методы работы с одаренными детьми

Модератор: TarasovaEG

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Рысцова Елена » 05 июн 2013, 18:18

Рысцова Елена Владимировна, учитель музыки МАОУ Гимназия № 12 имени Г.Р. Державина

Что представляет собой одаренный ребенок? Каковы его отличительные черты? Какие качества нужно в себе культивировать, чтобы стать одаренным ребенком, и на что надо обратить внимание педагогу, воспитывающему вундеркинда? Своей высшей эффективности процесс обучения достигнет только при тесном психологическом контакте учителя и ученика.
Как правило, в процессе обучения педагог передает своему ученику частицу самого себя, а во многих случаях – и всего себя. Поэтому, чем значительнее масштаб личности учителя, тем больше положительного влияния он сможет оказать на рост личности своего воспитанника. Масштаб личности учителя определяется мерой его включенности в общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении. Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподает. Любимый учитель, как правило, передает учащемуся и содержание своего отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру в целом.
Развитию одаренности ученика способствует демократический стиль общения, когда учитель признает право ученика на собственную точку зрения и не пытается подавить ее своим авторитетом. Спорные вопросы должны решаться на основе дискуссии, в которой выясняются сильные и слабые стороны той или иной позиции.
Демократический стиль общения учителя и ученика характеризуется следующими особенностями:
- признанием за учеником права на самостоятельность суждений и поощрение такой самостоятельности;
- построением воспитательной работы на поощрении и стимулировании;
- стремлением формировать высокую самооценку и веру в свои силы;
- желанием педагога сплотить своих учеников в коллектив единомышленников;
- умением видеть трудности переходного периода и способностью педагога проектировать завтрашнюю личность своего воспитанника на основе имеющихся у него задатков.
И прежде чем приступить к работе по формированию одаренной личности своего ученика, учитель должен уметь хорошо разобраться в своей собственной. Особое внимание учитель должен уделять формированию мотивации обучения, потому что личностный и профессиональный рост оказывается напрямую связанным с этой психологической величиной. Предоставление учащимся необходимой свободы, переход к групповым видам деятельности, насыщение обучения личностно-значимой информацией – все это положительно сказывается на мотивации обучения. Бескорыстная любовь и забота о нравственных качествах своих учеников дополняет этот психологический портрет учителя музыки.
Рысцова Елена
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Kashtanova » 05 июн 2013, 20:49

Вера Каштанова
Используя диффиринцированный подход, каждый учитель работает над развитием качеств одарённых детей. На мой взгляд, для успешного развития способностей одарённых детей является подготовка педагогических кадров. Одарённый ребенок встречает трудности и дома, и в школе. Увлечение умственной деятельностью вызывает у родителей тревогу, в других семьях восхищаются и хвалят. А в школе они нуждаются в нагрузке и стремятся заниматься сами. Дети одарённые есть и всегда будут!
Последний раз редактировалось Kashtanova 11 июн 2013, 22:17, всего редактировалось 1 раз.
Kashtanova
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Николай Нечушкин » 06 июн 2013, 13:06

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и методы работы в этом направлении. Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Необходимо разработать индивидуальные программы по работе с одаренными детьми, учитывать особенности индивидуального развития одаренных детей, их интересов и склонностей. А также другие методы работы с одаренными детьми:
• Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей.
• Формирование навыков творческого саморазвития.
• Ориентация на индивидуальные программы развития творческой личности одаренного ребенка.
• Освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на идеях личностно-ориентированной педагогики.
• Создание банка данных одаренных детей.
• Обеспечение преемственности в работе младшей, средней и старшей групп.
• Развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и общечеловеческих ценностей.
Николай Нечушкин
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Морскова Алла » 06 июн 2013, 19:13

Проблема одаренности всегда находилась в центре пристального внимания ученых, педагогов, управленцев с древности и до наших дней. Одаренность детей является самой важной задачей для педагогов и родителей. Дело ведь не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы ребенок мог углублять эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни.Наиболее эффективны следующие методы работы с одаренными учащимися, варьирование которых позволяет педагогам школы поддерживать познавательный интерес и мотивацию самосовершенствованию:
• Метод вживания.
Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
• Метод эвристических вопросов.
Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
• Метод сравнения.
Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
• Метод конструирования понятий.
Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
• Метод путешествия в будущее.
Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
• Метод ошибок.
Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
• Метод придумывания.
Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
• Метод «если бы…».
Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
• «Мозговой штурм»
Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
Морскова Алла
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение ilinatv2013 » 07 июн 2013, 10:45

Ильина Татьяна Викторовна МАОУ гимназия №7
самые эффективные методы работ с одаренными детьми:-,метод придумывания,;"Мозговой штурм"; метод ошибок; метод путешествие в будущее; метод сравнения
ilinatv2013
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Бурлакова О.В. » 09 июн 2013, 19:10

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этого предпочтительнее следующие методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;
Очень важны:
-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.
Школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Бурлакова О.В.
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Коондратьева Ольга » 11 июн 2013, 14:44

Лопатина Татьяна Владимировна,
учитель ИЗО и технологии Андриановский филиал МБОУ Мучкапской СОШ


В процессе обучения изобразительной деятельности уровень, интенсивность, продолжительность и методы педагогических воздействий зависят от уровня одаренности ученика. Детский рисунок рассматривается мной как показатель развития ребенка. Оптимальное художественно-творческое развитие эффективно в том случае, если будет учитываться индивидуальный уровень одаренности ребенка, что возможно при взаимодействии учителя с учеником. Художественно-творческая одаренность проявляется не только в результате, но и в процессе деятельности обучающегося.
Методами исследования являются:
• теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по вопросам одаренности и ее развития в изобразительной деятельности;
• целенаправленное педагогическое наблюдение за художественно-творческой деятельностью на занятиях;
• методы психологической диагностики (тестирование, анкетирование, опросники, беседа);
• методы статистической обработки и интерпретации данных исследования; метод изучения развития личности одаренных детей;
• педагогический эксперимент;
• опытно-экспериментальная работа по выявлению и развитию одаренности в художественно-творческой деятельности;
• анализ документации, учебных занятий, программ, методических пособий по изобразительному искусству; анализ учебных и творческих работ детей.
Коондратьева Ольга
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Лучкина Наталия » 11 июн 2013, 19:05

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
-стимулировать познавательные способности учащихся;
-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы « сходят на нет», другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем. Но ранние признаки способностей у детей родителям и педагогам не следует оставлять без внимания, ведь они могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Лучкина Наталия
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Топильская Тамара » 11 июн 2013, 21:15

Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода, и для работы с одаренными детьми нужны особые методы и подходы. Сегодня учителю предоставлена полная свобода педагогического творчества, позволяющая принимать самые необычные и эффективные педагогические решения. И все же формы и методы развития доминирующих способностей не должны быть стандартными, общеприемлемыми. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научного потенциала страны, является налаженная система поиска и обучения одарённых детей. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно на основе полученного материала. Воспитание и обучение одарённых детей - трудная и широкомасштабная задача.
Топильская Тамара
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Беляев Валерий » 11 июн 2013, 21:21

Беляев Валерий, учитель игрового тренинга МАОУ СОШ №22 с УИОП г. Тамбов

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому явление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.
Принято считать, что диагностика детской одаренности – не педагогическая, а исключительно психологическая проблема. Это, конечно, справедливо, пока мы рассуждаем на уровне теории. Но современная образовательная практика, требующая личностно ориентированного подхода, заставляет рассматривать диагностику детской одаренности как неотъемлемую часть целостного педагогического процесса.
В педагогической психологии эта проблема традиционно рассматривается на двух уровнях, которые условно можно назвать «теоретическим» и «методическим» (психометрическим). Естественно, что подобная точка зрения утвердилась и в педагогической практике.
Первый, теоретический, уровень предполагает определение концепции одаренности, выяснение вопроса о том, кого и по каким критериям можно отнести к одаренным. Второй, методический, включает в себя разработку в соответствии с принятой концепцией самих диагностических процедур – методик, позволяющих идентифицировать одаренных. Этот подход при первом рассмотрении представляется вполне логичным и самодостаточным. Однако массовая образовательная практика свидетельствует о том, что это не так.
Известно, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике (либо пакету методик) в разных условиях может показывать различные результаты. Это постоянно встречающееся явление нередко склонны приписывать либо неправильно сформулированной концепции одаренности, либо несовершенству разработанных в соответствии с ней психометрических методик. Последние обычно обвиняются в недостаточной надежности и валидности.
Между тем истинная причина этого явления часто кроется совсем в другом. Исследования и педагогическая практика показывают, что результаты диагностики становятся значительно более объективными, если обследование продумано с организационно-педагогической точки зрения. Таким образом, проблема диагностики одаренности может и должна рассматриваться еще на одном уровне, назовем его условно «организационно-педагогическим».
Беляев Валерий
 

Пред.След.

Вернуться в Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы перспективы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron