Вы находитесь здесь: Консультирование Информационно-технологический отдел
Технология работы по формированию учебного фонда школьных библиотек
Автор: Коханова Ирина Валерьевна   
24.05.2011 08:24

Ключевые слова: основные направления деятельности школьной библиотеки , цели и задачи школьной библиотеки; библиотечный фонд общеобразовательного учреждения; комплектование учебного фонда; положение, регламентирующее порядок формирования, комплектования и организацию учебного фонда школьной библиотеки и обеспечения школьников учебниками и учебными пособиями; правовая основа комплектования учебной литературой общеобразовательных учреждений; алгоритм работы по комплектованию фонда учебной литературы.

Проблема: В условиях модернизации содержания образования, а также совершенствования механизмов управления качеством предоставляемых образовательных услуг, учебник выступает как основное средство реализации образовательных программ, поэтому основной задачей является сохранение и пополнение библиотечных фондов школьных библиотек современной литературой, направленной на формирование всесторонне развитой личности. В соответствии с законом Тамбовской области от 24.12.2010г. №725-З закупка учебников муниципальными общеобразовательными учреждениями будет осуществляться самостоятельно за счет областной субвенции, поэтому общеобразовательным учреждениям необходимо разработать и закрепить в уставах положение, регламентирующее порядок формирования, комплектования и организацию учебного фонда школьной библиотеки и обеспечения школьников учебниками и учебными пособиями.

Консультационный текст
Школьная библиотека – основной ресурс развития образования, и ее деятельность может стать эффективным инструментом модернизации общеобразовательного учреждения. Библиотека помогает получить целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

В соответствии с инициативой «Наша новая школа» образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает основные общеобразовательные программы, включающие учебный план, рабочие программы, формирует список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации образовательной программы. И особая роль отводится школьной библиотеке, как информационному центру образовательного учреждения.

Таким образом, деятельность библиотеки в современных условиях развития российского образования определяется следующими направлениями:

  • концентрацией документальных источников образования на традиционных и электронных носителях, в том числе — сетевых, предоставление доступа к внутрибиблиотечным и удаленным ресурсам образования;
  • приобщением школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания и форме проведения досуга, содействием в получении навыков самообразования школьников;
  • формированием информационной культуры личности, участием в адаптации школьников к условиям жизни в современном высокотехнологичном информационном обществе.

Согласно «Концепции развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года», разработанной Русской школьной Ассоциацией основными целями школьных библиотек в современном мире являются:

  • реализация информационного обеспечения образовательного процесса в школе, содействие самообразованию учащихся и учителей;
  • содействие развитию творческих способностей школьников, формированию духовно богатой, нравственно здоровой личности;
  • организация библиотечного обслуживания всех членов школьного сообщества;
  • обеспечение организации доступа к различным информационным ресурсам (местным, региональным, национальным и глобальным);
  • формирование информационной культуры учащихся через организацию информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации;
  • интеграция усилий педагогического коллектива и родительского сообщества в области приобщения к чтению и руководства чтением школьников, воспитание и закрепление у школьников потребности и привычки к чтению, учебе и пользованию библиотеками на протяжении всей жизни.

Реализация этих целей предполагает решение следующих задач:

  • формирование качественных библиотечных фондов;
  • оказание библиотечно-информационных услуг и услуг дополнительного образования;
  • организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни;
  • содействие в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в том числе основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий.

Достижение нового качества образования невозможно без кардинального улучшения состояния книжного фонда школьных библиотек, пополнения его учебной литературой в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами, в которых «на первое место выходят требования к результатам образования, приобретающие личностный и социальный смысл, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым».

Библиотечный фонд - это совокупность документов различного назначения и статуса, организационно и функционально связанных между собой, подлежащих учету, комплектованию, хранению и использованию в целях обеспечения учебного процесса и (или) научной деятельности образовательного учреждения. Библиотечный фонд делится на: основной фонд (художественная, справочная и методическая литература) и учебный.

Для успешной модернизации фондов школьных библиотек, непрерывного пополнения новой литературой необходимо разработать и закрепить в уставах общеобразовательных учреждений положение, регламентирующее порядок формирования, комплектования и организацию учебного фонда школьной библиотеки и обеспечения школьников учебниками и учебными пособиями. Учебный фонд школьной библиотеки создается как единый библиотечный фонд на основе централизованного комплектования и хранится в отдельном помещении.

Формирование библиотечных фондов требует от библиотекаря точного знания задач, стоящих в данное время перед библиотекой, а также постоянного изучения контингента пользователей, их потребностей, интересов, литературных вкусов, установок, стимулов, мотивов обращения к документам. Залог успеха состоит в умении определить, предвосхитить будущие информационные запросы. Для правильного формирования библиотечных фондов нужно знать информационные запросы, приравнивать их к интересам и потребностям пользователей. Комплектование учебного фонда определяется в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы, общего образования и с учетом потребностей школы и учебными программами, главной целью которых является реализация государственных образовательных стандартов.
Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в общеобразовательных учреждениях реализуется, в том числе, посредством финансирования расходов на учебники и учебные пособия в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Порядок обеспечения учебной литературой общеобразовательных учреждений определяется действующим законодательством:

- Конституцией Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1;
- «Бюджетным кодексом Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ;
- Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
- Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ;
- Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»; (в редакции от 20.04.2007); («Российская газета», 2005, 31 декабря, № 297);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 января 2007 года №5 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции «Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» («Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» от 5 марта 2007 года №10);
- ежегодно утверждаемым Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
- Законом Тамбовской области № 725-З от 24.12.2010 «Об областных нормативах финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Тамбовской области»;
- Постановлением Администрации Тамбовской области № 84 от 07.02.2011 «О Порядке предоставления и расходования межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Тамбовской области на реализацию ведомственной целевой программы «Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Тамбовской области на 2011-2013 годы»;
- Законом Тамбовской области от 29 декабря 1999 г. № 96-З «Об образовании в Тамбовской области» (в редакции от 05.06.2008); («Тамбовская жизнь», 2000, 21 января, № 10-11);
- постановлением администрации области от 09 апреля 2007 г. № 363 «Об утверждении Единых (стандартизированных) требований к предоставлению государственных услуг в области» («Тамбовская жизнь», 2007, 17 апреля, № 133-134);
- локальными актами общеобразовательного учреждения;
- иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тамбовской области, регламентирующими правоотношения, возникающие при исполнении государственной функции.

В соответствии с Законом «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельно определяют перечни учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию образовательных программ данного учреждения. Основным принципом формирования заказа является свобода выбора учителем учебников и учебных пособий при оценке обоснованности (правомерности) их использования в учебном процессе в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ (статья 32).

В перечне учебников и учебных пособий, которые планируется использовать в новом учебном году общеобразовательным учреждением, должны быть учтены образовательная программа образовательного учреждения, анализ библиотечных фондов образовательных учреждений и рекомендации доцентов предметных кафедр ТОИПКРО. Данный перечень утверждается директором образовательного учреждения и является обязательным документом. Общая потребность в пополнении учебного библиотечного фонда школы на следующий учебный год определяется по его фактическому состоянию с учетом утвержденных на следующий учебный год программ и ежегодной инвентаризации учебного библиотечного фонда.

Комплектование учебного фонда происходит на основе Федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ для использования в образовательном процессе. Поскольку федеральный перечень учебников утверждается Министерством образования ежегодно, перечень учебников, обеспечивающих реализацию образовательных программ данного учреждения, утверждается ежегодно.

В соответствии с Законом Тамбовской области от 24.12.2010г. №725-З «Об областных нормативах финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Тамбовской области» муниципальные общеобразовательные учреждения самостоятельно комплектуют фонд учебной литературы на средства областных субвенций, предоставляемых муниципальным образованиям в части расходов на приобретение учебников и учебных пособий.

Таким образом, фонд комплектуется на средства областных субвенций, предоставляемых муниципальным образованиям в части расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средства местных бюджетов и внебюджетных средств.

Непосредственное руководство и контроль за работой по созданию и своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников осуществляет директор школы.
Процесс работы по комплектованию фонда учебной литературы в общеобразовательном учреждении включает следующие этапы:

  • Разработка и утверждение положения, регламентирующего порядок формирования, комплектования и организацию учебного фонда школьной библиотеки и обеспечения школьников учебниками и учебными пособиями за счет разных источников финансирования. Закрепление обязанностей по формированию фондов за всеми участниками процесса.
  • Определение размера денежных средств, необходимых для приобретения учебников, за счет областной субвенции и других источников финансирования. Родительские средства для пополнения учебного библиотечного фонда школы привлекаются на добровольной основе.
  • Информирование учителей о новых учебных изданиях на педагогических совещаниях, методических объединениях, а родителей на общешкольном родительском комитете.
  • Работа педагогического коллектива с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, по выбору учебников, необходимых для реализации образовательной программы ОУ.
  • Проведение инвентаризации фондов школьных библиотек.
  • Подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году, в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения.
  • Предоставление перечня учебников педагогическому совету на согласование и утверждение.
  • Составление списка заказа учебников и учебных пособий на следующий учебный год.
  • Приобретение учебной литературы в соответствии с действующим законодательством.
  • Передача учебной литературы в фонд библиотеки общеобразовательного учреждения.
  • Постановка, приобретенной литературы на баланс образовательного учреждения, согласно требованиям бухгалтерского учета.

Формирование заказа на учебники и учебные пособия по системе создания целевого общешкольного фонда создает оптимальные условия для полного обеспечения современной и учебно-методической литературой; ведет к эффективному привлечению бюджетных и внебюджетных средств; школа сама формирует заказ на необходимую учебную литературу, организует получение книг; осуществляет обработку и учет.

Список использованной литературы:

  • Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года. Общественно-государственный проект/ Н.В. Бубекина, Н.И. Гендина, Т.Д. Жукова, Л.Е. Коршунова.- Шацк: Шацк-Принт, 2010.- 24 с.
  • Никандоров Н.Д. Материалы цикла Всероссийских телемостов по вопросам Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения/ Н.Д. Никандоров, А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.- 56 с. – (Российская академия образования: интерактивный диалог; вып.1)
  • Положение о порядке обеспечения учебной литературой образовательных учреждений Красноярского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.lyceum7.ru/index.php?productID=153 , свободный.
  • Образовательная деятельность и расходы. Библиотечный фонд в образовательных организациях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.referent.ru/50/179963?l1#l1 , свободный.
  • Положение о порядке создания, обновления и использования учебного фонда библиотеки муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 68» г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://barnaulsch68.narod.ru/la_17.htm , свободный.
  • Комплектование документных фондов муниципальных библиотек [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aonb.ru/depart/sik/main.phtml?op=878#7 , свободный.
  • Положение о порядке создания, обновления и использования учебного фонда библиотеки МОУ СОШ пос. Бакшеево Шатурского муниципального района [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://baksheevochool.ucoz.ru/publ/2-1-0-12 , свободный.
  • Положение о порядке создания и использования учебного фонда библиотеки МОУ СОШ №13 г.Александров Владимирской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.alex-school13.ru/articles.php?dir=articles/1274428066&file=1274428096.txt , свободный.
  • Учетная документация библиотеки школы № 43 г.Чебоксары [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://biblioteka-43.narod.ru/p7aa1.html , свободный.
  • Образовательная деятельность и расходы. Библиотечный фонд в образовательных организациях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.referent.ru/50/179963 , свободный.
  • Информатизация библиотек как средство повышения информационной культуры [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.ifap.ru/pr/2008/080923ac.rtf , свободный.
Обновлено ( 17.02.2015 10:32 )
 

Комментарии   

 
# Марина 14.03.2016 07:46
Спасибо, отличный материал.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# ScottAlave 09.09.2019 05:41
Плиточные покрытия подразделяют на искусственные бетонные и плитки из естественного камня. Наиболее общедоступный вещь для декоративных покрытий – бетонные .../blog-post_24.html плитки. Они прочны, долговечны, гигиеничны, эстетически привлекательны, если в бетон добавить различные красители
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить