методы работы с одаренными детьми

Модератор: TarasovaEG

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Щербинина » 26 апр 2013, 22:43

Щербинина Л. А. -учитель русского языка и литературы филиала МБОУ Сосновской СОШ №2 в селе Первые Левые Ламки.
Уважаемые коллеги, добрый день. Одарённость - это уникальное явление, присущее далеко не каждому. Значит, и методы работы должны быть необычными. Не стоит полагать, что ребёнок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. Невмешательства мало:не все дети могут открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности. Нужны специальные уроки творчества, чтобы произошла активизация не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления. Важным приёмом и одновременно условием творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а также готовности принять нестандартный вопрос, нестандартное решение. Специальные уроки творчества лучше начинать с чего-то необычного для обучающихся. Пусть практически проверят тезис, обыграют воображаемую ситуацию, найдут иные средства для достижения цели коммуникации. Проведите творческий тренинг, решите задачу, напишите рассказ, эссе. Учите детей не бояться фантазировать, смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения. Одарённым присуще умение находить в образе неповторимые черты и в то же время "схватывать" главное - качества, которые сродни интуиции. Необходимо доверять догадке, предчувствию.
Щербинина
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение elenaaleks1973 » 26 апр 2013, 23:14

Цветкова Елена Алексеевна, учитель начальных классов филиала МБОУ "Покрово - Пригородная СОШ"
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, областных, региональных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей и соседней областей.
Как я достигаю таких результатов?
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
• выявление одаренных детей;
• развитие творческих способностей на уроках;
• развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
• создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.
elenaaleks1973
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение СизоваНВ » 27 апр 2013, 13:31

Сизова Наталия Владимировна, учитель немецкого языка Григорьевского филиала МБОУ Шпикуловской СОШ
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Одарённость ребёнка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особого внимания педагогов. Чем раньше мы обнаружим приоритеты в личностном развитии ребёнка, тем легче и быстрее становится формирование собственной самооценки. Поэтому необходимо постоянно выявлять одарённость детей, стимулировать её развитие. Различные методы выявления талантливых детей помогают установить их приоритеты, склонности и интересы. Многое зависит и от родителей. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и большую роль в её формировании. Родители обязаны стремиться развивать в своих детях их личные качества.
СизоваНВ
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение kosenkinatm » 27 апр 2013, 14:52

Учитель русского языка и литературы филиала Сосновской СОШ №1 в с. Челнаво-Рдождественское Косенкина Т.М.
Добрый день ,уважаемые коллеги!
Одаренность детей является самой важной задачей для педагогов и родителей. Дело ведь не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы
ребенок мог углублять эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни.
Детская одаренность делится:
- явную ( мы её сразу замечаем)
- возрастную ( исчезает с возрастом)
- скрытую, непроявленную.
Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающиеся от сверстников: отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Уже в раннем возрасте они способны прослеживать причинно – следственные связи, обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Чаще всего привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Для выявления одаренности ребенка достаточно замерить уровень развития его способностей с помощью тестов. С одаренностью детей может справиться любой педагог, если он обладает необходимыми знаниями и уровнем предметной подготовки.
Для выявления и развития одаренности необходимо применять следующие формы и методы:
- тренинги
- игры, сложные, т.к. сложные игры более интересны для детей такого уровня
- моделирование творческой ситуации
- образовательные программы, в которых проектируется маршрут деятельности педагога дополнительного образования, ориентированный на реальное развитие творческих способностей, творческого мышления, творческого потенциала личности ребенка, а следовательно, на развитие одаренности с реальными результатами.
Приоритетной формой работы в дополнительном образовании является общение ребенка с педагогом, поэтому занятия строятся не в традиционной форме, а виде работы творческих групп, микроколлективов, что дает хорошую возможность каждому ребенку максимум внимания.
Критерии одаренности ребенка:
- решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;
- в своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности;
- общаясь, ребенок широко использует мимику и жесты, особенно в разговорах со сверстниками
- речь ребенка отличается повышенной выразительностью.
Эти критерии рекомендуются как педагогам, так и родителям.
Выведение следствий – тест используется для исследования способности к воображению и словесно- логическому мышлению.
Умение правильно и полно отвечать на вопросы, видеть причинно- следственные связи является важнейшим условием успешного обучения.
Предложите детям пофантазировать на тему:
« Что произойдет, если…?»
Задача ребенка – дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы:
-Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?
- Что произойдет, если животные начнут говорить?
- Что произойдет, если горы станут сахарными? и другие.
Чем подробнее ответ, тем лучше у ребенка развита образность, тем ярче его воображение.
Для оценки результатов используйте:
1. фактор времени ( время затраченное на раздумье) 5 минут – 1 балл, 4 минуты – 2 балла, 3 мин – 3 балла и т.д.
2. активность воображения
- оригинальный подробный ответ с элементами юмора – 5 баллов
- необычный ответ с элементами фантазии – 4 балла
- банальный ответ – 2 балла.
kosenkinatm
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение ЧернышоваЕИ » 27 апр 2013, 19:14

Чернышова Елена Ивановна учитель начальных классов Григорьевского филиала МБОУ Шпикуловской СОШ.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я считаю, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен, и учитель должен в своей работе выявить, в какой сфере проявляется одаренность ребенка. в своей работе я ставлю такие задачи:
- выявление задатков и способностей;
- формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность, стимулирование и поддержание познавательного интереса;
- социальная адаптация;
- учет индивидуальности каждого учащегося, выработка индивидуальной траектории его развития, раскрытие творческого потенциала.
Использую:
Формы работы:
- творческая мастерская;
- интеллектуальные состязания межпредметного характера.
Виды деятельности:
- игровая, экспериментирование, учебно - познавательная, проектная.
Характер деятельности: управляемая.
ЧернышоваЕИ
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 09:45

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Дудина Ольга » 27 апр 2013, 21:02

Дудина Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы филиала Сосновской СОШ №1 в д. Семикино
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Самая сильная потребность одаренных детей - накопление и усвоение знаний. Одаренный ребенок чувствует себя по настоящему комфортно только тогда, когда он может спокойно приобретать знания.
Учителя часто радуются, когда одаренные дети практически не испытывают серьезных проблем во время учебы. Хотя именно в этом кроется причина их будущих неудач в жизни, так как познавательная деятельность таких детей чаще всего представляет собой развивающий комфорт, в ходе которого развивается ум, способности ребенка, но не достаточно сформировывается умение преодолевать трудности. По этой причине одаренные дети испытывают дискомфорт, когда им предлагают найти оригинальное решение какой-либо задачи. По данным психологических исследований, высокий уровень интеллектуальных способностей у одаренных детей редко соответствует их творческим возможностям, что впоследствии приводит к трудностям в профессиональной самореализации. Таким образом, одна из проблем особо одаренных - развитие креативности.
Работы Т. Хромовой «Одаренные дети» посвящены методикам работы с одаренными детьми в обычной школе. Например, в статье «Одаренный ребенок нуждается в… дискомфорте» речь идет о методе «развивающего дискомфорта», который предполагает формирование и развитие у школьников способностей и навыков активно действовать в ситуациях повышенной трудности. Главная задача метода развивающего дискомфорта – развитие творчества (креативности).
Однако метод развивающего дискомфорта может действовать только на основе и в постоянном переплетении с развивающим комфортом, который представляет собой ярко выраженные положительные эмоции от трудной, но интересной деятельности. Само напряжение в ситуации развивающего дискомфорта эмоционально переживается как очень приятное, создает чувство уверенности в себе, в своих силах.
Одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями в работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития.
Работа по предлагаемому методу требует серьезной подготовки, в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания методико-психологических служб, налаженной связи с родителями - особой организации всей работы школы в целом.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в психолого-педагогической литературе существует множество определений одаренности. Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми.
Основное требование к учителям одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Учителю всегда следует помнить,что одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.
Дудина Ольга
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение чернышова н с » 28 апр 2013, 10:42

Уважаемые коллеги! Работа педагога с одаренными детьми – это сложный процесс. И при традиционной системе обучения детей, возникает ряд недостатков. Одним из них является стандартизация многих моментов обучения в школе со стороны протекания во времени. Единое для всех время на овладение программой, единая для всех длительность урока , единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся, слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе: слабая учебная мотивация школьников, учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учащихся и результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования. Поэтому я считаю, что процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью, облегает работу с одаренными детьми, дает массу творческой деятельности не только для педагога, но и для учащегося. В результате получаем:
1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
чернышова н с
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение БирюковаЛП » 28 апр 2013, 18:20

Уважаемые коллеги! Считаю, что задача современного учителя - способствовать развитию каждой личности, стимулированию познавательной активности ребенка, погружению в творческий процесс с целью активного умственного труда, самопознания. Использование учителем таких методов работы, как исследовательский, проблемно-поисковый, проектный помогает ребенку почувствовать себя творцом, способным к свободному выбору и самостоятельному творчеству.
БирюковаЛП
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение болотова екатерина » 29 апр 2013, 12:36

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я считаю, что одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Они отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но, в первую очередь, по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Многим родителям и педагогам сложно выделить основные направления работы с такими детьми, подобрать адекватные их развитию программы обучения и воспитания. Отдельной проблемой является и выявление этой одаренности в детском возрасте.
В начале XX века в России активизировалась проблема понимания источников, структуры, развития повышенных способностей детей. Решение этой проблемы носило свой специфический характер, имело определенный национальный колорит, несмотря на то, что в Америке, Англии и Германии наработок и опыта по этому вопросу было больше.
В конце 80-х годов проблема одаренности актуализировалась и в нашей стране. В настоящее время разрабатываются специальные комплексные программы для одаренных учащихся, в рамках которых ученик может более свободно приобретать знания, чем по обычной программе, ограниченной пределами и задачами только одного школьного предмета. Четко налажена координация различных проектов по изучению природы одаренности, программ подготовки учителей и организаторов образования, работающих с одаренными детьми.

Болотова Екатерина Викторовна, учитель русского языка и литературы Панского филиала МБОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района
Последний раз редактировалось болотова екатерина 02 май 2013, 22:06, всего редактировалось 1 раз.
болотова екатерина
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение ОжерельеваЛИ » 29 апр 2013, 13:10

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Для этой категории детей предпочтительны методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный.
Очень эффективна совместная деятельность: совместные открытые мероприятия, на которых присутствующие родители – участники действия;
педагогические практикумы, когда родителям предлагаются различные ситуации, необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию;
дискуссии – активная форма повышения педагогической культуры родителей в процессе обсуждения актуальных проблем;
коллективно-творческие работы, способствующие созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, сплочению коллектива.

Ожерельева Л.И.
Старшая вожатая Григорьевского филиала МБОУ Шпикуловской СОШ
ОжерельеваЛИ
 

Пред.След.

Вернуться в Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы перспективы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron