Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры УРОС
Организация подготовки и презентации публичного доклада образовательного учреждения
Автор: Лариса Мягкоход   
01.06.2010 10:41

         1.1.   Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: сетевая школа, публичная отчетность, государственно-общественное управление, публичный доклад директора школы, модернизация внутришкольного управления.

         1.2.   Краткая аннотация контента консультации.
Консультация для руководителей по вопросу организации подготовки и презентации публичного доклада образовательного учреждения.

         1.3.   Запрос на консультирование:
Как организовать подготовку и презентацию публичного доклада образовательного учреждения?

         1.4.   Консультативный текст.
         Важнейшим инструментом информационной открытости образовательного учреждения является публичная отчетность. Процесс ее подготовки достаточно сложный вид работы, требующий дополнительных разъяснений.
Подготовка публичного доклада образовательного учреждения включает в себя следующие основные этапы:

  • формулирование основных задач, которые необходимо решить в процессе подготовки и презентации доклада;
  • определение целевой аудитории доклада;
  • формирование авторского коллектива, обладающего необходимыми для подготовки доклада навыками и информацией;
  • планирование подготовки доклада (разработка плана-графика) для обеспечения максимально эффективного использования имеющихся ресурсов;
  • разработка и согласование макета доклада, отражающего интересы школы и целевых групп;
  • формирование информационной базы доклада в соответствии с потребностями аудитории и задачами авторов;
  • анализ данных, позволяющий сформулировать выводы относительно тенденций развития школы, ее достижений, проблем и путей их решения;
  • оформление текста доклада (стиль, язык, наглядность) в целях обеспечения его доступности для целевой аудитории;
  • согласование текста доклада с представителями целевой аудитории;
  • разработка и реализация дизайн-проекта доклада, привлекающего к нему внимание и вызывающего интерес целевой аудитории.

            К подготовке доклада должны быть привлечены работники школы, владеющие необходимой информацией. Поскольку такая информация требуется по всему спектру вопросов деятельности школы, то, как правило, это не один и не два человека, а практически вся управленческая команда образовательного учреждения.

         Оптимальным является участие в создании доклада специалистов различного профиля, владеющих методами работы со статистическими данными, навыками редактирования текста, разработки дизайна издания. Очень важную роль играет наличие в команде, занимающейся подготовкой доклада, людей, способных к аналитической деятельности.

         Определяются функции каждого члена рабочей группы образовательного учреждения по подготовке публичного доклада.
            Разработка плана-графика подготовки доклада предполагает четкое определение ее сроков, этапов, их содержания и результатов, а также ответственных за конкретные виды работ.

            Наличие качественного макета (плана) доклада существенно оптимизирует дальнейшую работу по его подготовке.
            После разработки макет представляется на обсуждение коллективу школы, представителям целевых групп. Окончательная версия согласовывается на заседании органа государственно-общественного управления.

     Анализ практики выявляет как минимум три различных подхода к формированию содержания публичного доклада образовательного учреждения:

Первый подход строится на основе описания элементов инфраструктуры образовательного учреждения, отражающих основные направления деятельности школы:
– организации обучения;
– воспитательной работы;
– ресурсообеспечивающей деятельности;
– управления;
– научно-методической деятельности;
– инновационной деятельности;
– организации дополнительного образования;
– обеспечения безопасности и здоровьесбережения.

Специфика второго подхода заключается в том, что за основу содержания доклада берутся конкретные проекты или программы деятельности образовательного учреждения и вокруг них выстраивается анализ всей образовательной деятельности.

При третьем подходе стержнем, вокруг которого выстраивается содержание доклада, является стратегическая цель деятельности, миссия образовательного учреждения. Это позволяет описать все интересующие целевую аудиторию направления деятельности, обеспечивая при этом целостность доклада.
         Мнения представителей целевой группы обязательно должны учитываться при подготовке доклада. Согласование может осуществляться на различных этапах работы.

         Оно может проходить в форме публичных обсуждений, опросов (в т. ч. на сайте), интервью и т. д. Наиболее эффективно публичное обсуждение. Окончательную версию доклада целесообразно утвердить его решением.
         Если главная цель публичного доклада – информирование, то центральной задачей подготовки доклада становится работа с информацией, ее сбор, обработка и представление.

         Основные вопросы анализа, применимые к различным сторонам деятельности школы:

  • Каковы приоритеты (задачи) школы в данной области?
  • Какие сильные стороны (достижения) в данной области?
  • Почему вы пришли к такому выводу? (Какие свидетельства вы можете привести в качестве доказательства?)
  • Каковы проблемы школы в данной области? Что нуждается в улучшении?
  • Почему вы пришли к такому выводу? (Какие свидетельства вы можете привести в качестве доказательства?)
  • Какие действия будут предприниматься для улучшения данной стороны жизни школы?

         Для того чтобы доклад выполнил свои функции, необходимо также сделать текст сообщения доступным и понятным для аудитории. В решении указанных задач ведущую роль играют язык, стиль и оформление доклада, а также организация работы по его презентации и распространению.

         Приведем наиболее значимые рекомендации по редактированию и оформлению текста публичного доклада:
- структура доклада:

  • обязательно включает в себя разделы и подразделы;
  • информация представляется в сжатом виде, с максимально возможным использованием количественных данных, таблиц, списков и перечней;
  • текстовая часть занимает минимум объема;
  • крупные информационные разделы дробятся на небольшие смысловые части с тем, чтобы текст стал более читаемым и понятным;

- язык и стиль доклада:

  • в тексте не используется специальная терминология (в некоторых случаях полезен тезаурус или глоссарий как приложение к докладу);
  • в докладе не применяется стиль изложения, уместный для научных статей;
  • недопустимо употребление аббревиатур, привычных для авторов – работников системы образования;
  • неуместно перечисление большого объема цифровых данных;

- оформление таблиц:

  • название таблицы указывается сверху;
  • для заголовка таблицы и текста выбирается шрифт одного размера;
  • единицы измерения в таблице размещаются сразу после названия показателя;
  • если единица измерения одна для всех показателей в таблице, то она выносится в заголовок;
  • в таблицах не оставляются пустые ячейки;
  • единицы измерения (например, проценты) не размещаются в ячейках таблицы рядом с цифрами;
  • не имеет смысла давать цифры более чем с одним знаком после запятой (если только очень маленькое значение показателя, в виде исключения из правила – не более трех знаков после запятой);
  • если в таблице сквозная нумерация, то при введении показателей «в том числе» нумерация должна быть многоуровневой (например, 1; 1.1, 1.2, … 1.1.1, 1.2.1 … и т. д.) и отступы – соответствующими;

- оформление доклада:

  • диаграммы и графики используются для повышения доступности содержания доклада, иллюстрации выводов и наглядного представления выявленных тенденций; они должны сопровождаться комментариями в тексте доклада и иметь правильно составленные названия (подписи);
  • схемы применяются в докладе для того, чтобы сделать его содержание более доступным и ясным;
  • специальные средства работы с текстом, такие как заголовки и подзаголовки, колонтитулы, врезки, различные размеры шрифта, выделения шрифта, фрагменты текста или краткие самостоятельные тексты, располагаемые на фоне или в рамке внутри основного текста, призваны привлечь внимание к публичному докладу и улучшить его восприятие читателем;
  • графики и диаграммы должны быть выполнены в едином стиле (это касается шрифта, цвета, размера, графических и текстовых элементов);
  • фотографии должны служить средством иллюстрации, привлекающим внимание и формирующим эмоциональное отношение к тексту доклада, их количество не должно быть чрезмерным.

         Презентация и распространение доклада решают задачу обеспечения его доступности аудитории, привлечения внимания и пробуждения интереса к его содержанию и могут осуществляться в таких формах, как:

  • особое мероприятие с приглашением представителей различных целевых групп, предварительным анонсированием и последующим освещением события в СМИ;
  • выступление директора школы или председателя управляющего совета на родительских собраниях, встречах с заинтересованными группами с распространением тиражированного доклада;
  • почтовая рассылка или прямая доставка доклада в виде издания руководителям муниципальных администраций, партнерам и попечителям;
  • размещение текста доклада на сайте школы, органа управления образованием или администрации муниципального образования;
  • рассылка доклада по электронной почте родителям (имеющим доступ к Cети), партнерам школы;
  • проведение презентации в рамках дня открытых дверей для родителей будущих первоклассников.

         1.5. Рекомендуемая литература:

  1. Алескеров Ф.Т., Головщинский К.И., Клименко А.В. Оценки качества государственного управления. - М.: ГУ ВШЭ, 2006.
  2. Астафьева Н.Г., Вилочева М.П., Дюкова Т.С., Клемешова И.В., Шешерина Г.А. Методические рекомендации по составлению публичного доклада интернатного образовательного учреждения. — Тамбов: ТОИПКРО, 2009.
  3. Астафьева Н.Г., Клемешова И.В., Тебякина А.И., Шешерина Г.А. Методические рекомендации по разработке публичных докладов о состоянии и развитии системы образования среди муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений Тамбов: ТОИПКРО, 2007.
  4. Библиотека лучших практик в области взаимодействия гражданского общества и власти на региональном и местном уровне / под. ред. Акрамовской А.Г. - М.: «Гриф и К», 2007.
  5. Болотина Т.В., Косарецкий С.Г., Шимутина Е.Н. и др. Учебно-методические материалы «Совершенствование институциональных механизмов управления образованием. Развитие форм государственно-общественного управления. Формы публичной отчётности». – М.: АПК и ППРО, 2007.
  6. Вальдман И.А. Школа на пути к диалогу: информационная открытость образовательного учреждения // Сборник статей «Открытый информационный доклад школы: рабочие материалы российско-британского проекта «Управление качеством образования на основе взаимовязи внешних и внутренних оценок результатов и условий образовательной деятельности школы». – Спб, 2005.
  7. Государственно-общественное управление общим образованием: теория и практика. Материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Москва, 22-24 апр. 2002 г. – М.: МАСШС, 2002.
  8. Данилова Т.Н., Дюкова Т.С., Клемешова И.В., Южакова Т.Н. Методические рекомендации по разработке публичного доклада образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования - Тамбов: ТОГОАУ ДПО ИПКРО, 2009.
  9. Материалы проекта НФПК «Разработка макетов ежегодных докладов о состоянии и результатах деятельности системы образования на федеральном, региональном и субрегиональном уровнях и отчетов общеобразовательных учреждений», 2005.
  10. Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики / [М.Л. Агранович и др.] — М.: Аспект Пресс, 2006.
  11. Методическое пособие «Руководство для членов школьных управляющих советов»/ Под ред. А.А. Пинского. – М.: Вердана, 2006.
  12. Методическое пособие «Управление качеством образования» под ред. М.М. Поташника М.: Педагогическое общество России, 2006.
  13. Моисеев А.М., Поташник М.М. Управление современной школой. - М.: Новая школа, 1997.
  14. Публичный доклад образовательного учреждения: организация подготовки и презентации: Методические рекомендации / Сост.: Шешерина Г.А., Клемешова И.В., Дюкова Т.С.       , Воронкова О.С. - Тамбов: ТОИПКРО, 2009.

         1.6. Интернет-ресурсы:

  1. http://irgou.ru/?id=107
  2. http://obraz.tambov.gov.ru/
  3. http://ipk.admin.tstu.ru/
  4. www.kpmo.ru/kpmo/report/view/.../orgotchet
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить