ФГОС в контексте обучения и воспитания творческой личности

Модератор: TarasovaEG

ФГОС в контексте обучения и воспитания творческой личности

Сообщение TarasovaEG » 18 апр 2013, 15:42

Уважаемые коллеги!

Актуальность данной темы определяется новыми целевыми ориентирами в системе образования, нашедшими отражение в федеральных документах нормативного и рекомендательного характера (Закон РФ «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, Указ Президента России «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», Приказ МОиН РФ «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2012 году», Приказ МОиН РФ «Об утверждении Перечня олимпиад школьников на 2010-2011 учебный год» и др.).
Данные документы определяют единый подход к пониманию проблемы одаренности. Для педагогов, в системе работающих с одаренными детьми, большое значение имеет «Рабочая Концепция одаренности» (Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003// http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm), разработанная по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» авторским коллективом (Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор), Шадриков В. Д. (научный редактор) и др.).
Предлагаем вам, опираясь на указанные выше нормативные документы, высказать свое мнение в рамках данного форума по следующим вопросам:
*федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения в контексте обучения и воспитания творческой и одаренной личности;
*проблема преемственности в обучении и воспитании одаренной личности;
Аватар пользователя
TarasovaEG
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 17 июн 2012, 20:23

Re: ФГОС в контексте обучения и воспитания творческой личности

Сообщение НАТАЛИЯ » 19 апр 2013, 08:33

Гуркина Наталия Владимировна,
Учитель физики МБОУ «Оборонинская СОШ»
В современном обществе условием успешной социализации личности становятся такие свойства как инициативность, ответственность, способность к нешаблонным поступкам – творческий подход к жизни и деятельности. В реальной школьной практике обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями. Традиционная система образования не способствует поиску, поддержке, развитию одарённости в широком смысле этого слова.
ФГСОС нового поколения, на мой взгляд, способствуют решению данной проблемы – организации работы с одаренными детьми на основе индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных программ. Считаю, что такой подход поможет ребенку реализовать себя, предоставляет широкие возможности для развития способностей каждого ребенка.
НАТАЛИЯ
 

Re: ФГОС в контексте обучения и воспитания творческой личности

Сообщение Федина Ж.Р. » 20 апр 2013, 15:19


Федина Жанна Рушановна
МБОУ Уметская СОШ имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова, учитель музыки.


У ФГОС есть новые требования к результатам образования. Они связаны с тем, что система образования получает новые приоритеты, новые задачи.
Развитие и проявление творческих способностей возможно только последовательным формированием, а фактически непрерывным воспитанием у подрастающего поколения, начиная от дошкольного возраста и вплоть до перехода к профессиональной деятельности, творческого и созидательного начала к жизнедеятельности, учебе, труду.
Основным результатом реализации стандартов должно стать формирование личности школьника, его творческих способностей, воспитание нравственных и эстетических чувств, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, способной получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
Школа должна сегодня стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, чтобы здесь ребёнок сумел сделать выбор, сумел научиться свободно проявлять свою волю, раскрыться как творческая личность. В формате реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения важно заинтересовать ребёнка так, чтобы школа стала для него вторым домом.
Федина Ж.Р.
 

Re: ФГОС в контексте обучения и воспитания творческой личности

Сообщение Ломакина Вера » 21 апр 2013, 17:58

Ломакина Вера Викторовна; учитель МБОУ "Начальная школа - д/с № 5 "Ёлочка" г.Моршанск

Вот уже второй год идёт реализация федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в начальной школе. И, конечно, каждый учитель, работающий по новым стандартам, увидел, что в них сделан чёткий акцент на работу с талантливыми и одарёнными детьми. Уже в ООП НОО определены такие формы работы с детьми, как:
-выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно – полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
-организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно – технического творчества и проектно – исследовательской деятельности; - участие обучающихся и их родителей / законных представителей / ,педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
-использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; -возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьютеров (есть не в каждом ОУ) и других педагогических работников; -включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.

Учителям начальных классов хочется порекомендовать следующие подходы к организации обучения талантливого и одарённого ребёнка, соответствующих требованиям новых ФГОС:

1. Поручать одарённому ребёнку выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий в момент, когда идёт доработка учебного материала другими учащимися. Он не будет отвлекать внимание Ваше на себя и в тоже время сможет заниматься интересным и полезным для него делом. Нужно научить управлять одарённого ребёнка процессом своего обучения и не задерживать его продвижение вперёд, когда другие отстали.
2. Полезно соединять для выполнения учебных заданий детей с разными типами одарённости. Это необходимо для того, чтобы они могли контактировать с равными себе по уровню способностей, помогать преодолевать проблемы друг другу в областях, в которых они менее сильны, а также осваивать менее доступные для них способы учебной работы посредством указанного сотрудничества.
3. Учитывая, что новые ФГОС предлагают как основу способов обучения деятельностный подход, при котором одарённые учащиеся быстрее, чем другие дети в классе будут видеть предполагаемый результат учебного труда, их нужно назначать консультантами, проектировщиками учебного процесса при освоении наиболее сложного учебного материала в помощь другим детям в классе.
4. Зная о том, что одарённые дети имеют проблемы с завышенной или заниженной самооценкой, можно давать им задания на разработку критериев оценки результатов конкретной деятельности.
5. Учащимся с интеллектуально - академической одарённостью, успешно осваивающим учебную программу, можно не задавать домашних заданий на тренинг, а вместо этого предлагать творческие задания с учётом интересов конкретных учащихся.
6. Результаты труда одарённого ребёнка обязательно должны быть оценены Вами, так как для детей данной категории это имеет достаточно большое значение.
7. Не стоит бояться хвалить и высоко оценивать результаты труда этих детей за - из соображений «воспитания зазнайства», одарённые дети, несмотря на то, что многие достижения им даются легко, высокие оценки всё равно заслужили.
Ломакина Вера
 

Re: ФГОС в контексте обучения и воспитания творческой личности

Сообщение Федотова Е. В. » 22 апр 2013, 14:59

"Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться,"- говорил А. Бебель. А где же им образовываться и развиваться, как не в школе? Поэтому во ФГОС мы видим, что основная образовательная программа будет предусматривать: выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности. Т. е. с введением ФГОС одарённые дети только выиграют, их творческий потенциал наберёт достаточно сил, чтобы затем развиться во взрослой жизни и принести пользу стране и всему миру.
Федотова Е. В.
 

Re: ФГОС в контексте обучения и воспитания творческой личности

Сообщение Perepechina1976 » 22 апр 2013, 22:02

Перепечина Надежда Васильевна учитель музыки
Вырубовского филиала МБОУ "Никифоровская СОШ№1"

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача ФГОС нового поколения в контексте обучения и воспитания одаренных детей.
Обучение одаренных детей в условиях реализации ФГОС может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т. д.). К сожалению, современная практика сводится в основном к обучению по индивидуальным программам в одной предметной области, что не способствует раскрытию других способностей ребенка, лежащих вне ее.
Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время психологические особенности одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний в рамках школьных предметов. Этой специфической составляющей являются высокий (или повышенный) уровень и широта общеобразовательной подготовки, обусловливающие развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся. Несмотря на более высокие способности в отдельных предметных общеобразовательных областях или в других областях, не включенных в содержание общего среднего образования, для многих одаренных детей усвоение такого разнообразия знаний может быть нелегким делом.

ФГОС нового поколения делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка, где особое внимание уделено бережному отношению к одаренному ребенку, предполагающему понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность.
Perepechina1976
 

Re: ФГОС в контексте обучения и воспитания творческой личности

Сообщение Галкина Н.Н. » 23 апр 2013, 00:46

Галкина Надежда Николаевна-учитель музыки филиала МБОУ Цнинская СОШ №2 в селе Донское.
С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности становится все более актуальной.Это, прежде всего,связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающий интеллект и способности.Реализация ФГОС нового поколения требует инноваций.
Основной целью работы в школе в новых условиях является создание условий для оптимального развития одаренных детей.Задачи раннего выявления, а затем и обучения и воспитания одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Для реализации этих задач необходимо:
-знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах,эффективных при работе с одаренными детьми;
-проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности;
-отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют самостоятельности мышления, инициативности и творчества и применение этих методов, форм, приемов;
-разработка гибких индивидуальных программ обучения;
-разработка авторских программ;
-внедрение современных образовательных технологий;
-проектирование учебных планов;
-организация инновационной деятельности;
-повышение научно-методического и профессионального уровня педагогов.
-
Галкина Н.Н.
 

Re: ФГОС в контексте обучения и воспитания творческой личности

Сообщение Стехина Н.В. » 23 апр 2013, 17:04

Стехина Наталия Викторовна - учитель музыки и МХК "МБОУ Покрово - Пригородная СОШ" Тамбовский район

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Эксперты признают, что пока некому выявлять одаренных детей и работать с ними.
"Нет методики, которая позволяет определить талант в раннем возрасте, и очень высок субъективизм со стороны педагогов".
Мы не говорим о музыкальной и телесно-кинестетической одаренности детей, здесь существует как система выявления, так и система поддержки талантливых детей: спортивные и музыкальные школы, смотры, фестивали, конкурсы от региональных до международных. Поэтому задача общеобразовательных учреждений — развитие всех остальных видов интеллекта, напрямую соприкасающихся с наукой, научным творчеством, интеллектуально-творческим мышлением.
Стратегия работы с одаренными детьми по ФГОС заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Стехина Н.В.
 

Re: ФГОС в контексте обучения и воспитания творческой личности

Сообщение Воронина Галина » 23 апр 2013, 22:42

Воронина Г.В.учитель ИЗО Сампурского филиала МБОУ Сатинской СОШ
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их индивидуального развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов. На сегодняшний день в полную силу идет работа над реализацией основ­ной образовательной программы начального общего образования, являющейся фундаментом для дальнейшего продвижения новых стандартов. В соответствии с Согласно Концепции одаренность является системным качеством, харак­теризующим психику ребенка в целом. При этом именно направленность личности, система ее ценностей определяют, как будет реализовано «индивидуаль­ное дарование». Такое видение данного вопроса расходится с привычным пред­ставлением об одаренности. Зачастую одаренность трактуется именно как вы­сокий уровень развития конкретных способностей ребенка.
Таким образом, гуманистическая направленность Концепции ставит на первое место задачу Важно помнить, что именно на этих детей общество в первую очередь возлага­ет надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Имен­но одаренные дети являются опорой для процветания общества. Таким образом, особо важная задача обучения одаренных детей - поддержка и развитие инди­видуальности ребенка.
Воронина Галина
 

Re: ФГОС в контексте обучения и воспитания творческой личности

Сообщение Иванова Александра » 24 апр 2013, 16:37

Поиск и поддержка талантливых детей, а также развитие их таланта в период школьного обучения являются составной частью новой национальной образовательной стратегии. Фактически новая национальная образовательная стратегия включает инициативу «Наша новая школа» и введение и реализацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
В отличие от традиционной системы школьного образования, где основная работа учителя направлена на среднего ученика, в Новой школе он (учитель) обязан изучать и решать проблемы детей с высоким интеллектуальным потенциалом, создавать условия для развития природных задатков и самореализации личности.
Уже сейчас в школах происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые касаются и развития системы работы с одаренными школьниками.
Новые стандарты позволят развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, что в итоге должно способствовать саморазвитию обучающихся, их активной учебно-познавательной деятельности, а так же построению образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Все это создает условия для работы по развитию одаренности учеников.
Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Для выявления и развития одаренных детей очень важны предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, проекты по различной тематике, ролевые игры. Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности. Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.
Стандартами предусмотрена возможность разработки индивидуальных учебных планов для развития одарённых детей. Индивидуальные планы могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей.
ФГОС расширяют возможности использования основных подходов к разработке содержания учебных программ для обучения одаренных школьников.
Иванова Александра
 

След.

Вернуться в Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы перспективы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron