Вы находитесь здесь: Консультирование Развития начального и среднего проф. образования
Формирование вариантивной части основной профессиональной образовательной программы образовательного учреждения
Автор: Лариса Мягкоход   
12.09.2011 14:34

Сысоева Т.В., методист отдела развития начального и среднего профессионального образования

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, вариативная часть основной профессиональной образовательной программы.

Проблема: Переход на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения дает образовательным учреждениям большие академические возможности, но, в то же время, не отражает особенности экономики конкретного региона. Возникает вопрос, касающийся формирования содержания вариативной части основной профессиональной образовательной программы начального и среднего профес­сионального образования, соответствующего требованиям регионального рынкам труда и образовательных услуг.

Консультативный текст: Реализация вариативной части ОПОП ОУ дает большие свободы образова­тельным учреждениям в вопросах формирования содержания профессионального образования, позволяющие, с одной стороны, реализовывать инновационные интег­рированные образовательные программы, с другой, - учитывать дополнительные требования, выдвигаемые региональным рынком труда, рынком образовательных услуг в целом и отдельными участниками образовательного процесса. Это налагает дополнительную ответственность на педагогический коллектив и руководителей об­разовательных учреждений и требует повышения квалификации педагогических ра­ботников колледжей по вопросам формирования содержания профессионального образования на модульно-компетентностной основе.

Разработка вариативной части ОПОП ОУ состоит из следующих этапов:

1.   Формирование рабочей группы.

2.   Анализ нормативной базы (ФГОС, ПС, квалификационных  характеристик, НРК, ОКЗ, ОКВЭД).

3.   Определение специфики ОПОП ОУ.

4.   Проведение АПУ.

5.   Разработка структуры вариативной части ОПОП ОУ профессии НПО (специаль­ности СПО).

6.   Разработка содержания вариативной части ОПОП - программ дисциплин или их разделов (тем) и (или) профессиональных модулей.

7.   Определение требований к условиям реализации вариативной части ОПОП ОУ.

Перед началом формирования вариативной части ОПОП, согласно требо­ваниям ФГОС, образовательное учреждение должно определить её специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и отдель­ных работодателей. Факторами, влияющими на формирование требований рынка труда, могут быть потребности в:

-   освоении новых профессиональных компетенций (функций), связанных, как правило, с усложнением видов профессиональной деятельности, или освое­нии новых видов деятельности (новых технологий и пр.);

-    более детальном и углубленном освоении конкретных профессиональных компетенций (функций) по осваиваемой профессии или специальности;

-    освоении новых профессиональных компетенций в смежных (родственных) или иных областях профессиональной деятельности.

К основным факторам, определяющим специфику ОПОП ОУ и влияющим на формирование её вариативной части, могут быть отнесены:

-   состояние и перспективы развития конкретной отрасли в данном регионе;

-   существующие и прогнозируемые требования рынка труда и конкретных рабо­тодателей к общим и профессиональным компетенциям выпускников по про­фессии (специальности);

-  требования обучающихся к индивидуальной образовательной программе и образовательной траектории (запросы поступающих на обучение по профес­сии или специальности);

-   особенности реализуемой профессиональной образовательной программы (основная, сокращенная, интегрированная).

Определение специфики ОПОП, в том числе использования вариативной части, проводится на основе сравнительного анализа требований к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ по профессии (специ­альности), задаваемых ФГОСами начального или среднего профессионального образования и требований региональных рынков труда и образовательных услуг.

Это позволит вначале установить востребованные рынком труда профессио­нальные функции и конечные результаты обучения (необходимые для выпол­нения этих функций компетенции, умения и знания, практический опыт), а затем определить номенклатуру элементов вариативной части, которые обеспечат дос­тижение требуемых результатов обучения (освоения вариативной части ОПОП).

Для определения требований работодателей и запросов регионального рынка необходимо провести анализ потребностей в умениях (АПУ) по конкретной профессии (специальности) с использованием метода функционального анализа профессиональной деятельности. При наличии отраслевых профессиональных стандартов требования работодателей в них уже отражены, и, при необходимо­сти, достаточно лишь их уточнение и дополнение.

Для проведения анализа потребностей в умениях необходимо:

1.  Определить исследуемую аудиторию (работник по конкретной профессии (специальности), руководители подразделений, представители отдела кадров, абитуриенты, обучающиеся, выпускники, родители и т.п.).

2. Составить анкету, в содержание которой целесообразно включить обозначен­ные во ФГОС и профессиональных стандартах (при их наличии) виды профес­сиональной деятельности, общие и профессиональные компетенции, а также данные для анализа предполагаемых дополнительных видов профессио­нальной деятельности, профессиональных компетенций, знаний и умений, необходимых для их выполнения. Провести анкетирование (интервьюирование).

3. Обработать и уточнить результаты анкетирования, провести их всесторонний анализ.

Заключительный этап анализа - соотнесение полученных результатов с со­держанием требований ФГОС, выявление тех изменений и дополнений, которые не­обходимо внести и учесть при формировании вариативной части ОПОП ОУ.

По итогам анализа потребностей в умениях конкретизируются конечные результаты обучения в виде выявленных видов профессиональной деятельности (профессиональных функций), необходимых компетенций, умений и знаний, прак­тического опыта. Затем определяется номенклатура элементов вариативной части, за счет которых будут достигнуты запланированные результаты обучения.

Следующим этапом формирования вариативной части является определе­ние структуры и места освоения элементов вариативной части в общей структуре ОПОП. Вариативная часть ОПОП ОУ может иметь простую или сложную структу­ру, строиться на основе требований, определяемых органами управления обра­зованием и/или образовательными учреждениями в зависимости от особенностей политики региона в области профессионального образования. Она может состо­ять из одного или нескольких элементов.

После определения структуры вариативной части ОПОП ОУ и её места в структуре ОПОП ОУ разрабатываются программы дисциплин и модулей или до­полняются примерные программы дисциплин и модулей инвариантной части ОПОП.

Перечень сокращений, принятых в работе:

АПУ - анализ потребностей в умениях;

МДК - междисциплинарный курс;

НПО - начальное профессиональное образование;

НРК - национальная рамка квалификаций;

ОКВЭД - общероссийский классификатор видов экономической       деятельности ОКЗ - общероссийский классификатор занятий;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа  (НПО,       СПО, ВПО);

ОПОП ОУ - основная профессиональная образовательная программа   образова­тельного учреждения;

ОУ - образовательное учреждение;

ПС - профессиональный стандарт;

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт.


 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить