методы работы с одаренными детьми

Модератор: TarasovaEG

Методы работы с одаренными детьми

Сообщение biezborodova.irina » 25 апр 2013, 12:37

Я, Безбородова Ирина, музыкальный руководитель детского дома "Аистенок" города Мичуринска. В нашем детском доме уделяется большое внимание духовно-нравственному воспитанию детей с ЗПР. Я, как музыкальный руководитель, являюсь активным участником работы по данному направлению.
По моему мнению, в последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и саморазвития личности дошкольника. Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
По мнению В.А.Сухомлинского:«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.» Я считаю,чтоэто высказывание как ни что иное, как девиз духовно-нравственного воспитания дошкольника. Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры, пропаганда насилия, эротики, жестокости, алчности, отрицание семейных ценностей, предлагаемые нашим детям в СМИ, нелегким бременем ложатся на неокрепшую душу ребенка. Я соглашусь с тем, что организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей, невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, наверное, не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием. Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Духовно-нравственное воспитание – понятие многогранное, имеющее в своем содержании иерархическую систему ценностных ориентиров личности. В дошкольном возрасте происходит активное накопление социального опыта ребенка, в котором происходит первичная ориентация всей будущей жизни. Важно, что будет главным – служение или потребление? Из опыта своей работы я сделала вывод, что повышенная эмоциональность детей, их доверчивость , открытость, отзывчивость позволяет считать этот период сензитивным и исключительно важным для духовно-нравственного воспитания. Осмысление духовно-нравственного воспитания дошкольников позволяет формулировать его особенности, которые заключаются в обретении дошкольниками нравственно ориентированных отношений и духовного опыта в различении добра и зла в ближайшем социальном окружении, обращение детей к духовной жизни, начиная с внутреннего самосознания и нравственного самоопределения, становления нравственной позиции и нравственного поведения. Основной целью воспитания признается воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного и духовного опыта, основанного на традициях отечественной духовной культуры. Задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста состоят в: приобщении к традиционным ценностям, формирование гражданского самосознания, любви к Родине и народу; охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья; создание игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка. Дошкольный возраст самый сензитивный из всех возрастных периодов , именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Я, как педагог, прекрасно понимаю, как важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду , семье. Духовно-нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка, осуществляется во всех видах детской деятельности: духовно-образовательное, воспитательно-оздоровительное, культурно-познавательное, нравственно-трудовое. Воспитание как принятие или отторжение определенных ценностей может быть и стихийным. Это означает, что на личность ребенка оказываются самые разные неконтролируемые воздействия: что и каким тоном говорят ему разные люди, что требуют от него, как хвалят или ругают, что он смотрит, что читает, во что играет, какие проявления эмоций при этом подкрепляются. В этом смысле человека воспитывает вся среда, в которой он живет, - то общество, которое его окружает (семья, образовательное учреждение), те люди, с которыми он общается прямо или через посредников (книги, телевизор, компьютер). Однако воспитание для педагога – это процесс не стихийный, а целенаправленный и выстроенный. Осознанная цель (портрет желаемых нравственных качеств) переводится в конкретные задачи ( передача системы ценности), под которые подбираются средства решения, способные развить нужные качества личности, помочь ребенку принять духовные ценности в свой внутренний мир. Главный результат, на который хочется надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. И если можно будет достичь таких результатов , как :
*усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему;
*формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому к себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание детской оптимистической картины детского мира;
*потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование;
*субъективное психо-эмоциональное благополучие;
*воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества;
*приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;
*деятельное отношение к труду;
*ответственность за свои дела и поступки ;
то можно считать , что достигнуты первые задачи в духовно-нравственном воспитании дошкольника.
Из всех образовательных областей единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но и развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого воспитываем.
Позитивные результаты работы в данном направлении заключаются в том, что объединение систем работы по музыкальному и духовно-нравственному воспитанию, дополняя друг друга, будут способствовать развитию духовно-нравственных качеств личности ребенка и формированию у них потребности. Все формы и виды работы с дошкольниками взаимосвязаны и дополняют друг друга. В совокупности они становятся предпосылкой полноценного физического и психического здоровья, душевного комфорта и
психологического благополучия.
А как Вы считаете? Не могли бы Вы поделиться своим мнением по данному вопросу?
Заранее благодарна!
biezborodova.irina
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение kartasheva_ljudmila » 25 апр 2013, 13:24

Карташёва Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы филиала МБОУ Сосновской СОШ №1 в с. Перкино
Детская одарённость - одно из самых интересных и загадочных явлений природы.Проблемы её диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и объясняется это потребностью общества в неординарной творческой личности, т.к.именно высоко одарённые люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.
Работа педагога с одарёнными детьми требует от учителя личностного роста, постоянного роста мастерства, педагогической гибкости.
Я считаю, что необходимо использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволяет стимулировать стремление детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений. Необходимо в максимальной мере учитывать интересы одарённого ребёнка и пощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребёнком, поддерживать и развивать самостоятельность в учении.
kartasheva_ljudmila
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение l.goncharova » 25 апр 2013, 18:28

Гончарова Людмила Владимировна, учитель музыки филиала "МБОУ Цнинская СОШ №1" в с.Кузьмино-Гать

Уважаемые коллеги-музыканты! Новые технологии – это хорошо! Мы начинаем ими овладевать! Но не стоит забывать элементарного в музыкальном воспитании каждого ученика! Леопольд Стоковский в своей книге «Музыка для всех нас» указывает на то, что у детей примерно с полуторагодовалого возраста возникает тяга к музыкальному творчеству, а приблизительно с восьми лет она начинает исчезать. «Приучая их делать свои песенки постоянной частью своего быта, своих игр, — пишет Стоковский, — мы сумеем найти путь к развитию их творческих сил, переводя эти силы из сферы бессознательного в сознательную... Чрезвычайно важно для каждого ребенка — для всех родителей во всем мире — найти способы к сохранению тех созидательных музыкальных способностей, которые заложены почти в каждом ребенке». Вот тогда музыкально-одаренных детей у нас будет больше!
l.goncharova
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 18 апр 2013, 20:01

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Наталия Финагина » 26 апр 2013, 08:39

Особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию. В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей. В качестве основных элементов системы работы с одаренными детьми в своей школе мы выделяем:дифференцированность, индивидуализацию обучения, развивающую среду, сотрудничество с родителями и психолого-педагогическое сопровождение .Благодаря системной и планомерной работе всего коллектива сотрудников школы одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.
Наталия Финагина
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение lutovinovamarina » 26 апр 2013, 09:09

Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

В практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Признаки одаренности

Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
lutovinovamarina
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение ГлазковаНС » 26 апр 2013, 09:10

Учитывая психологические особенности одаренных детей, я на своих уроках использую следующие методы и приемы работы: проблемный диалог, пресс- конференция и др. Так, на уроке математики в 4 классе по теме: «Задачи на проценты», мной используется проблемный диалог, основанный на столкновении житейского представления детей и научных фактов.

Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера. Причем вопросы могут быть репродуктивные (на повторении знаний), расширяющие (узнать о предмете что-то новое) и развивающие (несущие исследовательское начало)

Например, урок окружающего мира по теме: «Форма Земли»

-Известно, что Земля имеет форму шара. Существует много научных доказательств этого факта. (Вопросы детей: Какие доказательства шарообразности Земли существуют? Какие доказательства были получены из космоса? Каким образом Магеллан доказал шарообразность Земли?)

Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.

Например, урок технологии по теме: «Оригами».

-Я держу в руках обычный лист бумаги. Как вы думаете, что из него можно сделать? А можно ли сделать из него счастье?

Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении сказки «Каша из топора»

Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.

Игра «Да-нетка», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

— создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
— включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
— формирование и развитие сети дополнительного образования;
— организация научно-исследовательской деятельности;
— организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников

— тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
— контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
ГлазковаНС
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Якунина Валентина » 26 апр 2013, 11:58

В развитие одарённости в первую очередь должны быть заинтересованы родители. Именно они с малых лет поддерживают ребёнка в его начинаниях и формируют его одарённость . Они обязаны создать для этого все необходимые благоприятные условия. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок мог черпать из неё информацию, помогать ему самореализоваться. Воспитание начинается в семье: воспитывают все поколения друг друга, поэтому род, семья должна сохранять традиции и коллективно работать на развитие талантливого ребёнка. Некоторые родители опасливо присматриваются к проявлениям незаурядности малыша, стремятся прекратить или резко уменьшить умственные занятия, опасаясь за их психическое здоровье бурно развивающегося ребенка (чтобы снять эти опасения, необходимо проконсультироваться у врача).
В других семьях, наоборот, чрезвычайно детские способности, как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит дальнейшие радости. Поэтому , считаю , что работа с такими детьми должна проводиться при содействии родителей.
Якунина Валентина
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Демушкина Е.О. » 26 апр 2013, 17:46

Демушкина Е.О., учитель дошкольной подготовки, МБОУ Стаевская СОШ

Добрый день, уважаемые коллеги! Я считаю, необходимо создавать комфортные условия для обучения и развития одаренных детей. И, на мой взгляд, делать это следует не только во время проведения стандартного урока, но и на дополнительных курсах, занятиях. Разработка учебных программ должна быть ориентирована на развитие познавательных процессов, включающих разные виды игровой активности (шахматы, математические и логические игры, моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр).
Обогащение обучения может быть специально направленно на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник, как мозговой штурм во всех вариантах, синектика и т.д. Занятия, ориентированные на развитие личностных характеристик творцов могут включать упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию и т.п.
Особое значение должно придаваться корректирующим, развивающим и интегративным программам.
Хотя имеется много данных характеризующих одаренных детей, как хорошо приспосабливающихся, самостоятельных, более социально зрелых, тем не менее необходимо создавать программы, касающиеся социально-эмоциональной сферы. Они могут ориентироваться на разные цели. Корректирующие программы создаются для тех одаренных детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы; в них используются такие виды упражнений как ролевой тренинг, тренинг сензитивности, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на направленные на обсуждение жизненных ценностей и связанные с исследованием проблемы самоактуализации. Поэтому курсы, в которых сочетаются эмоциональные и познавательные стороны, рассматриваются как весьма желательные для таких учеников.
Демушкина Е.О.
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Царева Т.В. » 26 апр 2013, 20:33

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
"Способности предполагаются заранее, но она должна стать умением". И.В.Гёте.
Творческие способности - дар природы. Есть мнение, что если дар дан человеку, то он никуда не денется и рано или поздно проявится. Но наука опровергает эту точку зрения. Одарённость существует в постоянном движении: или развивается, или угасает. Конечно, не каждый станет великим, гением, но каждый имеет возможности развиваться.
Задача учителя - увидеть таких детей и помочь им реализоваться. Как это сделать? Прежде всего, знать, что характерными чертами одарённого человека являются:
1) Любознательность. Для её становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Одарённые дети получают удовольствие от умственного напряжения.
2) Сверхчувствительность к проблемам. Одно из качеств истинного творца - способность удивляться и видеть проблемы в противоречии. сверхчувствительность к проблемам является качеством самостоятельно мыслящего человека.
3) Познавательная самостоятельность. Для одарённого человека решение задачи не является завершением работы. Это начало новой работы.
4) Повышенный интерес к сложно решаемым задачам.
5) Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Она ярко выражается в характере самостоятельных работ.
6) Гибкость мышления - способность легко и быстро находить новые решения.
7) Обилие идей - необходимая предпосылка творчества.
8) Лёгкость ассоциирования - нахождение аналогии там, где они традиционно не усматриваются.
9) Способность к прогнозированию, предвидению, развитая интуиция.
10) Высокая концентрация внимания.
11) Отличная память.
12) Способность к оценке.
13) Особенности склонностей и интересов.
14) Самостоятельность - независимость суждений и действий, ответственность за свои поступки и их последствия, внутренняя уверенность в правильности своего поведения и поступков.
15) Юмор - умение видеть смешное в разных ситуациях.
Я работаю в сельской малокомплектной школе. Средняя наполняемость классов 8-10 человек. следовательно, талантливых детей не так уж и много. Но в то же время обучение в малокомплектной школе личностно-ориентированное, дифференцированное, где-то даже индивидуальное, поэтому на уроках есть необходимые условия для раскрытия и развития способных учеников.
Эта работа долгая и кропотливая. Пока ещё часто используется метод убеждения: ученик должен знать больше школьной программы, т.е. поверить в себя, в свои силы и возможности. Работа с одарёнными детьми направлена на углубленное, профильное изучение предметов, на развитие способностей. Классно-урочная система не в состоянии её решить целиком. Поэтому необходимо дополнительное время. Где его взять? Это внеклассная деятельность: элективные курсы, факультативы, консультации с учителем, самостоятельная работа.
Приведу ряд примеров из личного опыта работы с талантливыми учениками:
1. Олимпиадные задания.
2. Создание проектов
- творческих (написание творческих работ:сочинений, стихотворений, выпуск тематических газет и др.);
- исследовательских, информационных;
- игровых;
- практико-ориентированных.
3. Творческие диктанты.
4. Комплексный анализ текста.
5. Конкурсные работы.
На своих уроках успешно использую
а) задания для развития творческого мышления (распределите данные слова по группам, найдите "Третий лишний");
б) задания на развитие воображения (нарисовать иллюстрацию к произведению, портрет героя, составить маршрутный лист приключений героя;
в) задания на развитие памяти (письмо по памяти, зрительные и свободные диктанты);
г) задания на развитие внимания (из прослушанного текста выписать фразеологизмы или средства выразительности).
Главной задачей уроков русского языка и литературы является развитие личностных качеств ребёнка на примерах мировой художественной литературы, формирование и развитие их интеллекта и речи.
Царева Татьяна Валентиновна, учитель русского языка и литературы Землянского филиала МБОУ "Инжавинская СОШ"
Царева Т.В.
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Кузнецова » 26 апр 2013, 20:38

С.Н. Кузнецова - учитель английского языка МБОУ Жердевская СОШ №1 Приоритетной целью обучения одаренных детей является создание условий для развития личности, поэтому нельзя забывать и о широкой общеобразовательной подготовке, которая обуславливает целостность миропонимания ребенком. Эта цель может быть реализована в обучении иностранному языку, так как методика коммуникативного образования предполагает использование знаний из разных областей. Все учебные занятия, любой урок направлены на реализацию этих целей. Реализация этих целей происходит на учебных занятиях, и, конечно, очень важно говорить о содержании образования, которое должно соответствовать поставленным целям. Здесь можно говорить о четырех основных подходах в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Развить творческие способности обучающихся мне помогают следующие виды деятельности: - привлечение учащихся к проектной и исследовательской работе. Это делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы; - использование ролевых игр, которые активизируют творческий процесс на уроке; включают элементы драматизации; дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями; - использование творческих заданий (придумать загадку, составить кроссворд и т. д.); конкурсы сочинений; конкурсы переводчиков; - внеклассная работа по предмету (предметные недели, олимпиады,праздники по изучению английских традиций и т.д.)
Кузнецова
 

Пред.След.

Вернуться в Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы перспективы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron