организация диагностического обследования одаренных детей

Модератор: TarasovaEG

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Матросова » 23 апр 2013, 14:27

Одаренные дети – особые дети, которые нуждаются в понимании, в нестандартных методах диагностики и взаимодействия с ними.
Проявление одаренности можно представить через:
• доминирование интересов и мотивов;
• эмоциональную погруженность в деятельность;
• волю к решению, к успеху;
• много вариантность решений;
• общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности; - понимание сущности проблемы, задач, ситуации;
• изобретательность, находчивость;
• быстроту решений, оценок, прогнозов.
Диагностика должна иметь комплексный характер и оценивать разные стороны поведения и деятельности ребенка. Диагностика должна быть, прежде всего, направлена на анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам. Диагностика должна обязательно сочетаться с развитием, обучением, в чем сможет помочь использование тренинговых методов, а также организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, фестивалей, конкурсов.
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
Матросова
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Стехина Н.В. » 23 апр 2013, 16:26

Стехина Наталия Викторовна - учитель музыки и МХК МБОУ " Покрово - Пригродная СОШ" Тамбовский район

Успешное определение одарённости детей средствами одноразовой процедуры недопустимо. Необходим методичный поиск одарённых детей в процессе их обучения по специальным программам, как в системе дополнительного образования, так и условиях общеобразовательной школы.
Стехина Н.В.
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Стехина Н.В. » 23 апр 2013, 17:18

Стехина Наталия Викторовна - учитель музыки и МХК МБОУ " Покрово - Пригродная СОШ" Тамбовский район

Успешное определение одарённости детей средствами одноразовой процедуры недопустимо. Необходим методичный поиск одарённых детей в процессе их обучения по специальным программам, как в системе дополнительного образования, так и условиях общеобразовательной школы.
Стехина Н.В.
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Стехина Н.В. » 23 апр 2013, 18:35

Стехина Н.В. писал(а):Стехина Наталия Викторовна - учитель музыки и МХК МБОУ " Покрово - Пригродная СОШ" Тамбовский район

Успешное определение одарённости детей средствами одноразовой процедуры недопустимо. Необходим методичный поиск одарённых детей в процессе их обучения по специальным программам, как в системе дополнительного образования, так и условиях общеобразовательной школы.
Стехина Н.В.
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Иванова Александра » 23 апр 2013, 20:51

Иванова А.В.,учитель музыки,Староказинский филиал МБОУ Новоникольская СОШ
Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельности, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и, соответственно, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Учитывая эти особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и — в определенной мере — ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и/или углубленно, планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний. Следует предоставить им эти возможности. В современной педагогике имеется немало инновационных разработок, позволяющих ребенку самому инициировать собственное обучение. Вместе с тем подобное обучение требует организации специальных форм взаимодействия со взрослыми (в первую очередь, с учителями, а так же с семьей). Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т. д.). К сожалению, современная практика сводится в основном к обучению по индивидуальным программам в одной предметной области, что не способствует раскрытию других способностей ребенка, лежащих вне ее. По мере повышения качества образовательного процесса в массовой школе, роста квалификации педагогов, внедрения развивающих и личностно ориентированных методов обучения, использования ресурсов Интернет-технологий, можно сделать вывод: обучение и организация диагностического обследования одаренных детей будет осуществляться на высоком уровне и иметь высокие результаты.
Иванова Александра
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Валентина Николаевна » 23 апр 2013, 21:43

Васильква Валентина Николаевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ Сосновская сош № 2, р.п. Сосновка

Уважаемые коллеги, давайте не будем забывать о роли классного руководителя в организации диагностического обследования одаренных детей.
В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися. Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо сотрудничество классного руководителя с психологической службой школы, которая способна диагностировать одаренность учащихся.
Осознавать важность этой работы должен каждый член коллектива школы и усиливать в связи с этим внимание к проблеме формирования
положительной мотивации к учению, поэтому классный руководитель должен тесно сотрудничать с коллегами.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми
более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие
способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным.
Нельзя забываать и о родителях. С одной стороны, родителей призывают не смотреть на своих детей как на потенциальных вундеркиндов, предостерегают их от нереалистических ожиданий, от завышения требований, от попыток вольно и невольно проецировать на ребёнка собственные амбиции и неосуществлённые надежды. С другой стороны, им рекомендуется избавиться от страха перед выдающимся интеллектом, не приглушать и не нивелировать способности своих детей, подводя их под ординарный стереотип, пытаясь уберечь необычного ребёнка от конфликтных столкновений с окружающим его миром. Таким образом, они сами нуждаются в помощи, поэтому наша задача - оказывать им посильную помощь.
Валентина Николаевна
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Воронина Галина » 23 апр 2013, 21:52

Воронина Г.В. учитель ИЗО Сампурского филиала МБОУ Сатинской СОШ
Оценивание одаренности ребенка должно быть комплексным. Обследование должно быть всесторонним, комплексным. Кроме уровня развития интеллектуальных, необходимо изучить творческие способности, психосоциальное и физическое развитие, охватить как можно больший спектр
способностей ребенка. Важно помнить и о качественной стороне оценки, которая также имеет прямое отношение к принципу комплексного оценивания. Речь идет о выявлении соотношения уровней развития отдельных функций и способностей в структуре психики конкретного ребенка.
Но при этом следует помнить о том, что ребенка, показавшие высокие результаты хотя бы по одному из рассматриваемых параметров, следует рассматривать как одаренного. Только долговременное обследование может быть объективным. Психо –диагностическое обследование, направленное на выделение уровня одаренности ребенка, должно быть долговременным.
Воронина Галина
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Ларина Надежда » 24 апр 2013, 13:27

Работа с одарёнными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.
Для работы с одарёнными детьми современный учитель должен владеть высоким уровнем специальных профессиональных, психолого-педагогических и личностных компетентностей. Он должен вести активную научно-методическую деятельность, обладать высокой коммуникативной культурой, быть креативным, эрудированным, обладать организаторскими способностями.
Главное: с одаренным ребенком должен работать одаренный учитель. Считаю, что традиционный урок, на котором учитель выступает в роли транслятора учебного материала, должен уйти в прошлое. Предпочтение в работе с одаренными детьми должно быть за активными и интерактивными методами в уроке, стимулирующими познавательную и творческую активность детей.
При объяснении нового материала часто использую проблемную технологию, когда учитель не говорит учащимся готовые сведения, а предоставляет учащимся необходимый языковой материал, проанализировав который, они смогут сделать самостоятельные выводы.
Как любой учитель, стремлюсь к тому, чтобы домашнее задание было дифференцированным, включало в себя как обязательную часть, так и исследовательскую и творческую.
Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы.
Последнее время большие возможности для работы с одарёнными детьми предоставляют различные интернет-проекты, интернет-олимпиады по предмету.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
- исследовательский;
- частично-поисковый;
- проблемный;
- проективный;
Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры.
Как правило, у одаренных детей проявляются:
- высокая продуктивность мышления;
- легкость ассоциирования;
- способность к прогнозированию;
- высокая концентрация внимания.
Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.
Считаю, что при работе с одаренными детьми учитель должен уметь:
- обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
- стимулировать познавательные способности учащихся;
- работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
- принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
- отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
Ларина Надежда
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Павликова Эмма » 24 апр 2013, 18:39

Одаренность как феномен по-прежнему остается загадкой для большинства членов общества. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Однако существуют проблемы диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, а так же понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию.Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. В практике работы современных школ сложность представляет диагностика одаренности детей. Для того, чтобы понять к какому когнитивному стилю, к какому типу из всего бесконечного разнообразия личностей принадлежит данный, живой, настоящий, по-своему уникальный ребенок, необходимо уметь определить степень развития у него, если не всех, то хотя бы основных, наиважнейших, ключевых психических и физиологических особенностей. Сложность заключается в определении его интеллектуальных особенностей, наличия каких-то особо развитых свойств его интеллекта, тех свойств, которые не "дотягивают" до верхней планки или нормы, которые выше этой планки, выявить отдельные способности или отсутствие каких-то из них.Диагностика одаренности требует знания особых методических процедур (тестов) и неформализованных методов изучения, а некоторые случаи "скрытой" одаренности - и особых приемов "пробуждения дремлющих сил".
Павликова Эмма
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Лидия Дмитриевна » 25 апр 2013, 10:33

Гришаева Л.Д., МБОУ Сосновская сош № 2, р.п. Сосновка

Психолого–диагностическое обследование, направленное на выделение уровня одаренности ребенка, - процесс долговременный.
Такое диагностическое обследование, проводимое с целью отбора детей, разовым быть не может.
Этого не позволяют сделать ни современный уровень теоретической разработанности данной проблемы, ни существующий уровень
методического обеспечения этого процесса. Важно, чтобы в этом процессе были задействованы все сотрудники школы,
в первую очередь психологи, классные руководители, учителя-предметники, администрация.
Лидия Дмитриевна
 

Пред.След.

Вернуться в Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы перспективы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron