.
- Дети и ты Буратино, помашите рукой у лица. Какие ощущения? Подуйте на руку, что чувствуете?
- Мы чувствуем ветерок, прохладу.
- Все эти ощущения вызваны движением воздуха, Что такое движение воздуха?
- Движение воздуха – это ветер.
- Давайте мы с вами сделаем для Буратино «вертушку» чтобы он мог показать движение воздуха Мальвине и для этого мы полетим в мастерскую, на наших самолетах
- Руки ставим мы вразлет (руки в стороны0
Появился самолет (полетим как самолет)
Мы крылами туда-сюда (наклоны влево вправо)
Делай «раз» и делай «два» (повороты вправо влево)
Раз и два, раз и два! (хлопаем в ладоши)
Руки в стороны держите, (руки в стороны)
Друг на друга посмотрите (повороты влево - вправо)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте)
Опустили руки вниз, (опустили руки)
В мастерской все приземлись. (сели на места)
- Посмотрите, все ли есть для изготовления вертушки.
- Что мы с вами будем делать в начале?
- Возьмем квадрат и надрежем по схеме углы, затем один край намажем клеем и приклеим в середину. Так поступим и с другими, затем вертушку прикрепим
кнопкой к палочке (самостоятельная работа детей).
- Буратино, вот какие замечательные вертушки получились у детей, а сейчас они покажут, как они работают. (Дети дуют, на вертушки они вращаются.)
- Спасибо ребята.
-С вертушкой очень весело играть на улице. А какой там чистый и свежий воздух. Почему он такой? А везде ли воздух чистый?
- на улицах города загрязнен, так как ездят машины, работают заводы, много мусора оставляют люди на улице, мало деревьев, а вот в лесу самый чистый воздух. Потому, что
там много деревьев, травы, цветов, кустарников.
- А что же нужно сделать чтобы и в городе воздух был чистым?
- Убрать мусор, посадить много цветов и деревьев, чтобы они очищали воздух.
- А что же очищает воздух в нашей группе?
- Галина Владимировна моет полы, проветривает комнату, а еще комнатные растения.
- Правильные ребята, комнатные растения не только украшают нашу группу, но еще и очищают воздух от вредных микробов, химических загрязнений, а также и увлажняют воздух.
- Какие растения вы, знаете, которые убивают вредные микробы?
- Это сансевьера, плющ, колеус, алое, герань.
- Какое растение лучше всего увлажняет воздух?
- Ципериус – он очень любит воду с удовольствием ее испаряет в воздух, поэтому горшок с этим растением держат в поддоне с водой.
- Какое растение лучше других очищает воздух от химических загрязнений?
- Это хлорофитум и поэтому его обязательно нужно держать в комнате, а также хорошо выращивать фикус и кактусы.
- Какие вы умные ребята, сколько всего мне рассказали и показали.
- Для чего нам нужен воздух?
- Мы им дышим. Он помогает в жизни человека, кружит мельницы, помогает двигаться парусным лодкам, играть на музыкальных инструментах, прыгать с парашютом, работать под водой.
- Правильно, дети воздух нам нужен и его надо беречь, чтобы наша планета не задыхалась от дыма заводских труб, от выхлопных газов автомашин, от бытового мусора. Надо заботиться о воздухе, сажать деревья, цветы; убирать мусор. Ездить на экологически чистых машинах и поступать, как заяц Сенька из стихотворения Глеба Смоленского послушайте.
Живут здесь люди
В дыму и саже,
И к этой жизни привыкли даже
И там и тут
И там и тут
Здесь горы мусора растут.
Но заяц Сенька
Собрав детишек
С метлой и лейкой
На площадь вышел
И закипела
У них работа.
Помочь охота.
Для жизни лучшей
Всего лишь надо
Чтоб стал наш город
Цветущем садом,
А во дворах мы
Посадим сосны
Пока есть время
Еще не поздно.
На этом наше занятие окончино, а мы с вами пойдем гулять и на участке посадим веточки ивы, которые уже дали корни. И ждут когда мы их посадим вземлю.
Фатеева Елена
 

Re: Иновационный подход развития сенсорных способностей у детей.

Сообщение Фатеева Елена » 24 июн 2010, 17:32

«В гостях у Золушки»
Сценарий второй половины дня в средней группе.

Выполнила: Фатеева Е.С.
МДОУ д/с№8
г. Рассказово

«В гостях у золушки»
Цели: Закрепив у детей сенсорные представления, развивать мелкую моторику, чувствительность, тактильные ощущения , развивать стереогнастические чувства.
. вызвать интерес к опытам с водой; учить переливать воду в разные сосуды, пользуясь меркой.
Закреплять умение лепить из теста; умение его раскатывать и пользоваться формой; закреплять знания о геометрических фигурах.
. Активизировать двигательную активность детей, развивать умение согласовать действия со словами.
. Воспитывать желание участвовать в совместных играх.
. Развивать навыки положительного социального поведения ( доброта , сопереживание , желание помочь ) Побуждать детей к активному проявлению заботы , обучать поиску выхода из сложившейся ситуации.
. Продолжат развивать и обогащать словарь ребёнка.
МАТЕРИАЛ : кукла- Золушка ; миска с луком и рисом ; сито ; баночки под муку и рис ; миски с фасолью, горохом тыквенные семечки, скалки, формы геометрических фигур , стаканы разных размеров (высокие , низкие, широкие , узкие) сок и мерка для переливания , лоскутки ткани (шёлк , шерсть . хлопок ,мех ; тесьма 3м для бабочки)
ХОД ИГРЫ: Ребята, сегодня в гостях нас пригласила к себе Золушка. А отправимся мы к ней на бабочке, Помогите выложить бабочку при помощи тесьмы. (Дети выполняют задание)
«Неси нас, бабочка над полями
Неси нас, бабочка над лесами
Прямо в сказку отнеси
К Золушке нас проводи».
Наконец-то мы прилетели. Смотрите, а что это с Золушкой Золушка кукла, что случилось, почему ты такая грустная? Золушка: Как же мне не грустить, злая мачеха со своими дочками такого натворили, только узнали, что я вас в гости пригласила, так разозлились, так разбушевались, на кухне все продукты перемешали, посуду побили, даже все ткани перепутали у меня в мастерской. Как мне теперь все это привести в порядок. Да и вас я хотела печеньем и соком угостить, но теперь все продукты испорчены, ни печенья испечь, ни сока налить не что. Что делать? (плачет).
В-ль: не плачь, золушка, мы тебе поможем, ведь мы твои друзья и в беде не оставим тебя
Игра «Золушка»
В этой чашке перемешаны рис и мука (показать, как выглядят эти продукты) как выбрать отсюда рисовые зернышки? (ответы детей выбрать руками все рисовые зернышки).
Это трудно сделать даже вашими маленькими и ловкими пальцами, но что - же нам поможет? Дети! «сито»
Правильно вам поможет сито.
Возьмите сито насыпьте в него смесь из муки и риса и просейте в эту тарелку (дети выполняют) Замечательно мука теперь отдельно от риса просеянный рис и муку, сыпьте в приготовленные баночки. Дети выполняют.
Молодцы с этим заданием вы справились.
Но, смотрите, в этих мисках перемешали: фасоль, горох, тыквенные семечки, и тут ещё какая-та записка читаю: Надо рассортировать фасоль, горох, семечки с закрытыми глазами. ( Детям завязывают глаза и собирают). И с этим заданием вы справились. Смотрите и Золушка улыбается. Но нам надо ещё убрать всё в мастерской. Рассортировать все ткани, так что поспешим.
Золушка: Ребята, но там нет света , как вы с этим справитесь.- не переживай мы сейчас и в темноте всё сделаем , а ты пока приготовь тесто для печенья .
ИГРА «Почти печворк»
«Яркий лоскуток»
Коробка с образцами ткани разной текстуры (шёлк, хлопок, шерсть, мех) разной формы. У каждого лоскутка должна быть пара.
Посмотрите дети эти лоскутки. Помните их, погладьте руками, обратите внимание на то что они разные: (Этот комочек, как ёжик, а вот этот скользкий как льдинка, а этот мягкий, как мамины руки).
А теперь надо вам найти этим лоскуткам пару с закрытыми глазами. (Дети выполняют задание)
Золушка: Молодцы, как вы быстро всё разобрали, я только успела тесто сделать.
- Так давай мы тебе поможем, приготовить печенье. Дети берут куски теста, раскатывают скалкой в лепёшки и формой вырезают геометрические фигуры: (квадраты, прямоугольники, треугольники, круги овалы) выкладываем на противень. (Ставим в игрушечную духовку, где находятся готовые печенья).
Золушка приглашает детей поиграть.
Игра если нравиться тебе
Если нравится тебе, то делай так.
( 2 щелчка над головой)
Если нравится тебе, то делай так.
( 2 хлопка в ладоши)
Если нравится тебе, то делай так.
(2 хлопка за коленками)
Если нравится тебе, то делай так.
(2 притопа ногами)
Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо»
Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
Если нравится тебе, то делай всё!
Золушка: А вот и печенья готовы, а вот как быть с соком? Мне хотелось вас угостить, приготовила сок, а из стаканов у меня остались только разные.
Вот смотрите: стаканы на столе: высокие, низкие, широкие, узкие все разные. Что делать? Как налить мне вам сок поровну, чтобы ни кто не обиделся?
Игра «Налей сок»
- Мы тебе поможем, надо взять один не большой стакан, он будет нашей меркой, и наливать им в стаканы сок. Берём, мерку наливаем в неё сок и переливаем в стакан и так заполняем все стаканы.
Золушка: Молодцы, какие вы умные и ловкие, всё умеете и всё знаете. Угощайтесь, пожалуйста. (Дети пьют сок с печеньем, говорят спасибо)
Воспитатель: Спасибо тебе милая Золушка за угощение, но нам пора возвращаться в группу.
Золушка: И вам спасибо за помощь. До свиданья.
Дети: До свиданья.
Воспитатель: Мы возвращаемся.
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два? (ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем, (поднимать и опускать плечи)
руки перед грудью ставим (руки перед грудью, рывки руками)
и рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть нужно
Скачем выше, скачем дружно (прыжки на месте).
От души мы потянулись (потягивание – руки вверх и в стороны)
И в группу вновь вернулись.
Воспитатель: Дети, вам понравилось в гостях у Золушки? Что вам там понравилось? Что было для вас сложно выполнить? Что больше всего запомнилось? Куда бы вы еще хотели отправится в следующий раз?
Фатеева Елена
 

Re: Иновационный подход развития сенсорных способностей у детей.

Сообщение Фатеева Елена » 28 июн 2010, 17:27

«Путешествие в лес».
Сценарий второй половины дня
в младшей группе.


Воспитатель Фатеева Е.С.
МДОУ д/с№8
г. Рассказово



Цель: учить детей различать основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый); познакомить с лесными ягодами: земляникой и ежевикой; развивать коммуникативные способности по отношению к взрослым и сверстникам; развитие координации движений, ловкости, формирование правильной осанки.
Материал: маски поезда желтого и зеленого цвета, билеты желтого и зеленого цвета по количеству детей, медведь – игрушка. Корзины синего и красного цвета, ягоды: земляники-красные, ежевики- сини, баночка малинового варенья, пакетик витаминного чая, аудио - кассета с голосами птиц и песенкой «Паровозика из Ромашкино»
Содержание.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес на поезде. Миша будет машинистом зеленого цвета, а Диана машинистом желтого поезда, а все будут пассажирами. Подходите и получите билеты. (Дети берут билеты зеленого и желтого цвета) Уточняю у детей какого цвета у них билеты.
Садитесь дети в поезд, каждый в свой. Машинисты проверьте билеты правильно все сели, на тот ли поезд. Все сели, а теперь в путь
(под песенку «Паровозик из Ромашкино» отправляемся в лес).
- Вот мы, и приехали с вами в лес, послушайте, как звонко поют птицы. (Кассета с голосами птиц) Дети слушают сидя на паласе, как на полянке
(вдруг слышим плач, обращаю внимание на плачущего медведя с двумя корзинами синего и красного цвета)
- Мишка, что ты такой грустный, о чем плачешь?
- Меня мама послала за ягодами и велела собрать их в корзины, а ни как один с этим не справлюсь. Все путаю, какую куда положить.
- Не огорчайся Мишка, мы тебе поможем. Правда, ребята.
- Да.
- Дети будьте внимательными. В красную корзину собираем красные ягоды – землянику, а в синею корзину – ежевику (синею ягоду).
Дети собирают ягоды и сортируют их по цвету. Уточняю, у них какие ягоды они собирают, и почему кладут в разные корзины. Когда все ягоды собраны Мишка благодарит ребят за помощь.
- Зачем тебе Мишка эти ягоды?
- Чтобы мама на зиму сварила варенье, ведь оно такое вкусное и полезное. В нем очень витаминов нужных для того чтобы расти сильными детьми и не болеть.
- Ты прав, Мишутка, ведь недаром в народе говорят: «В доме, где едят чернику, да землянику, врачу делать нечего.
- Ребята, ешьте больше разных ягод, они очень полезные. Для ваших мам я дам полезные рецепты, по которым они для вас приготовят вкусное варенье, соки, а еще витаминные напитки.
- Дети, а вы со мной поиграете?
- С удовольствием.
Игра «Мишка косолапый»
Я мишка косолапый,
Я по лесу иду
И друзей ищу
Выходите поскорей
Выходите, зайчики! (мишки, птички, лисички)
Дети начинают прыгать, как зайчики. На мишек - ходят перевалочку, птичек – машут руками, лисиц – бегут мелкими шажками.

- Спасибо, тебе Мишка за игру.
- И вам спасибо за помощь и что поиграли со мной.
- Хорошо в лесу, но пора возвращаться в детский сад, занимайте свои места в поезде. До свидание Мишутка, мы отправляемся домой. (Аудио – кассета)
- Вот мы и приехали в детский сад. Приглашаю вас, отведать варенье с чаем по мишуткиному рецепту.
Дети пьют чай с вареньем. Для родителей вывешиваем информацию: рецепты варенья, соков, витаминных напитков.
Фатеева Елена
 

Re: Иновационный подход развития сенсорных способностей у детей.

Сообщение Фатеева Елена » 28 июн 2010, 17:40

Конспект
комплексного занятия во 2 младшей группе
на тему:
«В гости к солнышку»



Воспитателя МДОУ детского сада № 8
Фатеевой Елены Сергеевны
г. Рассказово
2010г


Цель: Продолжать учить детей сравнивать контрастные по длине предметы; употреблять в речи слова ?длинный?, ?короткий?; учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать в пространстве в соответствии с расположением заместителей; совершенствовать навыки в определении цвета и формы геометрических фигур; развивать логическое мышление, глазомер; развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание ее изображать, используя полученные ранее умения; активизировать двигательную активность; способствовать сближению малышей друг с другом и с воспитателем.
Материал к занятию: картинки с изображением овощей (репа, огурец) по 2 шт. на каждого ребенка; цветная косынка для воспитателя; рисунок на ватманском листе ?зеленая поляна?; полоски клеенки короткие и длинные; карточки размером 12?12 см на каждого ребенка; набор гуаши трех цветов; палочки–тычки для рисования на каждого ребенка; набор разноцветных геометрических фигур; макет "Солнышко"; зонтик.
Ход занятия:
Воспитатель: "Вышло солнце погулять,
С нами вместе поиграть.
Собирайся, народ, в наш веселый хоровод!
Встало солнышко с утра –
Просыпаться нам пора.
Потягушка потянись,
Поскорей, скорей проснись.
С добрым утром, глазки,
С добрым утром, ушки,
С добрым утром, ручки,
С добрым утром, ножки!"
Вы проснулись?
Дети: Мы проснулись!
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Поедем на нашем веселом паровозике в гости к Солнышку. Получите билеты и занимайте свои места.
(звучит музыка, дети поют песенку "Паровозика": ух – ух – ух – у – у – у, ух – ух – ух – у – у – у).
Воспитатель: Остановка "Огород". Посмотрите, это огород нашей знакомой матрешки – огородницы. Давайте посмотрим, чем она сейчас занята.
Воспитатель (от имени матрешки - огородницы): Здравствуйте, дети! Я очень рада нашей новой встрече. Вы знаете, какое сейчас время года?
– Правильно. Наступила весна, стало тепло, ярко светит солнце, зеленеет трава. Пришло время работы в огороде.
– Что сажают в огороде?
– Что у вас растет в огороде?
– Юля, что твоя мама посадила на огородных грядках?
– Различные посадки сделали ваши мамы в огороде: огурцы, помидоры, горох, репу, капусту. Как все это назвать одним словом?
– Для чего мы выращиваем овощи?
– Что можно приготовить из овощей?
– Чем они полезны?
– Правильно, дети, овощи мы употребляем в пищу. Они очень полезны. В них содержится много витаминов, необходимых нашему организму для того, чтобы мы росли сильными и здоровыми.
– Помогите мне, пожалуйста, посадить в огороде репу и огурцы.
– Первая моя загадка (на доске выставляется 1 схема - загадка).
– Посадите свои овощи соответственно данной схеме. (Проверка посадки).
– Вторая моя загадка.
– Проверьте, у вас такая же посадка как на схеме?
(Задание дается 3-4 раза).
– Молодцы. Ваши грядки получились ровные, аккуратные, соответствуют последней схеме - загадке, так приятно радуют глаз. Спасибо за помощь. До свидания. (Воспитатель снимает косынку).
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Занимайте места в паровозике. Поехали … (звучит музыка, дети поют песенку "Паровозика": ух – ух – ух – у – у – у, ух – ух – ух – у – у – у).
Воспитатель: Остановка "Зеленая полянка".
(Дети проходят к столу, на нем лежит ватман с изображением зеленой полянки, на ней стоят три домика).
– Рассмотрите полянку.
– Сколько здесь домиков?
– Кто живет в этом домике? (показывает указкой).
– А этот домик кто занимает?
– Чей это домик?
– Поросенок, котенок и собака – друзья. Они очень любят ходить друг к другу в гости. Но наступила весна и дорожки заросли травой. Тяжело стало друзьям ходить по таким дорожкам. Поможем им проложить дорожки?
– Домик поросенка стоит далеко от домика собаки. Какая дорожка нужна?
– Настя, подбери подходящую ленту. Почему ты выбрала эту ленту?
– Как проверить? Проложи дорожку.
– Какую дорожку проложила Настя?
(ответы детей).
Воспитатель: Домик котенка тоже стоит далеко от домика поросенка. Какая дорожка нужна? (ответы детей).
Воспитатель: Павлик, выбери подходящую ленту. Проверь, правильно ты выбрал дорожку? Проложи дорожку.
(Воспитатель спрашивает детей).
Воспитатель: Домик котенка и домик собаки стоят близко друг к другу. Какую дорожку надо проложить?
– Миша, выбери дорожку. Какую дорожку ты выбрал? Проложи ее между домиками.
– Все дорожки мы проложили?
– Какая здесь дорожка?
– А здесь какая?
– Все дорожки проложены. Теперь зверюшки легко будут ходить друг к другу в гости. Радостно им будет жить на полянке. Как изменить полянку, чтобы она вызывала еще больше радости у наших друзей?
(ответы детей).
Воспитатель: Правильно вы думаете. Можно нарисовать на полянке цветы, ягоды,
грибы, кустики. Давайте приготовим наши пальчики к рисованию. (пальчиковая гимнастика).
Наши желтые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши желтые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают. (Повтор. 2 раза)
Воспитатель: Давайте нарисуем на полянке цветы, которые похожи на солнышко. Как они называются? Возьмите палочки, обмакните в нужную краску, чтобы получились яркие желтые одуванчики.
(Дети рисуют. Воспитатель дает указания, направляет).
Воспитатель: Красивая стала полянка? Яркие, желтые нарисовали вы одуванчики. Друзьям стало весело. Покажите, как они радуются. Улыбнитесь. Покажите, как звери грустили. Теперь им стало весело и мы радуемся вместе с ними.
(Появляется макет - солнышко).
Воспитатель (от имени Солнышка): Здравствуйте, мои дорогие! Смотрело я на вас и радовалось. Все вы сообразительные, внимательные, умные. Много знаете об овощах, которые ваши мамы сажают в огородах. О пользе овощей правильно рассуждали. Все вы молодцы. (воспитатель одобряет действия всех детей)
– Я хочу с вами поиграть в игру "Солнышко и дождик". (начинается игра).
Воспитатель (от имени Солнышка): "Как у наших у ребят
Ножки весело стучат:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
А устанут ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, хлоп".
( на слова стихотворения дети имитируют движения ногами, руками, гуляют, собирают цветы и т.п.).
– Слышите, дождь закапал, скорее под зонтик. (дети прячутся под зонт).
(игра повторяется).
– Весело мне с вами, но вам пора возвращаться в детский сад. До свидания.
Воспитатель: Занимайте свои места в паровозике. Поехали … (звучит музыка, дети поют песенку "Паровозика": ух – ух – ух – у – у – у, ух – ух – ух – у – у – у).
– Вот мы и дома. Хорошее было путешествие? Понравилось? Можете взять свои любимые игрушки и рассказать и
Фатеева Елена
 

Re: Иновационный подход развития сенсорных способностей у детей.

Сообщение Фатеева Елена » 28 июн 2010, 18:03

«В гостях у матрешки»
Интегрированное занятие в младшей группе.

Воспитатель: Фатеева Е.С.
МДОУ д/с№8
г. Рассказово
1. Экологическая игра «Угадай, что съел».
2. Игра «В гостях у Матрешки».
3. Аппликация «Консервируем овощи».
4. Пальчиковая гимнастика «Кулачок».
Цель: 1. Учить узнавать предмет при помощи одного анализатора.
2. Учить детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов.
3. Закрепление знаний основных цветов. (синий, красный).
4. Знакомить детей с предметами круглой формы. Учить приемам наклеивания: намазывать клеем обратную сторону формы, брать его на кисть немного, работать на клеенке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью.
5. Активизировать двигательную активность, способствовать сближению малышей друг с другом и с воспитателем.
Материал: Овощи свежие: помидоры, огурцы, капуста, морковка, нарезанная на кусочки и целая. Косынка для воспитателя, круги из бумаги красного, желтого, зеленого цвета, мяч, клей, кисточки, салфетки, клеенки, заготовки помидоров, лист бумаги в форме банки, маска поезда и билеты синего и красного цвета.
Ход занятия: Ребята, давайте мы с вами все игрушки поставим на место (дети убирают все на свои места). У меня для вас сюрприз. Вот билеты на веселые паровозики, получите их и занимайте места в своем паровозике. Я – паровозик красного цвета, у меня все пассажиры с красными билетами, а Галина Владимировна – паровозик синего цвета и ее пассажиры имеют билеты синего цвета.
Воспитатель: Настя, проверь, все ли правильно заняли свои места. (Настя проверяет билеты). Отправляемся в путь. (Звучит музыка «Песенка паровозика», едем змейкой по группе, а Галина Владимировна с детьми уходит из группы).
Поезд делает остановку.
Воспитатель: Вот мы и на месте. Здесь и живет наша Матрешка-огородница. (дети садятся на стульчики, воспитатель одевает косынку).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я – Матрешка-огородница.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Я выращиваю много овощей на своем огороде. А какие овощи вы знаете?
Дети (отвечают).
Воспитатель: Много вы знаете овощей, молодцы. Предлагаю вам попробовать на вкус с закрытыми глазами мое волшебное угощение и сказать, что он съел. Найти такой же на столе. Даю детям кусочек моркови, помидора, огурца, капусты.
Дети съедают кусочек, называют овощ, какой съели и показывают целый на столе. Матрешка их хвалит.
Воспитатель: А сейчас я посмотрю, как вы играете. (Дети встают в круг).
Воспитатель: Я показываю вам круг, какого он цвета? Правильно, красный. Подумайте и скажите, на что похож кружок. Отвечать будет тот ребенок, которому я покачу мяч. Ребенок, ловит мяч и, говорит на, что похож, кружок:
красный, желтый, зеленый
мяч солнце лист
помидор груша огурец
яблоко одуванчик капуста
флажок цыпленок яблоко
- Какие вы умные.
Воспитатель: Ребята, овощи мои волшебные, потому что в них много витаминов нужных нам для того, чтобы росли дети здоровыми и не болели. Скоро зима и овощи зимой не растут, а витамины нам и в это время года очень нужны. Чтобы и зимой у нас на столе были овощи, я их консервирую вот в такие баночки (показываю банку с помидорами). У меня этим летом созрел очень большой урожай помидоров, помогите мне их заготовить на зиму. Посмотрите, как мы будем заполнять банки помидорами. Беру помидор, намазываю аккуратно кисточкой на него клей. Затем на дно банки приклеиваю помидор, аккуратно прижимаю его салфеткой, убираю лишний клей. Затем беру следующий помидор и поступаю с ним также. А теперь приступаем к самостоятельной деятельности. (Дети выполняют аппликацию «Помидоры в банке».).
Воспитатель: Потрудились мы на славу, посмотрите, какие красивые банки с помидорами. Все ровные, аккуратные. Все молодцы. А теперь мы с вами поиграем с нашими ладошками.
Как сожму я кулачок,
Да поставлю на бочок,
Разожму ладошку,
Положу на ножку.
- Вы, ребята, молодцы, умные и ловкие и на прощание мне хочется подарить вам овощ, который помогает бороться с вредными микробами и вирусами. Это чеснок. Вот я его разложила в мешочки - талисманчики, которые я вам сейчас подарю, вы их носите всегда с собой и не будете никогда болеть.
Дети: Спасибо.
Воспитатель: До свидания друзья, в детский сад уж вам пора.
Дети садятся в поезд и едут под музыку в группу.
Фатеева Елена
 

Re: Иновационный подход развития сенсорных способностей у детей.

Сообщение Фатеева Елена » 28 июн 2010, 18:12

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей




I младшая группа.

Форма
1. «Что нам привез Мишутка»
2. «Закрой окошки»
3. «Отгадай, что в мешочке»
4. «Есть у тебя или нет?»
5. «Раскладывание однородных предметов, резка различных по форме, на две группы»
6. «Узоры»
7. «Что на что похоже?»
8. «Что спрятано в коробке?»
9. «Что быстрее катится»
10. «Игра с крышками»
11. «Геометрическое лото»
12. «Кому дать?»

Цвет
1. «Страна воздушных шариков»
2. «Отряд разноцветных человечков»
3. «Одноцветные предметы»
4. «Нарядная веточка»
5. «Разноцветные ленточки»
6. «Ищи свой дом»
7. «Разноцветные колечки»
8. «Прыг-скок»
9. «Цветовое лото»
10. «Что понравилось, возьми принеси и назови»
11. «Лети, голубок!»
12. «Бегите ко мне»

Величина
1. «Что делают матрешки»
2. «Маленькое и большое»
3. «Одень кукол»
4. «Урожай»
5. «Три медведя»
6. «Игра с пирамидками»
7. «Пирамидка из кубиков»
8. «Две полоски»
9. «Разберем и соберем»
10. «Приходи на лужок»
11. «Раз, два, три – ищи!»

Развитие тактильных и вкусовых ощущений
1. «Угадай, что съел?»
2. «Чем пахнет?»
3. «Тяжелое и легкое»
4. «Найди половинку»
5. «Игра с платочком»
6. «Киндеры с сюрпризом»
7. «От мягкого до колючего»
8. «И справь ошибки»
9. «Угадай не глядя»
10. «Кто разбудил Мишутку»
11. «Звуковые загадки»
12. «Отзовись, не зевай»
Фатеева Елена
 

Re: Иновационный подход развития сенсорных способностей у детей.

Сообщение Фатеева Елена » 28 июн 2010, 18:18

Дидактические игры для развития сенсорных способностей у детей


II младшая группа.

Форма
1. «Сложи узор»
2. «Игра с веревочкой»
3. «Угадай, что в мешочке»
4. «Разбери по форме»
5. «Составь фигурку»
6. «Игры со счетными палочками»
7. «Найди такой же»
8. «Собери цветочек»
9. «Украсим платочек»
10. «Конструктор»
11. «Найди все фигуры как эта»
12. «Зашей юбку»

Цвет
1. «Воздушные шары»
2. «Улетающие шары»
3. «Игрушки»
4. «Красивый букет»
5. «Живое домино»
6. «Полосатые коврики»
7. «Выбор однородных предметов по цвету из четырех предложений»
8. «Сделаем кукле бусы»
9. «Игры с мозаикой»
10. «Помоги куклам найти свои игрушки»
11. «Спрячь мышку»
12. «Самолет»

Величина
1. «Домики и дорожки»
2. «Кто быстрее»
3. «Широкая и узкая дорожка»
4. «Скатай ленту»
5. «Строимся на зарядку»
6. «Сравни предметы»
7. «Кто быстрее соберет бусы»
8. «Лесенка»
9. «Найди лишнюю фигуру»
10. «Встань к дереву с самым толстым стволом»
11. «Сбор урожая»
12. «Построй башенку»

Развитие тактильных и вкусовых ощущений
1. «Угадай, что съел?»
2. «Найди листок»
3. «На что похоже»
4. «Чудесный мешочек»
5. «Найди ошибки»
6. «Чего не стало»
7. «Найди, о чем расскажу»
8. «Посели животное»
9. «Угостим кукол»
10. «Вода бывает разная»
11. «Волшебное дерево»
12. «Что сначала, что потом»
Фатеева Елена
 

Re: Иновационный подход развития сенсорных способностей у детей.

Сообщение Фатеева Елена » 28 июн 2010, 18:23

Дидактические игры для развития сенсорных способностей у детей.

Средняя группа

Форма
1. «Домино фигур»
2. «Угадай, что это»
3. «Чудесный мешочек»
4. «Магазин»
5. «Поручения»
6. «Путешествие по групповой комнате»
7. «Найди то, что спрятано»
8. Домино «Предмет и форма»
9. «Из каких фигур состоит предмет?»
10. «Выкладывание орнамента по рисунку»
11. «Склеим чайник»
12. «Неразбериха»

Цвет
1. «Радуга»
2. Кубики «Народные узоры»
3. «Цветной волчок»
4. «Окраска воды»
5. «Праздничный салют»
6. «Подбери себе товарищей»
7. «Подбери предметы похожего цвета»
8. «Какого цвета предметы в нашей группе»
9. «Какого цвета не стало»
10. «Цветные автомобили»
11. «Одень кукол красиво»
12. «Цветной лед»

Величина
1. «Что там?»
2. «Упражнение с брусками изменяющихся размеров»
3. «Что изменилось?»
4. «Найди елочки»
5. «Расставь мебель»
6. «Цветной диск»
7. «Построим лесенку»
8. «У кого какая вещь»
9. «Карлики и великаны»
10. «Мы шагаем»
11. «Три медведя»
12. «Широкий и узкий»

Развитие тактильных и вкусовых ощущений
1. «Из чего сделано?»
2. «Угадай, что съел?»
3. «Парные картинки»
4. «Когда это бывает?»
5. «Кто в домике?»
6. «Угадай, что в руке?»
7. «Узнай предмет по звуку»
8. «Кто, что, из чего и чем»
9. «Вкусная игра»
10. «Какое время года»
11. «А что потом»
12. «Съедобное – несъедобное»
Фатеева Елена
 

Re: Иновационный подход развития сенсорных способностей у детей.

Сообщение Фатеева Елена » 07 сен 2010, 21:06

Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста в бытовой деятельности.

Выполнила: Фатеева Е,С. воспитатель
II квалификационной категории
МДОУ д./с№8 г Рассказово.


Ребенок – это, прежде всего эстет:
он реагирует на внешность,
на видимость, на очертания и формы.
И.Бродский


Главной составляющей полноценного развития детей в младшем возрасте является сенсорное развитие.
Оно, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт, и поэтому надо обеспечивать деятельность детей, совершенствующую их анализаторы. Я формирую у детей умения слушать, наблюдать, видеть, слышать. Развивая сенсорные способности важно, чтобы дети не только получали сведения о том, что для чего употребляется, как это называется. Но и усугубляли восприятие этих предметов, испытывали различные ощущения, от прикосновения к ним, от действия с ними: перенося предметы, почувствовать меру их тяжести; беря их в руки, ощутить и определить качество поверхности, температуру.
Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение: мера веса, мера длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объемные фигуры и другое. Владея этими эталонами, дети будут соотносить с ними любое воспринятое качество, давать ему определение. Благодаря этим «единицам измерения», ребенок полнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленный и организованный характер. В развитии чувственного познания большое значение имеет речь. Введение в словарь ребенка названий разных признаков помогает развить способность к сравнению - важнейшей мыслительной операции.
Итак, сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение – получение отчетливых понятий об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
• является основой для интеллектуального развития
• упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
• развивает наблюдательность;
• готовит к реальной жизни;
• позитивно влияет на эстетическое чувство;
• является основой для развития воображения;
• развивает внимание;
• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
• обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
• влияет на расширение словарного запаса ребенка;
• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
Значительное время, особенно у детей младшего дошкольного возраста, отводится на так называемую бытовую деятельность, связанную с выполнением режима. Содержание этой деятельности очень важно для сенсорного развития. Умывая детей, учу различать теплую и холодную воду и другие её свойства, ощущать запах мыла, сухость и влажность полотенца. За завтраком, обедом, полдником знакомлю малышей с особенностями пищи, продуктов, их вкусом, запахом, консистенцией, цветом и др. В процессе выполнения режимных процедур упражняю детей в пространственной ориентировки: правая, левая рука, нога, сбоку, сзади и т.д. Временная определенность режима жизни детей помогает им усвоить первые представления о частях суток, днях недели, о том, что значит «сейчас», «потом», «рано», «поздно» и т.д. Детей учу ценить время свое и других, не опаздывать, не заставлять себя ждать. Таким образом, подвожу к осознанию необратимости, текучести времени. Знакомя детей с названиями посуды, мебели, одежды, знакомлю с материалами, из которых они сделаны. Восприятие обостряется с изменением характера действий или жизненной ситуации. В старшем возрасте во время дежурства учу различать тарелки по величине, глубине, чашки и блюдца по цвету; в процессе работы они ощущают тяжесть, гладкую поверхность, холодок фарфоровой посуды, легкость пластмассовой. Сдвигание столов, расстановка стульев вызывают иные – двигательные, осязательные, ощущения, требуют восприятия пространственных отношений, линий контура и пр.
Ознакомление детей с предметами быта, утвари служит развитию аналитико-синтетической деятельности, упражнению в сравнении, классификации. Усвоение и воспроизведение последовательности действий, необходимых для умывания, требуют сосредоточенности внимания, памяти, мышления, произвольности поведения.
В младшем возрасте в своей работе я ставлю следующие задачи:
• Формирование положительного отношения к гигиеническим процессам и культуре еды;
• Закрепление последовательности действий в процессах умывания и одевания;
• Правил поведения за столом (правильно держать ложку, вилку, не крошить хлеб, есть аккуратно, не разговаривать, пользоваться салфеткой, благодарить после еды).
Эти задачи решаются мною во всех бытовых процессах, и в младшем возрасте и в старшем возрасте. Предлагаю вам перечень опытов, дидактических игр, бесед, наблюдений для младшего старшего возраста по привитию сенсорных эталонов в бытовой деятельности.
Умывание
1. Опыты с водой:
• Смешивание подкрашенной воды и получение разнообразных «волшебных» цветов и оттенков;
• «цветные капельки»: капание из пипеток в баночки с водой жидкой краски различной густоты и наблюдение за «путешествием» капельки;
• Замораживание воды в разных формочках;
• «тонет – не тонет»: испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала;
.2. Опыты с мыльной водой и пеной:
• Пускание мыльных пузырей с помощью разных предметов;
• Какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены.
3. Дидактические игры:
• «Умоем куклу Катю»,
• «Мы умываемся»
• составление с детьми алгоритма процесса умывания,
• Моделирование: «Зеркало»,
• «Купание куклы».
4. Беседы:
• «Все о микробах»,
• «Зачем мы моем руки»,
• «Да здравствует мыло душистое!»,
• «Чистые ногти».
5. Наблюдения:
• «Как умываются дети старшей группы»,
• «Как умывается кошка»,
• «Как надо чистить зубы».
Одевание.
1.Опыты:
• С пуговицами: угадай на ощупь; найди самую большую; самую красивую пуговицу; классификация по цвету, форме; нанизывание на шнурок и т.д.
• Со шнурками: классификация по цвету, длине; выкладывание узоров; развязывание узелков;
• С материалом: определение свойства – сравнение с бумагой; «Печворк»- прием из методики Монтессори
• С кнопками, крючками: упражнения в застегивании расстегивании; определение материала, из которого сделаны, на ощупь.
2. Дидактические игры:
• «Одень куклу на прогулку» Определение - цвета, формы, размера, классификация одежды по сезонам;
• «Укладывание куклы спать». Определение качества постельного белья. Чистое, мягкое, сухое, отглаженное, грязное, светлое и т.д.;
• «Найди своего товарища». Нахождение друга по описанию одежды;
• «Кукла Катя собирается в гости»;
• «Мы одеваемся на прогулку»;
• «Магазин одежды»;
• «Сложи по порядку»;
• «Чудесный мешочек».
3. Беседы:
• «Каждой вещи свое место»;
• «Что такое неполадки в одежде»;
• «Не забывай о друзьях». Взаимовыручка, закрепление навыков одевания;
• Составление с детьми алгоритма процесса одевания;
• «Как одеваются у нас» (в городе, селе, на севере, на юге и т.д.)
4. Наблюдения:
• «Как одеваются младшие старшие дети». (Сравнение)
• «Кто лучше сложит вещи» (Соревнование)
• «Как правильно завязать шнурки, шарф, застегивание рубашки»
Прием пищи.
1. Опыты:
• Определение вкусовых качеств. Запаха, консистенции пищи. Холодное – горячее. Сладкое – соленое. Жидкая – густая. Твердое – мягкое. И т.д.
• С напитками: Добавление молока в чай. Добавление варенья из ягод в молоко. Приготовление морса.
2. Дидактические игры:
• «Ждем гостей»
• «Накормим куклу Катю обедом»
• «Мы сегодня поварята»
• «В гостях у матрешки»
• «Как звенят тарелки и ложки»
• «Накрой на стол»
• «Мы дежурим по столовой»
3. Беседа:
• «Как правильно вести себя за столом»
• «Полезные и вредные продукты»
• «Как пользоваться столовыми приборами»
• «Дары леса» «Дары огорода» « Дары сада»
• «Как правильно сервировать стол»
• По картине из серии «Мы играем»
4. Наблюдение:
• Мультфильм «Федорино горе», «Добрая хозяюшка»;
• Чтение отрывка из книги Н.Калининой «Малыши»;
• За дежурными по столовой.
В старшем возрасте ставлю следующие задачи по формированию сенсорных способностей в бытовой деятельности детей.
Задачи:
• Формирование представлений о культурно- гигиенических навыках. (Культуры еды, умывания, одевания) и самостоятельного их выполнения;
• Формирование способности замечать, когда необходимо вымыть руки, лицо, заботиться о своем внешнем виде;
• Освоение приемов чистки зубов, одежды, умения пришить пуговицу.
Для решения этих задач использую следующее.
Умывание
1. Опыты:
а) С водой:
• Очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров;
• Получение цветной воды путем смешивания разных цветов в разных пропорциях;
• Замораживание цветной воды;
б) С мылом:
• Сдувание пены;
• Какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены.
2. Дидактические игры:
• «Умоем куклу Катю»;
• «Помоги другу»»»;
• «Зеркало»;
• «Грязный – чистый»:
• «Что не так»;
3. Беседы:
• «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»
• «Чистить зубы – для чего?»
• «Все о микробах»
• «Для чего нужны носовые платки»
• «Мой внешний вид»
• «Мои личные вещи»
• «Что такое ухаживать за собой»
• «Вещи для личной гигиены»
• Компьютерные игры: «500 самых интересных детских игр»

4. Наблюдения:
• «Как умывается кошка»
• «Как приводят в порядок себя птицы» (Попугай)
• «Как умывается взрослый человек» (Показ)
• «Как умываются дети ясельной группы»
5. Просмотр DVD:
• «Белоснежка и семь гномов»
• «Мойдодыр»
• «Живая природа».

Одевание
1. Опыты:
С материалом:
• определение цвета, формы, материала
• свойства материала;

С пуговицами:
• определение цвета, формы, размера, материала,
• нанизывание на нитку,
• пришивание.

2. Дидактические игры:
• «Одень куклу на прогулку». Одежда, обувь, головные уборы. Определение размера, формы, велико – мало. Шапка - вытянутая, продолговатая, круглая и т.д.
• «Удобно - неудобно»
• «Велико – немало»
• «Печворк» или «Лоскутики»
• «Когда это надеваем?»
• «Определи на ощупь»
3. Беседы:
• «Содержи в порядке одежду, обувь»;
• «Помогай товарищу»;
• «Зачем складывать вещи в шкафу аккуратно и по порядку»;
• «Одежда - разных народов»;
• «Исправь неполадки в одежде»;
• «Кто нас одевает?» (профессии);
• «Из чего нам шьют одежду?»
4. Наблюдения:
• «Как одеваются взрослые»;
• «Как одеваются малыши»;
• «Тренируем мы шнурки»:
• «Учимся сушить одежду»
• «Уютно ли вещам товарища?»
Прием пищи.
1. Опыты:
• Определение формы, цвета, материала посуды,
• Вкуса и запаха пищи: Холодное – горячее; сладкое – соленое; жидкая – густая; Овощи – фрукты;
• «Из чего сделаны тарелки и ложки»;
• «Для чего нам столовые приборы»;
• «Узнай по вкусу – продукты»;
• «Узнай по запаху – продукты»
2. Дидактические игры:
• «Ждем гостей»;
• «Идем в гости»;
• «День рождения»;
• «Назови посуду»;
• «Для чего что предназначено»;
• «Что покупала хозяйка»;

3. Беседы:
• «Сервировка стола»;
• «Как вести себя за столом»;
• «Учим Лунтика пользоваться столовыми приборами»;
• «Дары природы нашего края»;
• «Особенности национальной кухни разных народов».
4. Наблюдения:
• «Прием пищи в ясельной группе»;
• «За работой повара»;
• «За работой няни»;
• «За дежурными по столовой»;
• «Как чистят овощи» (показ);
• Иллюстрации.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами - круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.
В среднем дошкольном возрасте у детей продолжаю формировать сенсорные эталоны. Обогащаю опыт детей новыми способами обследования предметов. Закрепляю полученные в младшем возрасте навыки их обследования. Совершенствую восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать устойчивые эталоны, закрепленные в речи. Совершенствовать представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Приветствую попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы.
В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
В старшем дошкольном возрасте продолжаем развивать органы (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.) Совершенствовать умение определять пространственные характеристики предметного мира Формируем умение выбирать рациональный способ определения свойств и отношений предметов, давать точную словесную оценку, доказывать и обосновывать способы и результаты сравнения, измерения, сопоставления. Формируем умение составлять описательный рассказ о предмете, полно отражая его особенности, пользуясь обратными сравнениями, эпитетами, метафорами. При усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух - точнее различение речевых звуков - различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. И поэтому так важно, что бы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни; исследование предметов, их свойств и качеств. Сенсорное воспитание направлено на развитие разнообразных перцептивных действий (действий восприятия), в процессе которых дети выявляют свойства предметов, объектов, явлений.
Для этого в группе создала уголок сенсорного развития, где собран материал, который поможет расширить представление детей о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов.
Пирамидки, кубики, матрешки, ведерки разных цветов и куклы; игрушки-вкладыши разных форм, набор «маленькие и большие». Разнообразные застежки, мозаики Мною создан тренажер для развития мелкой моторики рук из бросового материала. Это большая объемная игрушка «Гусеница» в длину 1,5м где дети с большим удовольствием играют с ней. Застегивают пуговицы и разнообразные пряжки, шнуруют, прикручивают по цвету крышки «Цветы на клумбе», учатся завязывать банты, работать с молниями и многое другое. Я считаю, развивая сенсорные способности детей и развитие мелкой моторики рук взаимосвязаны в развитии речи ребенка. Так как ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.
Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.
Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы, использовать игры по методики Монтессори. Свою работу по формированию сенсорных способностей я строю по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой и по методике Марии Монтессори.
Но самая лучшая программа не смогла бы дать полноценных результатов без совместной работы с семьёй. По этой проблеме была создана и система работы с родителями, которая включала:
• Ознакомление родителей с результатами диагностики по развитию сенсорных способностей;
• Участие в составлении индивидуальных планов для закрепления сенсорных способностей детей;
• Знакомство с методикой Марии Монтессори;
• Создание сенсорного уголка. Пополнение его новыми пособиями и дидактическими играми
• Консультации;
• Собрания;
• Заседания круглого стола и многое другое.


. Игры, сделанные руками родителей и мною и приобретенные за их счет, помогают мне формировать у детей общую сенсорную способность – способность к использованию сенсорных эталонов. Обеспечивают постепенному переходу от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Помогают получить первые преставления о различных материалах и их основных качествах. Формирую представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и т.д.). Развивают умение активно употреблять слова, обозначающие действия, качества и свойства предмета. Воспитывают бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением и свойствами.
.
Фатеева Елена
 

Re: Иновационный подход развития сенсорных способностей у детей.

Сообщение Фатеева Елена » 07 сен 2010, 22:41

Перспективное планирование по развитию сенсорных способностей детей второй младшей группы

№ Тема занятия задачи
сентябрь
1 Д/и «Овощи» Тактильные качества вкусовые качества
2 Рисование «Овощи» Форма цвет
3 Д/и «Спрячь мышку» цвет
4 Д/и «Магазин» группировать предметы по общему признаку.
октябрь
5 Д/и «Составь фигуру» Умение анализировать, сравнивать,
осуществлять последовательные действия
6 Д/и «Матрешкино новоселье» Цвет
7 Д/и «Сбор фруктов» величина
8 Аппликация «Лебедушка» Цвет – признак предмета
ноябрь
9 Лепка «Яблоки и груши» Цвет форма
10 "Заварка чая с лимоном" Показать и назвать действия,
которые впоследствии дети могут перенести в игровую ситуации
11 Д/и «Чего не хватает?» Форма цвет
12 Д/и «Чудесный мешочек» Умение на ощупь находить геометрические фигуры
декабрь
13 Д/и «Чем похоже, чем отличается» Развитие аналитических способностей,
умение сравнивать предмет по цвету, форме, величине.
14 Рассматривание меха и пальтовых тканей Познакомить детей с некоторыми свойствами меха и ткани,
дать общее представления о способах превращения их в вещи.
15 Д/и «Найди все фигуры как эта» Цвет, форма, размер
16 Д/и «Украсим елочку» Группировать оттенки, подбирать их по слову, обозначающему цвет
январь
17 Окраска воды Формировать представления о разных оттенках цвета по светлоте
18 Д/и Что лежит в мешочке» Форма, упражнять в соотношении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образом
19 Д/и «Кто скорее соберет?» Собирать пирамидки
20 Д/и «Живое домино» величина цвет
февраль
21 Д/и «Придумай сам» Цвет, размер, форма использовать предмет в качестве заместителя других предметов
22 Д/и «Сравнение шарика и куба» Форма предмета
23 Геометрическое лото Учить сравнивать форму изображенного предмета с геометрической
24 Окраска воды формировать представления о разных оттенках цвета по светлоте
март
25 Аппликация «Украсим салфетку» Цвет, форма понятие: середина листа, верхний угол, нижний угол,
развивать композиционные умения, цветовое восприятие
26 Найди предмет такой же формы Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическим образцом
27 Конструирование «Башня» Закреплять представления об относительной величине предметов
28 Аппликация «Узор по кругу» Располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры
по величине понятия вверху, внизу, справа, слева.
апрель
29 Д/и «Ознакомление с деревом и резиной» Ознакомить с некоторыми свойствами дерева и резины
30 Д/и «Орнамент» Учить воспринимать воспроизводить взаимное расположение
геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета формы
31 Д/и «Чудесный мешочек» Учить определять материал на ощупь, из которого сделаны вещи
32 Лепка «Миска трех медведей» Учить лепить мисочки разного размера
май
33 Д/и «Цвет и форма» Закрепить представления о пяти геометрических фигурах.
34 Д/ и «Посади огород» Учить детей использовать заместители предметов
и располагать предметы в пространстве
в соответствии расположенных заместителей
35 Д/и «Составь предмет» Упражнять в соответствии силуэта из отдельных частей (цвет, форма)
36 Конструирование из песка «Мосты» Продолжаем знакомить детей со свойствами песка
Фатеева Елена
 

След.

Вернуться в Подготовка к конкурсу профессионального мастерства

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron