методы работы с одаренными детьми

Модератор: TarasovaEG

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Иванова Александра » 23 апр 2013, 21:09

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?
• Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
• В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
• В школе должны быть свои традиции.
• Школа должна давать современное образование.
• В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и методы работы с одаренными детьми в системе среднего и дополнительного образования.
Методы работы:
• широкие вопросы, темы или проблемы;
• применение междисциплинарного подхода;
• углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учениками;
• развитие умения самостоятельно работать;
• развитие продуктивного абстрактного мышления и высших умственных процессов;
• насыщенность заданий открытого типа;
• развитие исследовательских умений;
• развитие базовых умений и навыков наряду с высшими умственными операциями;
• поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
• поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
• поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
• оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов.

Результатом работы педагогов является наличие призеров районных, зональных олимпиад и конкурсов, высокий процент медалистов и учащихся, поступивших в высшие учебные заведения города и области. В наше время необходимо развивать творческую среду в каждой общеобразовательной школе. Если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни, то это позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. А это возможно только в сочетании образовательного процесса с дополнительным образованием. Вперед, кружки, секции, научные и творческие объединения. Давайте сделаем процесс обучения в школе более увлекательным для каждого ребенка!
Иванова Александра
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Валентина Николаевна » 23 апр 2013, 21:17

Васильева Валентина Николаевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ Сосновская сош № 2, р.п. Сосновка

Добрый вечер, уважаемые коллеги!
Нас, педагогов не может не радовать, что новыми задачами современного образования стали отход от ориентации на "среднего" ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования.
Сегодня перед учителем поставлена задача - помочь одаренному ребенку, так как именно от таких детей зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В современном мире значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, поэтому работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Здесь уже неоднакратно писалось о методах работы с одаренными детьми. Мне хочется отметить роль учителя, работающего с одаренными детьми.
Прежде вего учитель должен быть увлечен своим делом,
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Последний раз редактировалось Валентина Николаевна 23 апр 2013, 21:55, всего редактировалось 1 раз.
Валентина Николаевна
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Воронина Галина » 23 апр 2013, 21:37

Воронина Г.В. учитель изобразительного искусства Сампурского филиала МБОУ Сатинской СОШ
Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Воронина Галина
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение ГОРБАЧЁВА » 24 апр 2013, 11:43

Здравствуйте,уважаемые коллеги!
Присоединяюсь к вышесказанному. Работа с одарёнными детьми - сложный процесс, который требует тесного сотрудничества с психологами, учителями, родителями.
Для работы с одарёнными детьми учитель должен владеть высоким уровнем профессиональных, психолого-педагогических и личностных компетентностей. Он должен активно вести научную деятельность, быть креативным, эрудированным, умеющим развивать творческий потенциал личности и поддерживать одарённого ребёнка.
Горбачёва Т.В.,учитель русского языка и литературы МБОУ Жердевской СОШ №1
ГОРБАЧЁВА
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение ENhabarova » 24 апр 2013, 13:03

Хабарова Елена Николаевна, учитель музыки МБОУ СОШ №33, г.Тамбов
Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает создание особо благоприятных внутренних предпосылок развития личности ребёнка. Так что же мы понимаем под одарённостью ребёнка? Мне кажется, это более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.
Нет сомнения в том, что одаренность – творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических, духовных.
Получается, что одарённость – это действительно «дар», ниспосланный маленькому человеку природой, наследственностью, семьёй? Во многом, действительно, это так. А что же в таком случае сам человек? Мне думается, что одарённый человек, ребёнок в частности, обладает способностью постоянно открывать в себе разнообразные стороны духовной жизни, способности творить, именно творчески, самостоятельно и выразительно проявлять свой богатый внутренний мир.
Задача учителя, педагога, воспитателя в работе с одарёнными детьми настолько благородна, насколько и сложна. В первую очередь необходимы особые педагогические условия, чтобы сформировать у одарённых детей духовно-нравственные ценности, а для этого нужно объединить усилия общеобразовательных школ, детских музыкальных и спортивных школ, творческих коллективов; расширение культурного пространства учащихся через знакомство с православной культурой; определение комплекса методов воспитания, обеспечивающих субъектную позицию одаренного ребенка, организацию систематической диагностической деятельности.
Бесспорно, в работе с одарёнными детьми важен уровень духовно-нравственной культуры самого педагога. Что позволяет говорить об этом уровне? Мне кажется, профессионально этическая воспитанность, усвоение нравственного опыта и различных сторон духовной жизни общества, а также практическое составление психолого-педагогического и социального портрета ребёнка, подростка, старшеклассника на основе наблюдения за ними в ходе работы. Педагог разрабатывает индивидуальную программу воспитания и развития одаренного школьника, проектирует диагностику, определяет ближайшие и перспективные цели, составляет план и условия его достижения, моделирует методы контроля, коррекции и оценки результатов педагогического воздействия.
В работе с одарёнными детьми необходимо духовно-педагогическое сотворчество педагога и ребёнка. И только тогда творчески работающий учитель сможет познавательный процесс сделать для учащегося радостным, увлекательным, интересным, организовать учебную деятельность, вызывающую положительные эмоции, без которых невозможно развитие задатков ребенка и превращение их в способности. Такая деятельность, конечно же, потребует творческого отношения ко всем сферам педагогической практики в нестандартных ситуациях, проявлении инициативы, способности к импровизации.
Учитель должен предельно искренно почувствовать ребенка, расположить его к себе, создать благоприятный эмоциональный фон для его развития, стать "доверенным лицом" общества по передаче социального опыта ребёнку. Педагог должен честно, добросовестно и творчески выполнять свои профессиональные обязанности. Отсюда – наиважнейший компонент эмоциональной культуры педагога выражается в следующих показателях: добросовестность, чувство долга перед обществом за результаты своей деятельности; ответственность, обязательность: любовь к детям, своей профессиональной деятельности; принципиальность и требовательность; гуманность, внутреннее благородство, педагогический оптимизм; уважение к личности учащегося и его родителям; заинтересованность в успехе своей педагогической деятельности и педагогического коллектива.
Одаренность ребёнка предоставляет прекрасную возможность педагогу вырастить и поддержать зарождающийся талант. Вместе с тем, я глубоко убеждена, что процесс формирования талантливой личности в условиях детского коллектива – весьма тонкая, последовательная и деликатная работа, которая не может превращаться в навязывание учителем своих предпочтений. Нет сомнения и в том, чтобы одарённый ребёнок знал: будет ли его талант, знания, способности востребованы обществом, государством, людьми.
ENhabarova
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Грибоедова Светлана » 24 апр 2013, 16:58

Грибоедова Светлана Олеговна
МАОУ лицей №28 имени Н. А. Рябова г. Тамбова

Среди самых интересных и загадочных явлений природы - детская одаренность. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Сейчас чаще всего представление об одаренных детях включает, прежде всего, образ этакого «вундеркинда», резко опережающего своих сверстников и, конечно, многознайки. Но это всего лишь один из типов одаренных детей. Все дело в том, что детям с разным типом одаренности, нужен разный подход. У них разные проблемы, и отсюда необходимы разные системы работа с ними учителей и психологов. Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности). Отсюда необходимые условия работы с одаренными:
- сохранение индивидуальности;
- поддержка собственной познавательной потребности;
- знание психологических особенностей «одаренных».
Метод — путь к чему-либо. Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности освоений знаний, а также развитие познавательных способностей и личностных качеств.
Какими методами мы можем воспользоваться?
Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные.
Вышеперечисленные методы в сочетании с самостоятельной, индивидуальной и групповой работой дают положительный результат. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышление и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.)
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающего есть потребность в быстром получении больших объёмов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение компьютеризованных средств обучения. Полезными могут быть и средства, обеспечивающие богатый зрительный ряд (видео,DVD и т.п.)
В целом в обучении одаренных эффективность использования средств обучения определяются главным образом содержанием и методами обучения, которые реализуются с их помощью.
Основной акцент в «Концепции» указывает на то, что выявление одаренных детей должно осуществляется в рамках психолого-педагогического мониторинга. Предложенная реализация подхода в «Концепции» предъявляет особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы их подготовки. Основной целью работы с одаренными детьми - это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.
Я считаю, именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.
Грибоедова Светлана
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Наталия Хандожко » 24 апр 2013, 20:44

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Тема, которую мы обсуждаем, актуальна и своевременна. Наше общество вступило в новую стадию развития.Высокий уровень научно-технического прогресса, появление и развитие новых технологий, реформирование образования заставляет педагогов по-новому взглянуть на учебно-воспитательный процесс, быть в гуще перестроечных моментов. Мы работаем с такими разными, не похожими друг на друга ребятами. Весь свой опыт, знания мы передаём детям, но с особым вниманием мы должны построить работу с одарёнными детьми. Ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.

Хандожко Наталья Николаевна, учитель музыки Давыдовского филиала МБОУ Устьинской СОШ
Наталия Хандожко
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Пивоварова СВ234 » 24 апр 2013, 23:07

Пивоварова Светлана Владимировна, учитель музыки МБОУ лицея №21 г. Тамбова

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу присоединиться ко всему сказанному выше. Я считаю, что работа с одаренными детьми должна идти в двух направлениях деятельности - урочная и внеурочная. Работа с одаренными детьми требует особого индивидуального подхода. На уроке методы и формы работы с одаренными детьми должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися и в тоже время отличаться от них. Талантливые дети всегда хотят чего-то нового, более сложного. Я считаю, что в работе на уроке им следует давать дополнительные задания, ставить более сложные творческие задачи, использовать проектную и исследовательскую деятельность, ИКТ-технологии, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в разных режимах и на разных уровнях. Это позволяет поддерживать и развивать интерес к предмету.
Выявлению и развитию одаренности помогают занятия в коллективах дополнительного образования, особенно, если эти занятия ведутся с самого начала, т.е. с первого класса. В нашем лицее я веду занятия вокальной студии «Звонкие голоса». Работу по выявлению одаренных детей провожу с привлечением психолога, используя методы наблюдения, исследования. Диагностическое исследование дает возможность выявлять, контролировать, анализировать, оценивать результаты развития каждого ребенка. На занятиях вокальной студии дети имеют больше возможности для самовыражения, развития творческих способностей, участвуя в различных видах деятельности: вокальная работа, развитие чувства ритма, умения пластично двигаться, развитие познавательных интересов учащихся. Занятия в вокальной студии не должно сводиться только к занятиям. Обязательным условием является участие детей в концертных и конкурсных программах. Создание конкурентной среды способствует самосовершенствованию, стремлению идти вперед в достижении лучших результатов.
И последнее, работать с одаренными детьми должны одаренные учителя. Если учитель не стоит на месте, использует в своей работе передовые педагогические технологии, интерактивные методы обучения, умеет анализировать свою работу, стремиться обогащать содержание учебной программы, не только учит других, но и учится сам, он обязательно будет успешен. Учитель, который творчески подходит к своей работе сможет воспитать творческую личность.
Пивоварова СВ234
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение natali » 25 апр 2013, 09:49

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочется ещё раз продублировать неоднократно прозвучавшую мысль о том, что работа с одарёнными детьми требует комплексных усилий со стороны педагогов, психологов, администрации учебного заведения, классного руководителя и родителей. Только совместно можно выстроить индивидуальную стратегию развития таких детей и осуществлять её системно в урочной и внеурочной деятельности с опорой на проведённые диагностические процедуры.
На мой взгляд, основными подходами в работе с одаренными детьми на уроках должны быть углубление, ускорение, проблематизация и обогащение. Современные УМК предоставляют широкие возможности для использования заданий разного уровня, с помощью которых можно реализовать все вышеперечисленные подходы. Материалы учебника зачастую становятся началом проектной и исследовательской работы, позволяющей выйти за пределы изучаемой темы. Учебный процесс для одарённого ребёнка должен быть динамичным и привлекательным, реализовывать его творческие и исследовательские возможности. Развитие информационных технологий позволяет организовывать для таких детей участие в телекоммуникационных проектах, он-лайн тестах и олимпиадах. Ролевые игры, элементы драматизации, проблемные вопросы, диспуты, дебаты, интегрированные уроки также активизируют творческий процесс. И, конечно же, одаренные дети всегда являются активными участниками внеклассных мероприятий по предмету: литературных гостиных, олимпиад, праздников, марафонов, вечеров и т. д. Внеаудиторная работа даёт дополнительную возможность учителю для расширения образовательной подготовки и развития способностей одарённых детей.
Никольская Н.Н., преподаватель русского языка и литературы.
natali
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Лидия Дмитриевна » 25 апр 2013, 10:23

Гришаева Л.Д., учитель русского языка и литературы
МБОУ Сосновская сош № 2, р.п. Сосновка

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Задача учителя - заметить и развить способности такого ребенка.
Считаю, что для достижения цели важны следующие методы работы:
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные марафоны;
- различные конкурсы и викторины;
- проекты по различной тематике;
- ролевые игры;
- индивидуальные творческие задания.
Лидия Дмитриевна
 

Пред.След.

Вернуться в Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы перспективы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron