методы работы с одаренными детьми

Модератор: TarasovaEG

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Perepechina1976 » 22 апр 2013, 22:45

Перепечина Надежда Васильевна учитель музыки
Вырубовского филиала МБОУ "Никифоровская СОШ№1"

Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми — ее стратегия, содержание, формы и методы — должно обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. А именно ломка сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), общения и поведения (способов взаимодействия) и, в итоге, методов обучения и воспитания.
Именно дети с признаками одаренности вольно или невольно могут создавать своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы не только бесполезны, но даже вредны как для ребенка, так и для самого учителя.
Одной из причин возникновения подобных ситуаций является то, что, например, вследствие высокого темпа интеллектуального развития одаренные дети (а по большому счету и любые другие дети) осознанно или неосознанно требуют к себе отношения как к полноправному субъекту учебной деятельности, общения и т. д.
Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной
мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка.
Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Часто родителями таких одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок — единственный смысл жизни. Еще чаще одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший уже вырос и не требует внимания) и внимание родителей направлено только на этого ребенка. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.
Определенная «детоцентричность» семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков.
Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны: родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами.

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоений знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности.
Perepechina1976
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Галкина Н.Н. » 23 апр 2013, 08:48

Галкина Надежда Николаевна-учитель музыки филиала МБОУ Цнинская СОШ №2 в селе Донское.
Методы и формы работы с одаренными учащимися органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаются определенным своеобразием.и
Используются: тематические и проблемные мини-курсы, "Мозговые штурмы"во всех вариантах, ролевые тренинги, способствующие развитию исследовательских умений в процессе научно-практической работы и творческих заданий и т. п..
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получают групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм , методов, приемов работы. Наряду с урочной деятельностью способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся занятия по интересам, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, участие в олимпиадах и конкурсах вне школы, и разумеется,система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Галкина Н.Н.
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Матросова » 23 апр 2013, 13:19

Абсолютно согласна с уже высказанными мнениями и считаю, что выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Но эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Учитель, по моему мнению, при этом должен быть увлечен своим делом, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, профессионально грамотным, интеллектуальным, нравственным и эрудированным, психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса, знатоком во всех областях человеческой жизни, а также использовать в своей работе различные формы и методы, такие как кружки по интересам , занятия исследовательской деятельностью, конкурсы, участие в олимпиадах, и т.д.
Матросова
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Любовь Неплюева » 23 апр 2013, 14:16

Добрый день, уважаемые коллеги! Присоединяюсь к вашим комментариям. Высоко в небе среди звёзд и ангелов блуждают души ещё не родившихся детей. Они смотрят на огромную планету Земля и приходят в этот мир для созидания. И не обязательно, чтобы жить, надо родиться художником, поэтом, композитором. Отправляя человека на Землю, Творец наделяет его определённым багажом, необходимым по выражению Д.Лихачёва «творить добрую атмосферу вокруг себя». А в ком то он зажигает маленький огонёк в душе, искорку таланта, одарённости. Отсюда и выражение - «Божья искра» и педагогу важно разглядеть эту искорку дарования. Каждый ребёнок индивидуален, неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей.
Ценность их в том, что они практически всегда могут быть замечены не только практическими психологами, но и воспитателями детских садов, школьными учителями, родителями. Особого внимания заслуживают те качества, которые существенно отличают одаренных детей от их сверстников. Знание этих особенностей поможет спланировать работу с одарёнными детьми в образовательном и творческом процессе.
Большинство психологов, историков, биографов, изучающих жизнь выдающихся людей, пришли к выводу о том, что в детстве у многих из них (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Г. Галилей, Петр I, И. Ньютон, Г. Гегель, Наполеон Бонапарт, Ч. Дарвин и др.) чаще всего встречались такие характеристики:
 90 % из них обладали высоким интеллектом, любознательностью, задавали много вопросов, стремились выделиться;
 75 % выдающихся людей рано «созрели», были не по годам развиты в умственном отношении, отличались
нравственностью, критичностью, прямолинейной честностью, были серьезны;
 90 % из них были настойчивы, обладали сильной волей и ярко выраженным стремлением к высоким достижениям;
 75 % были усердными тружениками, хорошо переносили одиночество и отличались твердостью. Они получали удовлетворение от своей работы, были экспрессивны, открыты духовному опыту и фантазиям.
Август Бабель мудро подметил: «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться». Внешнее окружение, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. Томас Алва Эдисон считал: « Гений - один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота» Поэтому от профессионализма педагога, его влюблённости в своё дело, от вдохновения и творческого потенциала зависит, насколько успешно будет развиваться ребёнок и его дарование не угаснет, а превратится из природного алмаза в роскошный бриллиант. Педагогу необходимо подобрать верные методы обучения и воспитания, а главное самому верить в успех и быть творческой личностью.
Неплюева Л.В., учитель музыки ТОГБОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированноно обучения"г.Тамбов
Любовь Неплюева
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Любовь Неплюева » 23 апр 2013, 14:56

Добавление.Педагог должен быть увлечен своим делом, быть интеллектуальным, нравственным и эрудированным, разбираться в современных технологиях, использовать Интернет -ресурсы, быть в первых рядах внедрения новых педагогических технологий. Педагог не должен бояться экспериментировать. А ещё он должен быть тонким психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса. Такие формы работы с одарёнными детьми как факультативы, кружки по интересам, занятия исследовательской деятельностью, конкурсы, научно-практические конференции, помогут успешнее развиваться творческому потенциалу ребёнка. Для более успешной работы педагог должен продумать индивидуальную программу занятий с одарённым ребёнком. Рассмотреть музыкальные дарования ребёнка поможет и специальная диагностика. Большую роль следует отвести взаимодействию педагога с родителями, сотрудничеству, оказание консультативной помощи. Пусть маленькая звёздочка загорается на небосклоне и от её света всем будет тепло и радостно. И пусть эта звёздочка ценит, уважает тех, кто ведёт её по небу ярких открытий и побед.
Неплюева Л.В., учитель музыки ТОГБОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения" г.Тамбов
Любовь Неплюева
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Стехина Н.В. » 23 апр 2013, 16:36

Стехина Наталия Викторовна - учитель музыки и МХК МБОУ "Покрово - Пригородная СОШ" Тамбовский район.

В предложенной концепции раскрыты различные методы в работе с одарёнными детьми. Но ребёнок должен понимать, что он вырастить и ему будет необходимо найти своё место в жизни. В современных условиях нашей жизни не каждый человек, даже одарённый и талантливый находить применении своим талантам.
Стехина Н.В.
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Zabrodskay O.V. » 23 апр 2013, 16:40

Забродская О.В. музыкальный руководитель МБДОУ №54 "Аленький цветочек" г. Тамбов
Здравствуйте, уважаемые коллеги!!! Да, тема одаренности поистине, очень серьезная. И нам, как педагогам, необходимо как можно раньше выявлять зачатки одаренности у детей. Но, в первую очередь в развитии одаренности должны быть заинтересованы родители. Именно они с малых лет поддерживают ребёнка в его начинаниях и формируют его одарённость .Они просто обязаны создать для этого все необходимые благоприятные условия. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок мог черпать из неё информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу.
Zabrodskay O.V.
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Klykina G.V. » 23 апр 2013, 16:49

Клюкина Г.В., музыкальный руководитель МБДОУ 54 "Аленький цветочек"
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу присоединиться к обсуждению проблемы одарённых детей. Я, совершенно согласна, что выявлять способности детей надо не во время учебы в школе, а ещё в дошкольном периоде, причём не обязательно это делают сами родители. Внимательный и творчески относящийся к своей работе воспитатель или музыкальный руководитель могут заметить способности ребёнка, выделяющие его из общей массы воспитанников, и порой обратить на это внимание родителей, которые считают эти способности само собой разумеющимися.
Также хочу отметить, что одарённые дети ощущают некоторые трудности социальной адаптации в коллективе. Когда его хвалят, награждают, у него развивается желание во всём быть первым. Оказаться в чём-то не правым, не первым, для него становится порой невыносимым. Талант педагога заключается в том, чтобы показать ребёнку, пусть даже и одарённому в чём-то что нет абсолютно одарённых людей. Сверстники, которые, к примеру, хуже поют или танцуют, имеют другие способности: лучше рисуют, более способны к иностранному языку или математике. Когда одарённый ребёнок осознает это, он легче сумеет адаптироваться в коллективе.
Klykina G.V.
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Павликова Эмма » 23 апр 2013, 18:28

Павликова Эмма Ивановна учитель музыки МАОУ СОШ №13 им. Н.А.Кузнецова г.Тамбов
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.
Работа с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. В школе складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.
Очень важно создавать на уроках, занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование спецкурсов (кружки, студии). Здесь, работая в малых группах, можно максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: - наблюдение, эксперимент, исследование.Большое внимание на занятиях я уделяю обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Работая в начальной школе, я провожу внеурочную деятельность «Театр песни» , где уделяется большое внимание развитию творческих способностей детей. На данных занятиях дети могут самовыражаться, часто применяю ролевое проигрывание ситуаций, большое внимание уделяю развитию пластики и координации движений.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
-стимулировать познавательные способности учащихся;
-работать дифференцировано, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.
Павликова Эмма
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Скворцова Тамара » 23 апр 2013, 18:53

Скворцова Тамара Львовна
Учитель изобразительного искусства и технологии
МБОУ СОШ № 3 города Рассказово Тамбовской области


Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одаренными детьми


Для создания условий для всестороннего развития одаренных детей необходимо взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса: администрации школы, педагогов, родителей и самих детей.
С целью формирования у учащихся способностей художественно-эстетической направленности и приобщения их к художественному творчеству необходимо: администрации школы и педагогам:
- создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды, способствующей максимальному развитию личностного и творческого потенциала одаренных детей;
- организация кружков, студий, клубов;
- постоянное педагогическое сопровождение одаренных детей и отслеживание результатов и достижений их деятельности (оформление педагогом индивидуального портфолио учащегося)
родителям:
- посещение с детьми выставок, музеев, библиотек, концертных залов;
- поиск спонсоров, обеспечивающих финансирование участия ребенка в конкурсах, смотрах и т.п., его поездки и обучение в престижных образовательных учреждениях;
- создание условий для занятий творчеством (индивидуальный уголок для занятий; приобретение материалов, инструментов, оборудования)
учащимся:
- посещение кружков, клубов, студий художественно-эстетической направленности, созданных при школе;
- посещение учреждений дополнительного образования;
их совместная деятельность:
- согласование индивидуального образовательного маршрута с учащимся и родителями;
- экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами.
Эффективность их совместной деятельности заключается в том, что у детей проявляются высокие достижения в художественно- творческой деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценическом искусстве. Учащиеся, независимо от возраста, начинают более свободно ориентироваться в безбрежном океане мировой художественной культуры.
Для содействия проявлению и развитию креативных способностей учащихся и развития у учащихся нестандартного, нешаблонного мышления, творческих способностей, определяющих креативность требуется от участников учебно-воспитательного процесса:
администрации школы и педагогов:
- согласование индивидуального образовательного маршрута с учащимся и родителями;
- использование в педагогической деятельности технологии ТРИЗ, эвристических и поисковых методов обучения;
- организация лектория для родителей с изданием брошюр информационно-психологического вестника "Развитие творческой одаренности"
- постоянное педагогическое сопровождение одаренных детей и отслеживание результатов и достижений их деятельности (оформление педагогом индивидуального портфолио учащегося);
родителей:
- обеспечение детям не только свободного доступа к сети Интернет, но и создание условий безопасного его использования;
- обеспечение возможности использования книг и периодической печати;
учащихся:
- участие в НОУ;
- посещение секций, кружков и студий в системе дополнительного образования;
- участие в проектной деятельности;
их совместная деятельность:
- создание условий для экспертного оценивания конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами, в том числе преподавателями высшей школы;
Всё это помогает детям раскрыть свой творческий потенциал, повысить познавательную мотивацию, стать более активными, поддержать и развить стремление к творчеству в различных видах деятельности. Повысится степень самостоятельности мышления, что позволит совершенствоваться его нестандартности, в особом, часто не похожем на других взгляде на мир.
Содействие проявлению и развитию интеллектуальных способностей учащихся, это, прежде всего, создание условий для эффективного обучения детей с высокими интеллектуальными и академическими способностями.
Формирование интеллектуального потенциала учащихся зависит от правильно построенного учебно-воспитательного процесса
администрацией школы и педагогами:
- организация консультации для родителей «Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся»
- использование в педагогической деятельности технологии критического мышления, эвристического метода обучения;
- создание школьного клуба «Интеллект»;
- организация интеллектуального клуба Знатоков для регулярного проведения игры «Что? Где? Когда?»
родителями:
- организация туристических поездок в период каникул;
- совместный просмотр специальных образовательных телепрограмм и их обсуждение;
- обеспечение детям не только свободного доступа к сети Интернет, но и создание условий безопасного его использования;
- обеспечение возможности использования книг и периодической печати;
а учащиеся могут:
- участвовать в конкурсах "Кенгуру", "Медвежонок", предметных олимпиадах, НОУ и научных конференциях;
- заниматься проектной деятельностью.
Их совместная деятельность по развитию интеллекта у детей и особых способностей к обучению поможет самореализации учащихся и адаптации в реалиях современной жизни, в выработке собственного вектора развития.
Содействие раскрытию лидерских способностей у учащихся позволяет формировать у них умения принимать решения, которые важны для многих людей, определять цели и направления движения, умение вести за собой. Для этого необходимо вести работу:
администрации школы и педагогам:
- предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни школы, класса, демонстрация его достижения в динамике;
- обсуждение проблемы «Нравственные основы семейного воспитания»
- организация и проведение конкурса "Ученик года" ;
- создание совета «Лидер»;
- проведение психологических тренингов на выявление лидерских способностей;
родителям:
- организация поездок в детские летние лагеря ;
- организация поездки ВДЦ «Орленок»;
а учащиеся должны:
- посещать объединения «Союз Детских Организаций»;
- участвовать в городских и областных Ассамблеях «Союза Детских Организаций».
Такая совместная деятельность позволит развить у учащихся способность понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. А так же развивать интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию.
Повышение мотивации к занятия спортом содействует проявлению и развитию двигательных способностей учащихся. Для развития личностного физического потенциала учащихся и создания условий для формирования мастерства, необходимо:
администрации школы и педагогам:
- организация спортивных состязаний, школьных и городских спартакиад;
- организация спортивных смен в лагерях дневного пребывания и загородных лагерях;
родителям:
- забота об общем физическом развитии: закаливание, утренняя гимнастика, спортивные игры, профилактические медосмотры и т.д.;
учащимся:
- физическое самосовершенствование: проведение зарядки, проведение закаливающих процедур;
- занятия в спортивной школе, секциях, клубах
Совместная деятельность педагогов и родителей окажет влияние на физическое развитие учащихся во всех его функциях: оздоровительной, воспитательной, общения, сообщения, взаимодействия.
Организация работы с одаренными детьми должна быть выражена деятельностью администрации и педагогического коллектива общеобразовательного учреждения и родителей для создания образовательных условий (системы возможностей), необходимых учащимся для проявления своих потенциальных возможностей, развитие их склонностей, интересов и способностей в разных сферах деятельности ребенка, то есть формирование у субъекта своего развития (физического, интеллектуального, личностного, социального)
Скворцова Тамара
 

Пред.След.

Вернуться в Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы перспективы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron