Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры УРОС
Современные подходы к формированию образовательной программы учреждения образования
Автор: Лариса Мягкоход   
16.07.2010 12:26

Консультация для руководителей образовательных учреждений

Скачать текст консультации полностью

1.1. Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: образовательная программа, цели образования, базисный учебный (образовательный) план, система оценки учебных достижений, программа формирования универсальных учебных действий.

1.2. Краткая аннотация контента консультации.

Консультация для руководителей по вопросу о современных подходах к формированию образовательных программ учреждения образования.

1.3. Запрос на консультирование:

Что изменилось в образовательных стандартах относительно формирования образовательных программ учреждения образования?

1.4. Консультативный текст.

Федеральные государственные образовательные стандарты являются одним из основных инструментов реализации конституционных гарантий прав человека и гражданина на образование. Их установление – конституционная норма, закрепленная в ст. 43 Конституции РФ.

Кардинальные преобразования в социально-экономической и духовной сферах жизни российского общества предъявляют качественно новые требования к содержанию, условиям функционирования и развития школьного образования. Диалектика этих процессов все более отчетливо отражает характер и направленность фундаментальных целей современного образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО: научить получать знания (учить учиться); работать и зарабатывать (учение для труда); жить (учение для бытия); жить вместе (учение для совместной жизни). Это означает, что результатом деятельности современной общеобразовательной школы должны стать не только определенный уровень знаний учащихся, но и их готовность к самообучению, самообразованию, самоорганизации, позитивной самореализации в новых социально-экономических условиях, владение ключевыми компетенциями.

Миссия новой системы образования четко соотносится и с важнейшими социальными эффектами системы образования – это обеспечение социальной и духовной консолидации нации, конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства, это важный момент с четкими целями – воспитание гражданина России.

Сегодня под стандартом понимается система требований: требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к структуре основных образовательных программ и требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Требования к структуре основных образовательных программ начального общего и основного общего образования включают в себя восемь инвариантных составных частей:

Цели образования на данной ступени общего образования;

  1. Базисный учебный (образовательный);
  2. Фундаментальное ядро содержания образования;
  3. Примерные программы по отдельным учебным предметам;
  4. Программа формирования универсальных учебных действий;
  5. Требования к результатам освоения основных образовательных программ;
  6. Система оценки учебных достижений обучающихся;
  7. Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся.

Включение целей образования на данной ступени общего образования в основную образовательную программу обусловлено тем, что в любом виде деятельности невозможно составить программу ее практической реализации, не определив целей деятельности. В данном случае программа представляет собой способ движения целей, фиксирующих те характеристики обучения, воспитания и развития, которые наиболее важны для данной ступени обучения с точки зрения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

В примерной основой образовательной программе цели образования на той или иной ступени общего образования (начальная школа, основная школа или средняя (полная) школа) фиксируются цели, общие для всей системы образования как социального института. При разработке основных образовательных программ в конкретном образовательном учреждении общего образования эти цели могут уточняться в соответствии с особенностями региона и самого образовательного учреждения, при этом более частные цели региона и образовательного учреждения не могут вступать в противоречие (конфликтовать) с общими целями образования.

Таким образом, функцией первого компонента является описание того, что должно достигнуть образовательное учреждение «на выходе» каждой из ступеней общего образования.
Базисный учебный план как наиболее обобщенная форма описания содержания образования в предыдущих версиях стандартов общего образования нормировал содержание образования в узкой трактовке важнейшей педагогической категории: образование = обучение.
Понимая образование как взаимосвязанные и взаимопроникающие системы обучения, воспитания и развития личности, Базисный учебный план, определяющий деятельность школы, следовало бы называть Базисным образовательным планом. Это нашло отражение не только в названии раздела Требований к основным образовательным программам, но в содержании требований к этому компоненту: «Раздел «Внеурочная деятельность обучающихся» фиксирует объем времени, отводимого на организацию мероприятий, отличных от классно-урочной системы обучения (кружки, секции, экскурсии, учебные практики и т.п.) и направленных на развитее социальной активности обучающихся, их творчества, физическое и эстетическое развитие, трудовое воспитание и т.д.».

 

Таким образом, функцией первого компонента является описание того, что должно достигнуть образовательное учреждение «на выходе» каждой из ступеней общего образования.

Базисный учебный план как наиболее обобщенная форма описания содержания образования в предыдущих версиях стандартов общего образования нормировал содержание образования в узкой трактовке важнейшей педагогической категории: образование = обучение.

Понимая образование как взаимосвязанные и взаимопроникающие системы обучения, воспитания и развития личности, Базисный учебный план, определяющий деятельность школы, следовало бы называть Базисным образовательным планом. Это нашло отражение не только в названии раздела Требований к основным образовательным программам, но в содержании требований к этому компоненту: «Раздел «Внеурочная деятельность обучающихся» фиксирует объем времени, отводимого на организацию мероприятий, отличных от классно-урочной системы обучения (кружки, секции, экскурсии, учебные практики и т.п.) и направленных на развитее социальной активности обучающихся, их творчества, физическое и эстетическое развитие, трудовое воспитание и т.д.».

Читать далее ...

Обновлено ( 16.07.2010 12:38 )
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить