Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры УРОС
Работа с «Календарем дат и событий духовно-нравственной и культурно-исторической жизни Тамбовщины» в воспитательно-образовательном процессе
30.04.2014 08:09

Авторы: Кирсанов И.Н., доцент кафедры управления развитием образовательных систем Тамбовского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования»;

Малашонок М.Г., методист кафедры управления развитием образовательных систем Тамбовского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации работников образования»

Ключевые слова: толерантность, межкультурная коммуникация, глобализация, национально-культурная общность этнос, ксенофобия, адаптация,

Краткая аннотация:

Календарь значимых дат и событий «Духовная память Тамбовщины» призван повысить уровень знаний о родном крае и народах, этносах, нациях, проживающих на территории Тамбовской области». Вместе с расширением кругозора, уменьшится степень ксенофобии – дословно страха перед чужим, неизвестным.

В условиях процесса глобализации, затронувшей и российские регионы, требуется  изучение особенностей культуры и быта, как титульного (русского, славянского этноса), так и малых этнических сообщества, больших диаспор имеющих официальных представителей. Дидактической целью календаря является формирование готовности воспринимать информацию и вести межкультурный диалог. Для этого необходимо вырабатывать гибкую, адекватную реакцию, на новую информацию.

Работая с материалами календаря, учитель должен стремиться к адаптации этого материала для восприятия учащихся, готовить их к жизни в многонациональном и многоконфессиональном социуме. Опираясь на основные вехи календаря учитель вправе дополнять и расширять содержащуюся там информацию.

В тексте акмеологической консультации перечислены основные категории праздников, с которыми должен работать педагог. Это религиозные праздники, относящиеся к определенным конфессиям, народные языческие праздники, общенациональные и памятные даты, занимающие особое место в самосознании и исторической памяти отдельных народов, юбилейные и  памятные даты регионального характера.

Выборочное использование материалов календаря в системе внеурочной деятельности.  Включение отдельных материалов этнокалендаря в преподавание общеобразовательных предметов (история, обществознание, краеведение, литература, МХК, изобразительное искусство и музыка, ОБЖ). Преподавание элективных и факультативных курсов, базирующихся на тематике различных содержательных линий календаря. Материалы календаря, в частности, могут быть использованы при реализации программы элективного курса «Полилог культур».

Запрос на консультирование:

Потребность в  консультирование относительно календаря  связана с тем, что в школе нет большого опыта работы с подобным типом учебного пособия. В центре внимание учащихся находятся, как правило, главные государственные  праздники,  праздники, отмечаемые русской православной церковью, которые невольно противопоставляются другим мировоззренческим системам и конфессиям.

В силу излишней политизации современного общества, настороженных взаимоотношений между национально-культурными общностями  происходит противопоставление обычаев и традиций. Условное деление на «чужих» и «своих» обедняет, упрощает значение этнической символики. Календарь призван показать, что праздники, обычаи, традиции у разных народов не взаимоисключающие элементы,  а дополняют, оттеняют один другой.

Запрос на консультирование вызван потребностью в специалисте, который станет посредником между сложным календарным материалом и педагогами пользователями.

Консультативный текст

Воспитание этнокультурной толерантности, уважения к традициям других народов, готовности к диалогу и взаимодействию с представителями других этнических групп – одна из наиболее актуальных задач, стоящих перед нашим обществом. И особенно остро она стоит по отношению к подрастающему поколению. Именно молодежь зачастую оказывается наиболее восприимчивой к экстремистским идеям и действиям, рождающимся на почве крайнего национализма.

Наш регион считается относительно благополучным в плане межнациональных отношений, но это вовсе не дает нам повода успокаиваться. Симптомы, вызывающие беспокойство на этой почве, периодически дают о себе знать. Этнокультурная ситуация на Тамбовщине постепенно становится более сложной.

В январе 2014 года был издан и тиражирован в образовательные организации Тамбовской области календарь значимых дат и событий «Духовная память Тамбовщины». Основная цель календаря – привлечь внимание и интерес наших сограждан к этнокультурному и конфессиональному многообразию нашего региона, напомнить о культурном наследии Тамбовской земли, пробудить уважение к традициям, особенностям миропонимания и поведения человека, к какому бы народу он не принадлежал.

Календарь «Духовная память Тамбовщины» включает в себя информацию о 120  памятных датах, значимых, прежде всего для города Тамбова и области, а также событиях и праздниках (светского и религиозного характера), имеющих международный и даже всемирный статус. Материал календаря «Духовная память Тамбова» разбит по месяцам. Часть дат каждого месяца выделена, как связанная с праздниками или иными знаковыми событиями. На месяц приходится в среднем по 8-10 таких дат, на некоторые – чуть больше.

В содержательном отношении в здесь можно выделить несколько линий:

1. Важнейшие религиозные праздники основных конфессий, представленных на территории  Тамбовского региона. Это православие, ислам, иудаизм, некоторые праздники Армянской апостольской церкви, в меньшей степени – католичество и езидизм, который исповедуют часть курдов. Примерами могут служить статьи календаря, посвященные Курбан-байраму, иудейскому празднику Ханука, Рождеству Христову и дням памяти связанных с Тамбовщиной святых, отмечаемых Русской Православной Церковью. Религия – неотъемлемая составная часть культуры, и без нее сложно составить полноценное представление о культурном своеобразии того или иного народа.

2. Праздники, которые с некоторой долей условности можно назвать народными (к примеру, татарский Сабантуй, армянский Терендез, русская Масленица). Здесь существует довольно спорный и неоднозначный момент о соотношении некоторых праздничных обычаев с религиозными установлениями. Однако мы посчитали необходимым сохранить информацию  о таких праздниках в календаре, поскольку они в любом случае представляют собой неотъемлемую часть народной культуры, которую невозможно отбросить. При этом в календаре практически всегда оговаривается различие между народной трактовкой тех или иных праздников и религиозной традицией.

3. Общенациональные праздники и некоторые памятные даты, занимающие особое место в самосознании и исторической памяти отдельных народов. Зачастую они связаны с трагическими событиями, как, Международный день памяти жертв Холокоста (информацию о нем мы обязательно включим в основной тираж издания). Однако знание об этих событиях абсолютно необходимо для понимания культуры и мировоззрения многих народов.

4. Юбилейные и памятные даты регионального характера, имеющие отношение к истории и современной жизни Тамбовщины. Большинство таких дат, включенных в календарь, связана с именами деятелей культуры – писателей, художников, скульпторов, музыкантов, ученых, а также общественных деятелей. В 2014 году, например, исполняется 200 лет со дня рождения благотворителя А.М. Носова; 130 лет со дня рождения Василия Ивановича Агапкина; 110 лет со дня смерти Б.Н. Чичерина;  95 лет со дня рождения В.К. Мержанова и т.д. Краткую информацию об этих людях, их вкладе в культурное развитие нашей большой и малой родины вы найдете в календаре.

Отбирая персоналии, авторы исходили из того, чтобы по возможности показать вклад представителей разных национальных групп в развитие Тамбовщины. Именно поэтому на его страницах вы найдете информацию о выходце из прибалтийских немцев Эдуарде Икавитце, армянине Минасе Шоршорове поляке Теофиле Свирчевском, евреях Соломоне Старикове и Якове Фарбере.

Помимо персоналий, в календарь включены некоторые даты, связанные со значительными событиями в истории края. Например, 180-летие принятия решения об учреждении в Тамбове Александринского института благородных девиц,  материал о 60-летии со дня создания Тамбовского суворовского училища.

5. Наконец, последний ряд дат в календаре связан с праздниками (иногда российскими, иногда международными) либо памятными датами, которые на первый взгляд не связаны напрямую ни с многообразием этнокультурных традиций, ни с историей Тамбовщины. Эти даты представлены выборочно и смысл их включения в календарь заключается в том, что  позволяет привязать к ним интересный познавательный материал, соответствующий тематике и задачам проекта. Например, упоминание о Международном дне музеев позволяет представить информацию о музеях Тамбовщины, их истории, а к дате 100-летия начала Первой мировой войны приурочен материал о организации помощи раненым, нуждающимся в эти годы на Тамбовщине.

Наряду с основными календарными статьями, подготовленное нами издание содержит тематически связанный с ними дополнительный познавательный материал. Он представлен в рубрике «Это интересно». Этот материал обладает не меньшей значимостью для воспитания культуры межнациональных отношений, чем базовые статьи. Именно он во многих случаях включает  сведения, характеризующие современный этнический состав населения Тамбовщины и разнообразие этнокультурных традиций на Тамбовской земле. Из фрагментов этого материала, например, можно узнать о национальной одежде армян и особенностях религии езидизма; о традиционном свадебном обряде Тамбовщины и татарском селе Энгуразово на уваровской земле;  об изменении численности разных национальных групп и истории еврейской общины в Тамбове.

В соответствии с этой классификацией возможно использование календаря в образовательных целях, в преподавании практически всех предметов гуманитарного цикла, а также естественнонаучных дисциплин, точных наук, на уроках труда, изобразительного искусства и музыки.

В образовательной практике возможны следующие варианты работы с  календарем памятных дат.

1.  Выборочное использование материалов календаря в системе внеурочной деятельности (для проведения тематических классных часов, детских праздников национальных культур, познавательных викторин и конкурсов, посвященных традициям разных народов). Такое использование этнокалендаря, в принципе, посильно любому педагогу.

2.  Включение отдельных материалов этнокалендаря в преподавание общеобразовательных предметов (история, обществознание, краеведение, литература, МХК, изобразительное искусство и музыка, ОБЖ). В  календаре, например, очень много информации, которая позволит насытить и оживить за счет обращения к конкретным личностям курс исторического краеведения. А в рамках курса обществознания при изучении темы «Межнациональные отношения» можно будет использовать информацию о национальном составе населения Тамбовщины и жизни национальных диаспор. Материалы календаря на уроке совершенно необязательно использует в своем изложении именно учитель – фрагменты из него вполне могут стать предметом для самостоятельного изучения и обсуждения учеников.

Материалы календаря могут использоваться на уроках комплексного курса ОРКСЭ и послужить неплохим подспорьем для учителя при освещении смысла христианских праздников и связанных с ними традиций, истории христианства на Тамбовщине. Польза может заключаться и в том, что содержание календаря поможет самим педагогам лучше осознать грань между религиозной и народной традицией. Наконец, материалы календаря можно использовать при проведении тех предусмотренных программой вводных и заключительных уроков модуля, которые призваны раздвинуть многообразие нашего общества.

3.  Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся разного возраста с использованием материалов календаря. В данном случае текстовые и иллюстративные материалы календаря могут выступать и как основа небольшого проекта ученика 5-7 класса, и как отправная точки для постановки проблемных вопросов и самостоятельного исследования темы учениками более старшего возраста. Весьма интересными, например, могут быть прикладные и информационные проекты, связанные с подготовкой выпусков школьных СМИ  (в т.ч. электронных) по проблемам  этнокультурного многообразия.

4.  Преподавание элективных и факультативных курсов, базирующихся на тематике различных содержательных линий календаря. Например: «Страницы истории духовной культуры Тамбовщины»; «Традиции и культура народов России»; «Тамбовщина многонациональная: история и современность» и т.д. Понятно, что этот путь использования календаря – наиболее сложный и трудоемкий для учителя, но именно он, пожалуй, является наиболее продуктивным.

Материалы календаря, в частности, могут быть использованы при реализации программы элективного курса «Полилог культур», разработанной Региональным центром образовательных культур в 2012 г. и направленной на формирование толерантности и готовности к межкультурному диалогу (курс ориентирован на  учащихся 9-11 классов и рассчитан на 18 часов).

Выбор дат и событий, порядок знакомства с ними, формы организации деятельности подростков определяет педагог, сообразуясь с конкретными условиями работы и общей направленностью деятельности школы.

Обновлено ( 30.04.2014 08:14 )
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить