Вы находитесь здесь: Консультирование Информационно-технологический отдел
Изучение, обобщение и распространение лучших педагогических практик
Автор: Лариса Мягкоход   
29.10.2010 14:30

Консультант рубрики: Праздникова Галина Захаровна, методист отдела информационных ресурсов

Ключевые слова: педагогический анализ, источники информации, методы изучения

Проблема:

Изучение педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая непо­средственного наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления изучаемого педа­гогического явления, анализа и сравнения резуль­татов, подтверждения конкретными примерами педагогической деятельности автора опыта, что требует специальных знаний, высокого уровня педагогической квалификации и, что немаловажно, времени.

 

Консультационный текст:

Приоритетной в оценке качества работы учителя становится совокупность инновационности, наличия в опыте современных техно­логических подходов, научно объективной оценки процесса и результата деятельности. Совершенно очевидно, что от выявления до распространения педагогического опыта методисту предстоит достаточно долгий путь через изучение, обобщение и описание.

Рассмотрим этапы работы методи­ста по проблеме: выявление - изучение - обобщение – распространение. В данной схеме отсутствует одно из звеньев, которое традиционно связывается с проблемой педагогического опыта - формирование ПО. Мы сознательно упускаем этот объект деятельности методиста, относя его скорее к проблеме экспери­ментальной работы, чем к процессам, связанным с уже имеющимся педагогическим опытом. Вместе с тем считаем необходимым обозначить это направ­ление, связанное с выявлением талантливых педа­гогов, склонных к самоанализу и самоактуализации; способных синтезировать педагогические находки, оригинальные, нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей и на их основе выстраивать соб­ственные образовательные парадигмы, образцы педагогической деятельности. Эти образцы, воз­можно, будут приняты впоследствии как эффектив­ный (или если так привычнее - передовой) педаго­гический опыт.

Таким образом, первым компонентом в реали­зации названной проблемы является выявление образцов педагогической деятельности или педа­гогического опыта. Словарь русского языка СИ. Ожегова дает такое определение: «Выявить - сделать явным, обнаружить, вскрыть».

Таким образом, выявление педагогического опы­та следует рассматривать как обнаружение эффек­тивных подходов к образовательной деятельности, чтобы сделать их явными, доступными для распро­странения и заимствования другими педагогами.

Очевидно, что этап выявления состоит из цепи взаимосвязанных, последовательно осуществляе­мых действий: выявление адреса эффективного опыта, а затем выявление сущности этого опыта.

Возможные источники информации об авторах педагогического опыта:

  • результаты мониторинга качества образова­ния школьников;
  • результаты анализа учебных занятий в обра­зовательных учреждениях;
  • информация руководителей образовательных учреждений об учителях, работающих в инноваци­онном режиме;
  • заявление самого педагога - автора опыта, предъявляющего свой опыт, педаго­гические достижения, новации, отдельные приемы педагогической деятельности, дающие более эф­фективные в сравнении с традиционными резуль­таты учебной деятельности школьников;
  • мнение коллег, посетивших уроки педагога;
  • учащихся, у которых позитивно изменился уровень учебных достижений;
  • мнение родителей учащихся;
  • результаты методической недели по тому или иному предмету, в ходе которой учитель показал свои исследования и доказал их состоятельность и результативность;
  • конкурсы профессионального мастерства; фес­тивали педагогических инноваций; конференции, семинары, другие формы педагогического общения;
  • анализ ресурсов Интернета; участие педагога в сетевых сообществах;
  • рекомендации, полученные педагогом в ходе курсовой подготовки в ИПК или других подразделениях системы повышения квалификации;
  • другие источники информации.

 

При выявлении адреса педагогического опыта основными критериями оценки будут высокая эф­фективность и устойчивость результатов.

О некоторых подходах к планированию работы по проблеме.

1. При составлении плана целесообразно иметь в виду, что изучению и обобщению может подлежать:

  • целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);
  • система работы педагога по какой-либо проблеме (может быть изучена в течение года);
  • использование одного эффективного приема (время изучения определит сам педагог);
  • опыт освоения новых технологий или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).

Это далеко не полный перечень проблем для внесения в план объектов изучения ПО. Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, приносящие положительный результат и отвечающие требованию «Не навреди»: метод, технология, отдельный прием, способ, средство и др.

Длительность изучения и обобщения педагогического опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение одной учебной чет­верти, а может планироваться на год или более.

Приступая к изучению выявленного опыта, определим, что в каждом конкретном случае мы будем иметь в виду под определением системы (система использования приема, способа, метода и т.д.) Ведь далеко не всегда мы будем изучать целостную систему работы педагога.

2. Основанием для внесения в план изучения и обобщения того или иного объекта является востребованность ПО.

Материал, помещенный в копилку педагогиче­ского опыта, должен отвечать потребностям учителей, руководителей, других работников образова­тельных учреждений  (Иначе зачем?).

Исходя из этого положения определяем действия методиста, планирующего работу по изучению и обобщению ПО, формула которых может быть следующей:

Цель (для чего?) - содержание (что?) - методы, средства (как?) - результат (какой?)

Содержание планирования по изучению педагогического опыта

1. Адрес изучаемого опыта

2. Название темы. Необходимо четко определить проблему, по которой будет проводиться изучение опыта работы. Обосновать потребность, обусловившую необходимость поиска именно этого опыта работы, его обобщения.

3. Изучение литературы, документов, графических материалов, статистических данных; состояния практики работы учебных заведений города, района, области по проблеме.

4. Цель обобщения, основные направления изучаемой проблемы, возможные пути её решения.

5. Объект (субъект) изучения (чей опыт планируется изучать, кто будет изучать)

6. График посещения занятий (мероприятий), сформулировать цели каждого посещения. Обратить внимание:

-                    на актуальность и конкретность решаемых учебно-воспитательных задач, определенных носителем опыта;

-                    на степень активности и самостоятельной деятельности учащихся в решении поставленных задач;

-                    на определение уровня профессиональной подготовки, стиля работы, творческого потенциала педагога;

-                    на результативность занятия (системы занятий)

7. Накопление фактов, способы изучения ПО:

-                    выяснить отношение администрации к значению изучаемого опыта в комплексе задач, которые решает педагогический коллектив учебного заведения;

-                    наличие материалов по данному опыту работы, где они были представлены;

-                    где обсуждался и был одобрен к изучению и внедрению рассматриваемый опыт работы, результаты;

-                    изучение (использование) ПО в учебном заведении;

-                    изучение методических материалов, подготовленных носителем ПО, анализ их содержания; оказание помощи в систематизации накопленных методических материалов, подготовке описания опыта.

8. Подготовка научно-методического анализа изучаемого опыта. Необходимо отметить:

-                    актуальность проблемы и ее значение в совершенствовании учебно-воспитательного процесса;

-                    элементы (сущность) новизны опыта;

-                    результативность работы;

-                    рекомендации по использованию ПО.

9. Обработка и обобщение собранных сведений, оформление заключительного документа: справки, выводов, рекомендаций и т.п.

 

Методы изучения педагогического опыта:

С целью накопления разнообразного и достаточно обширного фактического материала используются следующие методы работы:

/. Анализ документов: исследование результа­тов педагогической деятельности на основе мони­торинга знаний учащихся; сравнение документов (различного характера) автора ПО с существующи­ми рекомендациями с целью выявления нетрадици­онных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.

2.Анкетирование: социологическое исследова­ние значимости изучаемого ПО для коллег, учащих­ся, родителей (возможно, но необязательно).

3.Анализ: выделение в конкретном ПО общих при­знаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.

4.Наблюдение: сбор информации путем прямой и непосредственной регистрации образовательно-воспитательных процессов и явлений.

5.Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что в ряду суждений лиц, качеств, сравнение каждого из них проводится с каждым из данного ряда.

6. Метод самооценки: метод оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств, мастер­ства среди других людей.

7.  Беседа.

8. Диагностика: установление состояния диагно­стируемых объектов.

9.Изучение продуктов деятельности (изучение умений и навыков учащихся, их способностей, интересов по результатам деятельности).

10. Обработка фактического материала осуществляется путем анализа идей, фактов, математического подсчета тех или иных показателей, процентного или графического выражения, а затем обобщения, установления определенных закономерностей.

Каковы требования к документу о педагогическом опыте?

Целесообразность: возможность для воспроиз­ведения данного опыта другими учителями.

Конкретность: раскрытие компонентов ПО (ме­тода, приема, способа и др.) на основе примеров педагогической деятельности автора опыта.

Научность: соответствие описываемых компо­нентов их определением в теории педагогики.

Целостность, логичность: описание компонентов последовательно, в четкой взаимосвязи их значи­мости для конкретного ПО.

Жанр документа и форма распространения педа­гогического опыта зависят от уровня обобщения: практический; методический; научный

Практический (наиболее часто применяемый) уровень обобщения педагогического опыта: описа­ние и (или) показ приемов и методов работы; от­дельных приемов и методов работы; показ резуль­тативности работы; показ системы работы. Формы: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.

Методический (наиболее продуктивный!) уровень обобщения педагогического опыта: выделение ве­дущей педагогической идеи опыта; характеристика условий развития опыта; анализ результативности работы; подготовка методических разработок и ре­комендаций. Формы: педагогические чтения, шко­ла педагогического опыта, мастер-класс, авторская школа, технологические карты, мультимедийный методический продукт, видеофильм и др.

Научный (наиболее способствующий мотивации самоактуализации и стимулированию творчества педагога) уровень обобщения педагогического опыта: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплекс­ность опыта; значение опыта для развития теории и практики. Формы: публикации, статьи, тезисы в сборниках научно-практических конференций, монографии и др.

Формы распространения педагогического опыта зависят от уровня обобщения опыта и характера автора опыта.

Следующий этап работы методиста - распрост­ранение изученного опыта.

Для того чтобы учитель мог творчески использо­вать обобщенный педагогический опыт, необходимо:

- не только чётко охарактеризовать содержа­ние опыта, но и раскрыть его сущность в опреде­ленных теоретических положениях;

- показать, при каких педагогических условиях были достигнуты оптимальные результаты педаго­гической деятельности;

обнажить трудности, возникающие при со­здании конкретного опыта.

Таким образом, мы еще раз возвращаем исследо­вателей педагогического опыта к алгоритму (опор­ным вопросам) распространения изученного педа­гогического опыта.

Что это (метод, прием, способ, технология, др.)?

Для чего это используется (цель)?

Как это осуществляется (технология)?

Какой результат это обеспечивает?

При каких условиях это можно осуществить?

Здесь уместно сказать об уникальном опыте, ко­торый трудно заимствовать в силу особых личност­ных данных автора, которого отличают такие качества, как артистизм, дар импровизации, широкая эрудиция, необыкновенная память, склонность к творчеству (например, создание творческих задач, поэтический дар, исследовательский талант), то есть индивидуаль­ные особенности, не передаваемые технологично.

Существует мнение, что опыт таких учителей и не следует обобщать и распространять. Это ошибочное мнение. Наблюдение опыта ярких, неординарных педагогов является своеобразным катализатором творчества, стимулирует раскрытие внутренних потенциальных возможностей личности. Наиболее продуктивными формами распростра­нения такого опыта являются:

  • мастер-класс, открытый урок, видеофильм, т.е. показ, как это делается, в случае, когда мы имеем дело с опытом педагога, в котором ярко выражены педагогический артистизм, импровизационность, художественная одаренность;
  • авторские курсы повышения квалификации, семинары, школы творчества, практикумы, т.е. фор­мы, поэтапно раскрывающие творческую лабора­торию в случае, когда распространению подлежит педагогический опыт педагога-исследователя.

 

Рекомендуемая литература

  1. Конаржевский Ю.А.Технология педагогического анализа УВП: для директоров и заместителей директоров школ. Ч.I,II – М.: Педагогический центр. – 1997.
  2. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара: СамГПИ. – 1994.
  3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998.
  4. Настольная книга методиста / сост. С.А. Титова. – Мн.: Красико-Принт. – 2006.
  5. Новокшёнов О. Ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования // Учитель. - 2000. - № 4.
  6. Пахомова Е.М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы // Методист. – 2005 - №2.
 

Комментарии   

 
# Георгий Кандибур 25.07.2011 11:06
Уважаемые коллеги!
Уникальный ШКОЛЬНЫЙ эксперимент, который проходит в одной из общеобразовател ьных школ города Днепропетровска .
Получасовой фильм об этой школе Вы сможете посмотреть по ссылке:
kandibur.com/.../... или
(тот же фильм) www.youtube.com/.../
а также (меньше 3 минут):
nctv.in.ua/.../...
Будем признательны за любые отзывы!
С наилучшими пожеланиями – Георгий Кандибур, автор эксперимента
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить