организация диагностического обследования одаренных детей

Модератор: TarasovaEG

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение olga » 07 май 2013, 16:17

Добрый день, уважаемые коллеги! Интересен так называемый «Принцип турникета». Авторы этого организационно-педаго­гического подхода - известные американские специалисты в об­ласти обучения одаренных детей Дж. Рензулли, С. Рейс и Л. Смит. Суть его сводится к тому, что процесс идентификации одаренных детей должен быть не разовым, а долговременным, предпола­гающим длительное наблюдение за ребенком.
Авторы акцентируют внимание на том, что эта модель создана для работы в массовых школах. Суть ее сводится к тому, что дети включаются в работу по специальной программе. Вхождение и выход ребенка может осуществляться в течение всего года в зависимости от его достижений.
Авторы используют как традиционные методы оценки, так и методы, основанные на использовании трех параметров дея­тельности учащегося, - способностях, интересах и стилях обуче­ния. Они особо подчеркивают, что собирается информация, ак­центирующая внимание прежде всего на достоинствах ученика, а не на его недостатках. На ее основании и создается «досье» под названием «портфель данных об ученике».Эта информация используется при принятии решения о воз­можностях развития способностей на обычных школьных заняти­ях, в группах обогащения и при работе по специальным дополни­тельным программам.
Комбарова О. В. учитель музыки МБОУ "ООШ" г. Котовска
olga
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение KudrinaSJu » 13 май 2013, 20:46

Кудрина Светлана Юрьевна, музыкальный руководитель МБДОУ ДС № 52 "Маячок"

"В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком". Август Бебель

Одаренные дети – особые дети, которые нуждаются в понимании, в нестандартных методах диагностики и взаимодействия с ними. Поэтому родителям и педагогам необходима информация о методах выявления, природе одаренности, путях развития и поддержке одаренных детей.
Условия выявления одарённых детей:
 диагностика должна иметь комплексный характер и оценивать разные стороны поведения и деятельности ребенка;
 диагностика должна быть, прежде всего, направлена на анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
 диагностика должна обязательно сочетаться с развитием, обучением, в чем сможет помочь использование тренинговых методов, а также организация различных интеллектуальных и предметных фестивалей, конкурсов и т.д.

Ниже перечислены характеристики музыкальной сферы, в которой ребенок может проявлять свои таланты:
1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии;
2. Хорошо поет;
3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств;
4. Любит музыкальные занятия;
5. Стремится пойти на кон¬церт или туда, где можно слушать музыку;
6. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо;
7. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние;
8. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии;
9. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

Выявление одаренных детей необходимо связать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
KudrinaSJu
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение KotelnikovaZI » 14 май 2013, 16:47

Котельникова Зинаида Ивановна, музыкальный руководитель МБДОУ д/с№1 "Золотой ключик" р.п. Мордово Тамбовской области.
Большинство родителей интересует, что такое музыкальные способности, есть ли они у ребёнка. И вообще способности к музыке - врождённое, наследуемое или воспитуемое?
Психологи отмечают, что приблизительно у 10-15% детей устойчивый интерес к чему-либо обнаруживается до 3-ёх лет, а музыкальные способности формируются в возрасте до года.
Музыкальные способности - комплекс способностей, позволяющих ребёнку активно проявлять себя в различных видах деятельности: слушании, пении, движении, музыкальном творчестве.
Чем активнее общение ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится.
Педагоги- психологи различают музыкальный талант и музыкальные способности ребёнка.
Музыкальный талант-это природные данные человека, его врождённые задатки.
Способности - это индивидуально-психологические особенности ребёнка, которые указывают на предрасположенность к определённой деятельности, также это результат развития задатков.
Как определить есть ли у ребёнка музыкальный талант? Вот критерии, по которым можно судить о музыкальном таланте.
Ваш ребёнок имеет музыкальный талант, если он:
1. Любит слушать музыку,
2. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и легко запоминает.
3.Сочиняет и напевает свои собственные мелодии
4. В исполнении танцев и песен вкладывает много энергии и чувства.
5.Любит наигрывать мелодии на детском музыкальном инструменте.
Если на все пять вопросов вы ответили «Да», следует полагать, что ваш ребёнок имеет музыкальный талант.
Если на вопросы 2,3,4 вы ответили «Нет», то следует, что ваш ребёнок скорее способный, чем одарённый.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Хотите вырастить одаренного ребенка? В помощь вам – советы Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети:
• Я отвечаю на вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
• У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
• Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.
• Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
• Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы.
• Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.
• Я стараюсь показать ребенку интересные места.
• Я помогаю ребенку улучшить результаты его работы.
• Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя в доме.
• Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
• Я никогда не наказываю ребенка унижением.
• Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами.
• Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
• Я регулярно читаю ребенку.
• Я приучаю ребенка к чтению с детства.
• Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка.
• Я внимательно отношусь к потребностям ребенка.
• Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине.
• Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета.
• Я никогда не ругаю ребенка за неумение и ошибки.
• Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
• Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
• Я побуждаю ребенка учиться решать проблемы самостоятельно.
• В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.
• Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
• Я помогаю ребенку быть личностью.
• Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
• Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.
• Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я это тоже не умею».
• Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
• Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
KotelnikovaZI
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Тарасова Н.И. » 16 май 2013, 17:19

Уважаемые коллеги! К числу распространённых вариантов организационно – педагогического решения можно с полным правом отнести разовые обследование на уровень одаренности. Их содержание базируется на универсальной, выраженной в баллах ''единой оценке'' одаренности. Обычно это оценка интеллекта либо креативности, иногда – сочетание того и другого.
Первичная оценка общей и социальной одаренности детей проводится с помощью специальных опросных листов для учителей и родителей. В случае, если оценка ребенка педагогом или родителями превышает определенный уровень по одному из опросных листов, ребенок зачисляется в число кандидатов. Далее, с целью проверки полученных данных, все дети привлекаются к специальным занятиям в небольших группах в соответствии с характером их одаренности. Если эти дети обнаруживают (по итогам занятий) адекватный уровень, по меньшей мере, в одном или двух видах деятельности, они включаются в дополнительную программу. И только детей с серьёзными физическими и сенсорными недостатками тестируют дополнительно по стандартизированным тестам. Ненадежность получаемых результатов осознаётся авторами, но не отменяет их желания ''навешивать ярлыки'' (''одаренный'', ''неодаренный'').
Тарасова Н.И.
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение нистратова виктория » 25 май 2013, 19:03

Диагностика одарённости у детей требует комплексного и разностороннего подхода. Отсутствие стопроцентных методик по выявлению одарённости делает этот процесс несколько затруднительным. В данном случае велика роль и классного руководителя, который долгое время будет наблюдать, воспитывать и обучать ребёнка.
нистратова виктория
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Городничева А.И. » 28 май 2013, 07:39

Часто про одаренных детей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды. Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Для диагностического обследования ученые предлагают применять ряд методик. Так, для выявления интеллектуальной одаренности у детей рекомендуется использовать методику Д. Векслера, творческой – тесты Торранса на образное и вербальное мышление и др. Кроме этого, необходимо использовать методику изучения способностей учащихся Р.В. Овчаровой и методики, направленные на изучение личностных особенностей учащихся. Но с мнением научного деятеля А. Н. Колмогорова нельзя не согласиться: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».
Городничева А.И.
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Зверева Ольга » 31 май 2013, 13:17

Зверева Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы, филиал МБОУ Красивская СОШ в с. Балыклей

О проблеме диагностики детской одаренности так часто говорят и так много пишут, что можно подумать, что это и есть самая важная проблема в деле работы с одаренными детьми.Диагностика – очень важная, но все же частная задача, она не существует сама по себе, она выполняет служебную функцию. Проблема диагностики одаренности должна рассматриваться как минимум на трех уровнях:
- концептуальном;
- организационно-педагогическом;
- психометрическом.
Принципы выявления одаренных детей: принцип комплексного оценивания (обследование должно быть всесторонним, комплексным), принцип долговременности (диагностическое обследование, проводимое с целью выявления уровня детской одаренности, разовым быть не может), принцип использования тренинговых методов и заданий, принцип учета потенциальных возможностей ребенка(большинство специалистов склоняются к тому, что при оценке уровня одаренности ребенка следует оценивать не только и не столько актуальные, сколько его потенциальные возможности. И, кроме того, в педагогическом плане значительно важнее не то, что демонстрирует ребенок в данный момент, а то, чего следует ожидать от него в будущем) , принцип опоры на экологически валидные методы диагностики(методы оценки реального поведения и деятельности ребенка в реальных, а не в искусственных, лабораторных (обычно создаваемых в процессе тестирования) ситуациях), принцип участия разных специалистов (должны принимать участие, кроме психологов, педагоги, физиологи, родители и дети), принцип участия детей в оценке собственной одаренности.
Зверева Ольга
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Ртищева Таисия » 31 май 2013, 14:21

Уважаемые коллеги!
Для выявления одарённых детей и сохранения уникальности одарённой личности необходимо:
1. Проведение психолого-педагогического и академического тестирования.
2. Организация и проведение совместно с психологом тренингов с целью обучения детей снятию психологического напряжения во время участия в олимпиадах и других соревнованиях и конкурсах.
3. Создание комфортного общения, ситуации сотрудничества на уроках и во вне уроков, где учитель выступает в роли полноправного партнёра, помощника.
4. Создание ситуаций проявления творческого потенциала одарённой личности на уроках и вне уроков.
5. Обучение самоанализу, самооценке и организации рефлексии.
Ртищева Таисия
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение кобзева марина » 31 май 2013, 15:37

Бесспорно, что человеческое мышление, способность к творчеству уже сами по себе – величайшее из даров природы. Подчеркнем, что этим даром природа отмечает каждого человека. Но так же очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности.
Наиболее удачным следует считать определение одаренности, предложенное К.К.Платоновым. Он утверждал, что одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп развития.
кобзева марина
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Любечанская Л.Н. » 31 май 2013, 17:03

Уважаемые коллеги!
Какие предложения по организации работы с одарёнными детьми можно внести?
1. Открытость информации для каждого ребенка о ведущих учителях области по работе с одаренными детьми (через брошюры, сайты департамента и управлений образования, СМИ).
2. Использование современных средств коммуникации и дистанционного форм обучения для работы с учащимися со всего региона. Организация дистанционных турниров и олимпиад.
3. Организация очных занятий одаренных детей в каникулярное время (не только во время летних каникул). Это позволит найти подход к каждому ученику, с которым происходит дистанционное общение. На этих занятиях проводить турниры, чемпионаты и т.д. с публикацией рейтинга учащихся.
4. Организация муниципальных олимпиад для учащихся начальной школы. Целесообразно отбирать одарённых детей ещё на первой ступени обучения и вносить информацию в «Банк данных».
5. Для учащихся 7-8 классов, которые способны на равных соревноваться со старшеклассниками, дать возможность для обучения в форме экстерната по отдельным предметам (многие регионы страны это уже давно используют). Помочь образовательным учреждениям грамотно оформить нормативную базу для такой формы обучения в соответствии с законодательством.
6. При подведении итогов олимпиад всех уровней достигнутые результаты засчитывать не только образовательным учреждениям, которые представляет участник олимпиады, но и тем, которые представляют их наставники. Эти достижения должны отражаться на дополнительном финансировании учебных заведений, как ученика, так и учителя. Учителя должны иметь возможность включения этих достижений для формирования стимулирующей части заработной платы. Эти же достижения должны отражаться и во всей отчетности (социально-экономические показатели, рейтингование и т.д.). Только в этом случае будет заинтересованность и учителя, и администрации учреждения, в котором он работает.
7. В работе с одаренными детьми использовать разнообразные формы и методы работы, а так же приемы ораторского мастерства для практических занятий.
8. Подбирать материал повышенного уровня сложности и эвристического характера, способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников. Слушание- чтение – говорение – письмо – все четыре вида деятельности в арсенале.
9. Практически на каждом занятии давать задания поисково – исследовательского характера, требующие работы с дополнительной литературой, словарями различного типа (толковыми, этимологическими, иностранных слов, фразеологическими и т.д.) и справочниками. Например, для выполнения задания: объяснить значение и происхождение слова олимпиада – учащимся безусловно требуется толковый и этимологический словари. Для того, что бы доказать. что слова трясти- трус, нос – заноза, завтрак – утро, горло – ожерелье, дуть - надменный являются этимологическими родственниками, необходимо использовать этимологический словарь.
Любечанская Л.Н.
 

Пред.След.

Вернуться в Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы перспективы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1