Вы находитесь здесь: Консультирование Информационно-технологический отдел
Информационная карта инновационного опыта
Автор: Праздникова Галина Захаровна   
02.02.2011 10:59

Консультант рубрики: Праздникова Галина Захаровна, методист отдела информационных ресурсов

Ключевые слова: информационная карта опыта, инфотека, сетевое взаимодействие

Проблема:

Информационная карта инновационного опыта (ИКИО) является инструментом структурирования педагогического опыта, введенная в Банк данных или Инфотеку, информационная карта знакомит через сетевые формы взаимодействия всех пользователей сети с инновационными идеями или достижениями.

Консультационный текст:

Информационная карта инновационного опыта

Информационная карта инновационного опыта (ИКИО) является инструментом структурирования инновационного управленческого и педагогического опыта, а также позволяет рассматривать опыт как объект исследования профессиональных преобразований обладателей инноваций.

Информационная карта, введенная в Банк данных или Инфотеку, знакомит через сетевые формы взаимодействия всех пользователей сети с инновационными идеями или достижениями.

Предлагаемая структура информационной карты разработана в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Методика работы с информационной картой педагогического опыта

Информационная карта[1] (ИК) рассматривается нами не только в качестве результата процедуры паспортизации ресурсов различного вида, но и как инструмент обобщения педагогического опыта, позволяющий автору найти необходимый «угол зрения» в транслируемой практике, определить способ «упаковки» содержания. Из практики вычленяется цельный, законченный фрагмент, который имеет основание для обобщения и может быть описан в формализованной модели.

Заполнению информационной карты, как мы уже отметили, предшествует работа по обобщению опыта. Именно поэтому зачастую камнем преткновения автора ресурса становится уже тема работы. Тема должна отражать ключевую идею педагогического опыта, то есть что (методы, технологии, способы, средства и т.д.) и для чего может быть использовано. Типичной ошибкой является отражение в теме опыта всей практики педагога («Преподавание математики в 7 классе») или заявление универсального направления («Метод проектов в школе»).

Представленный в информационной карте опыт будет востребован, если он описывает конкретный способ воздействия на ту или иную проблемную зону образования. Отсюда вторым элементом ИК является «Источник изменений». Им могут быть противоречия, появление новых средств обучения; новые условия образовательной деятельности, новые потребности и запросы обучающихся и родителей.

В «Идее изменений» автор опыта должен зафиксировать, в чём конкретно заключается сущность опыта, т.е. ответить на вопрос: «что необходимо сделать для решения указанного в предыдущем пункте ИК противоречия?» (в отличие от «Концепции изменений», в которой содержится ответ на вопрос: «как я буду делать то, что необходимо?»).

Идея изменений указывает, за счёт каких действий педагога или используемых методов произойдёт достижение результата.

Фиксируемые обозначения в информационной карте «Концепции изменений» ориентируют автора опыта на выделение в своей практике, обобщение и представление «Способа изменений», который содержит информацию о том, как реализовать изложенную выше идею, как организовать деятельность.

«Условия реализации изменений» фиксируют, какие специфические условия необходимы для осуществления деятельности, которая зафиксирована в опыте. Такими условиями могут выступить: особые компетенции, требования к материально-технической базе (оборудованию) и другие.

«Результаты изменений», фиксируемые в информационной карте, должны быть верифицированы (подтверждена их подлинность). Ими могут быть: высокие результаты обучающихся (показатели ЕГЭ, наличие победителей олимпиад, личностные изменения в детях, рост их интереса к предмету и др.), новые компетенции специалистов образования. Показатели (индикаторы качества) должны иметь числовое выражение (например, на 10% увеличилось число выпускников, трудоустроившихся по профессии); желательно представить динамику показателя за последние годы, подтверждающую реальные улучшения (увеличился процент выпускников с повышенными разрядами (условно): 2008 г. – 10%, 2009 г. – 15 %, 2010 г. – 30%).

Раздел «Публикации» заполняется при их наличии: фиксируются только те работы, в которых представлен заявленный в ИК опыт.

Отдельный пункт информационной карты – описание инновационного опыта, где в сжатом виде представлены структурные, содержательные и технологические элементы модели.

1.Общие сведения

 

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

 

 

 

 

II. Сущностные характеристики опыта

1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

 

2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

 

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

 

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

 

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

 

6.Результат изменений

 

7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 

 

III. Описание инновационного опыта учителя*

*Выполняется в свободной форме, представляет собой фактологическое описание учителем своего инновационного опыта объемом до 1 страницы (1800-2000 зн.)

 

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

 

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

 

V. Информационные характеристики опыта**

Характеристики инновационного опыта**

Обучение***

Воспитание***

Дополнительное

Образование***

1. Ценности и ценностные ориентации

 

 

 

2.Цели и задачи

 

 

 

3. Управление образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей)

 

 

  acrobat xi standard download

4.Содержание образования

 

 

 

5. Технологии, в том числе ИКТ

 

 

 

6.Средства

 

 

 

7.Методы

 

 

 

8.Организационные формы

 

 

 

9. Образовательная среда

 

 

 

10. Информационно-методическая среда

 

 

 

11.Информационные ресурсы

 

 

 

12.Организационные ресурсы

 

 

 

13.Мотивационные ресурсы

 

 

 

14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях-ОУ)

 

 

 

15.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

 

 

 

16.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

 

 

 

17. Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ)

 

 

 

*Таблица «Информационные характеристики опыта» заполняется на основе сущностных характеристик опыта в соответствии с составляющими образования, которые представляют содержание опыта (п.II). При представлении инновационного опыта учителя не заполняются пп.3,14,17.

**Столбец содержит составляющие образования, которые представляют содержание опыта.

*** В выбранную ячейку впишите 3-5 ключевых слов, отражающих изменения, составляющие сущность представленного опыта.

 

Вопрос: Кто заполняет карту?

Ответ: Карту может заполнить учитель, группа учителей, методист, руководитель образовательного учреждения. Информационная карта  может быть как  индивидуальным, так  и коллективным продуктом.

 

Вопрос: Кто осуществляет экспертизу? Дает экспертное заключение (IV раздел)?

Ответ: Экспертом может быть коллега, руководитель МО, руководитель школы, методист. Обращаем Ваше внимание на то, что необходимо указывать  контактные данные эксперта (телефон, эл. почту).

 

Вопрос: Раздел V – информационные характеристики опыта. В этом разделе все поля надо заполнить или выбрать отдельные?

 

Ответ: Следует выбрать 1 или 2 поля (соответствующие теме вашего опыта) и вписать 3-5 ключевых слов.

 

Информационные ресурсы:

  1. http:// www.apkpro.com/ikio
  2. Современные технологии обобщения и распространения лучших педагогических практик: Рабочая тетрадь / сост.: Г.З. Праздникова. – Тамбов: ТОИПКРО, 2009. – 32с.
  3. Сапегин К. В., Успенская С. В. Обобщение педагогического опыта с использованием информационной карты: методические рекомендации. – Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2010. – 35 с.


[1] Проект Е. М. Пахомовой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и психологии АПКиППРО, заведующей кабинетом педагогического опыта АПКиППРО. Подробнее на сайте: http://apkpro.com/ikio/

Обновлено ( 23.11.2011 13:46 )
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить