методы работы с одаренными детьми

Модератор: TarasovaEG

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение ОАВойнова » 13 июн 2013, 16:45

Войнова О А, МАОУ "Татановская СОШ"
У одарённых детей более развита потребность в исследовательской и поисковой деятельности, что помогает им в активном умственном труде. Важным, при работе с такими детьми, является использование конкурсов, викторин, индивидуальных творческих заданий, проведение предметных олимпиад, разработка проектов по различной тематике. Применение этих форм и методов позволяет одаренным детям выбрать подходящие виды деятельности.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
- осуществлять индивидуальный подход, консультирование обучающихся; работать дифференцированно;
- анализировать свою учебно-воспитательную деятельность, деятельность класса;
- стимулировать познавательные способности обучающихся;
- расширять содержание учебных программ;
- создавать для обучающихся ситуации успеха и уверенности, по средствам индивидуального обучения и воспитания.
Необходимо развивать сеть дополнительного образования, организовывать научно-исследовательскую деятельность, включать в учебный план школы факультативные курсы по углубленному или специализированному изучению изо, принимать участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, научно-практических конференциях.
Неотъемлемой частью деятельности учителя является работа с родителя – это психолого-педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка; совместная деятельность ребенка и родителей; поддержка и поощрение одаренных детей на уровне школы, района.
ОАВойнова
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Алия Давыдова » 13 июн 2013, 17:33

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для детей младшего школьного возраста предпочтительны методы работы:
-исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный.
Очень важны:
-предметные олимпиады;
-интеллектуальные марафоны;
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.
Алия Давыдова
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Екименко Татьяна » 13 июн 2013, 20:02

Екименко Татьяна Вячеславовна, педагог дополнительного образования.
МБОУ ДОД Детская школа искусств.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности, социокультурной среды. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности. Виды одаренности: в практической деятельности можно выделить одаренность спортивную и организационную, в художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, изобразительную и музыкальную деятельность, в коммуникативной деятельности, в духовно-ценностной деятельности - одаренность, проявляющаяся в создании новых духовных ценностей. Для работы с одаренными детьми очень важны различные конкурсы и викторины, словесные игры, проекты по различной тематике,индивидуальные творческие задания. Эти методы и формы дают возможность учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. При работе с одаренными детьми необходимо уметь обогащать учебные программы, стимулировать познавательные способности учащихся, работать дифференцировано, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся.
Екименко Татьяна
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Артемьева Альбина » 13 июн 2013, 21:48

Работа с одаренными детьми
Я работаю в Детской школе искусств г. Рассказово. Наша школа стала недавно экспериментальной площадкой по одарённым детям. Я выступала на методическом объединении с докладом по работе с одарёнными детьми. Вот мой доклад.

Ситуация нового времени, а мы, волей судьбы, оказались в числе живущих на рубеже веков и тысячелетий, в стремительно меняющимся мире, а также в условиях перманентных социально-экономических и политических преобразований в российском государстве, требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией – творчески.
Мы живём в мире продуктов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем, правовых актов и моральных норм. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существующей до сих пор реальности может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.
«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»… Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.
Кто же они – одарённые дети? Одарённые дети – это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Они, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, языку, энциклопедическим знаниям и так далее. Они раньше своих сверстников могут окончить школу и поступить в институт, защитить диссертацию. Одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы, со способностями к шахматам – становятся чемпионами, со способностями к русскому языку и литературе, ещё будучи школьниками, пишут статьи в газеты и пробуют себя в поэзии. Одарённые дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить. Поэтому в большинстве школ США и Европы были созданы программы для работы с одарёнными детьми.
Все согласятся, что одарённые дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей. Признаки одарённости:
 одарённый ребёнок – это всегда творческая личность;
 его интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его сверстников (определить IQ ребёнка помогут специальные тесты) и приближены к показателям взрослых;
 одарённый ребёнок небанален, он поражает окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов;
 они весьма и весьма любознательны (не путать с любопытством, свойственным всем детям без исключения), они разбирают, экспериментируют, обычно рано начинают читать;
 интересуются всем необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений; им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он;
 они чрезвычайно требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно требовательны к себе;
 одарённые дети проявляют выраженный интерес к определённым занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы.
Безусловно, одарённые дети встречают на своём пути режим наибольшего благоприятствования, однако было бы ошибкой считать, что у них не бывает проблем. Как и у всех нас, у них также бывают неудачи, срывы и падения. Как же им помочь в этом? Во-первых, ребёнку с высоким уровнем способностей трудно найти себе друзей. Общаться со сверстниками им попросту неинтересно, и они ищут себе единомышленников не в среде близких по возрасту, а среди людей, близких по уровню интеллектуального развития – то есть среди взрослых. Простые игры ровесников не устраивают пытливый ум одарённых детей – им нужны игры более высокого уровня. Чтобы такой ребёнок не попал в изоляцию и не испытал дефицит общения, на помощь ему должен прийти учитель. Следует найти такие творческие задания, которые реализуют способности такого ребёнка.
В учебной деятельности моя работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого использую следующие формы:
 подготовка презентаций;
 создание и защита проектов по теме исследования;
 организация в сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке;
 организация образовательной коммуникации в групповой деятельности.
Во внеурочной деятельности создаются условия для реализации интереса к углублённому изучению русского языка. Целью этой деятельности является воспитание учащихся на основе изучения родного языка и изучения творческого наследия великих писателей и поэтов; формирование личности, способной к творческому самовыражению, имеющей активную жизненную позицию; развитие фантазии, творческих способностей учащихся, их языкового дара; развитие эмоциональной сферы ребёнка как основы формирования «культуры чувств»; стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуры; формирование исследовательских умений, навыков и приёмов общения в разных ситуациях.
На протяжении нескольких лет моя тема по самообразованию связана с развитием речи, так как, к сожалению, многим ученикам мешает именно неразвитость речи. Это и словарная работа, и выразительность речи, и происхождение слов, и тексты различных жанров. Это значительно помогает ученикам совершенствовать свою речь. Выделилась группа учеников, заинтересовавшаяся этимологий слов. А одна из учениц выбрала тему, связанную с происхождением слов и их употреблением в речи, и представила свой реферат на районной конференции «Шаг в будущее», получив высокую оценку жюри. Другой ученик работал над проектом «Диалектные слова и фольклор в произведениях М.А. Шолохова, который также был представлен на этой конференции. Другую группу учеников заинтересовала речь их сверстников и других учеников школы. На протяжении определённого времени они записывали так называемые слова-«паразиты», создали проект «Зачем мы так говорим», сопроводив его презентацией. Причём к жаргонным словечкам школьников они дали перевод, а затем и общеупотребительные слова. Старшеклассников настолько заинтересовала эта работа, что завершили они проект театрализованным представлением.
На уроках развития речи мы пишем сочинения различных жанров, в тои числе и сочинения-описания родной природы. Большинство обучающихся останавливается только на сочинении, одарённые же дети не ограничиваются только этой работой. Они иллюстрируют свои работы чудесными пейзажными рисунками. А вот следующая группа спрашивала разрешения, можно ли сделать презентацию. И начиная с прошлого года, анализируя наиболее удачные работы, мы смотрим видеосопровождение. Причём это не картинки из интернета. Это фотографии, сделанные самими учениками, на которых запечатлены любимые уголки природы нашего посёлка.
Работая над различными жанрами текстов, одарённые дети быстро определяют, в каких произведениях писателей и поэтов мы встречались с тем или иным жанром, равняются на эти произведения. Говоря о культуре ведения диалогов, группа детей, причём разного возраста, предложила инсценировать отрывок из произведений Н.В. Гоголя «Ревизор» и А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Они проявили инициативу в том, что главное в ходе инсценирования – речь и язык героев. Надо признать, что в этом действии очень успешно участвовали ученики от шестого класса до одиннадцатого. А «режиссёрами» выступили ученики девятого класса.
Слушая информацию о первом космонавте Ю.А. Гагарине, ученица восьмого класса Юлия Макарук заинтересовалась судьбой этого великого человека. Она самостоятельно подбирала материал, вместе с учениками младших классов посетила музей космонавтики в городе Калуге. Результатом этой работы стало сочинение ученицы, признанное победителем регионального конкурса. Юля награждена грамотой руководителя управления космоса. Другая ученица, Маргарита Подлипаева, изучая творчество А.П. Чехова, увлеклась его биографией. Сочинение, которое она написала, было отправлено на конкурс, посвящённый 130-летию со дня рождения Чехова. Работа признана победителем в номинации «За особое раскрытие биографии А.П. Чехова», а Маргарита награждена грамотой Министерства образования Московской области. Девушка создала свой собственный, пусть и небольшой, словарь высказываний писателя, объединив их темой: «Какой ты, человек». Также ученики из группы одарённых детей приняли участие в открытом конкурсе сочинений, посвящённом творчеству П.П. Бажова, и имеют дипломы.
Одной из форм итоговых уроков по завершении изучения той или иной темы по русскому языку я выбрала интеллектуальную игру. Наиболее творчески работающие, одарённые дети сначала с моей помощью, а теперь и самостоятельно подбирают материал к уроку. Они формулируют вопросы, задания различного рода, в том числе и видеовопросы и задания, составляют интересные кроссворды. А несколько одарённых учеников шестого класса научились даже иллюстрировать не только фразеологизмы, но и отдельные слова. Теперь они учат этому своих одноклассников. Здесь я бы хотела отметить очень тактичное, терпеливое поведение своих маленьких «учеников». Значит, одна из целей педагогической деятельности уроков русского языка и внеурочных занятий – организация образовательной коммуникации в групповой деятельности – достигнута.
Уделяя особое внимание развитию речи обучающихся, я получила уже некоторые результаты. Ранее при изучении лирических произведений дети обращали внимание на содержание, форму. А сейчас всё чаще и чаще наиболее подготовленные, талантливые дети обращают внимание на язык произведений, при их чтении обращаются к словарям, разграничивают устаревшие слова, диалекты, неологизмы. При выполнении сочинений-рецензий передают свои впечатления, эстетические чувства, показывают языковые способности и умение анализировать и судить. Они принимают участие в выпуске стенных газет, создавая сложные и выразительные по языку статьи. Успех в учении ребёнку обеспечен, если педагог обладает важнейшим качеством – желанием жить в ученике. В себе – через себя – в наших детях!
Кроме того, что талант ребёнка будет развивать учитель, необходима помощь и участие родителей. Специалисты утверждают, что любой ребёнок может стать одарённым, при условии, что родители будут заниматься с ним с самого раннего возраста. Надо учить своего ребёнка самостоятельному поиску, с тем, чтобы он и сам мог проявить инициативу и своё интересное дело. И, самое главное – талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда.

Литература:
 Е. Тропп. «Я воспитываю одарённого ребёнка».
 С. Лупан. «Поверь в своё дитя».
 Г. Доман. «Гармоничное развитие ребёнка».
 Б. Никитин. «Первые уроки естественного воспитания».
 А. Клименко. «Психологические тесты таланта».
 О. Боброва. «Эффективность работы с одарёнными детьми».
 В. Лизинский. «Приёмы и формы в воспитании».
Артемьева Альбина
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Мугачева Лариса » 13 июн 2013, 21:56

Мугачёва Лариса Анатольевна, МБОУ Сосновская СОШ №1, учитель ИЗО, педагог-психолог.

Уважаемые коллеги, добрый вечер!
Кажется, все причастные к образованию люди понимают, что обучение таких детей должно быть иным, отвечать их существенным потребностям. Одаренные дети не похожи друг на друга - как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам.
Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит от обогащенной индивидуализации и дифференциации, от гибкости учебного расписания, от мобильной и динамичной системы диагностики.
В связи с этим педагогу важно быть готовым предоставить информацию о современных психолого-педагогических технологиях, предложить игры, упражнения, развивающие разные интеллектуальные процессы.

Существенное направление деятельности педагога и/или психолога – психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность. Целесообразно направлять школьников в группы социально-психологического тренинга, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.

К компетенции педагога/психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.
Мугачева Лариса
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Ирина Невзорова » 18 июн 2013, 10:23

В каждом классе есть учащиеся, которые мыслят нестандартно, чьи способности на порядок выше. Как правило, эти ребята не могут не вызвать со стороны учителя повышенного внимания. Соответственно, учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы он способствовал развитию творческого начала ребенка.Главное в системе работы с одаренными детьми – личностное развитие ученика и его самореализация. Способности могут только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и ученика должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функции организатора сотрудничества, консультанта, направляющего поисковую работу учащегося. Считаю, что при данной работе необходимо исходить из выстраивания индивидуальной работы с каждым одаренным учащимся в отдельности. Организация дифференцированной работы с учащимися непосредственно на уроке – это путь, который, в конечном счете, приведет как учителя, так и ученика к успеху.
Работа с одаренными детьми на уроке может осуществляться при повторении, закреплении и (в определенных случаях) при объяснении нового материала. Перед учащимися ставится единая познавательная задача, к решению которой они идут путями соответствующими их познавательным возможностям. Развитие исследовательских умений и творческой активности проходит в форме реферативной работы, лингвистической задачи и творческого зачета. Для развития интеллектуальных способностей учащихся используются тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах.
Таким образом, вовлечение учащихся как одаренных, так и детей со средними способностями в активную познавательную деятельность – основная задача учителя русского языка. На мой взгляд, ценность такого подхода заключается не только в выявлении личностей, мыслящих не шаблонно, но и в создании комфортного общения, ситуации сотрудничества для всех учащихся в образовательном пространстве.
Ирина Невзорова
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Туркинен Надежда » 29 окт 2013, 08:53

Добрый день, коллеги!

Хочу поделиться опытом работы по выявлению и развитию одаренных детей. Считаю, что большие возможности содержаться в такой форме работы, как организация НОУ (научных обществ учащихся) представляющая учащимся возможность выбора не только направленный исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в познании той или иной предметной или межпредметной области знаний.

Программы работы с одаренными детьми, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, имеют существенные недостатки. В частности, усложнить программу, не вызывая перегрузок, можно только до определенного предела. Дальнейшее развитие возможностей ученика должно проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работу, поскольку формирование творческих способностей осуществляется только через свободное включение личности в творческий процесс.

Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знаний, что исключает его формализм. Перефразируя М. Монтеня, можно утверждать, что при этом именно те, кто знает больше « становится тем, кто знает лучше». Более пяти лет в нашей школе работает творческое объединений « Юный исследователь». Занимаясь изучением и познанием природы, учащихся выбирают тему работы, определяют пути решения проблемы, изучают литературу, выбирают формы практического эксперимента, готовят презентацию своей работы, и представляют ее на конференциях разного уровня. И каждый раз удивляясь насколько оригинально дети решают проблемы исследований. Считаю, что такая форма работы способствует творческому развитию талантливых детей.
Туркинен Надежда
 

Re: методы работы с одаренными детьми

Сообщение Анна Цынкалова » 03 фев 2014, 21:37

Цынкалова Анна Юрьевна, Хитровский филиал МБОУ Верхнеспасская СОШ Рассказовского района
Одно из направлений в образовании – поддержка и развитие одаренных детей. Наверное, хоть раз в жизни каждому педагогу приходилось работать с таким ребенком( общая интеллектуальная одаренность, творческая одаренность, спортивная одаренность, общественная активность). Мне повезло - в моей педагогической практике есть такие дети. В работе с одаренными детьми я часто использую возможность поучаствовать вместе с ними в различных конкурсах, научно-практических конференциях. Мы не только активные участники муниципальных, областных, региональных конкурсов различной направленности, но и победители, лауреаты, призеры (у нас солидное портфолио достижений). Я и мои дети любим работать над проектами, требующими кропотливой исследовательской работы.Начинаем заниматься проектами уже с первого класса.Почему проект? Во-первых, этот метод позволяет ребенку представить конечные результаты своего труда, позволяет их прогнозировать и ребенку, и педагогу. Во-вторых, сейчас даже на учащихся младших классов обрушился такой поток учебной и другой информации, что принять ее, усвоить многим детям трудно. А метод проектов через исследовательскую деятельность позволяет эту информацию добыть, сделать своей, понять, запомнить, свободно использовать в процессе учебы.
Анна Цынкалова
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 01 фев 2014, 18:12

Пред.

Вернуться в Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей: концептуальные подходы, проблемы перспективы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron