методы работы с одаренными детьми

Модератор: TarasovaEG

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Янова Н.Н. » 15 май 2013, 16:19

Уважаемые коллеги, я поддерживаю вашу точкой зрения в отношении того, что «неодаренных детей не бывает». Каждый ребенок талантлив по-своему. Главное вовремя заметить и правильно организовать работу по раскрытию зарождающихся неординарных способностей ребенка. Но я считаю, что основополагающим фактором развития одаренности в раннем возрасте является семья. Благоприятная атмосфера в семье, доверительные отношения с родителями и др. членами семьи влияют на становление у ребенка творческого интереса и потенциала. В семьях с демократическим стилем общения, где ценется совместное времяпрепровождение, детям предоставляется возможность самостоятельных действий и решений, но при этом осуществляется разумный контроль взрослых за их действиями. Развитию одаренности детей способствует высокая заинтересованность и у самих родителей в познании нового. В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, посвещая свободное время совместной познавательной деятельности. В этом случае именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: музыкальной, спортивной, художественно- эстетической и др.
Янова Надежда Николаевна музыкальный руководитель МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию № 10 «Малютка» г. Тамбов
Янова Н.Н.
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение ShestakovaSM » 15 май 2013, 16:41

Марина Борисовна музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР ДС№66 " Тополек"Развитие одаренных детей в современных условиях образования.
Сегодня, когда в нашем современном государстве происходят новые экономические преобразования, развиваются новые, инновационные технологии,приоритетным является развитие духовно-нравственного общества, поэтому государство нуждается в людяхспособных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание вовсе сферыжизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохраненияи преумножения интеллектуального потенциала страны.Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.
Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществукомпенсировать потребность воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать.
Поэтому важной задачей современного образовании в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека.Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми детьми становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Дошкольный возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления – одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям?
В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность».
Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии.
Второй термин – «детская одаренность» напротив, не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально – творческий потенциал.
«Мышление, способность к творчеству – величайший из даров природы, даром этим отмечен каждый человек, но степень его развития может существенно различаться». (Эйнштейн А.)
Конечно, неспособных детей нет, все дети имеют большие потенциальные возможности. Доказано, что каждый ребенок, пришедший в наш мир, щедро наделен самыми разными задатками; что способности есть у каждого, причем они комплексны; что все дары природы можно и нужно развивать. Умелое использование потенциальных возможностей малыша в ходе его развития может обеспечить достаточно высокий результат.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, становится приоритетной задачей современного общества.Главным принципом работы с одаренными деть¬ми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предмет¬ной творческой деятельно¬сти. При создании в ДОУ благоприят¬ных условий за пе¬риод дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склон¬ностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:
 наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов до¬полнительного образования и воспитателей;
 наличие богатой предметно-простран¬ственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
 создание атмосферы доброжелательно¬сти и заботливости по отношению к ребен¬ку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощря¬ющей проявление индивидуальности;
 наличие образовательной системы.

Для решения поставленных задач педагог должен использовать разнообразные способы и приемы.
Также развитию способностей детей дошкольного возраста помогают дополнительные кружки, при которыхсоздается благоприятная среда для общего развития ребенка, в частности для пробуждения его природного потенциала.Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости.
Поэтому специалисты, работающие с такими детьми, должны уделять особое внимание семье, оказывают помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.
Использовать разнообразные формы работы с родителями одарённых детей: беседы, семинары, деловые игры, тренинги, индивидуальные консультации, экскурсии.
Современные исследования показывают, что для достижения высокого уровня в любой области даже очень способные дети нуждаются в одобрении, общении и постоянной моральной поддержке. Поэтому каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. От интеллектуального потенциала этих детей зависит будущее нашей страны, и основная цель работы с одаренными детьми–это содействие их превращению в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.
ShestakovaSM
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Толмачева Л.В. » 15 май 2013, 17:50

Толмачева Лилия Валерьевна музыкальный руководитель МБДОУ комбинированного вида №45 "Буратино" г. Тамбова. В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. Понятно, что лишь труд способных и талантливых людей на благо Родины может помочь России выбраться из череды экономических и социальных критериев. Но также понятно, что это произойдет, если у молодых талантливых людей будет желание это делать.
Повышенный интерес к детской одаренности стал приметой нашего времени. Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим ресурсом способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды.
Здесь возникает вопрос: для чего обсуждать проблематику одаренности? Ведь одаренность обеспечивает прогресс, высшее достижение, на которое способен человек. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Умственно одаренный ребенок – личность, требующая к себе внимания, помощи и поддержки. Быть одаренным ребенком – непростая ноша. Одаренные дети – одна из самых чувствительных частей социума, нуждающаяся в особом внимании, серьезных исследованиях и новых формах помощи.
А дети, по природе своей – исследователи. Особенно это характерно в дошкольном возрасте. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности.
В настоящее время педагоги нашего дошкольного учреждения, работающие с детьми дошкольного возраста, вместе с родителями, семьей ребенка, поддерживают смышленого и любознательного малыша, создают условия для развития способностей, дарованных природой. Ведь грамотное проведение интеллектуального развития, в первую очередь, позволит успешно подготовить ребенка не только к школе, но и в дальнейшем к жизни.
Толмачева Л.В.
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Тарасова Н.И. » 16 май 2013, 16:02

Уважаемые коллеги!Развитие одарённости детей во многом зависит от умения организовать эффективное взаимодействие с учащимися. Это определяет характер методического поиска адекватных средств организации познавательной деятельности учащихся, в связи с чем особенно важно осваивать инновационные технологии обучения, основной составляющей которых являются субъектно-субъектные отношения. Эти технологии прежде всего направлены на развитие у учащихся умений оперировать информацией, выдвигать гипотезы, выбирать правильный способ решений в проблемной ситуации и т.д.
Наибольший эффект в работе с одарёнными детьми, по моему мнению, дают такие методы, как:
творческое задание;
постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
дискуссия, дебаты;
перевод игры на другой,более сложный уровень;
создание креативного поля;
проектная деятельность.
Использование средств педагогических инноваций (приёмов, стратегий реализации технологий, компьютерных обучающих средств, образовательных Интернет-ресурсов) в сочетании с классическим инструментарием методики преподавания обеспечит создание широкой вариативной учебной среды, которая позволит включить учащихся в творческую, самостоятельно мотивируемую деятельность и подготовить их к жизни в условиях современности.
Тарасова Н.И.
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Ирина Кочетова » 26 май 2013, 13:16

Ирина Ивановна Кочетова, учитель русского языка и литературы, филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Токаревской средней общеобразовательной школы № 1 в с. Троицкий Росляй.

Уважаемые коллеги, в своей практике в работе с одарёнными детьми я использую чаще всего следующие методы: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, тренинги, проектная деятельность. Наибольшей популярностью у учащихся пользуется тренинг. Подробнее с данным методом можно познакомиться на сайте: http://68cdo.ru /moodle.
Ирина Кочетова
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Городничева А.И. » 28 май 2013, 09:12

У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет им погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям.В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.Для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы: - исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемный;
-проектная деятельность. Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
-игра. Очень важны: -предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания. Разнообразие методов и форм дают возможность одарённым детям выбрать подходящие виды творческой деятельности.
Городничева А.И.
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Зверева Ольга » 29 май 2013, 21:37

Зверева Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы, филиал МБОУ Красивская СОШ в с.Балыклей

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы. Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда. Содержание работы с одаренными обучающимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие специфике школы. Методы и формы работы с одаренными обучающимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми обучающимися школы и в то же время отличаться определенным своеобразием. Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных обучающихся различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Зверева Ольга
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Анна Яковлева » 30 май 2013, 19:58

Яковлева Анна Сергеевна, учитель русского языка и литературы, филиал МБОУ "Первомайская СОШ" в с. Новосеславино

Проблема одаренности в настоящие время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Ранее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Требование повышенного внимания к детям с признаками одаренности объясняется тем, что отсутствие необходимых условий для их развития и реализации их способностей может нанести непоправимый ущерб дарованиям.
Для одаренных детей не существует стандартных требований. Для такого ребенка утверждение, что так принято не является аргументом. Ему нужно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.
Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой неосуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям стоящим ниже в плане развития способностей. В этой связи задачей педагога является необходимость добиваться изменения такой позиции.
Педагог должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.
Развитие творческих способностей тесно связано с развитием личности ребенка.
Таким образом, необходимо создавать условия для повышения мотивации к творческой деятельности. Начинать надо с младших классов.
Анна Яковлева
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Ртищева Таисия » 31 май 2013, 14:43

Уважаемые коллеги!
Как же учителя русского языка должны работать с одарёнными детьми, чтобы развивать и поддерживать юных лингвистов?
Одарённые дети - это самообучающиеся дети. Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач( процесс обучения с процессами исследования, творчества).
Научить учиться.
А для этого необходимо знакомить учащихся со словарями и справочниками по русскому языку, формировать умение правильно ими пользоваться во всех сомнительных случаях. Наконец, надо обращаться к научно-популярной, а подчас и специальной литературе о русском языке, его культуре, истории и современном состоянии.
Урок - многогранный кристалл, в котором отражается вся система взаимодействия учителя и ученика. Когда мы видим одарённость наших детей, когда стремимся развивать у них креативность и наращивать их интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который открывает новые творческие перспективы и для учителя.
Ртищева Таисия
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение кобзева марина » 31 май 2013, 15:29

Приветствую всех участников форума!Исходя из того, что одаренность является неким потенциалом психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, нельзя забывать о необходимости педагогической помощи одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
— создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
— включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
— формирование и развитие сети дополнительного образования;
— организация научно-исследовательской деятельности;
— организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников предусматривает:
— тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
— контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
Особое значение в поддержании положительной динамики развития личности ребенка играет система поощрений:
— Публикация в СМИ;
— Стенд «Лучшие ученики школы»;
— Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета.
кобзева марина
 

Пред.След.

Вернуться в Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы перспективы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron