методы работы с одаренными детьми

Модератор: TarasovaEG

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Любечанская Л.Н. » 31 май 2013, 17:00

Уважаемые коллеги!
Методами успешной работы с одаренными учащимися являются:
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
• учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
• учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
• учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
• учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
• увлечен своим делом;
• способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
• профессионально грамотным;
• интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
• проводником передовых педагогических технологий;
• психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
• знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися:
• творческие мастерские;
• групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
• факультативы;
• кружки по интересам;
• занятия исследовательской деятельностью;
• НОУ "Искатель"
• конкурсы;
• интеллектуальный марафон;
• научно-практические конференции;
• участие в олимпиадах;
• работа по индивидуальным планам;
• сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Любечанская Л.Н.
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение DoroshaevaNA » 02 июн 2013, 16:59

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Получив право самостоятельно определять содержание и форму учебно-воспитательной работы, педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений на сегодняшний день выбирают развитие одаренности как основное направление работы.
Сразу возникает множество вопросов: как выделять одаренных дошкольников? С какого возраста можно проводить диагностику одаренности? Какие педагогические условия стимулируют раскрытие одаренности в дошкольном детстве? Как построить работу с одаренными детьми в детском саду? Данные вопросы волнуют педагогов, родителей, психологов.
Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, остается вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко. Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности» следующей позицией: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
В качестве причин, задерживающих проявление и развитие одаренности, исследователи рассматривают трудности развития ребенка (например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения); недостаток необходимых знаний, умений и навыков; недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка; трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды.
В большинстве концепций одаренности (Дж. Рензулли, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес и др.) выделяется несколько ее основных структурных компонентов: когнитивный, личностный (мотивационный), творческий:

1.общие и (или) специальные (музыкальные, художественные, математические и др.) способности выше среднего уровня;
2.доминирующая познавательная мотивация;
3. креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии, порождать оригинальные идеи, используя нестандартные способы деятельности).
DoroshaevaNA
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Беляева Ирина » 04 июн 2013, 13:33

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Разделяю мнение Федотовой Е.В. Из опыта знаю, что одарённые дети часто чувствуют себя "белой вороной" в общем коллективе свои способности просто стесняются.
Беляева Ирина
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Фурсова1 » 04 июн 2013, 14:54

Фурсова Ирина Александровна, учитель музыки МБОУ СОШ №3 г. Рассказово

Все согласятся, что одарённые дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей.
Свою работу по развитию творческого потенциала детей строю следующим образом: 1. Как известно, в любом деле, прежде всего важна мотивация. Для мотивации к различным видам деятельности я использую такие приёмы, как: - рейтинг учащихся, - «почётное место в классе». 2. Следующий этап – диагностика способностей учащихся, которая является одним из важных аспектов в работе с одаренными детьми. Она осуществляется в два этапа: -Этап предварительного поиска. Основной смысл работы на этом уровне – собрать предварительную информацию о ребёнке. Как правило, информация собирается из четырёх источников: от родителей, классного руководителя, психолога и самих детей и оформляется в психолого-педагогических картах. -Тестовая диагностика (определение уровня стартовых возможностей по предмету). В своей работе я использую следующие диагностики: - изучение школьной мотивации, - карта «Одаренности». 3. Развитие творческого потенциала. Вся работа по развитию детской одаренности должна проходить не хаотично, а должна быть чётко спланирована. В нашей школе существует программа «Одаренные дети», в которой учителям отводится подготовительный этап в работе с одаренными детьми. Его цель – выявление способных учащихся, которое, как правило, осуществляется через такие формы работы как конкурсы, олимпиады, кружки. Кроме того на уроках музыки я стараюсь применять такие новые технологии как: - ИКТ-технологии, - метод проектов, - групповые формы работы. Во внеклассной работе использую КТД, которые позволяют развивать в детях организаторские способности. Мы с ребятами обязательно вместе ставим цели, обсуждаем план работы, намечаем пути выполнения задач.
И, самое главное – талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда. Таким образом, чтобы потенциал одаренного ученика раскрылся полностью, необходимо вести планомерную, ежедневную, кропотливую ежедневную работу.
Фурсова1
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Наталья Дьякова » 04 июн 2013, 16:07

России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому необходима разветвлённая система поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей. Ведь одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями. Развитие творческой среды для выявления особо одарённых ребят должно осуществляться в каждой общеобразовательной школе. Школьники должны иметь возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, независимо от места проживания.Необходимо обеспечить участие способных и одаренных детей, подростков, в предметных школьных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, направленных на выявление юных дарований и расширение возможностей для их самореализации совершенствования способностей. Методы работы педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Учитель должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Это требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных; постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.В работе с одаренными детьми необходимо делать основной акцент не только на развитие способностей детей, но и на развитие личности, помощи в социально-психологической адаптации, становлению мировоззрения, воспитанию морально-нравственных качеств, мотивации к здоровому образу жизни.
Наталья Дьякова
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение irinasergeevnavolk » 04 июн 2013, 23:13

Волкова Ирина Сергеевна МБОУ "Знаменская сош" учитель музыки
Эссе на тему:

«Система работы с одаренными детьми»


Одним из принципов личностно-ориентированного подхода в обучении является принцип индивидуальности, это обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, его самоценность.
Для того, чтобы реализовать этот принцип, учителю необходимо в своей работе применять дифференцированный подход, ведь в каждом классе есть как сильные так и слабые ученики, но каждый из них – личность со своими интересами, способностями. Задача учителя разглядеть эти потенциальные возможности детей, развить их, иначе этот дар природы может оказаться так и невостребованным.
Как же создать условия для развития дарования, превращения ребенка в человека с состоявшейся творческой судьбой?
Проблемой детской одаренности уже много лет занимается доктор педагогических наук А.И. Савенков. Он выделил одаренность общую и специальную ( когда человек одарен в како0то одной сфере); актуальную (очевидную) и потенциальную.
Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах должна рассматриваться как некая общая универсальная способность, которая с возрастом приобретает специфические черты и предметную направленность.
Свою работу по развитию творческого потенциала можно строить следующим образом:

1. Как известно, в любом деле прежде всего важна мотивация.
Для мотивации к различным видам деятельности я использую такие приемы, как:
- рейтинг учащихся,
- «почетное место в классе»,
- психологические классные часы ( классные часы самоопределения),
- создание портфолио с последующей презентацией.

2. Следующий этап _ диагностика способностей учащихся, которая является одним из важных аспектов в работе с одаренными детьми.
Она осуществляется в 2 этапа:
• Этап предварительного поиска ( собрать предварительную информацию о ребенке.)
• Тестовая диагностика ( определение уровня стартовых возможностей).

2. Развитие творческого потенциала.
Вся работа по развитию детской одаренности должна проходить не хаотично, а должна быть четко спланирована.
Основной задачей при работе с одаренными детьми является то, что в рамках каждого урока необходимо создать условия для формирования и развития познавательной активности этих детей, развития их общих, универсальных способностей. Для решения этой проблемы я стараюсь применять такие новые технологии как:
- ИКТ- технологии,
- Метод проектов,
- Работу в педагогических мастерских,
- групповые формы работы,
- опережающее обучение,
Метод «детского эксперимента»,
- уроки- диспуты,
- разного рода творческие задания.
При этом ориентироваться стараюсь на сильных учеников.
Они - мои помощники, которые часто выполняют роль консультантов при групповой работе, им можно позволить выступать в роли учителя при проведении определенных этапов урока.
Кроме того стараюсь учить детей ставить перед собой цели и добиваться этих целей.
Во внеклассной работе использую КТД, которые позволяют развивать в детях организаторские способности.. С ребятами можно вместе ставить цели, обсудить план работы, наметить пути выполнения задач.
Для того, чтобы потенциал одаренного ученика раскрылся полностью, необходимо вести планомерную, ежедневную, кропотливую индивидуальную работу.
Последний раз редактировалось irinasergeevnavolk 05 июн 2013, 12:37, всего редактировалось 1 раз.
irinasergeevnavolk
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение cherbaeva2013 » 05 июн 2013, 07:40

Чербаева Наталия Анатольевна, учитель музыки филиала МБОУ Сосновской СОШ №1 в д. Заречье
Эссе на тему : «Методы работы с одаренными детьми».
«Чудо - дети»
К.Александрович
Одаренность - это звезда, свет кото-
рой пронизывает каждого человека,
пробуждая к жизни ростки удиви-
тельных способностей, талантов.
Е.С.Белова
Все дети по- своему уникальны и неповторимы. У каждого из них есть свой потенциал, который в будущем при благоприятных условиях может перерасти в нечто большее. Но встречаются ребятишки, которые по уровню своего развития заметно опережают своих сверстников. Их талант проявляется буквально с пеленок. Что делать? Можно и нужно ли развивать предпосылки одаренности у своего ребенка? Как не навредить ему? С какими проблемами могут столкнуться маленькие гении? Можно ли насильно развивать творчество? Какие методы работы с одаренными детьми признаны на сегодняшний день эффективными и «работают»?
Сегодня проблема работы с одаренными детьми становится все более актуальной. И не перестает она интересовать не только педагогов, но и родителей, психологов.
Сам термин «детская одаренность означает более высокую, чем у сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.
Сейчас ведется много споров по поводу того, является ли она исключительно наследственным признаком или способности можно развить абсолютно в любом человеке при помощи длительных и упорных тренировок. Наследственность является, безусловно, одним из наиболее важных факторов в формировании даровитости. Однако исключать развивающие занятия нельзя, т. к. это может замедлить, а то и вовсе остановить процесс творческого становления ребенка. В любом случае, «одаренность» - это дар свыше, который нуждается в постоянном развитии и поддержке.
Педагогу придется потрудиться, чтобы дать раскрыться маленькому чуду и не навредить его развитию. Во- первых, следует развивать общие способности, а во- вторых, способности в какой-то конкретной сфере, к которой малыш испытывает тягу. Перед ребенком нужно ставить задачи и формулировать их таким образом, чтобы он самостоятельно находил способ их решения и находил время позаниматься дополнительно. Тогда маленький гений будет понимать, что для достижения какого- то результата надо приложить усилия, и, в первую очередь, силу воли. Важно также создать вокруг ребенка дружелюбную и удобную атмосферу, способствующей скорейшей реализации всех имеющихся задатков. Нужно всячески располагать чадо к интересующему его делу, подталкивать его к более углубленному изучению. Чтобы не убивать дар в ребенке - стараться меньше думать за него, давать ему возможность принимать решения самому.
Для развития творческого потенциала ребенка, как показали исследования, необходима не только адекватная оценка его сил и возможностей, но даже немного завышенная. Зазнайкой он не вырастет, но зато у него будет запас сил и уверенность при встрече с неудачами.
Также необходимо быть примером для ребенка; шире использовать свои знания , умения, навыки в воспитании ребенка и помнить об одном мудром правиле: «не навреди».
Специалисты считают, что одаренному ребенку необходимо свободное время, когда он сможет уединиться, подумать, пофантазировать, побыть наедине с собой.
В работе с одаренными следует также учитывать их возрастные особенности и применять индивидуальные варианты развития способностей и еще несколько методов работы:
- более гибкий переход из класса в класс;
- введение сквозных факультативов;
- изучение определенных школьных дисциплин по разным программам;
- дифференциация в старших классах;
- организация коллоквиумов в младших классах;
- метод экспертных оценок.
Одаренные дети - это будущее нашей культуры, науки и социальной жизни. Поэтому очень важно заботиться о них и помогать реализовать свои способности.
cherbaeva2013
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Веселовская Светлана » 05 июн 2013, 10:30

Веселовская Светлана Борисовна,учитель музыки МАОУ СОШ №22 г.Тамбов

Здравствуйте,уважаемые коллеги! Непросто говорить по этой теме,но так актуально в современном мире не потерять в потоке серой информации именно тех детей ,которые как звездочки могут зажечься на нашем рабочем горизонте. Особенно это касается учителей искусства когда требуют большего охвата детей, то зачастую "искорки" могут не превратиться в пламя. Поэтому считаю,что в учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, воспитать творца, активного созидателя своей жизни, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Предпочтительно выбрать методы и формы работы: исследовательская; частично-поисковая; проблемная; проективная.
При работе с одарёнными детьми руководствуюсь следующими принципами, они помогают находить единственно правильные пути:
использовать в своей работе большое количество творческих заданий;
учёба должна приносить ребёнку удовольствие;
необходимо самостоятельное добывание информации;
уважение желания ребёнка работать самостоятельно;
поощрение настойчивости, активности;
не снижать самооценку ученика.
Веселовская Светлана
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 05 июн 2013, 09:46

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Киреева А.А. » 05 июн 2013, 16:55

Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». «Одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Психолог Теплов Б.М. понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.
Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.
Выделяют три категории одаренных в умственном отношении детей:
• дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
• дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);
• дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Программа развития школы должна предусматривать целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, и реализовываться в действии.
Выявление одаренных и талантливых детей:
• анализ особых успехов и достижений ученика;
• создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
• диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
• преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений.
В рамках этих направлений целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений учащихся.
Формы работы с одаренными учащимися:
• групповые занятия с одаренными учащимися;
• факультативы;
• предметные кружки;
• кружки по интересам;
• конкурсы;
• курсы по выбору;
• участие в олимпиадах;
• работа по индивидуальным планам;
• занятия в профильных классах;
• интеллектуальные марафоны.
Киреева А.А.
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Коростелёва Т.А. » 05 июн 2013, 17:03

Коростелёва Тамара Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Сосновская СОШ №2

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, нужно приложить усилия.
Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика - это существенное расширение возможностей, способ реализовать себя. Для учителя - это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно - в режиме дискуссии, а не монолога.
ЭОР выступают как новые интерактивные средства обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников. Происходит усиление мотивационных сторон учебного процесса и интенсификация обучения в целом.
На уроках русского языка и литературы активно использую материалы сети Интернет на образовательных порталах «Открытый класс», «К уроку», «ЕК ЦОР» . Здесь учитель может выбрать и загрузить для использования на уроках уже готовые презентации, flash-ролики, анимированные таблицы, схемы-конструкторы, компьютерные образовательные игры, аудиозаписи, видеоролики.Эти ресурсы действительно облегчают труд учителя на определённых этапах урока, помогают сделать урок современным, ярким, результативным.
Уверена, целесообразность использования и эффективность применения ЭОР возможна лишь в том случае, когда педагог подходит к его созданию творчески. И только ЭОР, при создании которого применялся творческий подход, будет способствовать творческому решению поставленных на уроке задач, будет стимулировать учащихся к самовыражению, к поиску оригинальных, нетрадиционных способов решения учебных задач.
Достоинств у ЭОРов масса. Главное разумно использовать их с пользой для каждого ученика. А для этого нужно научиться «отделять зёрна от плевел», т.е. критично подходить к отбору ЭОРов, которые в большом количестве предлагаются учителю и на прилавках магазинов, и в Интернете.
ЭОР? ЭОР… ЭОР!!! Если вспомнить суждение Л.Н. Толстого, который говорил, что «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить заходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику», то сомнения в том, стоит ли учителю-словеснику заниматься освоением и использованием ЭОР для «обогащения» обучения одаренного ребенка, отпадут сами собой.
Коростелёва Т.А.
 

Пред.След.

Вернуться в Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы перспективы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron