методы работы с одаренными детьми

Модератор: TarasovaEG

методы работы с одаренными детьми

Сообщение TarasovaEG » 18 апр 2013, 15:37

Уважаемые коллеги!

Актуальность данной темы определяется новыми целевыми ориентирами в системе образования, нашедшими отражение в федеральных документах нормативного и рекомендательного характера (Закон РФ «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, Указ Президента России «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», Приказ МОиН РФ «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2012 году», Приказ МОиН РФ «Об утверждении Перечня олимпиад школьников на 2010-2011 учебный год» и др.).
Данные документы определяют единый подход к пониманию проблемы одаренности. Для педагогов, в системе работающих с одаренными детьми, большое значение имеет «Рабочая Концепция одаренности» (Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003// http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm), разработанная по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» авторским коллективом (Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор), Шадриков В. Д. (научный редактор) и др.).
Предлагаем вам, опираясь на указанные выше нормативные документы, высказать свое мнение в рамках данного форума по следующим вопросам:
*особенности разработки образовательных программ для одаренных детей;
*условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одаренными детьми;
*методы работы с одаренными детьми; развитие и стимулирование интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
*методика работы с педагогом, выстраивающим деятельность с одаренными детьми/
Аватар пользователя
TarasovaEG
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 17 июн 2012, 20:23

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Федина Ж.Р. » 20 апр 2013, 15:37

Федина Жанна Рушановна
МБОУ Уметская СОШ имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова, учитель музыки.


Динамика современного общества определяет потребность не только в одаренных людях, но и в духовно здоровом поколении. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко».
Я согласна с авторами "Рабочая концепция одаренности", судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. И что в качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный.

При работе с одарёнными детьми руководствуюсь следующими принципами:
использовать в своей работе большое количество творческих заданий;
учёба должна приносить ребёнку удовольствие;
необходимо самостоятельное добывание информации;
уважение желания ребёнка работать самостоятельно;
поощрение настойчивости, активности;
не снижать самооценку ученика.
Федина Ж.Р.
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Мусаева Нина » 21 апр 2013, 12:50

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я считаю, что одарённость- сложное явление, имеющее и положительные, и отрицательные стороны. К положительным сторонам можно отнести разнообразие интересов одарённого ребёнка, творческие способности, хорошую память, абстрактность мышления, а к отрицательным- различную скорость мышления, индивидуализм, нетерпимость. Поэтому в работу с одарёнными детьми должны включаться учителя, увлечённые своим делом, стремящиеся к интеллектуальному самосовершенствованию. Взаимодействие с ребёнком должно иметь характер помощи, поддержки, а для этого педагогу необходимо быть хорошим психологом, воспитателем, проводником передовых педагогических технологий.

Мусаева Нина Михайловна
учитель русского языка и литературы МБОУ Пичаевской СОШ Пичаевского района
Мусаева Нина
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение olga » 21 апр 2013, 16:15

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Работа педагога с одаренными детьми – это сложный процесс, который требует тесного сотрудничества с психологами, администрацией и обязательно с родителями. Считаю, что в основе сотруднического взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Выстраивая сотрудничество с родителями нельзя действовать вслепую, – родители должны быть посвящены в особенности образовательного процесса;
предупреждены о возможных трудностях, возникающих у одаренных детей в процессе учебы, общения.
Очень эффективна совместная деятельность: совместные открытые мероприятия, на которых присутствующие родители – участники действия;
педагогические практикумы, когда родителям предлагаются различные ситуации, необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию;
дискуссии – активная форма повышения педагогической культуры родителей в процессе обсуждения актуальных проблем;
коллективно-творческие работы, способствующие созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, сплочению коллектива. Естественно важно учитывать занятость родителей, поэтому привлечение родителей должно быть посильным для семьи.
Комбарова О. В. учитель музыки МБОУ "ООШ" г. Котовска
olga
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Сизова Надежда » 21 апр 2013, 20:51

Сизова Надежда Евгеньевна, филиал МБОУ Сосновской сош №2 в с. Вирятино, учитель русского языка и литературы.

Применительно к обучению одаренных детей, безусловно, ведущими являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных детей. Они эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности: познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, способности к сотрудничеству, эмоциональной стабильности.
Сизова Надежда
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Шуккурова Элла » 21 апр 2013, 21:16

Шукурова Элла Владимировна
МБОУ "Цнинская СОШ №1 пос.Строитель, преподаватель русского языка и литературы.

Для работы с одарёнными детьми современный учитель должен владеть высоким уровнем специальных профессиональных, психолого-педагогических и личностных компетентностей (высокий уровень профессиональной подготовки, знания в области общей, возрастной психологии, методики диагностики личности ребёнка, методики корректировки деятельности). Он должен вести активную научно-методическую деятельность, обладать высокой коммуникативной культурой, быть креативным, эрудированным, обладать организаторскими способностями и, разумеется, владеть здоровьесберегающими технологиями. Очень сложно соответствовать этим критериям. Артур Конан Дойл однажды сказал: "Посредственность не знает ничего выше себя, а талант мгновенно распознаёт гениальность". Поэтому возникает проблема подготовки педагогов для работы с одарёнными детьми. Работа педагогических коллективов разных учебных учреждений по программе "Одарённые дети" позволила отчётливо увидеть: невозможно только средствами и границами урока развивать творческий потенциал личности и поддерживать одарённого ребёнка. Необходимо охватывать широкое социокультурное пространство, окружающее человека (участие в различных конференциях, кружках, конкурсах, в том числе сетевых, исследовательских проектах, литературных альманахах). Закончить хочу фразой Джона Кеннеди, которую он произнёс на одном из своих выступлений:"Каждый из нас имеет равные таланты, но все из нас должны иметь равные возможности для развития своих талантов"
Шуккурова Элла
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Елена Тимофеевна » 22 апр 2013, 11:14

С развитием телекоммуникационных средств появились широкие возможности для более широкого охвата одаренных учащихся, в том числе из сельских районов, предоставления дополнительных условий для их развития в конкретной предметной области, привлечения к этой работе ведущих ученых и педагогов региона. Интеграция деятельности образовательных учреждений разного уровня с использованием программ дистанционного сопровождения позволяет одарённым детям получать дополнительное образование. Одной из продуктивных форм интеграции выступает сетевое взаимодействие. Сетевое сообщество образовательной направленности можно рассматривать как группу инициативных пользователей компьютерной сети, осуществляющих взаимодействие с целью получения образования, обмена опытом, реализации коммуникативных потребностей. В процессе сетевого взаимодействия одаренный ребенок может не только ознакомить со своими идеями заинтересованных людей, найти единомышленников, но и получить нужную ему для работы информацию, в том числе об олимпиадах и конкурсах, которые проводятся в мире, а также принять в них участие. Использование информационно-коммуникационных технологий облегчает самостоятельный поиск детьми и подростками ответов на возникающие вопросы.
Методическая помощь одаренным детям и подросткам может состоять в составлении каталогов привлекательных информационных ресурсов, разработке печатных и электронных рекомендаций о способах формулирования запросов и поиска информации, подготовке для детей разного возраста наборов «развивающих» информационных блоков, подобранных таким образом, чтобы стимулировать познавательные интересы учащихся и вместе с тем подсказывать им направления самостоятельного поиска отсутствующих информационных элементов.
Применение ИКТ может рассматриваться как еще одна альтернатива, способная повысить степень безусловно полезной для одаренных учащихся индивидуализации обучения. Существенно, что при этом повышаются самостоятельность, инициативность и - в определенной мере - ответственность ребенка или подростка. Эти полезные качества развиваются в силу того, что он получает возможность самостоятельно выбрать те предметы или разделы, которые хотелось бы ускоренно или углубленно изучить, спланировать познавательную активность и определить периодичность оценки приобретенных знаний. Интернет-ресурсы создают благоприятные условия для общения творческой молодежи. В общении осуществляется творческое, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность настроений, взглядов, достигается взаимопонимание и толерантность, создается сплоченность и солидарность, характеризующая групповую и коллективную деятельность. Общение выступает в качестве одного из важнейших условий выявления и раскрытия лучших сторон личности интеллектуально одаренных школьников, стимулятором их развития и формирует потребность в самосовершенствовании.
В связи с этим для достижения поставленной цели представляется целесообразным рассматривать проект модернизации общего образования через развитие дистанционного сетевого обучения, выступающего основным условием построения технологичного информационно-познавательного пространства для развития интеллектуально-творческой одаренности. Дистанционное образование максимально индивидуализирует учебный процесс, позволяющий выстраивать траекторию индивидуального интеллектуального развития одаренного школьника и создавать условия для развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающей методическое сопровождение кадров по работе с одаренными детьми.

Перова Елена Тимофеевна, учитель биологии и географии Больше-Ломовисского филиала МБОУ Пичаевской СОШ
Елена Тимофеевна
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Ольга Васильева » 22 апр 2013, 12:42

О.В.Васильева- учитель музыки МБОУ СОШ №30
«Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал».
Р.Н. Бунеев

Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача.
Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Главное: с одаренным ребенком должен работать одаренный учитель. Считаю, что традиционный урок, на котором учитель выступает в роли транслятора учебного материала, должен уйти в прошлое. Предпочтение в работе с одаренными детьми должно быть за активными и интерактивными методами в уроке, стимулирующими познавательную и творческую активность детей. Уникальность и значимость предметной области «Искусство» определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала школьника, формирование художественного типа мышления – ассоциативно-образного пространственного мышления и интуиции, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей творческой личности.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- проективный;
Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры.
Очень важны:
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные марафоны;
- различные конкурсы и викторины;
- словесные игры и забавы;
- проекты по различной тематике;
- ролевые игры;
- индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.
Как правило, у одаренных детей проявляются:
- высокая продуктивность мышления;
- легкость ассоциирования;
- способность к прогнозированию;
- высокая концентрация внимания.
Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.
Считаю, что при работе с одаренными детьми учитель должен уметь:
- обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
- стимулировать познавательные способности учащихся;
- работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
- принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
- отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Уверена, порой школьному учителю нужно дать ученику толчок, задать нужный вектор и обычный ребенок станет одаренным.
Ольга Васильева
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Федотова Е. В. » 22 апр 2013, 13:01

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Присоединяюсь ко всему вышесказанному. И от себя добавлю, что прежде всего определить одарённого ребёнка очень сложно: бывают такие дети, которым легче воплощать свои идеи не в коллективе и не на виду, а в одиночестве - дома, когда никто не мешает и ничего не отвлекает от задуманного. Таким детям бывает очень тяжело создать какой-то продукт деятельности на заданную тему. Одарённость часто проявляется в успешной деятельности, которая носит стихийный, самостоятельный характер.
Поэтому, судить об одарённости ребёнка нужно не только по школьным или внешкольным делам, но и по той деятельности, которой он сам отдаёт предпочтение.
Федотова Е. В.
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Куртунова Александра » 22 апр 2013, 21:43

Куртунова Александра Андреевна
МБОУ Сосновская СОШ №1, учитель музыки.


Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).
1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей, наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.
4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации статуса определенного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он — «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.
Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).
Куртунова Александра
 

След.

Вернуться в Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы перспективы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron