Вы находитесь здесь: Консультирование Кафедры УРОС
Оценка достижений планируемых результатов обучения в рамках учебного курса ОРКСЭ
Автор: Рыбина Н.Я., зав. лабораторией по духовно-нравственному просвещению и воспитанию кафедры УРОС   
27.01.2014 08:18

(Консультация для педагогов-учителей комплексного учебного курса ОРКСЭ)

1.1. Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: отметка, оценка, методы, рефлексия, критерии, ценностные ориентиры учащихся, организационная культура, личностные особенности учащихся.

1.2. Краткая аннотация контента консультации

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Безотметочная система обучения с одной стороны обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными. А с другой: некоторые ученики могут перестать считать предмет значимым ввиду безотметочного обучения.

Следовательно, появляется серьезная проблема снижения мотивации обучающихся к изучению курса. Таким образом, возникает необходимость в поиске разнообразных подходов к оцениванию результатов обучения на уроках ОРКСЭ.

1.3. Запрос на консультирование

Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих  педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить  полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.? Как  оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской  ответственности и самостоятельности?

Порекомендуйте какие-либо формы оценки на уроках ОРКСЭ.

1.4. Консультативный текст

В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. 

В результате реализации Программы комплексного учебного курса ОРКСЭ должно обеспечиваться достижение детьми:

1) воспитательных результатов (духовно-нравственных приобретений - знаний, представлений; опыта эмоциональных отношений, переживаний; опыта действия;  опыта ценностного постижения, присвоения ценности и пр.);

2) воспитательных эффектов (последствий воспитательных результатов - формирование социальной компетентности, гражданской идентичности, личностное развитие, формирование толерантности, развитие трудолюбия, формирование нравственной компетентности, и пр.).

Воспитательные результаты  распределяются по трем уровням:

- первый уровень (рациональный): приобретение знаний, представлений, первичного понимания социальной реальности;

- второй уровень (эмоциональный): получение опыта переживания, позитивного отношения к базовым ценностям общества; формирование основ ценностных  отношений к жизни;

- третий уровень (действенно-поведенческий): приобретение опыта самостоятельного (общественного) действия.

По каждому направлению духовно-нравственного развития могут быть достигнуты соответствующие воспитательные результаты. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Воспитательные результаты духовно-нравственного развития и воспитания  обучающихся на ступени начального общего образования  могут уточняться образовательным учреждением. Изучение результатов воспитания в рамках реализации Программы должно содержать комплексную оценку воспитательной деятельности на основе определяемых каждым образовательным учреждением критериальной базы и диагностического инструментария.

Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов).

Формальные критерии:

- проектирование образовательной, внеурочной и внешкольной среды общеобразовательного учреждения;

- создание условий для самореализации личности во внеурочное время.

Неформальные критерии:

- ориентация учащихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;

- оценка учащимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в школе;

- уровень психологической защищенности учащихся и в целом нравственно психологический климат школы;

- наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.

В ходе развития воспитательной системы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в школе.

Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.

Систематическая работа по воспитанию духовно-нравственных качеств позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру.

Таким образом, несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной  деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.

1. Педагогическое наблюдение. Это метод, с помощью которого  осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического  явления для получения конкретных данных. Этот метод развивался в рамках  личносто-ориентированного принципа образования и получил большое  распространение в трудах И.С. Якиманской.

Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке.  Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения  учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке.  Конечно, сначала знания учителя об ученике фрагментарны и мало  структурированы, но при специальном обучении ведению наблюдений субъективность снимается. Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме. Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки. Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не  от случая к случаю.

Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не  изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.  Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности,  избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются  наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые  стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям  учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно  при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.

Таким образом, педагог может индивидуализировать учебный процесс,  составляя для каждого ученика собственную программу обучения и развития. В  ходе такой работы постепенно складывается «познавательный профиль» ученика, то есть своеобразный тип мышления, который должен быть адекватен  предметному содержанию научного знания. Выявление такого  «познавательного профиля» и является основой для составления траектории  развития ученика сначала в начальной школе, а затем и на других школьных  ступенях. Другими словами, выбор методологических подходов преподавания курса ОРКСЭ и особенности организации урочной и внеурочной деятельности  учащихся будет продиктован теми данными, которые зафиксированы в портфолио (или карте наблюдения) вашего ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.

2. Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного  мероприятия). В данном случае, используются листы самооценки учащихся,  которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы.  Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки, однако базовые  критерии достаточно просты:

Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

Я мог выполнить работу значительно лучше;

Я плохо работал на уроке.

Листы самооценки могут использоваться, например, для определения  уровня вовлеченности и участия в групповой работе:

Таблица 1. Лист самооценки урока или группового мероприятия

В ходе проекта я...

 

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления

 

 

 

Определял цели, ставил задачи

 

 

 

Ждал помощи от участников группы

 

 

 

Принимал участие в совместной  работе

 

 

 

Задавал вопросы, искал факты,  спрашивал разъяснения

 

 

 

Помогал группе в выборе правильных решений

 

 

 

Анализировал, обобщал точки зрения,  делал выводы

 

 

 

Находил и исправлял ошибки

 

 

 

Оказывал помощь, откликался на  работу других

 

 

 

Преодолевал трудности, добивался  достижения результата

 

 

 

Осознавал ответственность за общее дело

 

 

 

Стимулировал дискуссию,  предлагая различные точки зрения

 

 

 

Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю  разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости,  скорректировать свой учебный план.

Таблица 2. Лист самооценки урока

[Тема урока или внеклассного мероприятия]

1. На уроке мне больше всего понравилось…__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

2. На уроке мне не понравилось… ___________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

3. Из урока мне запомнилось…______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

4. Мне захотелось узнать больше о….________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Еще одним видом самооценки является рабочий лист, который заполняют учащиеся во время экскурсии или визита представителя религиозной традиции.

Помимо практических заданий (описать, нарисовать, отметить и т.д.), эти листы  могут содержать колонку самооценки, которая фиксирует результаты всех  видов деятельности учащихся и, в ряде случаев, может предоставить  уникальный материал для последующий оценки успеваемости и когнитивного  развития учащихся.

Таблица 3. Рабочий лист участника экскурсии

Меня зовут_____________________________________________________________________________________________

Я посетил______________________________________________________________________________________________

Я работал в группе с ____________________________________________________________________________________

У меня хорошо получилось_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Мне понравилось_______________________________________________________________________________________

Мне не понравилось____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Главные идеи экскурсии_________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Я увидел______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Я узнал_______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Я услышал_____________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Меня удивило, что_______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Мне нужно больше узнать о.._____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Мои вопросы___________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Портфолио как один из  способов оценивания достижений планируемых результатов по курсу ОРКСЭ. 

В безотметочном курсе ОРКСЭ составление портфолио обучающегося может стать основой оценки его образовательных достижений.

Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;

- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию. Для решения этих целей и задач в курсе ОРКСЭ желательно создавать портфолио творческих работ ученика, а не портфолио документов.

Свои творческие работы (иллюстрации, сочинения, ответы на вопросы, планы путешествий, экскурсий и т. д.), ученик может оформлять таким образом, чтобы была возможность собрать их в одну папку. Портфолио позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ. Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем еще надо разобраться, а что еще предстоит узнать. Процедура самооценки должна включать в себя: разработку учителем эталонов оценивания деятельности учащегося; мотивацию учащихся на анализ процесса и результатов собственных действий; создание ситуации, в которой ученики сопоставляют свои результаты с имеющимися эталонами оценки. Возможный вариант самооценки: перед выполнением самостоятельной работы учитель обсуждает с учащимися критерии успешности ее выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы (не обязательно по пятибалльной шкале оценивания) в соответствии с принятыми сообща критериями для каждого задания. После этого учитель проверяет работу и рядом с выставленными ребёнком баллами выставляет свои.

Еще один возможный вариант самооценки - использование цветовых сигналов. Для того чтобы можно было оценить не только письменную работу, но и устную или оценить свою работу сразу после выполнения и показать свой результат учителю, школьники показывают карточки определённого цвета (или делают пометки цветом на полях рабочей тетради), например:  желтый цвет - ученик не допустил ни одной ошибки и доволен собой;  зеленый цвет - допущены неточности;  красный цвет - надо постараться, и успех придет. Школьник может получить задание проверить работу своего товарища и исправить имеющиеся, на его взгляд, ошибки, определить, что в работе заслуживает похвалы. Желательно периодически опрашивать учеников с целью определить самые интересные ответы (или составленные товарищами вопросы), самые необычные решения проблемы и т. д. Для четвероклассников большое значение имеет возможность продемонстрировать свои достижения, похвала, одобрение, интерес к результатам их деятельности сверстников, семьи, значимых взрослых, школьного коллектива. Роль такой «внешней» оценки могут выполнять мероприятия (родительское собрание заочной или очной экскурсии для членов семьи, учителей, учащихся других классов, на которых ученики представляют свои творческие работы, вошедшие в портфолио.

3. Среди других методов оценки учащихся на уроках ОРКСЭ может использоваться метод TASC:

Рассмотрим основные принципы работы с кругом TASC на примере мелкогрупповой работы учащихся по подготовке творческого проекта.

Интерактивный круг TASC

interaktivnyi-krug

Работа с кругом TASC проходит 8 этапов. Учащиеся могут перемещать встроенный указатель по часовой стрелке по мере прохождения каждого этапа работы и таким образом регулировать темп работы и адекватно распределять свои силы.

1. «Что мне известно?»

На первом этапе происходит организация и сбор информации. После того, как учащиеся получили четкое задание от учителя, происходит подготовка к работе и актуализация имеющихся знаний. Учащиеся могут использовать иллюстрации, словарь-глоссарий, тетрадные записи с целью определения возможных направлений работы. Таким образом, отдельные фрагменты складывается в цельную рабочую картину, происходит предварительное разделение ролей в группе.

2. «Какова задача?»

На втором этапе ученики должны четко понять стоящую перед ними проблемно-поисковую задачу и определить параметры работы. Здесь очень важно содействие учителя, который должен убедиться, что все учащиеся четко поняли стоящие перед ними цели, задачи и предполагаемый результат. Кроме того, учителю необходимо определить критерии работы на уроке, условия поисковой деятельности и включить всех учащихся в образовательный процесс.

3. «Какие есть идеи?»

Этот этап можно назвать «генератором идей». Здесь учащиеся делятся всеми своими мыслями, идеями и представлениями о проблеме, которые у них имеются. Это творческая и открытая фаза деятельности учащихся с использованием элементов «мозгового штурма». Учащиеся собирают своеобразный «сундучок идей», из которого впоследствии они будут выбирать наиболее ценные и значимые мысли. Для удобства работы ученики могут записывать идеи на самоклеящихся листочках и раскладывать их перед собою на парте. На следующем этапе, когда будет проводиться жесткая выборка, они просто будут удалять листочки из общего ряда. Работа учителя на данном этапе состоит в стимулировании творческой активной учащихся, появление новых мыслей и идей.

4. «Какая идея – лучшая?»

На четвертом этапе учащимся предстоит выбрать из всего многообразия идей, предложенных группой, только те, которые помогут достигнуть поставленной цели и решить необходимые задачи. Это логическая и рациональная фаза деятельности, прямо противоположная предыдущей. Здесь учащимся необходимо сообщить инструментарий для критического выбора. Например, можно предложить распределить идеи на листочках по степени актуальности, возможности, разумности, соответствию религиозной или культурной традиции и т.д.

5. «Делаем!»

Это фаза практической деятельности, когда учащиеся готовят свой проект или презентацию. На этом этапе происходит развитие коммуникативных навыков, принципов критического мышления, умения делать выбор, анализировать собственную и чужую точку зрения, распределять задачи между членами группы и т.д. Самый главный принцип: «Меньше пишем – больше думаем». Как правило, учащиеся на этом этапе концентрируются на технической стороне вопроса. Они могут спорить о том, какую бумагу выбрать для постера, или кто будет делать презентацию, или кому достанется та или иная роль в инсценировке. Учителю важно подчеркнуть учащимся, что главное – содержание, а не форма. Важно научиться думать, а не показать себя.

6. «Каков результат?»

На шестом этапе работы ученики должны оценить результат своей работы. Обратите внимание, что этап рефлексии предшествует публичной презентации проекта. Здесь закладываются навыки реалистичной оценки собственной деятельности и способов ее улучшения.

7. «Расскажем о своей работе!»

На данном этапе учащиеся представляют результаты своей работы. Здесь ставится коммуникативная задача в сжатых временных рамках представить самые важные аспекты своей работы перед реальной аудиторией своих одноклассников, или более широкой аудиторией, состоящей из родителей и приглашенных гостей, если учащиеся готовили итоговый проект. На этом этапе развивается мотивация к обучению и совершенствованию собственной деятельности, увеличивается степень уверенности, обозначается практическое применение деятельности учащихся.

8. «Чему мы научились?»

Подведение итогов работы является, пожалуй, не менее важным этапом, чем выполнение самой работы. Учащиеся должны отметить, что изменилось в их сознании и понимании, чему они научились и как эти знания и навыки они могут использовать в реальной жизни. Другими словами, на завершающем этапе работы происходит трансляция умений и навыков, кристаллизация знаний, развитие стимулов к самостоятельному изучению и принципов самооценки.

Роль учителя в процессе групповой работы по методу TASC. Педагог не пытается самоустраниться и занять позицию стороннего наблюдателя. Он исполняет роль консультанта и модератора. В ряде случаев педагог может направлять работу группы, предлагать возможные пути решения проблемы, но никогда не должен давать готовых ответов или схем. Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности, повышение мотивации к обучению, предложение новых и необычных форм представления результатов работы - вот некоторые основные задачи деятельности педагога в рамках этого метода.

В числе методов  оценки учащихся на уроках ОРКСЭ могут быть:

концептуальные карты и таблицы (которые помогают организовать и систематизировать материал);

мозговой штурм;

составление логической последовательности (например, вы даете задание учащимся разложить карточки с предложениями или картинками таким образом, чтобы получился связный и последовательный рассказ);

расстановка приоритетов (техника, позволяющая развить навыки выделения главных задач, которые необходимо выполнить в первую очередь и уделить наибольшее внимание);

анализ артефактов и проч.

Таким образом, в организации системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения формализованные требования (баллы, отметки) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.

Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.

По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.

По ОРКСЭ домашние задания задаются только в виде творческих (нарисовать рисунок, написать сочинение, подготовить доклад и т.д.)

Безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года.

Информационные ресурсы:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Аркадьева А.В. Проблемы преподавания религиоведения в начальной школе//Начальное образование. - 2011. - № 3.

Быков А.К. Патриотизм в контексте гражданско-нравственного становления школьников//Образование в современной школе. -  2012. -  № 4.

Григорьев ВД. Социальное и духовное в воспитании человека//Воспитательная работа в школе. – 2009. - №10.

Клепиков В. Психолого-педагогический механизм приобщения к ценностям// Воспитательная работа в школе. – 2010. -№ 9.

Колокольцева М.А. Семейные проекты как средство нравственного воспитания младших школьников,/Начальное образование. - 2011. - № 3.

Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. – 2006. - №1.

Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005 - №2.

Лапшина Т.П. Воспитание культуры поведения//Начальная школа. 2010.  -  №1.

Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» / Учебно-методическое пособие. - Екатеринбург, 2011.

Логинова Н.В. Роль притч в самоопределении личности в процессе духовно-нравственного образования учащихся//Начальное образование. - 2011. - № 3.

Метлик И.В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе//Воспитание школьников. № 2.  – 2012.

Метлик И.В. Религиозное образование в школе и проблема интеграции российского общества// Образование в современной школе. - 2012. -  № 4.

Основы религиозных культур и светской этики (итоги эксперимента и перспективы учебного курса) / Библиотечка журнала «Вестник образования России». – 2012. -  № 1.

«Святая наука – расслышать друг друга…» (еще раз об изучении религиозной культуры в начальной школе). Из портфеля главного редактора. /Начальное образование. - 2011. -  № 3.

Тарасова. Г.И. Нравственная значимость современного урока//Начальная школа. -  2010.  - №1.

Хуторянская Т. В. Технологические приемы сотрудничества учителя с семьей младшего школьника// Начальная школа.– 2010.  - № 4.

Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.;

Якиманская И.С.. Педагогическая психология: Основные проблемы. М., 2008.
Обновлено ( 27.01.2014 08:36 )
 

Комментарии   

 
# bigmarket 22.08.2019 05:49
Отличный интернет магазин хорошие скидки и бесплатная доставка
bigmarket24.ru
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить