организация диагностического обследования одаренных детей

Модератор: TarasovaEG

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Веселовская Светлана » 05 июн 2013, 11:04

Веселовская Светлана Борисовна, учитель музыки МАОУ СОШ №22 г.Тамбова

Продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка требует осуществления раннего распознавания на основе единой оценки. Хочеться немного пофилософствовать: Бог одаривает, а учитель поддерживает.Ведь всякая уникальность одаренного человека состоит в том, что все, что бы он ни сделал, обязательно будет отличаться от того, что может сделать другой.Таким образом, природа одаренности объективно требует новых методов диагностики. С учетом всех параметров одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой выявления и поддержки признаков одаренности ребенка является психолого-педагогический мониторинг:
наблюдение за поведением данного ребенка в разных педагогических ситуациях;
анализ поведения ребенка в разных сферах жизнедеятельности;
экспертная оценка продуктов деятельности детей;
анализ реальных достижений детей;
обследование проводить в ситуации реальных событий.
При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:
1.актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
2.особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;
3.потенциальные возможности ребенка к развитию.
Веселовская Светлана
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 05 июн 2013, 09:46

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Бурлакова О.В. » 09 июн 2013, 19:13

Стандартизированные методы измерения интеллекта наиболее часто используются для выявления одаренных детей. Применяются как индивидуальные, так и групповые тесты.
Среди наиболее известных в международной практике можно отметить следующие: а) шкала интеллекта Станфорд – Бине, предназначенная для тестирования детей начиная с 2-летнего возраста; б) Векслеровская шкала интеллекта и различные варианты этого теста предназначены для тестирования не только детей, но и взрослых; в) шкала детских способностей Маккарти предназначена для тестирования детей в возрасте от 2,5 до 8,5 года (дается обобщенная оценка и 5 субоценок для вербальных, перцептивных, вычислительных, моторных способностей и памяти);г) тест когнитивных способностей, разработанный Р.Э.Торндайком и Е.Хаген, дает три оценки (вербальная, невербальная и количественная), он широко используется при выявлении детей, которые должны заниматься по специальной программе для одаренных.
Наиболее популярными при оценивании академической одаренности являются следующие тесты: а) общий тест основных умений, оценивающий базовые навыки в чтении, орфографии, математике и др. б) Айовский тест основных умений, оценивающий словарный запас, успешность в чтении, языковые навыки; в) Станфорский тест достижений, предусматривающий оценку знаний и навыков ребенка в математике, естествознании, в понимании устной речи; г) Калифорнийский тест достижений, оценивающий успешность в чтении, словарный запас, понятливость, математические способности, почерк и др.
Бурлакова О.В.
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Коондратьева Ольга » 09 июн 2013, 20:15

Кондратьева Ольга Николаевна, учитель ИЗОискусства МАОУ гимназия №12 города Тамбова

По каким же признакам отличить обычного ребенка от гения? Выделяют три особенности одаренного ребенка:
1. Опережающее познавательное развитие.
2. Психосоциальная чувствительность. Одаренные дети, в прочем, как и взрослые, обладают повышенным чувством справедливости, чувствительностью, зависимостью от радостей или переживаний окружающей действительности. Их психическое состояние и здоровье очень зыбко. Кто-то сказал, что грань между гением и сумасшедшим настолько тонка, что отличить одно от другого практически невозможно. Но это отнюдь не значит, что все, страдающие психическими расстройствами, уже гении.
3. Физические особенности. Существует несколько мнений на физические особенности одаренных людей.
• Одаренные дети по физическому развитию ничем не отличаются от своих сверстников.
• Одаренные дети сильнее, энергичнее, крепче, выносливее своих сверстников.
• Одаренные дети имеют патологии в развитии, что объясняется энергетическим метаболизмом: анализаторы, специфичный, для данного вида одаренности, рецептивный слой коры головного мозга должны получать очень большую энергию, именно поэтому происходит перераспределение энергетических ресурсов: на развитые участки много, на остальные гораздо меньше, может чему-то не достаться вовсе.
Была разработана методика диагностики степени выраженности у ребенка различных видов одаренности. Утверждения, по которым оценивается ребенок, можно рассматривать и как программу его дальнейшего развития. Остановимся подробнее лишь на художественных способностях. Ваш ребенок имеет высокий уровень художественно-изобразительных способностей или одарен, если он:
Не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения.
В своих рисунках или картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося.
Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж.
Когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски.
Стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное.
Не робеет высказать собственное мнение о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.
Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. Как известно, существуют две точки зрения на одаренность, отсюда и диагностика: сторонники биологизаторского подхода считают, что одаренность – весьма редкое явление, и выявление такого ребенка подобно поиску крупиц золота; сторонники же социологизаторского подхода считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок, и нужно только вовремя заметить его способности и развить их.
Коондратьева Ольга
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Осадчая Ольга » 11 июн 2013, 20:50

Осадчая Ольга Анатольевна
Учитель изобразительного искусства ТОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат г. Рассказово»

В настоящее время особо актуальной является проблема выявления одаренных детей. Государственная политика направлена на обеспечение поддержки и развития каждого талантливого ребенка.
Дети различаются по уровню одаренности. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности, способности большинства.
Выделяют два основных типа по уровню одаренности:
- особая исключительная одаренность - это те дети, для выявления одаренности которых, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одаренность видна невооруженным глазом. Часто такие яркие способности могут соседствовать с проблемами разного порядка;
- «высокая норма» - это дети с обычным нормальным характером, которым даны способности от природы, и были созданы условия для их развития. Благоприятная среда в семье и школе, возможность проявить свой талант, позволяет таким детям достичь больших результатов, нежели тем, кто имеет исключительную одаренность.
В работе с одаренными детьми необходимо использовать различные методы диагностики и наблюдения за проявлениями одаренности у детей.
Целью диагностического обследования детей является идентификация одаренных детей для последующего прослеживания их развития
Для того, чтобы выявить одаренного ребенка, нужно:
- определить, что такое одаренность, по каким признакам в каком возрасте можно отнести к одаренным;
- в соответствии с пониманием одаренности разработать диагностические методики, позволяющие идентифицировать одаренных;
- правильно организовать обследование детей.
Одаренный ребенок или нет, можно сказать только после комплексного обследования его специалистами разных направлений. Это длительный процесс, который включает в себя:
- обследование особенностей поведения ребенка учителями, родителями и психологом;
- наблюдение за ребенком родителей, учителей, педагогов дополнительного образования с целью оценки его деятельности;
- анализ продуктов деятельности ребенка в различных областях науки и творчества учителями, научными консультантами;
- системное наблюдение и тестирование ребенка психологом;
- выявление склонностей и интересов ребенка учителями и психологами.
При идентификации одаренных детей могут выявляться следующие признаки:
- широта восприятия, любознательность и высокий интерес к занятиям;
- развитое воображение;
- гибкость, быстрота мышления;
- успешность освоения определенной деятельности;
- оригинальность способов выполнения деятельности;
- самодостаточность, уверенность в принятии решений;
- высокий темп выполнения работы.
Можно отметить, что при всех положительных личностных проявлениях, могут наблюдаться некоторые проблемы:
- повышенная нервная возбудимость;
- болезненная ранимость;
- проблемы в отношениях со сверстниками;
- преувеличенные страхи;
- заниженная самооценка.
По итогам проведения диагностического обследования детей можно определить тип одаренности, создать индивидуальную программу развития. Правильное выявление, диагностика, прогноз, формирование, обучение и развитие одаренных и талантливых детей, так же как и построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.
Осадчая Ольга
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Беляев Валерий » 11 июн 2013, 21:43

Беляев Валерий, учитель игрового тренинга МАОУ СОШ № 22 с УИОП г. Тамбов

Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий “хочу” и “могу”. Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.

Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Повышенная познавательная потребность, любознательность. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Беляев Валерий
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Наталия Тополинская » 13 июн 2013, 20:53

Тополинская Наталия Викторовна, преподаватель спецдисциплин ТОГАОУ СПО "Педагогический колледж г. Тамбова"

Одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит от окружающей среды и характера его деятельности. Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Для выявления и развития различных видов детской одаренности необходимо проводить целенаправленную работу по следующим направлениям:
1) Вовлечение детей в деятельность по интересам;
2) Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
3) Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения;
4) Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;
5) Развитие умений самостоятельно работать;
6) Обучение творческим методам работы;
7) Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;
8) Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.
Наталия Тополинская
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Ирина Невзорова » 18 июн 2013, 10:27

Организация диагностического обследования одаренных детей требует специальных организованно-педагогических решений. Выявление таких детей происходит постепенно. Отечественными учеными признается комплексный подход , суть которого состоит в использовании разнообразия методов:
– наблюдение за поведением детей; – специальные психодиагностические тренинги;
– экспертное оценивание поведения детей;
– проведение «пробных» занятий по специальным программам; – метод проектов, предметных, профессиональных и социальных проб; – метод предметных ситуаций, в которых моделируется исследовательская деятельность; – оценивание продуктов творческой деятельности; – организация интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятий (предметных олимпиад, конференций, соревнований, конкурсов, смотров, фестивалей и т.п.) с последующей оценкой достижений учащихся; – поведение психодиагностического обследования с использованием вариативных методик и др. Следует отметить, что результаты любых тестирований на одаренность ребенка не являются окончательными и имеют много изъянов. Поэтому они не могут адекватно и полноценно оценить одаренный ребенок или нет.
Ирина Невзорова
 

Пред.

Вернуться в Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы перспективы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron