методы работы с одаренными детьми

Модератор: TarasovaEG

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Ларина Н. В. » 29 апр 2013, 21:13

Добрый вечер, коллеги.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных,
способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками
граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать
стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача.
Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка "талантливого
ребенка" провозглашается приоритетной задачей.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных
детей и работой с ними. В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Наиболее эффективны следующие методы работы с одаренными обучающимися,
варьирование которых позволяет педагогам школы поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию.
- Метод вживания.
Позволяет обучающимся посредством чувственно- образных и мыслительных
представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его
изнутри.
- Метод эвристических вопросов.
Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их
всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно
исследуемого объекта.
- Метод сравнения.
Дает возможность сопоставить версии разных обучающихся, а также их версии с культурно–историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
- Метод конструирования понятий.
Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно
сформулированного определения понятия.
- Метод путешествия в будущее.
Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков
предвидения, прогнозирования.
- Метод ошибок.
Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на
конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов.
Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую
деятельность обучающихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
- Метод придумывания.
Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных
творческих действий.
- Метод «если бы…».
Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет,
если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает
воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
- «Мозговой штурм»
Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников
обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
Ларина Надежда Валентиновна, учитель русского языка и литературы.
Ларина Н. В.
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение ВасиленкоЮВ » 29 апр 2013, 21:37

Василенко Юлия Владимировна-учитель английского языка МБОУ СОШ №1 г.Моршанска.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей мы используем методы работы: исследовательский, частично-поисковый, проблемный,проективный.Данной категории детей предлагаю разноуровневые задания, творческие задания. Очень важны: предметные олимпиады,интеллектуальные марафоны,различные конкурсы и викторины,словесные игры и забавы,проекты по различной тематике, ролевые игры,индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. На мой взгляд,при работе с одаренными детьми, учитель должен быть непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности.
ВасиленкоЮВ
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Рябова В. В. » 29 апр 2013, 21:40

Здравствуйте, коллеги.
«Воспитывать - значить организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети»
Л. С. Выготский
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.
Исследователи развития современного образования Б. М. Бим-Бад, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. А. Караковский, М. М. Поташник и др. справедливо полагают, что перед школой, перед педагогами сейчас встала проблема воспитания цельной нравственной личности, находящейся в согласии с миром и с собой. Тем более что зависимость самого существования жизни на Земле от разума человека становится всё очевиднее.
Особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.
У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы школы.
В образовательном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
-исследовательский;
-проектный;
Все методы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором успешности ребёнка в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств.
Рябова Вера Валентиновна, учитель русского языка и литературы филиала МБОУ Сосновской СОШ № 1 в п. Рабочий
Рябова В. В.
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Копылова Н.Н. » 29 апр 2013, 22:14

Копылова Надежда Николаевна - учитель музыки МБОУ "Инжавинская СОШ".
Издавна перед учителем стояла проблема : Как учить? Чему учить? А особенно это касается во все времена работы с одарёнными детьми.
С введением новых ФГОС обучение одарённых детей изменилось.
Новые ФГОС безусловно предоставят одарённым детям большие возможности для самореализации, так как учебная самостоятельность детей увеличивается, универсальные умения дадут таким детям новые возможности для самореализации в постижении нового.
Но для этого нужен компетентный педагог,
Если при прежних ФГОС детей нужно было просто обучить знаниям, умениям и навыкам, записанным в стандартах, то сейчас от учителя потребуется нечто большее.
Компетентный педагог призван создавать такие педагогические условия, при которых дети с указанными характеристиками, смогут полноценно и посильно реализовывать свои образовательные потребности. Поэтому я с большим удовольствием обучаюсь на курсах повышения квалификации по проблеме "Современные образовательные технологии"
Хочется поблагодарить организаторов и лекторов курсов «Современные образовательные технологии».
Большое спасибо за несколько продуктивных дней. Минимум времени – максимум информации. Вы пробудили желание двигаться вперёд, учить и учиться, творить. Курсы проведены с высоким КПД. Это касается и содержательной стороны, и эмоциональной насыщенности. Было интересно, увлекательно, полезно!
Домой едем с огромным багажом новых знаний! Большое спасибо! Творческих успехов!
Копылова Н.Н.
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Дудина Ольга » 29 апр 2013, 22:29

Горбачева Лидия Александровна, учитель филиала Сосновской СОШ №1 в д. Семикино
Добрый вечер, уважаемые коллеги!
Существует несколько технологий обучения одаренных детей в обычном классе. Одна из них - технология «Труднейший первый шаг».
Этот метод следует использовать в начале обучения детей. Смысл данной технологии состоит в том, что ученикам предлагается попробовать решить 5 или 6 сложных заданий и упражнений, перед тем как приступить к основному заданию. Если они успешно справляются с этим заданием, то получают уровень «А» (что означает отлично) и тогда имеют возможность использовать время, которое осталось, для занятий тем видом деятельности, который интереснее и нужнее, естественно, под контролем учителя.
Этот метод можно использовать на разных уроках: математики, языка, чтения, целью которых является закрепление умений и навыков на практике во время изучения определенного правила, понятия. Причина, по которой этот метод работает, очень простая. Одаренные дети могут усваивать даже новые понятия быстрее, нежели однолетки, и лучше запоминают то, что учат, следовательно, они и нуждаются в меньшей практике.
«Труднейший первый шаг» необычайно успешен в работе с детьми с неудовлетворительным поведением, которые отказываются выполнять задания со всеми. «Чаще всего дети плохо себя ведут из-за краха ожиданий, расстройства их планов. А использование этого метода даст возможность этим детям в процессе урока выполнить ту работу, которая важнее для них или даже просто помечтать.
Приведу пример такого задания
Между понятиями могут быть и такие отношения, когда одно из них отражает какое-то событие, а другое указывает на причину этого события. При этом понятие-событие называют СЛЕДСТВИЕМ, потому что оно происходит вслед за причиной (следует за причиной). Например, ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ может стать причиной ПОЖАРА (пожар в этом случае - СЛЕДСТВИЕ шалости с огнем). Значит, два понятия - ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ и ПОЖАР - находятся между собой в ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ отношениях.
В следующих заданиях найди пары понятий, которые находятся между собой в ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ отношениях.

1. Образование льда, север, мороз, погода, снег (мороз - образование льда)
2. Осень, холод, дерево, листопад, время года (осень - листопад)
3. Время года, весна, деревья, лето, таяние льда (весна - таяние льда )
4. Кипение воды, образование пара, жара, кастрюля, солнце (кипение воды - образование пара)
5. Радость, игра, плач, таблетка, боль (боль - таблетка: боль - плач)
6. Радость, подарок, кукла, игра, дети (подарок - радость)
7. Вода, юг, море, волны, ветер (ветер - волны)
8. Страх, ребенок, опасность, явление природы, дом (опасность - страх)
9. Дождь, вода, снег, солнце, лужа (дождь - лужа)
10. Смех, слезы, горе, книга, телевизор (горе - слезы)

Упражнения лучше представлять на отдельных карточках. Форма ответов любая.
Попробуйте найти ПРИЧИНУ следующих событий.

1.НАВОДНЕНИЕ (разлив реки, таяние снега)
2. ТРАВМА (ПЕРЕЛОМ) (падение)
3. ГОЛОЛЕД (мороз после дождя)
4.ДВОЙКА (не выученный урок)
5. ЗАГАР (солнце)
6. НАГРАДА (ударный труд)
7. ДОЖДЬ (туча)
8. ДЫМ (пожар, костер)
9.ОЧКИ (ослабление зрения)
10. СИНЯК (Удар)

А теперь найдите СЛЕДСТВИЕ.

1. БОЛЕЗНЬ (лечение)
2. УКОЛ (боль)
3. ПРАЗДНИК (радость)
4. АВАРИЯ (травма, смерть)
5. ОСКОРБЛЕНИЕ (обида, ссора)
6. УРАГАН (разрушения)
7. МОЛНИЯ (гром)
8. ВОСХОД СОЛНЦА (рассвет)
9. ОПОЗДАНИЕ НА УРОК (замечание учителя)
10. РАБОТА (усталость)

Понятия следует отпечатать на общем листе. Ученик может записывать свои ответы рядом или отвечать устно. Ответы могут быть другими; главное, чтобы они соответствовали требованиям заданий, то есть были причиной или следствием.
Дудина Ольга
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Нестерова Нина » 30 апр 2013, 08:34

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Присоединяясь ко всему сказанному выше, от себя хочу добавить: тот, кто хоть раз работал с одарёнными детьми, знает - одарённые дети чаще других испытывают трудности в социальном общении с окружающим их миром. Одарённый ребёнок часто ведет себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагируя на действия и оценки окружающих. На самом деле его агрессия это всего лишь его защитная реакция на кажущуюся ему не справедливость мира. Но так, же часто можно встретить и противоположную реакцию: уход в себя, в мир фантазий и грез, вялость, незаинтересованность в контактах. Ведь талантливый ребенок осознает в первую очередь не свою одаренность, а свое отличие от других. Переживание этого отличия самим ребенком и его окружением может перерасти в отдельность, отчужденность и породить серьезные внутриличностные конфликты. Поэтому найти одарённого ребёнка и подготовить индивидуальную программу для развития его дара учителю мало, я считаю просто необходимо разработать и программу психологической реабилитации и поддержки одарённого ребёнка. Поэтому учитель должен быть ещё и хорошим психологом или работать в тесном сотрудничестве с школьным психологом. А если ребёнок ещё и из неблагополучной семьи, то понадобится и помощь социального педагога.
Особенно это необходимо для детей с потенциальной одаренностью, имеющих лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности. А развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин: трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.
«Выпестовать» одарённого ребёнка большой труд для любого учителя, и в силу индивидуальности каждого из нас не существует универсальных методов работы с одарёнными детьми подходящих одинаково для всех одарённых детей, для каждого необходимо их подбирать индивидуально.
Нестерова Нина Ивановна - педагог дополнительного образования МБОУ "Устьинская СОШ".
Нестерова Нина
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Романова Валентина » 30 апр 2013, 11:14

Романова Валентина Егоровна, учитель русского языка и литературы Лавровского филиала МБОУ «Новопокровская СОШ»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Проблема работы с одарёнными детьми в наше время актуальна, так как коренные преобразования в обществе выдвигают на первый план вопросы обучения и воспитания социокультурной элиты, которая будет определять будущее России. В каждом классе есть учащиеся, которые мыслят нестандартно, чьи способности на порядок выше. Эти дети не могут не вызвать со стороны учителя повышенного внимания. Соответственно необходимо поддерживать и поощрять учащихся с незаурядными способностями. Педагогическое сопровождение таких детей начинается на уроке. Методы и формы работы с одаренными учащимися в учебном процессе должны сочетаться с методами и формами со всеми учащимися в классе и в то же время отличаться определенным своеобразием.
Для организации такого учебного процесса необходимо:
а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;
б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;
в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.
Практически это можно реализовать через групповые дискуссии, мозговые штурмы, игры и упражнения («В гостях у сказки», «Сундук мудрости», «Назойливый игрок», «Занимательные истории»), творческие проекты, развивающие способности детей. На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении, когда знания не даются в готовом виде. Не все учащиеся возьмутся за решение проблемных вопросов, но найдутся и те, кому это интересно, кто обратится к словарям и справочной литературе, попробует произвести самостоятельный словообразовательный анализ. Последующее выступление со своими ответами перед классом всегда вызывает интерес и повышает статус данных ребят. Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска, привлекать материал других предметов. Поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания учит оценивать себя. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.
Домашнее задание должно быть дифференцированным, включать в себя как обязательную часть, так и исследовательскую и творческую. В качестве творческого вида работы учащимся можно предложить создать лингвистическую сказку, приготовить сценку типа «Говорите по-русски правильно», составить кроссворд, сделать иллюстрацию.
На уроках литературы нужно задавать только интересные и актуальные для данного возраста вопросы, увеличивая количество проблем от произведения к произведению. Обязательно анализировать речевые обороты: какая фраза автора подтолкнула к этой мысли? Докажи. Давать свободу выбора тем, вопросов. Тема, предложенная учителем, может корректироваться, дополняться. Приёмы, используемые на уроках литературы, могут быть следующими: обнаружение своих личностных характеристик в персонаже; придумывание заданий, вопросов; выбор различных жанров заданий; ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя.
Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы (выпуск газет, конкурсы, викторины, театральные постановки). На помощь приходят вопросы и задания олимпиад по русскому языку и литературе разного уровня сложности для учащихся 5 - 9 классов.
Главное в системе работы с одаренными детьми – личностное развитие ученика и его самореализация. Способности могут только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия.
Романова Валентина
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение pinjasovala4336 » 30 апр 2013, 13:23

Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей способствует реализации у них возможностей, открывающих ребёнку большой мир. Это сложно, так как есть семья, отношения со взрослыми, сверстниками, с самим собой. Поэтому требуется системный анализ проблемных ситуаций и проектирование деятельности, направленной на их разрешение. Нужен гуманистический и личностно-ориентированний подход, защита здоровья, человеческого достоинства ребёнка, учёт его возраста, формирование уверенности в себе; создание учебной ситуации, способствующей росту познавательной потребности одарённых детей, мышлению; семейное консультирование. Таким образом, с одарёнными детьми должны работать педагоги, психологи и родители в системе, чтобы вовремя выявить одарённость и методично её развивать.
pinjasovala4336
 
Сообщений: 1
Зарегистрирован: 26 апр 2013, 09:50

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Чепракова Ольга » 30 апр 2013, 18:07

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей, а также необходимой подготовке педагогов для работы с такими детьми.
Обучение одаренных детей необходимо вести в двух направлениях: урочная и внеурочная деятельность. На уроках ведущими и основными являются методы творческого характера: проектная, поисковая, исследовательская работа. Для таких детей нужно ставить более сложные творческие задачи, давать дополнительные задания, которые будут отвечать потребностям одаренного ребенка, более полно раскрывать его творческий потенциал.
Также выявлению, развитию и поддержке одаренных детей помогают занятия в системе дополнительного образования, где каждому ребенку предоставляется возможность свободного выбора в той области и профиле которые ему интересны, где он в полной мере может показать свои способности.
Чепракова Ольга
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Ольга Трутнева » 30 апр 2013, 19:10

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Трутнева Ольга Николаевна - учитель русского языка и литературы Козмодемьяновской СОШ.

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию –её главная задача.
Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной задачей.
Помочь одаренному ребенку нужно, так как именно от таких детей зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на сцене своих учеников, на пьедестале- лучших российских ученых, кинорежиссеров, певцов, музыкантов и при этом сразу ассоциируем победителя со своей школой или страной в целом.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Национальная инициатива «Наша новая школа» предполагает организацию работы по развитию детской одаренности в трех направлениях:
1) выявление детских талантов и талантливых детей;
2) поддержка развития талантов;
3) повышение квалификации педагогов в области работы с высоко способными детьми.
Педагогическая наука сегодня выделяет следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Ольга Трутнева
 

Пред.След.

Вернуться в Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы перспективы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron