Вы находитесь здесь: Консультирование Развития начального и среднего проф. образования
Концептуальные основы патриотического воспитания учреждения начального и среднего профессионального образования
Автор: Лариса Мягкоход   
12.09.2011 14:31

Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: программа патриотического воспитания, государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации», гражданское образование, патриотическое воспитание

 

Краткая аннотация контента консультации.

Консультация по вопросу разработки программы патриотического воспитания студентов учреждения начального и среднего профессионального образования.

 

Запрос на консультирование

Обнародована программа патриотического воспитания россиян на 2011—2015 годы, на реализацию которой будет потрачено почти 800 млн рублей. Как ожидают авторы, она искоренит экстремизм отдельных групп граждан, повысит духовность россиян и обеспечит им политстабильность — в основном, при помощи новых музеев, конференций и конкурсов. Кроме того, будет принят закон «О патриотическом воспитании граждан России».

Как указано в программе, патриотизм должен стать «нравственной основой активной жизненной позиции граждан». Одной из целей документа названо «формирование позитивного отношения общества к военной службе» и «положительной мотивации» у молодых людей на призыв и службу в армии.

Отвечать за реализацию программы, как указано в документе, будут Минобороны, Минобрнауки, Минкульт, Минспорта и Российский государственный военный историко-культурный центр. Каждому из этих ведомств, придется разработать свой план патриотического воспитания «с указанием конкретных работ, необходимых затрат и источников их финансирования».

Консультативный текст

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» характеризует современную обстановку в стране так: «События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей общества оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение индивидуализм, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессия, коррупция, неуважительное отношение к государству и праву, прошлому нашей страны». В этих условиях неотложной задачей становится формирование патриотических чувств и гражданского самосознания как основы существования государства.

Являясь одним из социальных институтов, система образования играет особую роль в формировании гражданских качеств личности. Гражданское воспитание понимается как вид целенаправленной духовно-практической деятельности по формированию гражданской сознательности, активности, ответственности, гражданское образование – это образование, готовящее человека к тому, чтобы он стал  не только ответственным гражданином, но и был способен многое сделать для своей страны.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Основой гражданского и патриотического воспитания  является социальная направленность. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие социальной зрелости  обучающихся и студентов.

Цель: Программа патриотического воспитания предполагает реализацию мероприятий путем расширения  новых форм и методов работы, основываясь на уже сложившихся традициях образовательных учреждений.

Цель: подготовка обучающихся и студентов к ответственной и осмысленной жизнедеятельности в  современном обществе, через создание условий для  формирования их социальной зрелости, проявляющейся в  способности самостоятельно и ответственно реализовывать свои права и обязанности  патриота, гражданина, семьянина и человека.

Задачи:

Формировать у обучающихся и студентов гражданское самосознание, проявляющееся в ценностном отношении к личности, семье, обществу и государству, патриотические чувства.

Развивать социальную и гражданскую ответственность, уважение к закону, готовность к выполнению конституционных обязанностей.

Содействовать развитию качеств, модели поведения, мотиваций и установок, позволяющих реализовывать выбранную позитивную систему ценностей.

Содействовать развитию активности, самостоятельности, творческого потенциала обучающихся и студентов.

Расширять  новые формы, методы и средства педагогического воздействия на обучающихся и студентов с целью формирования  их социальной зрелости.

 

Предполагаемые конечные результаты

 

1. Формирование патриотических чувств и гражданского самосознания  обучающихся и студентов.

2. Развитие ответственности, самостоятельности, активности, творческого потенциала обучающихся и студентов.

3. Увеличение вклада  молодых людей в решение проблем гражданско - патриотического воспитания.

4. Достижение социальной зрелости обучающихся и студентов путём совершенствования форм, методов и средств педагогического воздействия.

 

Отдельной разработки и рассмотрения педагогическим коллективом в ходе реализации программы требуют: критерии эффективности, показатели, методики изучения.

 

Комплексное методическое обеспечение

Включает планирование, разработку и создание оптимальной системы средств нормативно-методического и организационно-методического обеспечения.

Нормативно-методическое обеспечение включает в себя совокупность нормативно-правовой и методической документации, регламентирующей процесс реализации программы патриотического воспитания студентов.

В нынешней программе решено совершенствовать законодательство в области патриотического воспитания, повышать «профессионализм специалистов патриотического воспитания» и более активно использовать для целей программы интернет.

В частности, реализовывать поставленные задачи будет отдельный закон «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации».

Разработать его и внести в Госдуму должны до 2012 года. Исполнителями назначены сразу несколько ведомств и организаций — Минспорта, Минобороны, Минкультуры, Росвоенцентр, МВД, Минюст, Минфин, ФСБ, Российская академия наук, Российская академия образования.

Пока же, до выхода закона, госорганы должны создавать «современную творческую молодежь — патриотов России». На научно-исследовательские и творческих работы молодых ученых в области патриотизма государство собирается тратить 3 млн рублей каждые два года, на конкурсы курсовых и дипломов, «связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа», — по 2 млн в каждый год программы. Минобрнауки должно организовывать семинары на тему «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования» и проводить конкурсы среди педагогов. На все это выделяется 3 млн рублей. Росмолодежь должна принимать участие в организации «всероссийских интернет-конференции с участием руководителей ветеранских, молодежных и детских объединений по актуальным проблемам патриотического воспитания молодежи», организовывать различные форумы и выставки.

К 2011 году, согласно программе, будут учреждены две новые награды — «За успехи в патриотическом воспитании» и «За проявление патриотизма в соревнованиях и состязаниях на международной спортивной арене».

Конечным же результатом, проделанной работы, должны стать «положительная динамика роста патриотизма в стране», возросшая социальная и трудовая активность граждан, «особенно молодежи», «преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности».

Ольшевский А.Ф., методист отдела развития начального и среднего профессионального образования
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить