организация диагностического обследования одаренных детей

Модератор: TarasovaEG

организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение TarasovaEG » 18 апр 2013, 15:33

Уважаемые коллеги!
Приглашаем вас принять участие в форуме «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы, перспективы».
Актуальность данной темы определяется новыми целевыми ориентирами в системе образования, нашедшими отражение в федеральных документах нормативного и рекомендательного характера (Закон РФ «Об образовании», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, Указ Президента России «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», Приказ МОиН РФ «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2012 году», Приказ МОиН РФ «Об утверждении Перечня олимпиад школьников на 2010-2011 учебный год» и др.).
Данные документы определяют единый подход к пониманию проблемы одаренности. Для педагогов, в системе работающих с одаренными детьми, большое значение имеет «Рабочая Концепция одаренности» (Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003// http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm), разработанная по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети» авторским коллективом (Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор), Шадриков В. Д. (научный редактор) и др.).
Предлагаем вам, опираясь на указанные выше нормативные документы, высказать свое мнение в рамках данного форума по следующим вопросам:
*закономерности психического развития ребенка и особенности проявления признаков одаренности;
*методы выявления одаренности и организация диагностического обследования одаренных детей;

Участники форума могут предложить свои темы для обсуждения. Содержание комментария (статьи) должно соответствовать тематике форума и отражать взгляды автора по рассматриваемой проблеме.
Аватар пользователя
TarasovaEG
 
Сообщений: 13
Зарегистрирован: 17 июн 2012, 20:23

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Федина Ж.Р. » 20 апр 2013, 16:04

Федина Жанна Рушановна
МБОУ Уметская СОШ имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова, учитель музыки.


Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Неправильно осуществлять распознования одаренного ребенка на основе единой оценки.В условиях использования традиционных психометрических тестов многие признаки одаренности ребенка игнорируются. Уникальность одаренного человека состоит в том, что все, что бы он ни сделал, обязательно будет отличаться от того, что может сделать другой.Таким образом, природа одаренности объективно требует новых методов диагностики. С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг:
комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;
наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях;
анализ поведения ребенка в разных сферах деятельности;
экспертная оценка продуктов деятельности детей;
анализ реальных достижений детей;
обследование проводить в ситуации реальной жизнедеятельности.
Однако и такой подход к выявлению одаренности не избавляет от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу таковых может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности .
При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:
1.актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
2.особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;
3.потенциальные возможности ребенка к развитию.
Федина Ж.Р.
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Шуккурова Элла » 20 апр 2013, 21:20

Шукурова Элла Владимировна
МБОУ "Цнинская СОШ №1 пос.Строитель, преподаватель русского языка и литературы.

Сложность диагностического процесса по выявлению одарённых детей связана с необходимостью комплексного методического инструментария.
Понятно, что требуется охватить как можно более широкий спектр способностей ребёнка. Сегодня большинство специалистов склоняются к тому, что при оценке уровня одарённости следует оценивать не только и не столько актуальные, сколько потенциальные возможности детей. Правда, здесь возникают, на мой взгляд, сложности с проблематикой прогнозирования.
Кроме того, в диагностировании должны принимать участие не только психологи, но и педагоги, физиологи. И у каждого свои технологии и методики, учитывая разнообразную палитру одарённости:интеллектуальную, художественную, социальную, спортивную.
Вопросов много, но ясно одно:успешность работы по развитию одарённости зависит от уровня координации деятельности учителя, классного руководителя, психолога, родителей.
Шуккурова Элла
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Мазырина Марина » 21 апр 2013, 14:31

Мазырина Марина Игоревна, учитель ИЗО МБОУ гимназия г. Мичуринска

Диагностическое обследование одаренных детей должно быть всесторонним, комплексным. Кроме уровня развития интеллектуальных, необходимо изучить творческие способности, психосоциальное и физическое развитие, охватить как можно больший спектр способностей ребенка.
Важно помнить и о качественной стороне оценки, которая также имеет прямое отношение к принципу комплексного оценивания. Речь идет о выявлении соотношения уровней развития отдельных функций и способностей в структуре психики конкретного ребенка.
Но при этом следует помнить о том, что ребенка, показавшие высокие результаты хотя бы по одному из рассматриваемых параметров, следует рассматривать как одаренного.
Психо–диагностическое обследование, направленное на выделение уровня одаренности ребенка, должно быть долговременным. Диагностическое обследование, проводимое с целью отбора детей разовым быть не может. Этого не позволяют сделать ни современный уровень теоретической разработанности данной проблемы, ни существующий уровень методического обеспечения этого процесса.
Наиболее эффективны для психодиагностической работы – психотренинги. Обычные диагностические методики, ориентированные на разовое обследование, требуют решения ребенком серьезных, специальных стандартизированных задач. По результатам решения производится оценка. Тренинговые методики преследуют обычно другие цели прежде всего, цели развития, в процессе которого можно развивать долговременную диагностику и тем самым снять некоторые психологические преграды, неизбежно возникающие при различных исследованиях.
Большинство специалистов склоняется к тому, что при оценке уровня одаренности ребенка следует оценивать не только и не столько склонные, сколько его потенциальные возможности. В данном случае имеется в виду ориентация на ''зону ближайшего развития''. И именно в педагогическом и в более всего в социальном плане значительно важнее не то, что демонстрирует ребенок в данный момент, а то, что следует ожидать от него в будущем. Также следует опираться на экологические валидные методы диагностики к которым относятся методы оценки поведения и деятельности в реальных, а не в искусственных лабораторных ситуациях.
В диагностике одаренности должны участвовать разные специалисты: психологи, педагоги, родители и дети. Притом последние не только в роли подопытных. Для каждой из этих категорий работников необходим свой, специально разработанный метод инструментарий. Только сопоставление этих данных может дать картину, максимально приближенную к истине.
Мазырина Марина
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Сизова Надежда » 21 апр 2013, 15:50

Сизова Надежда Евгеньевна, филиал МБОУ Сосновской сош №2 в с.Вирятино, учитель русского языка и литературы

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Более целесообразно использовать комплексный подход при выявлении таких детей. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми; специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, конкурсов и т.п.
Сизова Надежда
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Ивашина » 21 апр 2013, 17:46

Под одаренностью ребенка в педагогической литературе понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.В целях выявлении способностей ребенка важно грамотно организовать их диагностику.
При организации диагностичекого обследования одаренных детей следует опираться на нижеследующие принципы:
1.Диагностическое обследование должно быть всесторонним, комплексным. Необходимо изучить, кроме уровня развития интеллектуальных, уровень развития творческих способностей, уровни психо-социального и физического развития, охватить как можно более широкий спектр способностей ребенка.
2. Принцип долговременности.
Диагностическое обследование, проводимое с целью выявления уровня детской одаренности, разовым быть не может, а должно быть долговременным.
3.Принцип использования тренинговых методов и заданий.
Обычно диагностические методики, ориентированные на разовое обследование, требуют решения ребенком серий специальных, стандартизированных задач. По результатам решения и производится оценка.
Тренинговые методики делаются обычно с другими целями – это прежде всего цели коррекции и развития. В процессе этого развития можно реализовать долговременную диагностику и тем самым снять некоторые психологические преграды, неизбежно возникающие при разовых обследованиях.
Диагностические задания тренингового типа позволят избавиться от этих проблем. Ребенок, включенный благодаря им в длительное обследование, может проявить свои истинные способности.
4.Принцип учета потенциальных возможностей ребенка .
Большинство специалистов склоняются к тому, что при оценке уровня одаренности ребенка следует оценивать не только и не столько актуальные, сколько его потенциальные возможности. И, кроме того, в педагогическом и социальном плане значительно важнее не то, что демонстрирует ребенок в данный момент, а то, чего следует ожидать от него в будущем.
5.Принцип участия разных специалистов.
В диагностическом обследовании должны принимать участие, кроме психологов, педагоги, физиологи, родители и дети. Для каждой из этих категорий участников необходим свой специально разработанный методический инструментарий. Только сопоставление этих данных может дать картину, максимально приближенную к истине.
Ивашина
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Федотова Е. В. » 22 апр 2013, 15:20

Принято считать, что диагностика детской одаренности не педагогическая, а исключительно психологическая проблема. Но современная образовательная практика требует личностно-ориентированного подхода и заставляет рассматривать диагностику детской одаренности как неотъемлемую часть целостного педагогического процесса. В педагогической психологии проблема диагностики одаренности традиционно рассматривается на 2х уровнях, условно их можно назвать теоретическим и методическим. Первый, теоретический уровень предполагает определение концепции одаренности, выяснение вопроса о том, кого и по каким критериям можно отнести к одаренным. Второй уровень, методический, включает в себя разработку, в соответствии с принятой концепцией, самих диагностических процедур-методик, позволяющих идентифицировать одаренных. Этот подход при первом рассмотрении представляется вполне логичным и самодостаточным. Однако массовая образовательная практика свидетельствует о том, что это не так. Известно, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической методике в разных условиях может показывать разные результаты. Это постоянно встречающиеся явления нередко склонны приписывать либо неправильно сформулированной концепции одаренности, либо несовершенству разработанных в соответствии с ней психометрических методик. Последние обычно обвиняются в недостаточной надежности.
Между тем истинная причина этого явления часто кроется совсем в другом. Исследования и педагогическая практика показывают, что результаты диагностики становятся значительно более объективными, если обследование продумано с организационно-педагогической точки зрения.
Таким образом, проблема диагностики одаренности может и должна рассматриваться ещё на одном уровне, названный условно «организационно-педагогический».
Федотова Е. В.
 

Re: Re:организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Perepechina1976 » 22 апр 2013, 20:59

Перепечина Надежда Васильевна учитель музыки
Вырубовского филиала МБОУ "Никифоровская СОШ№1"

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.Для таких детей достаточно типичным является значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии. Понятно, что все другие психические сферы — эмоциональная, социальная и физическая — не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития. Эту неравномерность в развитии усиливает чрезмерная специализация интересов в виде
доминирования интереса, соответствующего их незаурядным способностям.
Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте. Она часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности.
При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:
а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
б) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;
в) потенциальные возможности ребенка к развитию.
По существу, любая форма отбора детей на основе показателей психометрических тестов оказывается несостоятельной с научной точки зрения, поскольку тесты интеллекта и креативности по определению не являются инструментом диагностики одаренности вообще и интеллектуальной либо творческой одаренности в частности.
Таким образом, природа одаренности объективно требует новых методов диагностики, поскольку традиционные психометрические методики (в виде тестов интеллекта и тестов креативности) не валидны по отношению к особенностям поведения и качественного своеобразия психических ресурсов одаренного ребенка.
Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу таковых может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности (случаи рассогласования диагноза и прогноза).
Учитывая эти особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и — в определенной мере — ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и/или углубленно, планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний. Следует предоставить им эти возможности. В современной педагогике имеется немало инновационных разработок.
Perepechina1976
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение Галкина Н.Н. » 22 апр 2013, 21:39

Галкина Надежда Николаевна - учитель музыки филиала МБОУ Цнинская СОШ №2 в селе Донское.
Одаренные дети-наше достояние. Такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными. Одаренные дети обладают определенными способностями:
-гибкость и быстрота мышления;
-легкость генерирования идей;
-неудовлетворенность малыми результатами;
-готовность отстаивать свою точку зрения;
-самодостаточность;
-ярко выраженный интерес;
Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей, которую через диагностические обследования решает психолого-педагогическая служба. Работа делится на три этапа:-анамнестический (учитываются успехи в какой-либо деятельности), диагностический (индивидуальная оценка творческих способностей и способностей ребенка), формирование, углубление и развитие неординарных способностей ребенка.
Галкина Н.Н.
 

Re: организация диагностического обследования одаренных детей

Сообщение l.goncharova » 23 апр 2013, 00:14

Гончарова Людмила Владимировна, учитель музыки филиала "МБОУ Цнинская СОШ №1" в с.Кузьмино-Гать

Предлагаемые к обсуждению документы, в том числе и "Рабочая концепция одаренности", показывают, что в настоящее время Министерство образования Российской Федерации проводит огромную работу в этом направлении.Организация диагностического обследования одаренных детей - сложный процесс.
Как учитель музыки в сельской общеобразовательной школе работаю с одаренными детьми в общем потоке.
Считаю мнение коллег, что в диагностическом обследовании одаренных детей должны принимать участие специалисты разного профиля,- приемлемым. Но на практике этого нет. Зачастую термин "одаренные дети" в одном педагогическом коллективе понимается неоднозначно и применяется некорректно. Особенно это стало заметно в последнее время, когда призовые места детей, участвующих в предметных олимпиадах и конкурсах, влияют на зарплату учителей (например: дистанционные работы по декоративно-прикладному искусству, изобразительному, русскому языку и др.- как можно определить причастность данного ребенка к предоставленной работе?) В области же музыки, поэзии, спорта, и др. видах деятельности дети работают напоказ! Очень часто в моей практике одаренные дети из-за болезни или из-за того, что не попадают в возрастную категорию, не могут принимать участие в конкурсах, а значит и не попадают в список "одаренные дети" и, следовательно,- учитель не работает. Считаю организацию музыкальных конкурсов в районе и области непродуманной.
Среди небольшого числа музыкально-одаренных детей встречаются дети и с потенциальной одаренностью, и с актуальной, и талантливые тоже есть! А как у Вас?
l.goncharova
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 18 апр 2013, 20:01

След.

Вернуться в Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы перспективы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron