Вы находитесь здесь: Консультирование Развития начального и среднего проф. образования
Консультация для руководителей и педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования по разработке комплексного методического обеспечения организации обучения по профессиям и специальностям
Автор: Лариса Мягкоход   
12.09.2011 14:27

Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: комплексное методическое обеспечение, федеральный государственный образовательный стандарт, основная профессиональная образовательная программа, профессиональная компетенция

 

Введение федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения предполагает смещение акцента с определения минимума содержания на минимум результата, что, безусловно, констатирует необходимость разработки комплексного методического обеспечения обучения на уровне образовательного учреждения.

Новое поколение федеральных государственных стандартов основано на формировании содержания образования «от результата», а их системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников. Очевидны различия с предыдущими поколениями образовательных стандартов, основным компонентом которых являлись требования к минимуму содержания обучения, т.е. фиксированный объем учебного материала, обязательного для изложения преподавателем. Разработка требований к результатам образования происходила путем их соотнесения с дидактическими единицами обязательного минимума содержания образования, обновление которого заключалось в замене «устаревших» дидактических единиц. Таким образом, не провозглашаемые, а реально действующие цели образования сводились к усвоению предметных знаний и умений, что не в достаточной степени позволяло выпускникам осваивать профессиональную деятельность

Характеристика профессиональной деятельности выпускников в ФГОС третьего поколения включает описание области, объектов и основных видов профессиональной деятельности, представляющих собой относительно автономные профессиональные функции, каждая из которых имеет специфические объекты, условия, инструменты, характер и результаты труда и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы. На их основе в стандартах нового поколения структурируется содержание основной профессиональной образовательной программы и разрабатываются контрольно-измерительные материалы, подбираются формы и методы обучения и оценивания результатов подготовки.

Комплексное методическое обеспечение в этом контексте включает планирование, разработку и создание оптимальной системы средств нормативно-методического и организационно-методического обеспечения.

Нормативно-методическое обеспечение включает в себя совокупность нормативно-правовой и методической документации, регламентирующей процесс введения и реализации ФГОС НПО/СПО (http://www.firo.ru/programmy-profobrazovaniya/normativno-metodicheskoe-soprovojdenie-vvedeniya-fgos/) . К числу таких документов относятся:

Разъяснения по формированию учебного плана ОПОП НПО и СПО.

Письмо МОН «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО и СПО».

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 № 521.

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. No. 543.

Письмо Минобрнауки России от 29 мая 2007 г. № 03-1180.

Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. № 241.

Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин НПО и СПО.

Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей НПО, СПО.

Программа курсов Разработка и экспертиза примерных и основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО.

Договор авторского заказа на создание произведения с отчуждением исключительных прав.

Договор об отчуждении исключительного права на произведение.

Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения в установленных договором пределах.

Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения в установленных договором пределах (неисключительная лицензия).

Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в других формах (утв. Минобрнауки 31 июля 2009 г.профессионального образования/среднего профессионального образования.

Организационно-методическое обеспечение представляет собой макетные образцы основной учебно-планирующей документации образовательного учреждения НПО/СПО:

Макет основной профессиональной образовательной программы (http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2010/04/Письмо-МОН.pdf) .

Макет учебного плана  образовательного учреждения НПО/СПО (http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2010/04/Разъяснения-по-формированию-учебного-плана-ОПОП-НПО-и-СПО.doc)

Макет календарного учебного графика образовательного учреждения НПО/СПО (http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2010/04/uch-graf-npo-spo.doc)

Макет программы учебных дисциплин (http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2010/04/npo-spo1.doc)

Макет программы профессиональных модулей (http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2010/04/npo-spo2.doc)

 

Информационные ресурсы

1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (http://mon.gov.ru/)

2. Официальный сайт ФГУ «Федеральный институт развития образования» (http://www.firo.ru/)

3. Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/)

4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/window)

5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/)

6. Федеральный центр образовательных инноваций и технологий (http://www.fcoit.ru/content/)

7. Официальный сайт Управления образования и науки Тамбовской области (http://obraz.tambov.gov.ru/)

8. Официальный сайт ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» (http://ipkold.68edu.ru/)

9. Информационно-производственный центр «Образовательные медиатехнологии» (http://www.e-mediatech.com/)

 

Ерохина Н.Н., методист отдела развития начального и среднего профессионального образования

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить