организация диагностического обследования одаренных детей

Модератор: TarasovaEG

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Пивоварова СВ234 » 25 апр 2013, 22:17

Пивоварова Светлана Владимировна, учитель музыки МБОУ лицея №21 г. Тамбова

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Развитие деятельности приводит к получению творческого продукта, что и определяет ценность одаренности как таковой. Одаренные дети представляют собой интеллектуальный, творческий потенциал любого общества, поскольку, именно они в будущем будут определять содержание и темпы социального и экономического прогресса. В связи с этим и наука, и практика в лице государства заинтересованы в диагностике и поддержке таких детей. И, несмотря на это, в работе с одаренными детьми не существует до сих пор системы диагностики.
Мощным современным средством диагностики одаренности детей являются тесты, направленные на оценку интеллекта и креативности. Тестирование - трудоемкая процедура, требующая привлечения психолога, поэтому в качестве подготовки к тестированию, учителя могут проводить первичную диагностику.
Первичная диагностика строится на наблюдениях, практическом опыте, интуиции учителей, родителей, учащихся и самих одаренных детей. Она дает важную информацию, которая вместе с результатами тестирования должна служить основой принимаемых решений по включению детей в специализированные обучающие программы. К методам первичной диагностики относят: различные шкалы; опросники; наблюдения, проводимые по определенной схеме, информация о продуктах деятельности. Выявление одаренных детей не одноразовое мероприятие, а длительный процесс. Диагностика одаренности должна проходить несколько этапов, должны быть использованы разные методики, различные критерии оценивания и, безусловно, индивидуальный подход.
При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:
• актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
• особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;
• потенциальные возможности ребенка к развитию.
Пивоварова СВ234
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Наталия Финагина » 26 апр 2013, 08:33

Особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию. В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей. В качестве основных элементов системы работы с одаренными детьми в своей школе мы выделяем:дифференцированность, индивидуализацию обучения, развивающую среду, сотрудничество с родителями и психолого-педагогическое сопровождение .Благодаря системной и планомерной работе всего коллектива сотрудников школы одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.
Наталия Финагина
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Наталия Финагина » 26 апр 2013, 08:55

Принято считать, что диагностика детской одаренности не педагогическая, а исключительно психологическая проблема. И это, конечно, справедливо, пока мы рассуждаем на уровне теории. Но современная образовательная практика требует личностно-ориентированного подхода и заставляет рассматривать диагностику детской одаренности как неотъемлемую часть целостного педагогического процесса.
Известно, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике в разных условиях может показывать разные результаты.
Обследование должно быть всесторонним. Кроме уровня развития интеллектуальных, необходимо изучить творческие способности, физическое развитие. В диагностике одаренности должны участвовать разные специалисты: психологи, педагоги, родители и дети.
По критерию "степень сформированности одаренности" можно дифференцировать:
          - актуальную одаренность;
    - потенциальную одаренность.
По критерию "форма проявления" можно говорить о:
       явной одаренности;
       скрытой одаренности.
Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и вос­питания школы на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи явля­ется решающим.
По существу, любая форма отбора детей на основе показателей психометрических тестов оказывается несостоятельной с научной точки зрения, поскольку тесты интеллекта и креативности по определению не являются инструментом диагностики одаренности вообще и интеллектуальной либо творческой одаренности в частности.
Процедуры выявления одаренных детей должны быть с точки зрения специфики  детской одаренности  и своеобразия признаков одаренного ребенка.
Наталия Финагина
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Наталия Финагина » 26 апр 2013, 09:00

Принято считать, что диагностика детской одаренности не педагогическая, а исключительно психологическая проблема. И это, конечно, справедливо, пока мы рассуждаем на уровне теории. Но современная образовательная практика требует личностно-ориентированного подхода и заставляет рассматривать диагностику детской одаренности как неотъемлемую часть целостного педагогического процесса.
Известно, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике в разных условиях может показывать разные результаты.
Обследование должно быть всесторонним. Кроме уровня развития интеллектуальных, необходимо изучить творческие способности, физическое развитие. В диагностике одаренности должны участвовать разные специалисты: психологи, педагоги, родители и дети.
По критерию "степень сформированности одаренности" можно дифференцировать:
          - актуальную одаренность;
    - потенциальную одаренность.
По критерию "форма проявления" можно говорить о:
       явной одаренности;
       скрытой одаренности.
Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и вос­питания школы на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи явля­ется решающим.
По существу, любая форма отбора детей на основе показателей психометрических тестов оказывается несостоятельной с научной точки зрения, поскольку тесты интеллекта и креативности по определению не являются инструментом диагностики одаренности вообще и интеллектуальной либо творческой одаренности в частности.
Процедуры выявления одаренных детей должны быть с точки зрения специфики  детской одаренности  и своеобразия признаков одаренного ребенка.
Наталия Финагина
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение elenaaleks1973 » 27 апр 2013, 00:53

Цветкова Елена Алексеевна, учитель начальных классов филиала МБОУ "Покрово - Пригородная СОШ"
Задача раннего выявления, а затем обучения и воспитания одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Как отмечает известный исследователь способностей Н.С.Лейтес, выражение «одаренные ученики» весьма условно, поскольку рано проявившиеся у ребенка способности могут не получить ожидаемого развития, остаться нереализованными. Вместе с тем, у других детей подлинные выдающиеся способности могут обнаружиться позднее, в будущем.
Термин «одаренность» многозначен. Узкое его значение — обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста.
Более широкое значение: одаренный — ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой деятельности, представляющими ценность для общества.
Таким образом, одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
При выявлении одаренных детей используют следующие методы:
-наблюдение;
-общение с родителями;
-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Используя психолого-педагогические методы, выделяют четыре категории одаренных детей:
-дети, интеллектуально одаренные (имеющие высокие показатели по специальным тестам интеллекта);
-дети с ярким проявлением специальных способностей (достигшие больших успехов в каких-либо областях деятельности);
-дети, академически одаренные (отлично успевающие в школе);
-дети с высокой креативностью (потенциально одаренные).
По итогам первого психодиагностического минимума и наблюдениям учителей формируются небольшие группы школьников, которых можно отнести к категории "талантливые или одаренные дети", составляются индивидуальные маршруты, т. е. индивидуальные программы развития.
elenaaleks1973
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение ЧернышоваЕИ » 27 апр 2013, 19:35

Чернышова Елена Ивановна Учитель начальных классов МБОУ Шпикуловской СОШ

Выявление одаренности – это очень сложный процесс, в который должны быть увлечены психологи. Выявлять одаренного ребенка нужно раньше, чтобы было достаточно времени на развитие его таланта.
Все мы знаем, что люди отличаются между собой по умственному развитию, имеют разные творческие способности. У кого-то развит музыкальный слух, кто-то умеет красиво рисовать или танцевать. И даже самые опытные педагоги не могут по результату всего одного теста на одаренность определить, что присуще именно вашему ребенку.
Выявление одаренных детей происходит постепенно, чаще всего это делается в результате обучения специальным программам или же в процессе индивидуального образования. Сейчас для выявления одаренных детей проводятся множество конкурсов, олимпиад, тестирований, что очень помогают учителю в выявлении одаренных детей.
ЧернышоваЕИ
 
Сообщений: 5
Зарегистрирован: 25 апр 2013, 09:45

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Ольга Васильева » 30 апр 2013, 18:06

Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени — значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности и легкомысленности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг.
Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:
1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3) анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);
4) экспертная оценка продуктов деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.) с привлечением экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т. д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;
5) выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды», и т. п.;
6) многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т. д.);
8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;
9) анализ реальных достижений детей и подростков в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.;
10) преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, — анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей.
Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу таковых может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).
При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:
а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
б) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;
в) потенциальные возможности ребенка к развитию.
Навешивать ярлыки «одаренный» или «ординарный» недопустимо не только из-за опасности ошибок в диагностических заключениях. Как убедительно показывают психологические данные, такого рода ярлыки могут весьма негативно повлиять на личностное развитие ребенка.
Таким образом, процедуры выявления одаренных детей должны быть экологически валидными с точки зрения специфики детской одаренности и своеобразия признаков одаренного ребенка. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные методы идентификации одаренности весьма сложны и требуют высокой квалификации и специального обучения.
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иными словами, проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.
Ольга Васильева
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Квашнина Людмила » 30 апр 2013, 21:15

Оценивание одаренности должно быть комплексным, необходимо изучить и интеллектуальные и творческие способности, психическое и физическое развитие. безусловно, такое оценивание должно быть долговременным. целесообразно в таких случаях использовать тренинги.
Квашнина Людмила
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Назарова Екатерина » 01 май 2013, 09:45

Добрый день, уважаемые коллеги! Кого можно считать одаренным ребенком? Одна точка зрения - одаренных детей очень мало, всего от 1 до 3 %. И здесь речь именно о тех одаренных детях, которых называют «особо-» или «высокоодаренными», которые видны, как на ладони, и в одаренности, талантливости которых никто не сомневается.
Противоположная позиция заключается в том, что вообще все дети от природы одарены. Но мы, взрослые, не всегда можем создать им те условия, благодаря которым природные способности развиваются до такого уровня, как «одаренность».
Эти точки зрения - как два полюса. Истина, наверное, посередине. Так, согласно исследованиям Торренса, 30% из числа отчисленных из школы за неуспеваемость - одаренные дети. В чем же причина?
Назарова Екатерина
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Старчикова Вера » 02 май 2013, 15:46

Добрый день, уважаемые коллеги! Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» либо как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одаренных» и «неодаренных» коренятся в неадекватности (и легкомысленности) исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно, далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействовать широкий спектр разнообразных методов:
• Различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т.п.);
• Специальные психодиагностические тренинги;
• Проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
• Экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
• Организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.;
• Проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. В данном контексте должны работать педагоги-психологи, или педагогические работники, прошедшие подготовку в области психодиагностики.
Старчикова Вера
 

Пред.След.

Вернуться в Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы перспективы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron