Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры УРОС
Внедрение технологии тьюторского сопровождения в практику образовательной организации
Автор: Дюкова Т.С., зав. лабораторией развития сети образовательных учреждений кафедры УРОС   
02.07.2014 13:51

1.1. Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: индивидуализация образования, тьюторское сопровождение, тьюторская работа в общеобразовательной организации.

1.2. Краткая аннотация контента консультации.

Организация работы по индивидуализации образования и тьюторскому сопровождению индивидуальных образовательных программ в школе. Нормативно-правовое оформление деятельности тьютора в общеобразовательной организации.

1.3. Запрос на консультирование

Ключевой идеей современного образования является – индивидуализация, которая проявляет себя в том, чтобы человек  умел самоопределяться, брать ответственность за свою жизнь, в том числе образовательную, действовал самостоятельно и инициативно. В этой ситуации на первый план выходит задача внедрения в практику образовательных организаций технологий тьюторского сопровождения учащихся. Какие задачи появляются в управлении школой, ориентированной на индивидуализацию и тьюторское сопровождение? Как оформить деятельность тьютора в общеобразовательной организации?

1.4. Консультативный текст (по материалам Т.М. Ковалевой, президента МОО «Межрегиональной тьюторской ассоциации», д.п.н., профессора кафедры педагогики МПГУ, руководителя тьюторской магистратуры и Л. М. Долговой, директора МБОУ СОШ «Эврика-развитие» г. Томска, члена правления Межрегиональной Тьюторской Ассоциации)

Определяя общую стратегию индивидуализации и тьюторского сопровождения, направления и задачи действий, администрации образовательной организации необходимо решить, какие новшества, изменения в содержании, организации, технологиях учебно-воспитательного процесса или управления ими будут вводиться. При этом необходимо соотнести (соразмерить) предусматриваемые действия и способы их осуществления с реальными возможностями образовательной организации. В конкретной школе могут быть приняты разные решения о вариантах тьюторского сопровождения. Например:

ввести должность тьютора класса (или группы) и организовать тьюторское сопровождение всех обучающихся;

ввести должность тьютора на старшей ступени обучения, обеспечить формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы старшеклассников тьюторским сопровождением;

создать условия для формирования и развития тьюторской компетентности всех педагогов-предметников и классных руководителей, организовать тьюторское сопровождение силами этих педагогов;

организовать тьюторское сопровождение детей, обучающихся на дому с использованием экстерната;

обеспечить индивидуализацию образовательного процесса и тьюторское сопровождение за счет формирования особого уклада жизни образовательного учреждения;

организовать силами педагогов и обучающихся особые образовательные события, несущие в себе тьюторский потенциал и эффекты тьюторского сопровождения.

Основная задача управленцев образовательной организации, ориентированной на индивидуализацию и тьюторское сопровождение, – создать систему работы школы, которая бы сочетала инициативный, пробно-поисковый, событийный характер деятельности педагогов - тьюторов с процессами нормативного оформления нового, с работой на образовательные результаты, с анализом и планированием. В этом случае задачами управления в школе являются:

создание условий для тьюторских проектов;

организация пространства общения, анализа и рефлексии тьюторами своей работы;

оформление функционала тьютора.

Эти задачи могут быть решены в деятельности школы через включение целей и результатов тьюторской работы в образовательную программу школы, создание структуры тьюторского совета или методического объединения тьюторов, поддержку временных проектных групп тьюторов.

Следующим шагом разворачивания тьюторства в школе станет нормативное оформление тьюторской работы, изменение в учебном процессе, создание Положений о мероприятиях в поддержку индивидуализации. Эти задачи решаемы, если внести изменения в Устав образовательного учреждения, создать должностные обязанности тьютора, разработать программы работы, графики, внести изменения в учебный план, создав условия для индивидуализации, разработать Положения о таких мероприятиях, которые позволят учащимся разных школьных ступеней проявлять инициативу в реализации своих образовательных интересов. И, наконец, необходимо создание системы оплаты и материального стимулирования качества работы тьютора.

Для этого можно использовать разные варианты финансового оформления работы тьютора в зависимости от тех моделей тьюторской деятельности, которые выбраны образовательной организацией. Во-первых, это может быть организация платных дополнительных образовательных услуг (ПДОУ) по тьюторству; во-вторых, можно ввести должность тьютора в штатное расписание школы; в-третьих, внести нагрузку педагога тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов в тарификации, которая создается в рамках новой системы оплаты труда (НСОТ); в-четвертых, разработать показатели качественной работы педагога, использующего тьюторскую позицию, для стимулирующих доплат таким педагогам из фонда стимулирования качества работы в ситуации НСОТ.

В любом варианте финансового оформления основные моменты организации работы тьютора выглядят следующим образом:

тьютор назначается на должность и освобождается от должности директором школы через издание приказа, заключения трудового договора или заключения Договора о возмездном оказании образовательной услуги;

тьютор закрепляется за отдельным учащимся, группой учащихся или классом в соответствии с Положением об организации тьюторской работы в школе и Договором о предоставлении образовательных услуг между школой и родителями (законными представителями учащихся);

тьюторами назначаются педагоги общего и дополнительного образования, имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную документами о повышении квалификации по тематике индивидуализации образования и тьюторскому сопровождению;

для взаимной профессиональной поддержки и обогащения практики тьюторы объединены в совещательный орган – методическое объединение тьюторов, руководство методического объединения тьюторов осуществляет организатор тьюторской услуги;

методическое объединение тьюторов имеет следующие формы работы: тьюторский совет по текущим вопросам, проектировочный семинар, обучающий семинар;

деятельность тьютора по сопровождению индивидуальной образовательной программы на возрастных ступенях школы по реализации содержательных аспектов организации образовательного процесса регулируется соответствующими разделами школьных положений: Положения о безотметочном оценивании в начальной школе, Положения о проектной деятельности в основной школе, Положения о творческих экзаменах в основной школе, Положения о предпрофильной подготовке, Положения о предпрофильной подготовке в старшей школе и другими;

документация тьютора: программа сопровождения индивидуальной образовательной программы подопечного (учащегося), график оказания услуги для своей тьюторской группы, табель посещаемости детей, анализ реализации программы, материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования на уровне подопечных и их семей;

за выполнение работы по оказанию услуги «личностно-ориентированное (тьюторское) сопровождение индивидуальных образовательных программ» тьютор получает ежемесячное вознаграждени согласно условиям оплаты.

Введение тьюторства в штатное расписание школы 

Внесение тьютора в реестр профессий позволяет ввести эту должность в штатное расписание школы и оплачивать его работу из бюджетных средств. Если концепция или программа развития школы предусматривает организацию профильного обучения в старшей школе по индивидуальным программам, то мы считаем, что целесообразно ввести должность «педагог-тьютор» в раздел «Педагогические работники» штатного расписания школы для организации тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ учащихся старшей школы.

В таком случае необходимо прописать тарификационные характеристики новой должности и условия оплаты. Например, установить два уровня оплаты в зависимости от квалификации и продолжительности работы в данной должности, установить продолжительность рабочего времени (по опыту Томска от 10 до 18 часов в неделю).

Тьюторство как платная дополнительная образовательная услуга 

Для оформления тьюторства как платной дополнительной образовательной услуги в школе необходимо оформить следующие документы: описание услуги в Уставе школы, Положение о тьюторском сопровождении индивидуальных образовательных программ в школе (приложение), программа тьюторской работы, должностные обязанности тьютора, Договор с родителями, график работы тьютора, аналитические материалы, отражающие результаты тьюторской работы.

Вариант описания услуги по личностно-ориентированному (тьюторскому) сопровождению индивидуальных образовательных программ (ИОП) в Уставе школы (из опыта работы школ г. Томска):

I ступень (1–4-е классы):

формирование индивидуального учебного стиля;

проявление, поддержка и оформление учебного и образовательного интереса;

обеспечение перехода дошкольное детство – начальная школа; начальная школа – подростковая школа;

организация адекватной возрасту образовательной среды для обеспечения учебной успешности ребенка;

адаптация новичков; сопровождение образовательного заказа семьи;

включение учащегося в конкурсы, олимпиадное движение школы, города, региона, а также национального и международного масштаба;

сопровождение формирования портфолио учебных достижений;

II ступень (5–8-е классы):

поддержка и оформление учебных и образовательных инициатив;

обеспечение перехода начальная школа – подростковая школа;

вовлечение в социальное проектирование;

организация адекватной возрасту образовательной среды в школе, в том числе во второй половине дня, для обеспечения социальной успешности подростка;

сопровождение образовательного заказа семьи;

включение учащихся в конкурсы, олимпиадное движение школы, города, региона, а также национального и международного масштабов;

формирование навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях;

формирование навыков учебной самоорганизации, сопровождение формирования портфолио;

III ступень (9–11-е классы):

сопровождение разработки и реализации индивидуальной программы профильного обучения и предпрофильной подготовки;

организация участия старшеклассников в образовательных и профессиональных стажировках для определения дальнейшего образовательного движения;

проведение ролевых, деловых, организационно-деятельных игр, образовательных конкурсов и олимпиад;

обеспечение перехода основная школа – старшая профильная школа;

вовлечение в исследовательскую работу;

сопровождение образовательного заказа семьи;

включение учащихся в конкурсы, олимпиадное движение школы, города, региона, а также национального и международного масштабов;

формирование навыков эффективного поведения в командной работе;

формирование навыков планирования; сопровождение формирования портфолио; организация пробы общественной и профессиональной деятельности через социальную и профессиональную практику.

Другие виды организации работы по индивидуализации образования и тьюторскому сопровождению ИОП в школе и оплаты из бюджетных средств при новой системе оплаты труда

Если концепция школы включает задачи индивидуализации на всех ступенях школы, то можно организовать тьюторскую деятельность и ее оплату двумя способами. Это может быть вариант выделения определённого количества часов на тьюторскую работу по сопровождению индивидуальных траекторий учащихся из внеаудиторной части фонда оплаты труда. Если эффективность индивидуализации связывается с тем, что все педагоги школы реализуют тьюторскую позицию каждый на своём месте: учителя как предметные тьюторы, классные руководители и администрация как сопровождающие новую деятельность подопечных (и учащихся и педагогов), то тьюторскую работу можно регламентировать и оплачивать из фонда стимулирующих доплат фонда оплаты труда.

Тогда необходимо разработать показатели качества тьюторской работы, самоанализ результатов работы тьютором и систему экспертной оценки ее качества. На основе этой работы производить оценку результатов и эффектов тьюторской работы в баллах и устанавливать ежемесячные премии педагогам, реализующим тьюторскую позицию.

 

Приложение

Положение
о тьюторском сопровождении индивидуальных образовательных программ
(из опыта работы  МБОУ СОШ «Эврика-развитие» г. Томска)

Настоящее Положение определяет порядок организации тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся в 1–11 классах, предусмотренного Уставом школы.

1. Общие положения

1.1. Тьюторское сопровождение ИОП – средство индивидуализации образования, предусматривающее осуществление особого вида педагогической деятельности, направленной на:

организацию образовательного пространства, адекватного для становления ИОП учащихся;

формирование у учащихся учебной и образовательной рефлексии;

формирование у учащихся собственных образовательных мотивов и интересов;

работу с образовательным заказом семьи.

1.1.1. Под сопровождением имеется в виду комплекс средств актуализации, поддержки иь рефлексии движения человека в процессе разработки, реализации и самооценки индивидуальной образовательной программы; шире – совместное движение тьютора (как спутника) и ученика (как основного действующего лица) в образовательном процессе

1.1.2. Предметом тьюторского сопровождения является индивидуальная образовательная программа. Под индивидуальной образовательной программой понимается способ образовательной самоорганизации учащихся, включающий полагание образа будущего и образовательных целей, работу с картой образовательных ресурсов (спектр предметно-тематического содержания обучения, набор видов деятельности, которые могут быть предоставлены образовательным учреждением самостоятельно или во взаимодействии с другими учреждениями и организациями), рефлексия и оценка индивидуального стиля обучения и коммуникации в контексте реализации программы, в том числе сделанными на основе самооценки собственного Портфолио.

1.2. Цели организации тьюторского сопровождения ИОП:

1.2.1. Педагогическое обеспечение процесса индивидуализации образования в начальной, подростковой и старшей школе;

1.2.2. Обеспечение социального и гражданского образовательного заказа к школе на качественное индивидуализированное образование.

1.2.3. Развитие сферы дополнительных образовательных услуг, оказываемых школой населению.

1.3. Направления работы тьютора:

1.3.1. Содействие составлению и реализации учащимся индивидуальной образовательной программы через формирование индивидуального учебного стиля и работу с образовательными и профессиональными интересами подопечного.

1.3.2. Обеспечение благоприятной образовательной микросреды и морально психологического климата для эффективного образования подопечного.

1.3.3. Организация условий для проявления и реализации подопечным учебной и общественной инициативы.

1.3.4. Работа с образовательным заказом семьи подопечного.

1.3.5. Педагогическое обеспечение переходов между ступенями образования (дошкольная – младшая школьная ступень, начальная школа – подростковая школа, подростковая школа – старшая школа, старшая школа – вуз).

1.3.6. Участие в развитии тьюторской профессии, совершенствовании тьюторских технологий и методик.

1.4. Задачи:

1.4.1. Создать условия для проектирования и организации образовательного пространства на начальной, подростковой и старшей ступени школы в соответствии с концепцией индивидуализации образования.

1.4.2. Выработать и внедрить педагогические и управленческие механизмы обеспечения гражданского и социального заказа семей на образование.

1.4.3. Обеспечить технологическое и методическое оснащение нового типа педагогической деятельности по сопровождению индивидуальных образовательных программ учащихся.

1.4.4. Осуществить мониторинг новых образовательных результатов и эффектов в связи с введение тьюторского сопровождения ИОП в пространстве индивидуализации.

1.4.5. Способствовать увеличению разнообразия и повышению качества оказываемых населению дополнительных образовательных услуг.

2. Организация тьюторского сопровождения ИОП

2.1. Структура организации

2.1.1. Тьютор назначается на должность и освобождается от должности директором школы путем заключения Договора о возмездном оказании образовательной услуги «Создание ИОП».

2.1.2. Тьютор закрепляется за отдельным учащимся, группой учащихся или классом в соответствии с Договорами о предоставлении дополнительных платных образовательных услуг между школой и родителями (законными представителями) учащихся.

2.1.3. Тьютор планирует и осуществляет сопровождение ИОП учащегося в течение учебного года.

2.2. Кадровое обеспечение

2.2.1. Тьюторами назначаются педагоги общего и дополнительного образования, имеющие соответствующую квалификацию или подтверждение о повышении квалификации по тематики индивидуализации образования.

2.2.2. Тьютор обязан повышать свою квалификацию по данному типу деятельности не реже 1 раза за 5 лет.

2.3. Методическое обеспечение

2.3.1. Для взаимной профессиональной поддержки и обогащения тьюторы объединены в совещательный орган – профессиональное методическое объединение тьюторов.

2.3.1.1. Методическое объединение тьюторов имеет следующие формы работы: тьюторский совет по текущим вопросам, проектировочный семинар, обучающий семинар, рабочее совещание.

2.3.1.2. Руководство методическим объединением тьюторов осуществляет организатор тьюторской услуги.

2.3.2. Формами методического совершенствования являются также: работа в составе кафедр подростковой и старшей школы, участие в тематических семинарах и конференциях.

2.4. Нормативное обеспечение

2.4.1. Деятельность тьютора регулируется настоящим положением, а также Должностными обязанностями тьютора МБОУ СОШ, Договором о возмездном оказании услуги, Правилами внутреннего распорядка и Уставом школы.

2.4.2. Деятельность тьютора по сопровождению ИОП на возрастных ступенях школы по реализации содержательных аспектов организации образовательного процесса регулируется соответствующими разделами локальных актов школы, направленных на индивидуализацию образования: Положение о безотметочном оценивании в начальной школе, Положение о реализации проектной деятельности в подростковой школе, Положение о творческих экзаменах в подростковой школе, Положение о предпрофильной подготовке, Положение о профильном обучении в старшей школе.

2.4.3. Документация тьютора:

2.4.3.1. Программа сопровождения ИОП подопечного (учащегося).

2.4.3.2. График оказания услуги «Создание ИОП» для своей тьюторской группы.

2.4.3.3. Анализ реализации Программы сопровождения ИОП.

2.4.3.4. Материалы мониторинга образовательных эффектов и результатов индивидуализации образования на уроне подопечных и их семей.

2.4.3.5. Табель посещаемости детей.

2.4.4. Тьютор ведет документацию в соответствии с методическими рекомендациями, являющимися Приложениями к настоящему положению.

2.5. Организационно-управленческое обеспечение

2.5.1. Тьютор осуществляет свою деятельность под руководством организатора тьюторской услуги, заведующих кафедрами возрастных ступеней, администрацией школы.

2.6. Финансовое обеспечение

2.6.1. За выполнение работ по оказанию образовательной услуги «Создание ИОП» тьютор получает ежемесячное вознаграждение согласно условиям Договора о возмездном оказании дополнительных образовательных услуг.

1.5. Литература

  1. Организация обучения старшеклассников сельских школ по индивидуальным учебным планам: методические рекомендации для педагогических работников / под ред. Л.В. Байбородовой, Л.Н. Серебренникова. - Ярославль, 2006.
  2. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-практического сер. См.: Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специлистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593.
  3. Открытое образование и региональное развитие: концепции и практики индивидуализации. – Томск, 2008.
  4. Рындак, В.Г. К вопросу о проектировании индивидуального образова­тельного маршрута как средстве становления личностных достижений старшего школьника / В.Г. Рындак, М.Б. Утепов // Вестник ОГУ. - 2002. - №7.
  5. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. – Томск, 2009.
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить